Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия – необыкновенная книга. Она Живое Существо, побеждающее все ей противостоящее». (Наполеон)

У истоков современного религиозного образования в России

Мы начинаем публикацию конспектов лекций, прочитанных на конференции «Традиция подготовки служителей в братстве ЕХБ. История и перспективы», которая состоялась в Москве 16-18 апреля 2013 года. Автор данной лекции Каретникова Марина Сергеевна, кандидат педагогических наук, почётный доктор богословия СПбХУ.

 

Наши предки при встрече спрашивали друг друга: «Како веруеши?». После ответа возможно было общение. Мы пойдем таким же путем, стараясь понять, во что веровали основоположники евангельского христианства и баптизма в нашей стране. Именно из этого вытекает все, что они делали, писали, чему  учили.

Говоря об убеждениях Проханова, нужно сказать, что они сформировались рано, в студенческие годы и практически не изменялись всю его жизнь. Здесь важно отметить три момента их формирования.

 В ранней юности, когда он окончил гимназию, он, начитавшись пессимистического философа Шопенгауэра, решил покончить с собой. Но вместо самоубийства он обратился к Богу. Однако на всю жизнь сохранил сострадание к неверующим людям с хаосом в душе. Оно побуждало его к изобретательности в достижении таковых.

Во время его учебы в Технологическом институте он пришел в соприкосновение со студентами-атеистами и революционерами. Он  разделял их желание экономических и политических реформ. «При всей желательности и необходимости самых коренных политических и экономических реформ всестороннее воссоздание и истинное обновление России возможно только при условии духовного возрождения и самоусовершенствования каждой отдельной личности»,- писал он.- «Только Библия и Евангелие, свободно  возвещаемые и свободно воспринимаемые, могут творить высшее, лучшее на моей родине» … «Учение Иисуса Христа – это единственный путь духовного становления личности, общества, нации и всего человечества».

После окончания института против него было возбуждено дело за организацию евангельской коммуны «Вертоград» около Симферополя, а также за широкую пропагандистскую деятельность. Он писал в стихах: «К неземной стране путь указан мне, и меня влечет что-то всё вперед. Не растут цветы на пути моем. Лишь шакалов вой слышу я кругом». Он был вынужден через Финляндию отправиться за границу в 1895 году. Он использовал два года за границей для богословского образования. Он учился в известных богословских заведениях Германии и Англии. Посещал многие церкви, участвовал в их религиозной жизни. Так, в 1896 году он успешно выступал на пятидесятилетии евангельского Альянса в Бад Блакенбурге в Германии.

Оттуда он привез свое другое убеждение,  с которым не расставался всю жизнь: он стал мечтать о реформации для России, но реформации не политической, а духовной, без крови. Пытаясь в 1906 году создать русский Евангельский союз,наподобие западного Альянса, он сформулировал так свое убеждение: «Задача русского Евангельского союза – содействие всякому духовному пробуждения в среде русской церкви, распространение евангельских истин среди народа, проведение евангельского учения в жизнь, привлечение всех живых элементов русского населения». Как мы знаем, русские баптисты осудили Проханова именно за эту идею широкого религиозного обновления русского народа. Они считали, что такие идеи прибьют к берегам массу неподходящего строительного мусора. Но Проханов своим мечтам не изменил до конца жизни .Он стремился достигать и субботников, и трезвенников, и равнодушной к религии интеллигенции, у него была так же специальная программа – «Христос для инородцев». Когда ему случилось два года провести в рабочей командировке в Америке, он и там  организовал русскоязычную общину евангельских христиан. В Чикаго! И конечно, он издавал и журнал для них – «Освободитель», в формате журнала «Христианин». У меня есть и этот журнал, и фотография многолюдной общины в 1925 году, когда они с нетерпением ждали приезда Проханова.

Эта мысль о реформации стала мотором всей его дальнейшей деятельности, организационной, издательской, миссионерской и, конечно, его усилий в области образования для России. Эта мечта присутствовала во всем, что он делал. От этого зависела огромная убедительность всего, что он говорил и писал.

В нем была ненасытная жажда духовного строительства: «…приводить души из хаоса в мир с Богом, соединять души друг друга в общины, а общины – в большую организацию». Он хотел показать, что делает Бог, когда мы «маленькую лампочку своего сердца включаем в неиссякаемый источник Света и Силы». Такова была личность Проханова, который при всех своих необычных мечтах и суждениях имел глубокую веру в силу Божественного слова. Он считал, что нужно сделать все, чтобы подставить каждого человека под действие этого могучего Слова. Нужно помнить еще и о том, что по своей профессии он был инженером-строителем! Его строительный профессионализм сливался с его энергичной христианской верой. Он обладал огромным личным обаянием. Современники говорят о нем, что у него был проницательный ум, мягкое сердце, настойчивая, упорная воля. У него была мощная, богатырская фигура, а на лице его было выражение невозмутимого спокойствия, оно часто озарялось теплой улыбкой. Марцинковский так писал о нем: «Все тот же спокойный и добродушный, терпеливый и кроткий Иван Степанович. Кто  не заражался его мягким детским смехом, переходившим в еле удерживаемые раскаты?» Знавшие его указывали на его незлобивость и неосуждение каких-либо вероисповеданий. В ответ на клевету он предпочитал молчать и молиться за врагов. В его личности было удивительное сочетание созерцательности и сильной воли. Работал он неустанно, даже в трамвае обдумывал лекции, писал заметки. Он заражал других своей уверенностью в спасении, давал им силы для победы над скорбью. Вся его внутренняя жизнь выражена в его гимнах: «Да, я спасен! Спасен я от блужданий пытливого и гордого ума», «Слушайте повесть любви в простоте, слушайте дивный рассказ. Бог нас навеки простил во Христе, Бог нас от гибели спас».

Он издал восемь нотных сборников гимнов – 1443 песни! Из  них 624 сочинены самим Прохановым. 413 переведены им же. Это его драгоценное наследство, которое оказалось неподвластно ни времени, ни изменяющимся политическим условиям, и это самое драгоценное, что мы от него имеем.  И если мы хотим видеть его взгляды на содержание религиозного образования, на задачи просвещения в нашей стране, - нужно читать и петь его гимны! Там и проповедь, и побуждение к новой, евангельской жизни, там и доходчивые лекции, такие же задушевные, как и прочитанные на Библейских курсах.

Образованию Проханов придавал первостепеннейшее значение! Как только вышел Манифест о свободе совести, так сразу он основал журнал Христианин и образовал первые краткосрочные курсы в доме княгини Ливен. Тематика лекций имела просветительский характер: сам Проханов читал историю евангельского движения за рубежом и географию, общую и Палестины, а также Евангелие от Матфея, необходимое для начинающих. Но что было самым необычным в этих первых лекциях – это курсы общеобразовательных дисциплин! Грамматика, литература, география, общая история, русская история! При том, что времени было всего шесть недель! Какая же была вопиющая нужда в элементарном просвещении. Как обстоит дело с этой нуждой в наше время? Пусть хотя бы для желающих.

А.В. Карев назвал Проханова «великим организатором». Этот его талант выразился в подборе преподавателей: он пригласил барона Николаи ,который занимался со студентами в христианском кружке, предложил ему читать лекции  по Притчам и Посланию к Колоссянам. Он отыскал мало известного тогда Максимовского с Евангелием от Марка. Основная же богословская нагрузка легла на Каргеля: Грех и освящение, учение о Боге, как изучать Библию, о проповеди, о Духе Святом, о святой жизни, Евангелие от Иоанна, Откровение. Как я понимаю, это были самые начатки учения, как горбушечка для умирающего с голоду! И студентов-то  было всего несколько человек, и всё же, это было образование. Проханова как-то никогда не интересовало количество!Если вспомнить, как он создавал свой Союз Евангельских христиан, то там было сначала 5-7 человек, а на первом съезде –всего-то 20. Зато в 1909 г. У него был один благовестник, а в 1928 г. их у него будет 500! Он знал тайны роста и умел пользоваться многими рычагами. Миссионерство, печать, конференции, проповедь, пение, стихи, лекции, диспуты… Ещё он знал тайны времени! Умел пережидать тяжёлое время, а потом мгновенно пользоваться временем благоприятным. В 1901 году издательство МВД получило разрешение брать заказы на коммерческой основе. Проханов сразу отнёс туда свой сборник гимнов «Гусли». Не разобравшись, его напечатали, дело-то было новое! Когда спохватились, то уже всё было продано, разослано. В 1905 году был издан Манифест о свободе совести: Проханов тут же начинает издание журнала «Христианин», а при нём ещё газету «Утренняя звезда». В 1913 году уже начала работать Библейская школа, был набор и студентов и преподавателей. Один год! Война! Только через 10 лет, в 1923 году можно было вернуться к вопросу образования, это было возможно потому, что мысль о нём не прекращалась. Да и образование не прекращалось: шли лекции в зале Тенишевского,  диспуты Марцинковского с  Луначарским ,воскресные школы, съезд сестёр в 1921 году, молодёжная конференция в том же году, арестованная в Твери, но всё равно состоявшаяся в тюрьме, под началом неунывающего Проханова. Итак, в 1923 году Проханову удалось организовать в Доме Спасения на Большой Конюшенной одноразовые девятимесячные курсы. Их окончило 50 братьев.

И,наконец, в 1925 году открылись регулярные годичные Библейские курсы, они проходили на Малой Конюшенной и продолжались до 1929 года. За эти годы их окончило 400 человек. В области образования Проханов мыслил также комплексно, как и во всём,что он делал: он никогда не решал какую-нибудь одну, изолированную задачу! Поэтому образование  у него шло тоже в  связке с издательством, миссионерством, просветительством и участием во всесоюзной работе. Это касалось и подбора преподавателей: почти все члены Всесоюзного совета евангельских христиан были также преподавателями курсов. Быков, Карев,Каргель, Казаков,Проханов, Жидков…Все студенты были потенциальными миссионерами и пасторами, по крайней мере , они подбирались по этому принципу, учитывая географию их родных мест и национальности. Вот группа студентов пятого выпуска, последнего, 1929 года,- осетин, украинец, белорусс, вотяк, латыш, великоросс и даже немец.

На этих регулярных Библейских курсах  Проханов  читал Введение в Ветхий  Завет и в Новый Завет, а также Гомилетику – искусство проповеди. Он читал, как и писал, логично, структурно, чтобы облегчить понимание и  запоминание. Важные выводы он повторял несколько раз, обращаясь прежде всего к разуму слушателей. Он считал устройство мира – разумным, и веру – тоже разумной. Другое понимание он считал  хаосом. Бог был для него Богом порядка! Проповеди его были похожи на задушевную беседу друзей, которые согласны между собой в значимости и разумности Божьего Слова, предназначенного именно для людей и для их единомыслия. И когда он предлагал миссионерство «От дома к дому и от человека к человеку», то он рассчитывал именно на то, что разумный человек может понять, что ему говорит Бог.

Быков читал экзегетику, и о нём до сих пор сохраняется мнение, что такого экзегета, исследователя, Библии, у нас не было, нет  и не будет . Он пытался проникнуть разумом туда, куда проникнуть смертному человеку невозможно. Например, у него есть проповедь на первый стих Библии: «В начале сотворил Бог Небо и Землю». И он утверждал, что между сотворением Неба и Земли –провал в тысячи или миллионы лет, потому что именно тут произошло восстание Люцифера и его ангелов, и мы видим результаты этой катастрофы  в том, что земля была «безвидна и пуста, и тьма над бездною». Быков погибнет от голода в блокаду, но перед кончиной будет мечтать о том, как после войны снова пойдут «от дома к дому»…

Поэт, регент и композитор Казаков, конечно, будет читать лекции по теории  музыки и по церковному пению, а также Апологетику.

Среди преподавателей появится новый – Всеволод Проханов. Младший сын Проханова, только что окончивший Университет, очень одарённый и полный жизни, он будет читать историю христианства. И тут же будет и убит…

Карев будет читать, конечно, свой предмет- Пастырское служение.

А Каргель возьмётся за труд всей своей жизни –Толкование Откровения. Он будет поступать, как всегда,т.е. книга будет расти из лекций. Лекции 1926 года и лекции 1928 года, последний вариант, 43 лекции, будет издан после войны. Он будет читать также на свою любимую тему – Эсхатологию, о Втором Пришествии, а также  об основах христианства – Догматику.

Какие темы! Какие преподаватели! Ну и каков организатор всего этого великолепия! Но богословские труды остались только после Каргеля, и то их пришлось искать по всему свету. И только- только наступает время для их изучения. Некогда было писать, некогда изучать, а потом и нечего. Всё было арестовано, рассеяно, но любящими руками сохранено!

Каргель был на 20 лет старше Проханова.  Его совершенно миновали все социальные, политические и землеустроительные идеи Проханова. Он был благочестивым и богобоязненным сыном в немецко-армянской семье пиетистов – лютеран, в 20 лет принял крещение в Тифлисе от Воронина, потом был послан на учёбу в Германию к первому баптисту Европы Онкену, который впоследствии рукоположил его на служение пастора и через которого американские баптисты поддерживали его служение в немецкой общине в Сорочине на Украине, а потом и в англо-американской церкви в Петербурге.

 Каргель был у нас в России единственным рукоположенным баптистским пастором! Поэтому его неоднократно посылали основывать новые церкви в Прибалтике, Болгарии, Румынии и даже рукополагать пионера баптистского движения В.Г. Павлова в 1880 году. Это был ревностный немецкий баптистский пастор, воспитанный Онкеном для немецких баптистских общин и для насаждения новых на территории России. Он переехал в Петербург, почувствовав призыв-начать здесь миссионерский труд под руководством немецких баптистов, естественно. Это был 1875 год, когда в Петербурге уже начиналось Великое Пробуждение, распространившееся вскоре по всей центральной России.

И вот где-то здесь произошёл в душе Каргеля переворот, превративший старательного немецкого баптистского пастора в пророка России, её великого учителя и миссионера. Его уже при жизни называли светилом России. Карев назвал его великим богословом, и он точно был им, единственным, после кого осталось множество глубочайших трудов, за которыми охотились и царские охранники, и советские, которыми назидались и студенты Библейских курсов, и простые украинские крестьяне, И сейчас приходит время для их внимательного изучения на всех уровнях!

Великий кризис  произошёл в душе Ивана Вениаминовича после его встречи с Пашковым! Он будет всю жизнь называть Пашкова своим наставником. Встреча их в каком-то подвальном помещении, где проходило евангельское собрание верующих, была таким потрясением для Каргеля, что он записал: «Я не знал, куда деваться!» Перед ним стоял Божий человек, руководитель огромного евангельского движения, во всей его многосторонности, человек, не кончавший никакого богословского  заведения, никем не рукоположенный, но такой великий, такой простой и смиренный, проповедовавший неустанно о милости Божией, явленной ему, великому грешнику…Богатейший человек в России, который всё, что имел, отдал  на служение, включая и все свои таланты и ум… Каргель стал посещать пашковские собрания, женился на девушке из дома Пашкова, теперь уже не Онкен, а Пашков посылал его на миссионерский труд и поддерживал его.

Кризисы существуют для того, чтобы человек пересмотрел всю свою предыдущую жизнь. Это дело мучительное и требующее времени, и дороги назад уже не существует. С 1880 года Каргель уже не насаждал церквей, но целиком отдался изучению и раскрытию трёх великих богословских и практических тем: Крещение Духом Святым, Освящение и Эсхатология. С этими темами он потом придёт и к студентам, им будут посвящены и все его основные труды: Свет из тени будущих благ, Христос – освящение наше, В каком ты отношении к Духу Святому? Закон Духа жизни, Се, гряду скоро, Где по Писанию, находятся мёртвые? Толкование на книгу «Откровение»- Его мысли, его вера, глубина его собственной жизни, посвящённой целиком Господу, зажигали людей – и современников, и нас, его потомков. У него был дар пророчества и дар исцеления, помимо дара истолкования Слова Божьего. И жил он   в «межденоминационной свободе». На Лондонский съезд 1905 года он будет делегирован баптистами, евангельскими и пятидесятниками.

Но главным делом его жизни будет преподавание! Он поддерживал Проханова во всех его попытках организовать образовательные курсы. Сам он будет арестован на последних, в 1929 году. Давние и крепкие связи были у него с Украиной: преподавал в селе Николаевка в 1922 году,  в Сумах в 1923 году, в школе меннонитов в Сумах, в 1932 году, пока она не закрылась. И когда закроется всё, то каждый вечер будет гореть огонёк в его доме на краю леса, и по заснеженной тропочке в этот дом будут идти люди за Словом Божьим с Его ободрением и утешением.

Каретникова Марина Сергеевна


Количество просмотров 1642
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна