Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история». (Исаак Ньютон)

В. Волчанский: "Еще раз о музыке..."

«Познавайте, что есть воля Божия»

(Ефесянам 5:17)

«…Есть музыка, которая может заставить человека плакать, раскаиваться в грехах и исправлять свою жизнь, а есть такая, которая развращает человека, …меняет внутренний ритм жизни, …оказывает пагубное воздействие на душу…» (Архиепископ Илларион).

Этот материал логически вытекает из многих статей о проблемах музыкального служения в церквах ЕХБ, опубликованных в христианских журналах и газетах в течение последних лет. С одной стороны, в нашем братстве в Америке сегодня успешно трудится большое количество разнообразных оркестров и ансамблей  самого широкого спектра, от симфонических оркестров до струнных квартетов и ансамблей народных инструментов. На богослужениях, съездах и разного уровня конференциях они стройно прославляют Господа, доставляя радость детям Божиим. Я не говорю о высоком профессионализме, до которого любительским составам дойти достаточно трудно. Но, во-первых, даже на профессиональном уровне несложные инструментовки могут звучать прекрасно, если музыканты достаточно владеют инструментами и хорошо выучат свои партии. А во-вторых, мы призваны делать дело Божие, исходя из того материала, каким располагаем, но по возможности доводя свое мастерство до предела наших возможностей. И при этом материале, что мы имеем, результаты вполне удовлетворительны и приносят большие благословения.

С другой стороны, на сегодняшний день не исчезли проблемы, вызванные проникновением в христианскую среду чуждых нам видов музыкального искусства, а приобрели форму хронического процесса. Они не только не решены, но усугубляется. Молодежь постоянно слушает записи рок-групп, как наших собственных, так и харизматических; мирских рок-групп, а также продолжает играть рок и на браках, и на конференциях молодежи. И даже на Первом Конгрессе славянской молодежи в Миннеаполисе. Если это – нормальное состояние, поставим точку и закроем тему. Но нет – и сегодня на молодежных конференциях и съездах постоянным рефреном повторяется тема недуховной музыки. И печатаются статьи, и проводятся беседы – на ту же тему. Значит, не все так гладко и хорошо, как кажется. И нам всем есть о чем подумать.

1

Начиная со второй половины, теперь уже прошлого века, столько говорилось и писалось о церковной музыке, и конкретно – о вреде, приносимом церкви, захватившей весь мир попсой, (а большинство производимой христианскими рок-группами продукции есть невысокое оригинальное искусство, а именно попса, по качеству и по содержанию), что страницами статей на эту тему можно обклеить стены среднего дома. Печальные результаты духовной революции, совершенной с помощью рок-музыки диаволом, теперь видны невооруженным глазом. Миллионы духовно погибших молодых юношей и девушек, ставших хиппи-отбросами общества, растленными, несчастными, променявшими нормальную порядочную человеческую жизнь на отравленную атмосферу пьянства и наркотиков – её прямой результат. С середины 60-х годов, уже заполонившая умы мирской молодежи, она стала проникать в среду верующих. Поэтому на протяжении последних пятидесяти лет эта тема не сходит с повестки дня в христианских союзах, как в странах бывшего СССР, так и здесь, в Америке. В СССР с конца 70-х годов, когда образовался Музыкальный отдел при ЗБК ВСЕХБ, проблемой предохранения церковного служения от засилья рок-музыки занимались многие известные братья. Среди них такие служители на ниве музыки и  пения: Н.И.Высочкий, регент и композитор; известный музыкант, педагог и автор многих христианских композиций из Эстонии, занимавший пост завуча регентских курсов ЗБК, брат Лео Семлек; Василий Анастасьев, регент из Киева; и другие братья, в том числе – и я. Надо отдать должное руководству ВСЕХБ, – в  своем большинстве, старшие братья очень серьезно относились к вопросам музыкального служения и боролись с проявлениями нехристианской музыки в церкви. С момента образования Музыкального отдела ВСЕХБ и до отъезда в Америку, мне приходилось работать в качестве преподавателя ЗБК и быть руководителем секции инструментальной музыки в братстве. И мне хорошо известна большая и упорная работа по оздоровлению музыкального служения, проводимая и координированная музыкальным отделом ЗБК, который возглавлял молодой, одаренный и высокообразованный брат Евгений Гончаренко. По теме музыкального служения на регулярной основе проводились семинары для регентов, лекции для студентов ЗБК, регентского и пастырского отделений, семинары для пресвитеров и старших пресвитеров, беседы с хористами и музыкантами. Работники ЗБК выезжали в поместные церкви и проводили там работу с молодежью в различных республиках и регионах Союза. И эта работа давала ощутимые результаты. Но после распада СССР, вместе с большой политической и религиозной свободой, к большому сожалению, пришла и волна небывалой либерализации (в отрицательном смысле) в церкви, больше похожая на вседозволенность. Особенно это коснулось музыки. После распада ВСЕХБ, с 90-х годов прошлого века, не только были практически сняты запреты на участие рок-музыки в служении, но рок-фестивали, проходящие под самыми различными вывесками и различные праздники «молодежной музыки» (теперь ещё – фестивали «групп прославления», что практически одно и то же) благословляются, в прямом смысле, с молитвами и самыми воодушевляющими пожеланиями, – высокими руководителями, которые придают вес и официальный статус этим группам. И все эти мероприятия имеют свои ясно выраженные цели. Вот один конкретный пример.

Музыкальный фестиваль прославления «ЛЕВИТЫ», 22-24 мая 2009, Подмосковье. «…Уникальность проведения данного мероприятия заключается в том, что на фестивале можно будет принять участие не только в трёх направлениях, такие как: современный хор, группа прославления и авторская песня, но и принять участие в мастер-классах по вокалу, звукорежиссуре, по электрогитаре и акустической гитаре, по клавишам, барабанам и бас-гитаре…» (Интернет, Российский союз евангельских христиан-баптистов | Молодежное служение РС ЕХБ по ЦФО).

Оставим без внимания довольно странное определение «современный хор». Непонятно, что кроется за ним. Поговорим об инструментальных составах. Как видите, о каких именно составах идет речь, сомнений быть не может. На «клавишах, барабанах и бас-гитарах» не базируются ни струнные квартеты, ни оркестры народных инструментов, ни другие ансамбли/оркестры, кроме рок-групп. А вот для всех других составов мастер-классы не проводятся, поскольку не ради них все это затевалось. Это – курсы повышения квалификации для артистов групп прославления, сиречь, рок-ансамблей. «Цель этого мероприятия не только дать духовные основы музыкального прославления, но дать площадку для профессионального развития музыкальных коллективов наших церквей». Судя по тому, какие даются мастер-классы, можно предположить, какие музыкальные группы/составы предполагается развивать. То есть, это – общее генеральное направление. А хотелось бы, чтобы другим составам тоже уделялось внимание, и даже больше.

2

Из всех опубликованных материалов и практического опыта, которого в церквах накопилось с избытком, все, казалось бы, стало ясно:природа этой музыки – не божественная, греховная, истоки её – явно диавольские. Рок-звезды – падшие люди, в большинстве своем посвятившие себя и свое искусство диаволу; поведение и манера игры, и внешний вид подвижников «христианского» рока – «цельностянутые» от мирских рок-групп (посмотрите выступления Бриксы, «Нового Иерусалима», «Дружков» и им подобных). Природа и истоки этой музыки – греховны, какие добрые плоды можно ждать от неё в будущем? «Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?» (Мф.7:16).

Среди большинства духовных служителей всех рангов, вплоть до руководителей союзов и объединений, официальная оценка рок музыки – негативная. Следовательно, можно ожидать, что она скоро исчезнет с горизонта и проблема будет решена? Нет. Как раз наоборот. Во многих церквях рок-группы благоденствуют и если не участвуют на утреннем служении, то уж на всех молодежных вечерах и прочих торжественных случаях продолжают играть, как и прежде. Их приглашают на молодежные съезды и общения, а на свадьбах рок-группы просто королевы брачного пира. Порою, эти «крутые рок-группы», даже не нашего вероисповедания. Несмотря на запрет: «не играть так, как в мире», они проявляют противление, смело проводя свою, запланированную программу. Можно привести много примеров, вызывающего поведения и неповиновения музыкантов рок-ансамблей. А то, что непослушание и дерзость – характерная черта большинства участников этих групп, вовсе не секрет. Несмотря на увещевания и беседы, многие верующие юноши и девушки постоянно слушают записи рок-групп, как наших собственных, так и харизматических, и мирских рок-групп, и продолжают играть рок. И часто после хорошей беседы на музыкальные темы на молодежной конференции, молодые люди, садясь в свои хонды и «бимеры», включают этот самый тяжкий рок и получают желанный «фан». И дома усиленно занимаются – репетируют свои хиты. В надежде, и весьма обоснованной, что играть им все равно где-нибудь да разрешат. Даже на Первом Конгрессе Славянской Молодежи в Миннеаполисе не обошлось без выступления рок-группы, что было особенно удивительно, так как этот съезд был, в своем роде, лицом всей христианской молодежи ЕХБ в Америке.

3

Негативное воздействие плотской музыки на человеческую душу видели все богобоязненные люди, во все времена. Мы – не новаторы в этом. Этой проблеме уделяли пристальное внимание ещё с ветхозаветних времен. В древнем Израиле участие инструментальной музыки в богослужении было строго лимитировано, не допускалась бытовая музыка танцевального или увеселительного характера. Она существовала, была широко распространена в быту, но в храме – нет. Сам дух ветхозаветнего богослужения не допускал чувственного, плотского музыкального сопровождения. Даже выбор инструментов был строго ограничен. Хотя в последнее время все чаще нас пытаются убедить, что псалмы пелись, чуть ли не на мелодии популярных песен, и пели их под барабаны, тарелки и с плясками. Если бы не электрическая природа этих инструментов, нас, вероятно, убеждали бы, что и пелись псалмы исключительно под рок-группу прославления. (О барабанах читайте в статье «Группы прославления» в трех номерах журнала «Злачные пажити» за 2011год).

В первых христианских общинах пелись псалмы, и использовался речитатив, когда отрывки из Священного писания и литургические тексты читались всей церковью нараспев. О других жанрах, кроме псалмов, песнопений духовных и славословий (уже упомянутых выше речитативов) не упоминается. В ранне-христианский период церкви мужи веры особое внимание уделяли святости, неповрежденности в пении и музыке.«Наиболее характерной чертой средневековой эстетики является нравственный ригоризм, строгое подчинение искусства и музыки морали. Это проявляется уже в том, что отцы церкви требовали подчинения мелодии тексту, ставили слово, текст выше музыкального исполнения. В пении важен не голос, а слово. «Мы должны петь, псалмодировать и восхвалять Бога больше душой, чем голосом, – говорил Иероним. – Пусть слышат это юноши, пусть слышат это те, которые поют псалмы в церкви: Бога должно воспевать не голосом, а сердцем, не по примеру трагических актеров, смазывая горло и глотку сладкой мазью, чтобы в церкви слышались театральные мелодии, но в страхе, труде, в знании писаний» (Иероним, Комментарий на послание к Ефесянам).

Вот высказывания других отцов церкви, показывающие отношение к музыке в то время. Августин: «Смотри, чтобы в то, что ты поешь устами, ты верил сердцем, и то, во что ты веришь сердцем, доказал делами».

«Отцы церкви говорят об обязательном соотвествтвии образа жизни и поведения характеру песнопения, утверждая, что пение есть движение души к хорошим поступкам, стремление объединить в одно целое пение, настроение и христианскую деятельность. Критерием оценки музыки объявляется не эмоциональное воздействие, а непосредственное воздействие на мораль, на поведение человека (т.е. на его разум – В.В.).

Таким образом, …власть слова над мелосом, господство хорового начала – вот отличительные черты музыкально-эстетического сознания раннего средневековья. Если к этому прибавить склонность к систальтическим, печальным и торжественным ладам, то мы сможем представить себе общий облик музыкальной культуры этой эпохи» (В.П.Шестаков – «Музыкальная эстетика средневековья и Возрождения»).

В.Волчанский («Злачные пажити», 08.2012, журнал Альянса Церквей ЕХБ Северной Америки)

Количество просмотров 1705
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна