Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия говорит к сердцу каждого поколения, а мерилом для оценки жизненности и силы народа будет всегда его отношение к Библии». (Иоганн Гёте)

Орлы-спасители в творчестве Дж. Толкиена.

Совсем недавно отгремела мировая премьера первого фильма из кинотрилогии о Хоббите, режиссера Питера Джексона. Режиссера, который заставил значительную часть населения планеты влюбиться в красоты новозеландской природы еще по кинотрилогии «Властелин колец».

«Хоббит, неожиданное путешествие» - первая часть новой кинотрилогии, снятая по повести Джона Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» (1937 г.). Тому, кто знаком с оригиналом произведения, сразу видно, что сюжет фильма о Хоббите дополнен многими деталями и новыми сюжетными линиями. Впрочем, это не очередная фантазия автора фильма, стремящегося «улучшить» оригинал. Все идеи взяты из записей и дневников самого писателя, и, надо сказать, что сценаристы обращались с ними весьма бережно.

Особое внимание хочется обратить на красивый финал первого фильма из трилогии о Хоббите. Героев, находящихся в отчаянном положении, от, казалось бы, неминуемой гибели, спасают Орлы. Мощные птицы подхватывают гномов, Бильбо и Гендольфа и уносят их в безопасное место от зубов кровожадных варгов и гибельных стрел и мечей орков.

Тот, кто  знаком с творчеством Джона Толкиена, сможет припомнить не один случай спасительного появления гигантских птиц. Орлы спасают Гендольфа из заточения на высоте башни «Ортханк». Также «крылатые спасители» выносят Фродо и Сэма из потока раскаленной лавы, текущей по склонам «Роковой горы», после того, как ими была успешно выполнена миссия по уничтожению «кольца всевластия»…

Все описанные случаи объединяет то, что орлы появляются лишь в момент отчаяния. Тогда, когда больше неоткуда ждать помощи, когда физические силы героев на исходе, и впереди их ждет верная гибель… И тут, сквозь мглу проявляются мощные силуэты крылатых спасителей...

Критики творчества Толкиена относят орлов к так называемой «Deus ex machina» (божественной машине). Это литературный прием, при котором герои чудом спасаются, благодаря сверхъестественному вмешательству, что нередко противоречит сюжетной логике повествования. Таким образом, упрощается задача автора, который без излишних творческих усилий завершает свое произведение «хэппи эндом»…

Но подобное упрощение совсем не похоже на Джона Толкиена, который всегда продумывал даже самые незначительные детали сюжета.. О скрупулезной проработке деталей свидетельствует тот факт, что писатель для своих героев создал несколько полноценных языков, по которым сегодня защищаются диссертации, а в некоторых школах Англии их даже преподают.

Писатель осознанно приводит своих героев в безвыходные ситуации, когда помощи ждать не откуда, и целенаправленно посылает к ним на помощь исполинских птиц. Интересно отметить, что согласно размах крыльев предводителя орлов – Торондора - составляет 180 футов (это около 55 метров!) 

Чтобы лучше понять замысел писателя, нужно вспомнить о том, что в течение всей жизни Джон Толкиен искренне исповедовал христианство. В своих произведениях он показывает борьбу добра со злом, где, после множества испытаний и битв, зло всегда оказывается поверженным.

Многие годы Толкиен дружил писателем Клайвом Льюисом,  рассказы которого о Нарнии давно стали классикой детской христианской литературы. Оба писателя ставили целью через свои произведения, иносказательным языком донести божественные истины до людей.

Люьис создал Льва Аслана, как прообраз Спасителя Иисуса Христа.

Толкиен пошел дальше, он придумал целую вселенную, описание которой во многом перекликается с библейскими повествованиями. Согласно Толкиеновскому «легендариуму», создателем придуманной им вселенной является Эру Илуватар, чье имя переводится как «отец всего». Его самый могущественный помощник Мелькор, восстает против Илуватара и порождает зло. Мелькор творить не может, но он способен портить и извращать то, что не им сотворено. В последствие он будет назван Морготом (пер. «черный враг»)...  и это лишь начло «Сильмариллиона», описывающего историю создания мира Джона Толкиена…

Но вернемся к Орлам. Их автор вводит в сюжет как символ справедливого Божьего вмешательства в ситуации, когда сам человек не в силах противостоять злу.

Подобное неожиданное спасение героев, которое должно вызывать слёзы облегчения у читателя, Толкиен называл по-своему: «эвкатастрофа». А величайшей эвкатастрофой в истории Джон Толкиен называл воскресение Христа.

Можно по-разному относиться к творчеству Джона Толкиена, но когда читаешь его произведения или смотришь их экранизацию в момент появления орлов, невольно начинаешь ощущать «мурашки»…  

А замечаем ли мы помощь Всевышнего в нашей жизни?...

Пусть же произведения Джона Толкиена будут для нас еще одним напоминанием о милости Божьей

Денис Гостев, специально для христианского просветительского портала слово-для-тебя.рф


Количество просмотров 4244
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна