Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Священное Писание, сколько его ни перечитывай, чем более им проникаешься, тем более все освещается и расширяется. Вот единственная Книга в мире: в ней все есть!» (Александр Пушкин)

РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | Змий не врал

"Рыбный четверг" - христианские и околохристианские размышления Андрея Рябенко     

Не слишком ли много самостоятельности - быть неизвестным Богу?
Томас Мертон

В наше время популярен лозунг "найди себя". Кто только его не провозглашает: психологи, спортивные тренеры, ведущие мотивационных тренингов, религиозные гуру самых различных толков. 

Но что это значит? Найти себя - это найти что в себе? Это найти какого я? Да и что такое, собственно, мое я?
Я ведь и есть я. Что может объективнее для меня, чем собственное Я?
Как отличить подлинное «Я» от неподлинного?

С точки зрения христианства ответ предельно прост, равно как и предельно сложен. Быть настоящим - это быть таким, каким задумал тебя Бог. Это быть таким, каким тебя видит Бог. Это так просто и так сложно. Как узнать замысел Бога о себе? Если Бог непознаваем, то, получается, непознаваемыми оказываемся мы сами.
Нет у нас специальных очков, которые давали бы возможность смотреть на себя и на мир глазами Бога. И нет у нас "миелофона" для считывания мыслей Бога. Тем не менее, поиск своей истинной самобытности (о которой ведает только Бог) - это одна из основных жизненных задач каждого человека.

В христианстве существует понятие ложного "я".  Это когда мне кажется, что я являюсь хозяином жизни. Что я сам определяю, что есть истина, а что есть ложь, что хорошо, а что плохо. Это непризнание авторитета Бога над собой. Это мнимая автономия. Мы начинаем жить под диктатом собственного «Я», которое узурпирует всю полноту власти. По сути, мы пытаемся быть богами. И в этом смысле, не соврал змий-искуситель в Эдеме. Вот и стал человек облекаться в «тысячи одежек», чтобы быть дальше людям и Богу. А еще маска приросла к лицу... Что тут настоящего-то?

Вот что пишет по этому поводу Томас Мертон.
«Я рожден во грехе, потому что вошел в этот мир с ложным "я". Я появился на свет в маске, вошел в этот мир под знаком противоречия. Я - не тот, кем мне назначено быть, а отрицание самого себя. Я начал быть, но остался в небытии, потому что с самого начала был тенью… Грех начинается с посылки, что ложное "я", или совокупность себялюбивых желаний - это последняя реальность, ради которой все и существует» (Томас Мертон "Семена созерцания").

В нашем обществе развился культ тотального индивидуализма. Но индивидуум бездушен, он просто часть общей системы, поглощающий все то, что предлагает эта система. И ему кажется, что он сам совершает какой-то выбор. Это иллюзия выбора направления, когда общий поток сам тебя несет в известном направлении, в компании тысяч и миллионов точно таких же «уникальных» и «неповторимых» индивидуальностей.

Кстати, помимо фразы «найди себя», очень популярной стала фраза «будь собой». 
«Я есть такой, какой я есть» - говорят многие. Не надо никого перевоспитывать, дайте людям право оставаться такими, какими они есть. Давайте будем толерантными. Ну, раз других наделяем правом на «странности», давайте и себе позволим. Таким образом оправдываются многие нравственные патологии.

Итак, личность нужно спасать от индивидуальности. Личность – это то, что делает нас подобными Богу, а индивидуальность – это попытка стать на Его место.

Вот что дальше пишет Томас Мертон: «Подо всем тем, во что я одет, нет ничего. Я пуст. Моя постройка из честолюбивых замыслов и наслаждений стоит на песке. Я слился со случайным и обреченным на гибель. Когда же мои одежды истлеют не станет и меня. Только мои нагота, бессодержательность, пустота будут говорить мне, что я – своя собственная ошибка».

Я перестал быть сыном своей матери, которая бережно меня вырастила. По большому счету, нет существенной разницы есть я или меня нет. И лучше мне было не родиться. В нас заложена частица самого Бога, который вдунул в нас дыхание жизни. Дух стенает в этих стенах, которые выстроили мы сами, он распинаем нашими бесконечными ненасытными страстями. Духовную лакуну мы заполняем чем угодно, лишь бы не обращаться к собственному Творцу.

Я стану самим собой только соединившись с Тем, в Ком сокрыта причина и полнота моего бытия. И Бог подает мне знаки, а я их упорно не замечаю.
Ведь путь человека к Богу это и путь Бога к человеку. Бог Сам приходит к нам из глубин Своей бесконечной реальности. Однажды Он даже вочеловечился, чтобы показать Свою близость к нам и небезразличие. Чтобы дать нам то, чего мы никак не можем достичь собственными усилиями. Это величайшее из сокровищ. 

Мы приближаемся к Богу по Его инициативе. Мы познаем Его настолько, насколько Он желает открыть Себя. Все мы находимся в одинаковых условия.

Нужно верить, а чтобы верить, нужно отказаться от господства ложного «Я», только тогда я узнаю себя настоящего, Божьего. Пусть я буду далек от совершенства, мне придется отправиться в далекое путешествие, на пути меня будут ожидать многочисленные приключения. Будет много битв, из которых я не обязательно буду выходить героем. Будет много испытаний, который я не всегда буду с честью проходить. Но я буду не один. И все будет по-честному.

Это и будет подлинная жизнь подлинного Я. 
Маски сброшены.
Теперь в путь!

Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф  



Количество просмотров 2306
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна