Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история». (Исаак Ньютон)

Древняя Русь и принятие христианства

14 февраля 2013 года состоялся эфир радиопередачи «Слово для тебя на радио Новая Жизнь». Вместе с автором данной статьи, историком Андреем Юровым, обсуждалась тема: «Крещение Руси - знаковое историческое событие». На нашем сайте можно прослушать или скачать подкаст радиопередачи.

 

Прежде, чем начать разговор о крещении Руси, необходимо кратко остановиться на том, что представляло собой древнерусское государство.

Русское государство в конце X века располагалось на территории западной части территории бывшего Советского Союза, включая современные территории Украины, Белоруссии, Центральный федеральный округ и часть Северо-Запада России. На востоке примерная территория государства не доходила до Волги и ограничивалась примерно по линии Белоозеро-Ростов-Муром. Основные центры русского государства располагались по меридиану Новгород-Смоленск-Киев. На этой огромной территории проживали племена восточных славян (поляне, северяне, словене, кривичи и др.), причем на севере к ним добавлялись балтийские, а на севере и северо-востоке – финно-угорские племена.

Важным историческим вопросом, от ответа на который зависит многое в оценке сущности древнерусского государства, является собственно происхождение Руси. На этот счет уже несколько столетий существует две основных точки зрения. Согласно одной из них опирающейся на прямые указания Повести временных лет содержащейся в древнейших списках летописей. Согласно им, само понятие «русь» связывается с пришельцами-викингами, которые, во главе с конунгом Рюриком, в середине IX века установили господство, вначале в Новгороде Великом, а затем и на остальной территории будущего русского государства, доходя почти до Черного моря. Эти пришельцы, варяги, составляли основу войска первых русских князей, носивших, кстати говоря, чисто скандинавские имена:  Рюрик (Hroric), Олег (Helgi) и Игорь (Ingvar, а греческом варианте Ingor). Скандинавские правители и их войска контролировали территорию Руси, объединяя ее разнородные части в единое целое.

В то же время существует и другая гипотеза, которая, признавая факт установления власти варягов в русском государстве, указывает на его славянское происхождение. Сторонники этой теории опираются на свидетельства некоторых иностранных источников, а также на упоминание в Начальной летописи основателя Киева – Кия, его братьев Щека и Хорива и сестры их Лыбеди. Одно из возможных объяснений термина «русь» связывается с топонимом Рось – названием небольшой реки вблизи Киева. «Антинорманисты» считают, что задолго до прихода викингов-норманнов на Руси уже существовало славянское государство со столицей в Киеве, а завоевание и правление варягов стало лишь очередным этапом развития этого славянского государства. Подобным образом норманнским правителем Вильгельмом несколько позже, в 1066 году, было покорено англо-саксонское государство на Британских островах. Кроме того, трудно себе представить, что викинги стали бы устанавливать контроль над полудикими племенами, так как известно, что они предпочитали собирать дань с уже вполне институционально оформившихся государств. При этом нужно иметь в виду, что, судя по археологическим раскопкам, варяжская культура и традиции, в любом случае, имели существенное распространение в северной части Руси. В частности, это очевидно по раскопкам в Гнездово близ Смоленска.

Так или иначе, но варяжские правители и купцы, придя в русскую землю, были заинтересованы в обеспечении своих военных и коммерческих интересов. Они устанавливали пути «из варяг в греки», то есть в Константинополь – столицу крупнейшего христианского государства восточной Европы того времени – Византийской империи. Кроме того, развивался и путь «из варяг в персы», проходивший по Волге и Каспийскому морю.

Первые русские князья – Олег и Игорь часто осуществляли военные походы на Константинополь. Точная цель этих походов неизвестна. Возможно, они желали собрать дань с богатого торгового города, но, скорее всего, варяжско-русские князья старались таким образом защитить интересы русских купцов, торговавших в Византии.

С периодом этих походов связывается начало знакомства Руси с христианством. Попадая в одну из наиболее развитых в государственном и культурном отношении стран того времени, русские пришельцы проявляли интерес к новой для них религии. Со своей стороны, византийцы стали приезжать на территорию Руси. Любопытно, что византийские хроники ведут начало русской епархии православной церкви еще с конца IX века, то есть за 100 лет до официального принятия христианства князем Владимиром в 988 году.

Из русских и византийских источников известно, что княгиня Ольга, жена русского князя Игоря, сына Рюрика, в середине X в. побывала в столице империи, беседовала с императором Константином Багрянородным и приняла крещение. Можно предположить, что Ольга, крестившись, вернулась в свою страну в сопровождении греческого духовенства и послов императора. Однако сын Ольги, князь Святослав (кстати, первый из русских князей, носивших славянское, а не скандинавское имя), не стал христианином. Это был типичный правитель-воин, приверженный языческим традициям. Основной целью его правления были военные походы, причем Святослав воевал, главным образом, вблизи Византии, то против нее, то на ее стороне. Погиб Святослав в районе днепровских порогов, после возвращения из одного из таких походов, приняв смерть от кочевников. Согласно некоторым источникам, они были подосланы византийскими властями, желавшими избавиться от опасного соперника.

Преемник Святослава, его сын, князь Ярополк уже известен тем, что покровительствовал христианам. Ярополк активно устанавливал связи с европейскими христианскими монархиями, хотя сам христианином, по-видимому, все-таки не был. Позже в правление Ярополка в государстве началась война между ним и его братьями:  Олегом и Владимиром. Владимир княжил в Новгороде. Он был сыном Святослава от ключницы Малуши, отнюдь не знатной дамы, однако, согласно тогдашним обычаям, сохранял права на престол. В ходе "гражданской войны" Владимир был разбит и бежал в Скандинавию, откуда позже вернулся с варяжским войском и отбил Новгород. Затем Владимир захватил, перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью варяжского правителя города Рогволода. Его дочь Рогнеду, просватанную за Ярополка, он насильно взял в жёны.

Осадив Киев, Владимир не мог его взять, однако Ярополк был выманен обманом и убит варягами. В 980 году князь Владимир Святославич стал правителем русского государства. Когда варяжское войско потребовало себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался,  а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть варягов Владимир оставил себе для управления городами.

Придя к власти в русском государстве, Владимир первоначально вовсе не собирался принимать христианство. Напротив, он, в отличие от своего предшественника Ярополка, покровительствовал язычеству и хотел установить на всей достаточно неоднородной в культурном отношении стране единый культ традиционных восточнославянских богов во главе с Перуном. При этом целью Владимира, по-видимому, было укрепление как собственной власти, так и государственности в целом. Однако языческая религия не очень подходила для решения таких задач, так как жрецы не составляли общегосударственной иерархии и вряд ли можно говорить о серьезном контроле над ними со стороны центральной власти. Кроме того, само языческое учение не было монолитным и не предоставляло княжеской власти каких-то особых преимуществ.

Под влиянием этих или каких-то иных соображений Владимир постепенно стал склоняться к принятию одной из зарубежных традиционных религий, история которых насчитывала уже сотни лет. Духовенство в этих традициях было в той или иной мере централизованным, а сами эти учения благословляли и превозносили власть верховного правителя государства. Летопись упоминает о трех традициях, которые имели шансы быть принятыми Русью – это христианство: католичество, распространенное на Западе Европы или православие из Византии и Болгарии, мусульманство, укоренившееся в Волжской Булгарии и арабских странах, а также иудаизм, который к тому времени господствовал в Хазарском каганате. Последнее государство располагалось на территории южного Поволжья и на Северном Кавказе. Некогда славяне платили дань хазарам, однако их держава была разгромлена отцом Владимира, князем Святославом.

Принятие мусульманства или иудаизма не давало бы Руси очевидных внешнеполитических выгод. При этом отношения с Византией и европейскими странами, скорее всего, ухудшились бы. Католичество было более привлекательной альтернативой. Кстати, заметим, что официального разделения христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную) к тому времени еще не произошло, но предпосылки к этому уже созрели. Между константинопольским патриархом и римским папой были сложные отношения, накопились и теологические разногласия. Но самой главной причиной раскола церкви стало то, что западное христианство во главе с папой римским оторвалось от сферы политического влияния Византии и вошло в совершенно самостоятельный мир западноевропейских государств, не имевших никакого желания в чем бы то ни было подчиняться восточным светским и духовным иерархам. 

Русь могла принять христианство в западном варианте, но не сделала этого. В чем была причина этого? Основным внешнеполитическим партнером русского государства в то время была Византия, с ней же были связаны наиболее крупные торговые потоки, проходившие через русскую территорию. Возможно, были и другие стратегические причины.  

Если говорить о непосредственных событиях, приведших к принятию православия Владимиром, то на основании источников можно предположить три основных сценария.

Первый заключается в том, что Владимир, исходя, прежде всего, из государственных и/или духовно-нравственных соображений, принял решение ввести православие, но по тогдашним традициям это делало бы его зависимым от византийского императора. Чтобы иметь более сильные позиции на переговорах с императором Владимир осадил и взял византийский город Херсонес (в русском варианте – Корсунь), расположенный вблизи современного Севастополя. Позже князь согласился вернуть империи этот город, но потребовал в жены принцессу Анну. Византийские императоры крайне неохотно отдавали чужеземным правителям в жены своих ближайших родственниц, так как считали себя властителями наиболее цивилизованного и легитимного государства того времени, преемниками римских императоров. Исключения делались редко и в особых случаях.  Естественно, что не могло быть и речи о том, чтобы на ромейской (византийской) принцессе женился язычник. Поэтому согласие Владимира на принятия православия делало его более приемлемым кандидатом на руку Анны. После возвращения империи Херсонеса Владимир получил Анну в качестве законной жены с соблюдением православных традиций.

Второй сценарий заключается в том, что инициатива в принятии православия исходила не столько от Владимира, сколько от византийцев. Император Василий II вел тогда войну с узурпатором Вардой Фокой и остро нуждался в военной поддержке. В обмен на русское войско Василий предложил Владимиру взять в жены Анну с условием принятия христианства.      

Наконец, третий сценарий мог состоять в том, что основной целью Владимира была именно женитьба на Анне, и скорее для этого он взял Херсонес и впоследствии согласился на принятие православия из рук Византии.

Став супругой Владимира и пользуясь своими связями в Византии, Анна должна была занять в русском государстве особое и почетное положение.  Известно, что Владимир впоследствии советовался с ней по церковным вопросам. Прежние жены и наложницы языческих князей почти не участвовали в государственной деятельности, за исключением случаев, когда жена оставалась «регентшей» при малолетнем сыне, как это было с княгиней Ольгой, женой Игоря.

Излагаемая в летописи история о беседе Владимира с католическими, иудейскими и мусульманскими послами и выборе князя, видимо, носит собирательный характер, обобщая произошедшее в разное время.

Повесть временных лет рассказывает о том, как проходило обращение в христианство жителей Киева (перевод Д.С. Лихачева):

…когда [князь Владимир] пришел, повелел  опрокинуть  идолы  - одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе,  -  чтобы  принял  он возмездие от людей. "Велик ты, Господи, и чудны дела твои!". Вчера  еще  был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли  Перуна  по  Ручью  к  Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще  они  святого  крещения.  И, притащив, кинули его в Днепр… Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку -  будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, -  будет  мне  врагом".  Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре". На следующий же день вышел  Владимир  с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось  там  людей  без  числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у  берега по грудь, некоторые держали младенцев, а  уже  взрослые  бродили,  попы  же, стоя, совершали молитвы.

Однако русское государство не исчерпывалось княжеской столицей – Киевом и христианство должно было быть принято и в других областях страны. Для этого туда посылались не только чиновники и духовенство, но и воинские отряды. Иногда на местах происходило сопротивление языческого духовенства, поддерживаемого народом. Такой конфликт, в частности, произошел в Ростове.

В Киеве Владимир основал Церковь Успения Пресвятой Богородицы – первый каменный христианский храм в городе, получивший название «Десятинной церкви», поскольку на нужды митрополии князь выделял десятую часть доходов. Эта церковь была разрушена в 1240 году в ходе штурма города татаро-монгольским ханом Батыем.

Строительство храмов началось и в других русских городах.

Принятие христианства и создание церковной епархии в русском государстве привело и к существенному изменению юридических норм. Отныне правонарушениями признавались не только уголовные преступления, но и многие нравственные и проступки.

Для регламентации юридической компетенции церкви Владимир издал церковный устав.

« С одной стороны, церкви была предоставлена широкая юрисдикция над всеми христианами, в состав которой входили дела семейные, дела по нарушению святости и неприкосновенности христианских храмов и символов, дела о вероотступничестве, об оскорблении нравственного чувства, о противоестественных грехах, о покушениях на женскую честь, об обидах словом. Так церкви предоставлено было устроять и блюсти порядок семейный, религиозный и нравственный.  С другой стороны, под её особое попечение было поставлено особое общество, выделившееся из христианской паствы и получившее название церковных или богадельных людей. Общество это во всех делах церковных и нецерковных ведала и судила церковная власть», – пишет русский историк Василий Ключевский в «Курсе русской истории».

С принятием христианства в русском государстве стала происходить рецепция византийского права. Появляются «Кормчие книги», кодифицирующие нормы, используемые в церковном судопроизводстве. В таких книгах многое было перенесено из аналогичного источника византийского происхождения – «Номоканона». Византийские юридические кодексы стали активно использоваться, но не механически, а с учетом местной специфики, при создании не только церковных, но и светских правовых сборников, например «Русской правды». 

Таким образом, последствия принятия православия на Руси были очень важными и разнообразными. Для политической и торговой «элиты» важным было вхождение русского государства в «семью» европейских христианских монархий. Киевский великий князь стал устанавливать родственные, политические и военные отношения с европейскими державами. Для «простых людей» многое изменилось, прежде всего, в религиозном плане, однако период взаимодействия христианства с язычеством на Руси был очень долгим, и в русской культуре в течение многих веков сохранялись языческие традиции и праздники. Особенно важное значение принятие христианства имело для объединения разнородных племен и подданных великого князя. Единое учение, иерархия и правовые нормы церкви стали важным элементом скрепления будущей нации.

Андрей Юров, специально для христианского просветительского портала слово-для-тебя.рф


Количество просмотров 3679
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна