Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не наше дело предписывать Богу, как ему следует управлять этим миром». (Нильс Бор)

Когда царствовал Соломон?

Вы задумывались о том, как ученые датируют правление Израильских царей, но не решались спросить? Тогда эта статья для Вас.

Краткий ответ таков: чтобы вычислить годы царствования, ученые используют различные подходы и данные из нескольких источников. Возьмем, к примеру, время правления царя Соломона, одного из самых знаменитых правителей древнего Израиля. Мы могли бы отправиться на поиски древней надписи, на которой написано, когда Соломон стал царем или год его смерти, но почти наверняка мы вернемся с пустыми руками: израильские надписи X в. до н.э. - большая редкость.

Означает ли это, что нет надежды узнать, когда правил Соломон? Нет, не означает, но мы должны расширить круг поисков. В Библии написано, что после смерти Соломона, его царство разделилось на две части: сын Соломона Ровоам правил Южным царством Иудеей, а Иеровоам I правил Северным царством Израилем. Если бы мы установили дату разделения, то есть год смерти Соломона, то, добавив к ней 40 лет (согласно Библии, годы царствования Соломона, [1 Царств 11:42]) получили бы дату его воцарения.

Легко сказать, но как это сделать? К счастью, нам не нужно полагаться только на древне-израильские источники. Хорошо это или плохо (чаще - плохо), но в то время Израиль был зажат между Ассирией (и, позже, Вавилонией) на севере и Египтом на юго-западе. Эти могучие империи часто прокатывались через Израиль с завоевательными походами, что было плохо для древних жителей Израиля, но хорошо для современных историков, поскольку завоеватели часто записывали годы кампаний, а также своих союзников и противников.

Например, до нас дошла ассирийская хроника длительностью в 261 год, в которой записаны имена и даты правления царей, каждый год назван в честь высокопоставленного чиновника, и отмечены важные события каждого года. Хотя эти записи содержат даты по ассирийскому календарю, мы можем перевести их в современное летосчисление. Для этого нужно вычислить даты описанных астрономических событий, таких как солнечные и лунные затмения. Ассирийцы записали солнечное затмение во время царствования Ашшур-дана III; современные астрономы подсчитали, что это затмение произошло в 763 г. до н.э. Таким образом, мы датировали длинный ряд ассирийских правителей; 261 год ассирийской хроники соответствует периоду 910 - 649 гг. до н.э.

Как ассирийские, так и египетские исторические записи могут помочь нам определить даты правления Соломона. Начнем с ассирийцев. В девятом веке до нашей эры Салманасар III (859-824 до н.э.) упоминает в своей летописи с разницей в 12 лет двух израильских царей: в 6-й год своего правления (853 г. до н.э.) - Ахава, в связи с его вступлением в альянс против Ассирии, и в 18 год правления (841 г. до н.э.) - Ииуя, по случаю уплаты дани. С другой стороны, Библия сообщает нам, что между Ахавом и Ииуем было два царя: Охозия, который правил в течение двух лет (1 Царств 22:51), и Иорам, который правил 12 лет (2 Царств 3:1).

На первый взгляд, мы пришли к противоречию: ассирийские источники сообщают, что между Ахавом и Ииуем было не более 12 лет, в то время как Библия говорит, что один воцарился через 14 лет после смерти второго. У древних были различные способы счета лет царствования. Дело в том, что древние цари редко для удобства счета умирали в полночь последнего дня года, в результате чего их преемники начинали царствовать в первый день нового года. Они, как и все остальные люди, умирали в любое время в течение года. Когда новый царь восходил на трон в середине года, которому правителю засчитывался этот год: покойному или новому? Существовало два способа решения этой проблемы. Ассирийцы и вавилоняне начисляли этот год прежнему царю и назвали его годом восхождения нового царя, а годы правления нового царя считались с первого дня следующего года. Мы называем это системой с годом восхождения или пост-счетом.

В Египте и в некоторых других странах эту часть года включали в годы правления нового царя как его 1-й год, без учета времени правления в этот год его предшественника. Эта система названа системой без года восхождения, или пред-счетом. Именно эту систему использовали для царей Израиля: два года Охозии на самом деле были только одним полным годом, плюс часть последнего года его предшественника, а 12 лет Иорама были 11-ю полными годами и немного от его предшественника. Вот так 14 становится равным 12: по системе израильтянин, Охозия и Иорам правили в течение 14 лет, а в соответствии с ассирийской системой, в которой считаются только полные года, они правили в течение 12 лет, как и написано в хронике Салманассара III.

Почему цари Израиля использовали египетскую систему? Вспомним, что первый царь Северного царства, Иеровоам I, был в изгнании в Египте (см. 1 Царств 11:40, 12:2); где он, несомненно, познакомился с египетской системой и перенес ее в Израиль.

Теперь, когда мы знаем какая система использовалась для счета годов правления царей Израиля, мы можем рассчитать годы от Ахава назад к Иеровоаму I. Если мы будем учитывать только полные года царей, перечисленных в Библии, то есть, вычитая единицу из указанных чисел, то получим в сумме 78 полных лет. Возвращаясь от 853/852 г. до н.э. (от конца царствования Ахава) назад на 78 лет, мы получим начало царствования Иеровоама в 931/930 до н.э., что соответствует началу царствования Ровоама и концу царствования Соломона. Даты царей Иудеи дают тот же результат, если учитывать, что в Иудее использовали систему с годом восхождения. Добавив 40 лет к 931/930 г. до н.э., мы получим начало правления Соломона в 971/970 г. до н.э.

Почему годы двойные? Сегодня мы считаем год с середины зимы до середины следующей зимы (с января по декабрь), но народ древнего Ближнего Востока, считал с весны до весны (от Нисана до Адара по еврейскому календарю) или с осени до осени (от Тишрея до Элула по еврейскому календарю). Таким образом, древний год частично захватывает два наших года. Эта неоднозначность существовала еще в древние времена, поскольку соседние царства начинали год в разное время. Так, год в царствах Израиля и Иудеи начинался в разное время; год в одном царстве, следовательно, захватывал два года в другом (ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно сезонов начала нового года в обоих царствах). Имея три различных начала года (весной и осенью в древние времена и зимой в наше время) и два способа подсчета лет правления царей(пред-счет и пост-счет), стоит ли удивляться, некоторой сложности в расчете древних дат? Чтобы еще больше запутать ситуацию стоит отметить, что египетские годы считались от лета к лету и, поскольку в египетском календаре не было високосных годов, начало сдвигалось на день за каждые четыре года.

По египетским источникам также можно определить даты царствования Соломона. Установлено, что начало XXVI династии Египта - это 664 г. до н.э. До 664 г. до н.э. мы имеем 26 лет правления Тахарки (библейский Тиргак), это приводит нас к 690 г. до н.э. Его два предшественника, Шабатака и Шабака, царствовали в сумме в течение 25 лет, что возвращает нас к 715 г. до н.э. Перед ними была XXII династия, состоящая из десяти царей, основанная грозным Шешонком I (библейским Сусакимом), который вторгся в Иудею на пятом году правления Ровоама (1 Цар 14:25-26; 2 Паралипоменон 12:1-9) и в Израиль, что запечатлено в памятной надписи Шешонка. Можно рассчитать годы правления десяти царей династии Шешонка; они добавляют по крайней мере 227 или, что более вероятно, 230 лет. (Причина неоднозначности в том, что неполный год царя может быть как коротким, например, два месяца, так и длинным, например, десять месяцев. В течение нескольких веков это приводит к расхождению в несколько лет). Таким образом, начало правления Шешонка приходится на 945 до н.э. Мы также знаем , что Шешонк провел палестинскую кампанию в 20 или 21 год своего правления: стела в Силисиле установленная в его 21 год, сообщает, что сразу же по возвращении он начал масштабное строительство, которое включало обширный двор, большие ворота в Бубастисе и огромную триумфальную сцену в Карнакском храме Амона в Фивах. Шешонк внезапно умер, и эти великие произведения остались незавершенными. Только триумфальная сцена была завершена; ворота были построены, но их украшение едва началось; колонны дворовых портиков остались неоконченными. Фараоны долго не ждали, прежде чем увековечить свои победы, поэтому кампания Шешонка должна была произойти примерно в 926/925 г. до н.э., незадолго до его смерти. Напомним, что согласно Библии, эта кампания произошла в пятый год царствования Ровоама, что означает, что мы еще раз получили 931/930 до н.э. для года смерти Соломона и начала правлений Ровоама и Иеровоам I. Обратим внимание, как хорошо согласуется дата, полученная из египетских источников с датой, полученной независимо из ассирийских источников.

В дополнение к этим двум вычислениям у нас есть еще два других указания на десятый век до нашей эры дата: египетский брак Соломона и характер его мини-империи.

Библия неоднократно отмечает, что Соломон женился на дочери фараона и получил город Гезер в качестве приданого (3 Царств 3:1, 7:08, 9:16, 24, 11:1). Это произошло где-то в начале его царствования, примерно в 970-960 до н.э., что соответствует правлению фараона Сиамона (979-960 гг. до н.э.), из XXI династии.


Фараон Сиамон, триумфальная сцена, Танис.

Сиамон является единственным фараоном этой династии, который рассказывает на своих памятниках об активном участии в военных кампаниях в Леванте. Часть триумфальной сцены в храме Амона в Танисе содержит титул "Сиамон, возлюбленный Амона" и показывает его поражающим врага, держащего характерный двойной топор с лезвием в форме полумесяца. Это оружие, очевидно, происходит из Балкан или побережья Эгейского моря. На других египетских барельефах такое оружие не встречается и, очевидно, относится к определенному событию, а не к общему изображению битвы.

Сиамон ничего не говорит о дальних кампаниях Египта, поэтому сцена в Танисе, вероятно, произошла где-то недалеко. Ближайшее место, где бы Сиамон и его армия встретили противника - это Газа или филистимлянское побережье. Вот вероятный сценарий: Сиамон и Соломон, в своих собственных экономических интересах, сочли разумным объединиться для подавления растущей мощи филистимлян на торговом пути между Египтом и Израилем. За помощь фараону, Соломон был награжден стратегически расположенным Гезером.


Фараон Аменхотеп III, заявивший, что "издавна дочерей [египетских] царей не отдавали никому". На основании этого заявления многие ученые считают вымыслом рассказ из 3 Царств о браке Соломона и дочери фараона.

А как насчет того, что фараон отдал свою дочь в жены Соломону? Многие ученые в своем высокомерии и невежестве, рассматривали это сообщение как невозможное, приводя в качестве единственного аргумента слова Аменхотепа III (ок. 1380 до н.э.): "издавна дочерей [египетских] царей не отдавали никому." Однако, через более чем 400 лет традиция изменилась. И то, что, возможно, было справедливо для Аменхотепа III, уже не относится к Сиамону. У нас есть четкое свидетельство такого изменения. В 3 Царств 11:19-20 мы находим, что фараон отдает свою сводную сестру в жены молодому идумейскому принцу Хададу - это происходит незадолго до царствования Соломона. Таким образом, такая практика засвидетельствована в Библии дважды.

У нас также есть и египетские данные о такой практике. Наиболее ярким примером является упоминание о Псусеннесе II (960/959-945 до н.э.), отдавшем свою дочь в жены молодому ливийскому принцу Осоркону, сыну Шешонка, главы ливийского племени Ма, еще до вступления Шешонка на египетский престол. В то время египтяне рассматривали Шешонка I еще как иностранца: в Фивах мы встречаем надпись с таким содержанием: "во второй год великого главы Ма, Шоше(н)ка", где написание имени будущего фараона содержит детерминатив "иностранец" (детерминатив - это непроизносимый иероглифический знак, указывающий категорию следующего слова). Отметим параллель с браком Соломона и дочери фараона: царская дочь отдана в жены иностранцу-семиту.


Надпись о Шешонке I, как об иностранном правителе. Летописи из карнакского храма.

В течение следующих двух династий, XXII-й и XXIII-й, фараоны неоднократно выдавали дочерей замуж за простолюдинов. Но задолго до этого, Анксенамун, вдова Тутанхамона и внучка Аменхотепа III, (того, кто утверждал, что фараоны не выдают своих дочерей замуж за иностранцев), чтобы не выходить замуж за простолюдина, предложила себя в жены хеттскому князю.

В шестом веке до нашей эры, если верить Геродоту, египетские цари снова стали неохотно отдавать своих дочерей иностранцам. Королевская щедрость в отношении принцесс - явление, характерное для периода X-VIII вв. до н.э., в который как раз попадает брак Соломона и дочери фараона.

Характер и масштабы мини-империи Давида и Соломона также возможны только в один период времени, примерно с 1200 г. до н.э. до 900 г. до н.э. До этого времени в Леванте доминировали две великие империи: Египет и хетты, а после этого периода усилилась мощь Ассирии, захватившей весь регион, но, в конечном итоге уступившей место еще более мощным империям, нео-вавилонской и персидской. Только в течение этих трех веков, когда жирные коты были далеко от дома, мыши смогли бы пойти в пляс.

Нам известно еще о четырех мини-империях, возникших в этот период. После падения империи хеттов на северо-востоке Табала возникло государство Бар-Бурруташ. Удачно расположенное за Таврскими горами, оно смогло дожить до того времени, когда в VIII в. до н.э. его завоевала Ассирия. Вторая мини-империя, Кархемис, сделала своими вассалами бывшие хеттские владения в Северной Сирии. Правители Кархемиса, как и Табала, осмелились называть себя великими царями, и украшали свои памятники характерной комбинацией символов: вверху - спиралью, обозначающей в хеттских иероглифах "великий", под ней - высокий треугольник, что означает "царь". Однако после 920 г. до н.э. или около того, когда рост мини-империи Арам-Сувы привел к тому, что правители Кархемис, потеряли своих вассалов, на их памятниках стал использоваться высокий треугольник без спирали, символ обыкновенных королей.

Упоминание о государстве Арам-Сува, и о его падении от руки Давида, записано в 2 Царств 8 и 10. Во время Адраазара, правителя Арам-Сувы, эта империя простиралась от долины Бекаа в Ливане до Дамаска, и от Гессур и Мааха на юге через Галилею до Евфрата на севере.

Четвертая мини-империя принадлежала Давиду и Соломону. Объединенное царство, состоящее из Иудеи и Израиля, взяло под свой контроль Арам-Суву, Дамаск, Едом, Моав и Аммон, расположенные к востоку от реки Иордан. Такие мини-империи нельзя сравнить, как это делают некоторые ученые, с огромными царствами, такими как Ассирия, Вавилон или Персия. Мини-империи - это явление присущее определенному периоду - XII-X вв. до н.э.

Как мы видим, несколько независимых аргументов сходятся во времени царствования Соломона к середине Х века до н.э. Наиболее прямыми данными являются списки ассирийских и египетских царей, которые согласуются с хронологией библейских царей, и относят период правления Соломона к 970-930 гг до н.э. Эти даты также согласуются с геополитическими реалиями. В этот период фараоны выдавали своих дочерей замуж за иностранных правителей, и кроме того, между 1200г. и 900 г. до н.э., когда сила великих империй на севере и юге ослабла, смогли процветать мини-империи, такие как царство Давида и Соломона.

История Соломона - это не выдумка, сочиненная в начале эллинистического периода (300 г. до н.э.), как считают некоторые библейские "минималисты". В столь поздний период не могло быть исторических реалий, на основе которых могли бы возникнуть "мечты", с такой точностью согласующиеся с вне-библейскими источниками. Датировка правления Соломона стоит на твердом фундаменте.

Литература:

Kenneth Anderson Kitchen "On the reliability of the Old Testament" 

vadymzhuravlov.blogspot.ru

Количество просмотров 7448
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна