| |
Поиск по сайту:
|
||
«Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история». (Исаак Ньютон) |
||
Сталин как персонажПерсонаж (франц. personnage, от лат. persona — личность, лицо), действующее лицо пьесы (спектакля), сценария (кинофильма), романа и др. художественных произведений. БСЭ, 1969-1978 Немного историиВспомним недавнюю историю. 80-е. Перестройка. Свежие ветры, неслыханные речи, падение стен и занавесов. Торжественное шествие правды по стране. Потоком выходят книги и журналы, разоблачающие наше «светлое советское прошлое». Солженицын, Войнович, Разгон, дневники и воспоминания тех, кто пережил лагеря. Казалось, что ничего страшнее 30-х годов в нашей истории быть не может. Даже Великая Отечественная война казалось не такой страшной, как репрессии. А затем… Развал страны. Горят вклады, обесцениваются деньги.Карточки. Неоплачиваемые отпуска. Закрытые заводы. Вчерашняя «кухонная интеллигенция» мечется в поисках заработка. Плодятся киоски, рынки, банки. Бандиты и охранники. Богатеи и бомжи. Приближаются выборы Ельцина. Или еще какой-нибудь дефолт. И опять – массой на читателей и зрителей вываливаются очередные разоблачения, новые факты об ужасающей жестокости советского режима, о кровавых наклонностях Сталина – Сталин убил миллионы, или даже миллиарды! Сталин виноват во всем! Сталин – кровавый тиран! Люди еще по-привычке рефлекторно вздрагивают: «Ой, и правда. Ну и ладно, что все плохо, зато вот свобода». После небольшой мнимой стабилизации – очередное падение в кризис, в неустроенность, в безнаказанность власти и коррупционные скандалы. Уничтожение армии, медицины, образования. Абсолютная глухота «паханов». Да и не их дело всякую тут «шелупень» слушать. И снова – разговоры о Сталине. Однако ко всем прошлым откровениям и развенчаниям добавляется – и очень настойчиво и достаточно громко, чтобы его на замечать – новый голос: «Сталина на вас нет! Он бы навел порядок!». СтатистикаПо данным Левада-центра, в 1994 году к «великим людям» Сталина отнесли 20 % респондентов, В 1999 году — 35 % В 2003 году ВЦИОМ представил результаты опроса населения о роли личности Сталина: Отрицательно оценили деятельность Сталина лишь 33 % опрошенных. 36 % респондентов назвали главным успехом его победу в Великой Отечественной войне, за что «готовы простить ему и культ личности, и годы репрессий». 27 % назвали советского вождя «бесчеловечным тираном», а 20 % признали его жестокость необходимой. Согласно опросу ВЦИОМ, проведённому в апреле 2010 года, 37 % респондентов оценили личную роль Сталина в победе над нацистской Германией как ведущую, а 44 % — как значительную. На ответы «незначительную» и «не сыграл никакой роли» пришлось 11 % Сталин – зло? Или благо?Те, кто еще застал СССР, кто пережил слом 80-90-ых очень хорошо помнят эти изменения настроения. При этом, либералы неустанно ругают Путина и прочих власть предержащих, которые заигрывают со сталинской риторикой, чтобы «укрепить вертикаль власти» и вообще, «замочить в сортирах» всех врагов. Не менее неустанно выступают и защитники Сталина, и их уже, по-моему, не меньше. Формирование культа Сталина началось еще в 30-ые годы. Тогда не только появились былины и сказки о Сталине – что можно было бы оправдать низким уровнем народа и его незамысловатым творчеством, но и стихи именитых поэтов и писателей: Немного цитат: Молодой Иосиф да Виссарионович
А с товарищем Лениным да Калининым
«Ай, герои вы да нашей земли русскоей,
«Ай же ты, Иосиф да Виссарионович,
Только ты, Иосиф да Виссарионович,
Говорит бойцам тут Сталин таковы слова:
Былина о Сталине Храбро бился за народ Иосиф-свет,
Былина М. Крюковой Хороша Москва прекрасная! Всего краше-дороже стена кремлёвская Со высокими всё со башнями. Как со той башни день и ночь Во платье-то во военном всё, В руках с трубочкой подзорною, Со улыбочкой со весёлою Глядит-правит страной заботливо Превеликой вождь, предоброй отец, Ещё славной, мудрой Сталин-свет. Он всё видит-слышит, как живёт народ, Как живёт народ, как работает. За хороший труд награждает всех… Сергей Алпатов в статье «Сталин и фольклор» пишет: «Гораздо большей эстетической удачей оказывались сказания народов Севера на те же темы. Каноны первобытного эпоса предполагали наличие единственного героя, богатыря космического масштаба, один на один сражающегося с хтоническими чудовищами и обустраивающего вселенную, что как нельзя лучше соответствовало задачам идеального изображения личности вождя. Вместе с тем применение сказителями привычных мифопоэтических гипербол приводило к полной утрате исторической конкретности и стиранию каких бы то ни было индивидуальных черт героя. В результате “Сталин-батор” практически неотличим от доисторических богатырей: У края большой земли,
Записано в г. Тбилиси со слов курдского певца Ахмеда Мирази. Перевод с курдского. Я хожу по Москве,
Ты — самый душистый и яркий цветок базилик!
Сталин стоял у Кремля
Но писали о Сталине не только «братские» народы: Глазами Сталина раздвинута гора
О. Мандельштам Ликует вся страна в лучах зари янтарной,
В день новолетия учителя и друга
А. Ахматова Шумят плодородные степи,
М. Исаковский Былых боев боец тот не изведал,
Михалков С. И вечно, обвалом
И смех у завалин,
Б. Пастернак «Я знаю:
Е. Евтушенко Сегодня Сталин превратился в персонаж – но не книги или кино, и даже уже не истории. Не потому, что он умер и уже не может «расстреливать миллионы невинных» или «одерживать победы», а потому, что все, что связано с именем Сталина давно перешагнуло любые разумные исторические рамки, все это вызывает немыслимый накал страстей – со всех сторон, и фактически отменяет вдумчивую историческую и аналитическую работу. На самом деле, к сожалению, любые серьезные исследования этой исторической фигуры не беспристрастны, конъюнктурны и неисторичны. Но – возразят мне – в хорошей литературе никогда нет такого, чтобы весь мир делился на героев и злодеев. Разве что в дешевых сериалах. Да, в классической литературе это встречается крайне редко, да и то как гротескный прием. Но есть область литературы, которая изучает именно такие произведения – произведения, где есть Добро и Зло, где идет борьба стихий, где боги создают людей, где Кощей убивает добра-молодца, но так и не может его победить. Это фольклор, это мифы, к созданию которых приложили руку очень многие творческие люди, в том числе и те, кто ненавидит Сталина. Я не буду разбирать сейчас литературные произведения, где упоминается имя Сталина – их много. Причем, написаны они были не только в 30-50 годы, но и в 80-90-ые. В них могут диаметрально противоположные оценки. Сегодня отношение к Сталину можно выразить цитатой из следующей радиопередачи: «Сергей Бунтман: Я бы хотел, чтобы каждый из вас сказал, прежде всего, кто для вас Сталин. То есть, продолжите фразу: Сталин – это государственный деятель, который… — для вас. Пожалуйста, А.Мельников. Алексей Мельников: Сталин для меня – тиран, который несет прямую ответственность за миллионы репрессированных жизней. Сергей Бунтман: Точка здесь? Алексей Мельников: Точка. Сергей Бунтман: А.Проханов? Александр Проханов: Сталин для меня — великий человек, который сумел аккумулировать все силы страны и эпохи, и выиграть самую страшную в истории человечества войну и обеспечить миру и России, в том числе, мистическое, ослепительное величие, достичь которого вряд ли нам еще придется когда-нибудь. Сергей Бунтман: О.Романова, пожалуйста. Ольга Романова: Для меня Сталин и Гитлер это примерно одно и то же. Разница очень небольшая — в чертах характера и форме носа. Сергей Бунтман: Пожалуйста, В.Анпилов. Виктор Анпилов: Для меня Сталин – это, во-первых, верный последователь Ленина, титан, под руководством которого мой народ ликвидировал безработицу, добился действительно независимости, сотворил чудеса индустриализации, ликвидации неграмотности, и самое главное, чтобы мне хотелось сегодня, это простая, обыденная вещь – при Сталине простой труженик, простой человек был защищен» () Или еще короче: «Спустя 57 лет после смерти и без малого 20 после распада СССР Иосиф Сталин не дает покоя России, пишет обозреватель The Forbes Кэти Янг. Вопрос о том, как описывать его в школьных учебниках, — как чудовище либо как сурового, но эффективного менеджера, — горячо обсуждается учеными, журналистами и блоггерами». Таким образом, фигура Сталина сегодня – это некое максимальное воплощение либо зла, либо добры. Фактически, никакого человека за ныне существующим образом «кровавого тирана» не осталось – есть только миф, только оболочка, только нечто гигантское, похожее на языческих римских богов – вроде как и похожи на людей, но с какими-то максимально выраженными страстями и качествами. Именно поэтому наказания за проступки в древнегреческих мифах поражают своей несправедливостью: похвасталась – на тебе, убьем всю семью, возгордилась – будешь пауком навсегда, и т.д. Как ни странно, эта «мифологизация» Сталина ведется с двух сторон – как со стороны обожателей и поклонников вождя, так и со стороны тех, кто его люто ненавидит. Потому что мало любые гиперкачества причисляют персонаж к числу главных героев. Пусть и он отрицательный, но герой. Пусть и из мыльной оперы – но самый интересный и колоритный персонаж. А потом, представьте, что для кого-то кажущиеся вам отрицательные качества оказываются – положительными. Если, например, интеллигенция содрогается при мысли о закручивании гаек, то, наверняка, найдется много людей, которые были бы не прочь, чтобы в стране, разваливающейся на куски, гайки все-таки подкрутили, порядок навели – ведь не могут не возмущать двойные стандарты в обществе, закон, избирательно работающий, и все большее расслоение. Вспомним сценку из книги Максима Кантора «Учебник рисования»: «Вот, например, у Дмитрия Кротова, потомственного интеллигента, известного журналиста, вышел такой разговор на перроне Белорусского вокзала. Дима встречал жену, та возвращалась из Карловых Вар, где проходила лечение на водах; он ждал поезда и некстати ввязался в разговор носильщиков. Один громко сказал: Сталина! Сталина вернуть надо! Дима не выдержал и обратился к нему. Как вам не стыдно, – сказал Дима, – Сталин наших отцов в лагеря сажал. Носильщик повернул к Диме испитое бескровное лицо и процедил: это он ваших отцов сажал, а не наших». А далее Кантор пишет о том, что не умеет наша интеллигенция разговаривать с народом. С начальством научилась, а с народом, со времен легендарного хождения туда, так и не вышло. Забавная получается ситуация: в обществе существует как будто два Сталиных, и оба – сказочные герои. Ни одного настоящего. А может, раскол общества действительно зашел так далеко, что теперь у нас два общества? И отношение к Сталину – заметьте, все равно, как к злодею, и как к герою – одинаково искаженное – только лакмусовая бумажка? Анна Гальперина
Количество просмотров 4012
Комментарии ВКонтактеКомментарии Facebook |
|
COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены | Разработка сайта – WebRassvetПри частичной или полной перепечатке материалов портала, ссылка на word4you.ru обязательна |