Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия – необыкновенная книга. Она Живое Существо, побеждающее все ей противостоящее». (Наполеон)

Причины раскола церкви в России в XVII в.

Первое впечатление, которое производит изучение истории раскола в России, - непонятные основания, непонятный контекст. Когда пытаешься без серьезного ознакомления с материалом выяснить причины раскола, совершенно ничего неясно. Как он мог возникнуть и так глубоко укорениться? При этом раскол русской церкви трудно сравнивать с другими расколами, например, со схизмой западной и восточной церквей, которая сформировалась к 1054 г.

Если тогда причинами были политические и догматические расхождения, то применительно к России XVII в. так однозначно утверждать нельзя, поскольку расхождения между раскольниками и официальной церковью явно были и остаются не слишком (по историческим меркам) выраженными. Их нельзя сравнить по масштабу ни с противоречиями католиков и православных, ни с противоречиями католиков и протестантов. Ведь многие формальные различия между официальной церковью и старообрядцами возникли, скорее, как результат раскола, чем как его причина. Например, раскольники-беспоповцы появились в результате отсутствия возможности получения епископского преемства, а "догматическое" обоснование этого возникло уже позже.

Чтобы понять причины и подоплеку раскола, нужно обратиться к истории России предшествующего периода, причем рассматривать следует как религиозно-культурные традиции, так и политические.

После падения Византийской империи в 1453 г. и последующей экспансии Османской империи Россия осталась единственным суверенным православным государством. Более того, государством достаточно крупным и влиятельным. Россия оказывала материальную и финансовую поддержку восточным патриархам, жившим под владычеством турок.

В России начало формироваться мнение об исключительной роли национальной церкви и духовности, особой избранности русской поместной церкви в христианском мире. На эти представления накладывалась и политическая концепция "Москва - Третий Рим", согласно которой Россия являлась преемницей римской и византийской держав, наследницей цезарей и августов. Иначе говоря, в России, некогда церковной провинции Византийской империи, вызрело осознание себя практически как метрополии, основного центра христианской религиозности и благочестия.

Большое значение в Московском царстве стало придаваться действующим религиозным обычаям, необходимости их точного и четкого соблюдения. Следование обрядам и традициям было особенно важным для сохранения духовности. Эти обычаи восходили к тем, которые были ранее восприняты от Византии, однако многие из них претерпели определенные изменения.

В 1551 г. в Москве состоялся поместный собор русской церкви, участие в котором принимали также царь и представители боярской думы. Основные споры на соборе происходили по имущественным вопросам, между "иосифлянами" и "нестяжателями". Решения собора по этим пунктам были компромиссными. При этом собор принял и ряд решений, казавшихся на тот момент менее важными и как бы рутинными, в частности о "сугубой аллилуйе" (то есть о двукратном провозглашении "аллилуйя" во время литургии) и двоеперстии при совершении крестного знамения. Эти и другие подобные обычаи, как считалось, восходили к более ранним греческим традициям, еще до упадка Византии и Флорентийского собора 1439 г., на котором Византия пошла на унию с папством, надеясь получить защиту от турецкого завоевания.

Благочестие греческой церкви того времени, напротив, стало считаться "пестрым", то есть неоднозначным и не в полной мере соответствующим древним традициям.

Теперь обратимся к некоторым общим тенденциям в истории России XVII в. Мы знаем, что в течение этого века здесь вызревали предпосылки для модернизации, приведения структуры общества и государства в соответствие с современными задачами, повышения конкурентоспособности в международных отношениях, увеличения мощи страны. Вспомним, что в Европе в данный период происходит бурное развитие общества и экономики, совершаются важные научные открытия. В Московском государстве, имевшим торговые и внешнеполитические контакты с европейскими странами, были прекрасно осведомлены о положении дел за рубежом.

Окончательный прорыв вперед в политическом и экономическом отношении был осуществлен Петром I на стыке XVII и XVIII вв., но тенденции обновления, как ни странно, были заложены намного раньше, еще в начале XVII в. и в середине этого века, при отце Петра, Алексее Михайловиче "Тишайшем". В 30-е гг. в России появляются первые промышленные предприятия, особенно в сфере металлургии и военной индустрии. Возникают полки иноземного строя, то есть регулярные войска, которые пока еще сосуществуют со стрелецким войском, которое, как известно, совмещало военную службу с хозяйственной деятельностью и не обладало должной выучкой и дисциплиной. Иностранцы активно приезжают в Россию и начинают служить в русской армии.

Еще больше необходимость обновления стала ясна после начавшегося длительного соперничества с Речью Посполитой, одной из крупных европейских держав того времени. В конфликт из-за украинских земель Россия была в некотором смысле вовлечена против воли. По итогам русско-польской войны 1654-1667 гг. к России были присоединены обширные территории левобережной Украины, а также Киев, где уже существовала Киево-Братская коллегия, названная впоследствии по имени своего выдающегося руководителя митрополита Петра Могилы "Киево-Могилянской академией". Это было единственное на территории тогдашнего Московского государства высшее учебное заведение (академия включала все ступени образования, в том числе высшее), возникшее на базе духовных и монастырских школ. Причем преподавались в академии не только богословские, но и "светские" дисциплины европейских университетов - риторика, философия, поэтика, история. Использовались церковнославянский, греческий и польский языки, но главным был латинский, основной язык науки и образования того времени.

Принадлежа к православию, малороссийские ученые берут в качестве образца не великорусское благочестие и его обычаи, а традиции Западной Руси и Греции, кроме того, научные представления Западной Европы. Религиозные нормы Московской Руси представляются им суевериями, недостаточно укорененными в первоисточнике (греческом православии), слабо основанными на научно-богословском подходе.

Поскольку российская "элита", в том числе правящая, того времени была обращена в своих торгово-экономических и внешнеполитических устремлениях на Запад, то мнения малороссийских академиков попадали на благодатную почву. В российских высших светских и церковных кругах стали складываться реформистские группы.

В таких условиях в московской среде "просвещенного духовенства", стремящегося как к благочестию, так и к единообразию церковной службы и повышению уровня образованности появляется уроженец Нижегородской области, игумен Никон. Он получает аудиенцию у царя Алексея Михайловича и начинает пользоваться его симпатией. Любопытно, что в этот период Никону были близки: духовник Алексея Михайловича протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьев, боярин Ф. М. Ртищев, а также будущие противники – протопоп (протоиерей) Казанского собора Иоанн Неронов и протопоп Аввакум.

По благословению царя Никон становится митрополитом Новгородским, а затем, после смерти патриарха Иосифа – патриархом. Его интронизация состоялась 25 июля 1652 г.

Став главой российской церкви, Никон начинает осуществлять необходимые преобразования так, как он их видел. При этом он вступает в противоречие с бывшими товарищами, которые хотели, чтобы реформы опирались на русскую церковную старину, а не на обычаи современных греков и малороссов (в Московской Руси часто называвшихся "нехаями").

В чем же состояли эти преобразования? В 1653 г. патриарх повелел совершать крестное знамение троеперстием, как это практиковалось в Греции того времени. Начался процесс согласования русских богослужебных книг с греческими, при этом проводилась унификация русских книг.

Здесь необходимо снова напомнить о том, что царь мыслил себя как преемника Византии и высшего светского иерарха православного мира. Поэтому идеи о приведении русской богослужебной практики в соответствие с греческими образцами встречали у него понимание. Кроме того, Никон и царь опирались на поддержку тех восточных патриархов, которые посещали Москву и участвовали в церковных заседаниях.

Патриарх также ввел "трегубую аллилуйю" (трехкратное провозглашение вместо двукратного), вождение крестного хода "против солнца", тогда как ранее происходило хождение "посолонь". Имя Христа вместо Исус стало писаться как Иисус. Наряду с восьмиконечным стал использоваться четырехконечный (латинский) крест.

Из Греции заимствовались одежда и облачение духовенства, появились "длинные волосы", исчезла "тонзура", иконы стали приводиться в соответствие с греческими образцами.

Все эти изменения представляются важными, однако не связанными с догматами православия. Может создаться впечатление, что сами по себе такие перемены не могли привести к столь масштабному и радикальному расколу церкви и общества, который произошел тогда и в определенном смысле продолжается до сих пор.

Однако последствия были именно такими. Почему? Ответ состоит в том, что для реализации реформ использовались вызывающие и насильственные методы. Тех, кто открыто выражал несогласие с реформами, отправляли в ссылку. Впоследствии некоторых из лидеров упорствующих в "ереси" казнили.

Василий Ключевский пишет, что "в 1654 г., когда царь был в походе, патриарх приказал произвести в Москве обыск по домам и забрать иконы нового письма везде, где они окажутся, даже в домах знатных людей. У отобранных икон выкалывали глаза и в таком виде носили их по городу, объявляя указ, который грозил строгим наказанием всем, кто будет писать такие иконы".

И далее знаменитый историк так описывает этот сюжет:

"В 1655 г., в Неделю православия патриарх совершал в Успенском соборе торжественное богослужение в присутствии двух восточных патриархов, Антиохийского и Сербского, случившихся тогда в Москве. После литургии Никон, прочитав беседу о поклонении иконам, произнес сильную речь против новой русской иконописи и предал церковному отлучению всех, кто впредь будет писать или держать у себя новые иконы. При этом ему подносили отобранные иконы, и он, показывая каждую народу, бросал ее на железный пол с такою силою, что икона разбивалась. Наконец, он приказал сжечь неисправные иконы. Царь Алексей, все время смиренно слушавший патриарха, подошел к нему и тихо сказал: "Нет, батюшка, не вели их жечь, а прикажи лучше зарыть в землю".

Церковные реформы были сохранены даже после опалы Никона. Преследования старообрядцев стали еще более последовательными и системными.

В следующих материалах мы более подробее исследуем последствия раскола, и рассмотрим и всю политуру христианских движений, возникших в результате разделения церкви.

Андрей Юров, специально для христианского просветительского портала слово-для-тебя.рф

Также обсуждение темы раскола можно послушать в рамках радиопередачи: «Слово для тебя» на радио «Новая жизнь»


Количество просмотров 13093
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна