Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Если бы Бог время от времени не «укладывал нас на лопатки», нам некогда было бы посмотреть на небо». (Блез Паскаль)

История взаимоотношений церкви и государства: "Авиньонский период папства: упадок или возвышение?"

Вы также можете прослушать аудиозапись радиопередачи «Слово для тебя» на радио «Новая жизнь», посвященную дискуссии на тему: Авиньонский период папства: упадок или возвышени

Представляем Вам очередную публикацию в рамках рубрики: «История взаимоотношений церкви и государства»

Папа Римский по определению должен иметь основную резиденцию в Риме, однако в Средние века был период, когда Святой Престол находился совсем в другом месте, в городе Авиньон, расположенном на юге современной Франции.

Пребывание там римских епископов затянулось почти на целое столетие, точнее примерно на 80 лет. Период нахождения пап в Авиньоне пришелся на XIV век. Русь к началу XIV века уже около 60 лет находилась под татаро-монгольским игом, а к концу "авиньонского" периода как раз произошла Куликовская битва, после которой Московское княжество окончательно завоевало право на то, чтобы стать объединительным центром Руси. Византийская империя в это время пыталась обороняться от экспансии османского государства, которое постепенно присоединяло все новые византийские территории. К концу авиньонского периода Византийская империя распространялась кроме Константинополя и прилегающей территории лишь на некоторые районы Греции.

Разумеется, нужно понимать, что описанные ситуации на Руси, в Византии и в Авиньоне между собой связаны очень мало. Однако хронологически они соответствуют примерно одному историческому периоду.

Папы в Авиньоне…Как так получилось, что они оказались там? Можно ли считать "авиньонский" период своеобразным "вавилонским пленением" римских первосвященников или власть пап в новой столице лишь укрепилась? На эти вопросы мы попробуем ответить в этой небольшой статье.

Итак, Авиньон – это город на юге Франции, однако тогда, в начале XIV в., он не был частью французского государства. Однако мы прекрасно понимаем, что ни в то время, ни даже сейчас невозможно находится вблизи такого крупного и влиятельного государства как Франция, при этом не испытывая в той или иной степени (как правило в огромной) влияния этой страны.

Получается, что пребывание пап в Авиньоне было тесно связано с Францией, и из фактологии событий мы видим, что это воистину так. Поэтому авиньонский период папства можно смело назвать "французским периодом".

Все папы авиньонского периода были французского происхождения, и все они находились под значительным влиянием французских королей, часто обслуживая их интересы.

Как же так получилось, что еще совсем недавно "руководившее и направлявшее" судьбы крупнейших европейских королевств папство оказалось в положении заложника и в некотором роде даже пленника французской короны?

Дело в том, что пока папы пытались решать общеевропейские задачи и претендовали на роль высшего властного института христианского мира, происходило упрочение и трансформация системы власти в ведущих державах региона. Если раньше светские европейские государства скреплялись в основном лишь интересами достаточно узкой властной верхушки, военной силой или господством народа-завоевателя над покоренным населением (как это было с Державой Карла Великого, Королевством Лангобардов или Германской империей), то к XIV веку в некоторых европейских государствах формируются сословно-представительные монархии. Власть в таких государствах опирается уже не только на довольно узкий слой приближенных короля и военную силу, но получает легитимность от самых разных слоев средневекового общества – дворян, горожан и местного духовенства. Если в Англии возникновение парламента произошло еще в XIII веке и было вынужденным шагом короля, находившегося под нажимом аристократии, то во Франции парламент (Генеральные штаты) возник по инициативе самого короля. Генеральные штаты возникли во Франции в самом начале XIV века, практически накануне переселения пап в Авиньон. И вот как раз эти два события связаны весьма тесно.

Парламент во Франции созывался в основном для получения согласия на ввод или повышение налогов, а также в некоторых других важных для государства случаях, когда власти необходимо было заручиться поддержкой различных сословий. Таким образом, у короля появилась новая и важнейшая опора при конфликте с папами. Имея поддержку сословий через парламент, король мог уже не так опасаться интердиктов и отлучений, которыми ему мог грозить папа. Да и папы понимали, что их кары в новых условиях уже могут просто не быть реализованными…

В начале XIV века французский король Филипп IV Красивый, который как раз был таким государем "нового типа", опиравшимся на поддержку сословий, вступил в конфликт с римским папой Бонифацием VIII, который был образцом прежнего "григорианского" папства, мыслившего себя носителем высшей власти в христианском мире. При этом оба властителя были весьма властными и амбициозными людьми.

Конфликт начался в конце XIII в., когда король Франции обложил новым налогом, необходимым для ведения войны с Англией, в том числе и духовенство, не согласовав эту меру с папой. Папа осудил это решение, но отлучить короля от церкви не решился. Позже произошло примирение, папа разрешил французскому духовенству платить налоги добровольно.

В самом начале XIV в. конфликт снова усилился, так как во Франции был арестован и предан светскому суду один из епископов, который, правда, вел себя при французском дворе довольно вызывающе. Бонифаций VIII издал буллу с осуждением «незаконного» обращения с епископом, однако Филипп IV заручился поддержкой Генеральных штатов, которые обвинили самого папу в ереси и потребовали его суда не церковном соборе.

После этого произошло нечто доселе не виданное – посланник Филиппа Гийом де Ногарэ с воинским отрядом отправился в Рим и арестовал папу, при этом чуть ли не силой стащив его с трона. Вывезти Бонифация VIII во Францию не удалось, однако оскорбленный папа помутился в разуме и вскоре скончался…

После Бонифация VIII на папском престоле недолго находился новый папа Бенедикт XI, который снял отлучение с Филиппа IV но, по некоторым данным, отлучил Ногарэ, который руководил похищением Бонифация VIII. После восьми месяцев понтификата папа по неизвестной причине скоропостижно скончался (что мы не можем признать совсем случайным) и в 1305 году трон занял французский кардинал Бертран де Го (Климент V). Интронизация нового папы произошла  в Лионе, а его новой резиденцией стал Авиньон.

Климент V, в отличие от своих предшественников, почти во всем шел на поводу у французского короля, даже в тех начинаниях Филиппа IV, которые были направлены против некоторых институтов церкви.

Например, он дал согласие на меры Филиппа IV против ордена тамплиеров. Французский король нуждался в богатствах этого ордена и фактически забрал их силой, начав процесс против руководства ордена по ряду обвинений, в том числе в ереси. Великий магистр ордена Жак де Моле и еще ряд руководителей тамплиеров были казнены.

Скончался папа Климент V чуть более чем через месяц после казни Моле. В этом же 1314 году умер и король Филипп IV. Гийом де Ногарэ, который был одним из главных обвинителей в процессе против ордена, скончался за год до этих событий.

Любопытно, что Климент V стал первым понтификом, который короновался тройной тиарой. Кстати перестал ее использовать уже один из наиболее знаковых пап XX века – Павел VI.

Следующим папой стал Жак  Дюэз (Иоанн XXII), который оказался, пожалуй, наиболее знаковой фигурой авиньонского периода. Именно при нем окончательно формируется "авиньонский" облик папства и происходят основные реформы.

Что же изменилось с переездом папства в Авиньон?

С одной стороны, в Авиньоне папы обрели долгожданную независимость от влияния сопределельных с папской областью государств, которые нередко вмешивались в дела курии, причем часто и путем прямого военного вторжения. Сами римляне также отнюдь не были послушным орудием в руках пап. Римские городские власти нередко возражали папам, а римский народ, собравшись на площади Св. Петра, оказывал прямое моральное, а иногда даже физическое давление.

В Авиньоне папы были почти в полной безопасности и под надежной защитой.

Однако в то же время в Авиньоне папы стали очень сильно зависеть от французской короны. Впрочем, точнее было бы сказать так: папство, становясь более "французским", оказывалось менее "римским".  Символично, что Климент V в течение жизни даже ни разу не был в Италии.

Находясь в сфере влияния одной из ведущих европейских держав, папство не могло быть высшим арбитром международных отношений, каковым оно отчасти являлось в предшествующий период. Теперь, в Авиньоне, папа всегда поддерживал интересы только одной определенной стороны – Франции или ее союзников.

В 1328 г. германский король Людвиг Баварский, избранный вопреки воле папы Иоанна XXII занял Рим и принял там императорский венец из рук отлученных епископов. Император санкционировал проведение собора, на котором был избран антипапа Николай V.

Однако авторитет авиньонских пап был еще слишком велик. Николай V позже по личной инициативе приехал в Авиньон и отдался во власть Иоанна XXII, совершив покаяние. В дальнейшем он жил на положении почетного пленника.

Оказавшись в таком зависимо-защищенном положении, авиньонские папы приступили к упрочению власти в той сфере, в которой они имели больше свободы, в области налоговой политики.

Конечно, папская курия получала доходы и ранее, но именно в данный период их сбор и администрирование поднялись на новую высоту. По распоряжению Иоанна XXII все финансовые потоки стекались в папское финансового-налоговое ведомство  - Camera Apostolica. Его глава – кардинал камерленго с тех пор руководит администрацией курии в период свободного папского престола (sede vacante), когда прежний папа уже скончался или ушел в отставку, а новый еще не избран.

Вкратце перечислим основные источники поступлений в казну Святого Престола в данный период. Прежде всего, это доходы, поступавшие непосредственно от католической церкви (плата за занятие епископских должностей, отчисления орденов и монастырей, непосредственно подчинявшихся папе). Вторая группа доходов включала "динарий Св. Петра" (или грош Св. Петра). Этот налог в некоторых странах (Англии, Польше, Венгрии) собирался ежегодно, сюда же относятся дары пилигримов, которые в огромном числе посещали Рим, особенно в "святые" и "юбилейные" года. Третью группу доходов составляли поступления от Папской области и вассальные платежи Неаполитанского королевства.

Можно сказать, что именно в авиньонский период папство добилось наибольшего контроля над финансового-экономической стороной жизни христианской Европы, а папские учреждения в этой сфере стали прообразом будущих министерств и ведомств крупных светских государств.

Однако, несмотря на ряд удобств, которые предоставляло папам нахождение в Авиньоне, оно создавало некоторые проблемы, основной из которых была слишком тесная связь с французской монархией. Пока Франция была в зените своего могущества, папы чувствовали себя достаточно комфортно, однако в середине XIV века началась "столетняя война" с Англией. Причиной этой войны стали разногласия о правах на французский трон, на который претендовал английский король, потомок Филиппа IV по женской линии. И французские войска стали нести в этой войне одно поражение за другим. Причем военные действия проходили и в Южной Франции. Поскольку папа, разумеется, поддерживал французов, в случае окончательной победы английского короля, его не ждало ничего хорошего.

Кроме того, Рим, которым папы руководили издалека посредством наместников и чиновников, без папы стал приходить в запустение, его население резко сократилось, памятники старины и дворцы стали приходить в запустение. На римском форуме паслись козы, а в садах Ватикана по ночам можно было услышать волчий вой.

Многие известные итальянцы просили пап вернуться в Рим, наиболее известна в этом отношении позиция известной христианской писательницы и деятельницы церкви Св. Екатерины Сиенской.

Последний "авиньонский" папа Григорий XI вернулся в Рим в 1377 году. Но уже через год, когда он скончался, начался "великих раскол", когда одновременно с римским папой существовал авиньонский "антипапа".

Андрей Юров, специально для христианского просветительского портала слово-для-тебя.рф

 

Вы также можете прослушать аудиозапись радиопередачи «Слово для тебя» на радио «Новая жизнь», посвященную дискуссии на тему: Авиньонский период папства: упадок или возвышение?


Количество просмотров 2367
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна