Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Есть только одна книга – это Библия». (Вальтер Скотт)

О патриотизме, национальной гордости и хоккее

3563818_okino_ualegenda17539281a (466x700, 188Kb)Патриотизм нынче слово ругательное. Более того, если вы хотите посильнее задеть человека, то можно еще и прилагательное к этому существительному прибавить и уже приговор получается – «русский патриотизм». Почему-то так получается, что в нашей русской ментальности какими-то витиеватыми генными структурами зашита не любовь к своему отечеству. Особенно среди интеллигенции. И при слове патриот мы почему-то представляем людей со злыми лицами, которые готовы извести всех инакомыслящих прямо тут, где поймают.

Вот такие невеселые мысли пришли мне, когда я стал просматривать рецензии на новый фильм режиссера Николая Лебедева «Легенда №17». Жму мужественную руку режиссеру, который отважился на это неблагодарное дело – снимать фильм на тему патриотизма. Ну не модно сейчас гордится своей Родиной. Вот для американцев это модно всегда, и мы, умные русские, посмеиваемся над этой «голливудщиной», считая, что только натурализм и чернуха отражает нашу особую духовность.

Скажу я слова не популярные: я хочу, чтобы моя дочь гордилась своей страной. Банально, но я хочу, чтобы моя любовь к русской культуре и истории оказали влияние и на нее, не смотря на все кризисы и проблемы, которые она будет видеть вокруг. И большое спасибо Николаю Лебедеву и всей съемочной группе фильма «Легенда №17», помогающих мне в этом нелегком деле.

Фильм повествует о золотом веке советского хоккея. Но более всего она рассказывает о Человеке. Тут нужно сразу оговориться – не ищите документальности в художественном кино. Всегда это, прежде всего, мифология и драматургия, это произведение. И создатели фильма честно об этом заявили уже в названии – да, это мифология, да создание легенды. И можно до сведенных скул спорить о роли Анатолия Тарасова, которого гениально сыграл замечательный актер Олег Меньшиков, о советском хоккее и о том, что многие факты из жизни Харламова поданы не так и не в том порядке. Важно другое – впервые за последние 10 лет я видел такую реакцию зрителей на отечественное кино. Мне рассказал коллега, что после окончание сеанса в одном из московских кинотеатров зрители стоя аплодировали. Они аплодировали фильму, советскому хоккею и, простите уже меня за «высокий штиль», хотя бы на время возращенному чувству национальной гордости.

На самом деле фильм держится на противостоянии двух персонажей Анатолия Тарасова (О. Меньшиков) и Валерия Харламова (Данила Козловский). И весь фильм ты заворожено наблюдаешь за развитием этих отношений, начиная с великолепно вписанного в сюжет эпизода корриды, который позже не один раз обыгрывается режиссером, и заканчивая матчем с канадскими профессионалами.

Даже чисто технически фильм снят на высшем уровне. Хоккейную форму шили специально для фильма. Художники провели огромную работу, собирая документальные свидетельства. Специально изготовлялись шлемы и прочие атрибуты. Форма для каждого персонажа существовала в нескольких экземплярах. Для фильма было закуплено около 1500 клюшек старого образца. Все лезвия для коньков пришлось изготавливать специально, т.к. современные коньки сильно отличаются от тех, на которых катались хоккеисты 1960-1970-х гг. Их прикрепляли к современным ботинкам, «задекорированным» под модели той поры. Хоккеистов, привыкших к современным конькам, пришлось переучивать, чтобы они не только уверенно катались, но и могли играть на коньках старого образца.

Многие трюки в фильме выполнялись самими актерами, которых около четырех месяцев обучали основам хоккейного катания и хоккейной игры. Данила Козловский ежедневно ходил на тренировки и на лед, и в спортзал, и в результате он не только выполнял трюки, но даже придумал ряд хоккейных комбинаций. Например, он усложнил и сделал визуально более ярким решение одного из своих забитых голов – сцены с так называемой «испанской шайбой». Постановкой хоккейных сцен занимался канадец Джоди Стейсек, который работал на многих картинах, в том числе на «2012» и «Начало».

Канадских хоккеистов играли, в том числе, несколько профессиональных канадских спортсменов, которые специализируются на работе в хоккейных фильмах. Но главных канадцев сыграли немец Гетц Отто (зрители знают его по «Списку Шиндлера» Стивена Спилберга и «Завтра не умрет никогда») и наш бывший соотечественник, а ныне американец, Андрей Рунтсо. Близкие Валерия Харламова исполнили небольшие роли в фильме: сын Александр (сам профессиональный хоккеист) сыграл хоккеиста «Звезды», а у сестры Татьяны Борисовны камео вахтерши в «Лужниках».

Во время работы над некоторыми сценами использовалось от четырех до десяти камер. Для того чтобы воплотить визуальную идею оператора-постановщика Ирека Хартовича и режиссера Николая Лебедева об изменениях в жизни Харламова, работали с несколькими типами камер и пленки. Ранние годы снимались на 16-миллиметровую пленку, годы расцвета – на 35-миллиметровую, а матч в Канаде, который должен был резко отличаться от изображения в СССР, снимали на цифровые камеры. Специально на съемочную площадку была привезена камера Phantom, которая способна замедлять изображение в десятки раз. Эффектные кадры были получены при помощи миниатюрных GoPro камер, которые устанавливались на клюшки, на шайбы, на амуницию игроков.

Но и не это самое главное. А главное в той реакции зрителей, которую уже давно не вызывает наше кино. Но я не буду все это доказывать из своих личных наблюдений. Приведу отрывок из открытого письма съемочной группе издательского директора группы «Однако» Андрея Сорокина.

«Уважаемые товарищи Лебедев и Козловский, Меньшиков и Меньшов, Иванова и Щербаков, продюсеры и сценаристы, операторы и костюмеры, курьеры, уборщики и тот мальчишка, который как-то случайно подал оброненный карандаш режиссёру, – Спасибо вам. Это не автор заметки говорит. Я всего лишь видел, как это «спасибо» выдохнули вместе со сгустками эмоций рядовые зрители рядового вечернего сеанса в рядовом московском кинотеатре, которые болели за наших. Это говорят вам девчонки, которые сокрушённо ахали и всхлипывали в соседское плечо, когда на экране шайба влетала в ворота Владислава Третьяка. Это говорят вам парни, которые вскакивали с мест и кричали «Гоооол!» вместе с Николаем Николаевичем Озеровым, когда забивали наши. Это говорит вам весь кинозал, который стоя аплодировал победе. Вы же сами доказали, что для хорошего кино нам ни героев, ни подвигов придумывать не надо».

Присоединю свое спасибо и я. Но и добавлю свои «пять копеек». Спасибо за то, что в очередной раз доказали мне, циничному журналисту, что в нашей истории есть чем гордится, не смотря и вопреки. Спасибо Олегу Меньшикову, вложившему все сердце в слова своего героя: «Жить и играть, и делать выбор каждый день!» Вот за это отдельное спасибо. И я уверен, что посмотрю этот фильм еще не один раз просто за тем, чтобы снова пережить это чувство – волшебной силы искусства и гордости за свою страну.

Игорь Попов
www.liveinternet.ru


Количество просмотров 1493
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна