Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«В бесконечной вселенной обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума». (Альберт Эйнштейн)

Дом, который построил Бог

«Вот дом, который построил Джек…» Вам не приходилось задумываться – о чем это стихотворение? Нет? И правильно! Тут и думать не о чем. Оно – о доме, который построил Джек. Это очевидно: в полусотне строк дом этот упоминается девять раз. 

О чем же тогда Седьмая глава Второй книги Царств, где на двадцать девять стихов, составляющих ее, слово «дом» встречается пятнадцать раз?! Можно не сомневаться: она – о доме. О доме, который построил Бог.

Данная глава – поворотный пункт, новая точка отсчета священной истории. Отныне все события в Израиле вплоть до Креста Христова будут восприниматься только в контексте этой главы – в контексте Сионского Завета. На этом тексте основан Псалом 117, занимающий центральное место в Библии и неоднократно цитируемый апостолами.

С этой главой соотносятся пророчества Исаии о молодом ростке из засохшего пня Иессеева (Исаия 11:1) и – Иезекииля об обретающих плоть сухих костях (Иезекииль 37). Ее же имеют в виду и слепой Вартимей, кричащий «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня!» (Марк 10:47), и толпа, что поначалу смущенно заставляла Вартимея замолчать (отнюдь не за нарушение тишины), но вскоре вся уже восклицала: «Осан-на (евр. – спаси-же, избавь-же, помилуй-же) Сын Давидов!», ибо Сионский Завет – основание, связывающее царское право избавлять и миловать с божественным титулом «Сын Давидов».


***


Впрочем, началось все несколько раньше. После гибели царя Саула, Давид перестал бегать от преследований и наконец-то поселился в городе, в Хевроне, где его, тридцатилетнего помазанника Божьего, помазали царем над одним лишь коленом Иудиным. Семь с половиной лет был сын Ессеев правителем автономного царства Иудея, пока всем Израилем правили сперва – группировка Авенира, а потом – Иевосфей, сын Саулов. Но после долгих военных, политических и межличностных пертурбаций пришли все старейшины Израиля к царю в Хеврон … и помазали Давида в царя над Израилем (2 Царств 5:3). Тогда-то пошел царь и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны (6); взял крепость Сион (7), и поселился Давид в крепости, и назвал ее городом Давидовым (9). 

Сион – цитадель Иерусалима, крепость внутри крепости (город тоже был укреплен), – стал резиденцией Давида, помазанника Божьего и единого царя над всем Божьим народом. С тех пор название «Сион», подобно понятию «Кремль» в Москве, значит нечто большее, чем сама крепость или тот холм, на котором она расположена.

После всего этого Давид в два этапа перенес в Иерусалим Ковчег Завета (2 Царств 6), и Господь успокоил его от всех окрестных врагов его (2 Царств 7:1). Одно лишь беспокоило помазанника: «Вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром» (2). Непорядок! Бог ютится в потрепанной походной палатке, а царь наслаждается дворцовым комфортом. Не престало человеку жить лучше Бога, даже царю. Но не ставить же себе юрту посреди столицы? Не собираясь отказываться от собственного удобства, Давид находит иной выход: решает построить дом для Бога, не хуже царского. 

«Все, что у тебя на сердце, иди, делай; ибо Господь с тобою» (3) – сходу одобряет благочестивый замысел государев придворный пророк Нафан (кто он такой и откуда взялся – нам неизвестно, ибо это – самое первое упоминание о нем в Писании). С точки земной мудрости Нафан абсолютно прав – так же, как был прав Иоанн, говоривший Иисусу: «мне надобно креститься от Тебя» (От Матфея 3:14) или Петр, заявлявший: «Тебе ли умывать мои ноги?» (От Иоанна 13:6). Но в ту же ночь было слово Господа к Нафану: пойди, скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: если ты думаешь, что

1) У тебя есть дом,
2) У Меня нет дома,
3) Ты построишь мне дом,  
то глубоко заблуждаешься. Все обстоит совершенно наоборот:
1) Имеющееся у тебя строение с кедровой облицовкой – еще не дом. 
2) Божий Дом – не палатка, и даже не ящик, в ней стоящий.
3) Я построю тебе настоящий дом. 

После твоей смерти Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном (13-14). А раз твой Потомок будет Моим Сыном, мы с тобою станем одним домом, одной семьей, и потому будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки» (16)

Не легко было пророку поутру угасить им же самим недавно подогревавшийся монарший энтузиазм. Так или иначе, «все эти слова и все это видение Нафан пересказал Давиду» (17), который хоть и бывал скор на суд, Бога боялся и любил. Царь отправился в скинию, предстал пред лицем Господа, и сказал: «Кто я, Господи, Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил!» (18). Благоговейное славословие Давида (18-29) показывает: он все понял! Осознав неподдающуюся человеческому пониманию Божью человечность (многие отцы церкви даже трактуют девятнадцатый стих, «это уже по-человечески», как пророческое предвидение Давидом непосредственного воплощения Божьего в Своем Помазаннике), царь превращается в раба (он сам так называет себя 12 раз!), зовя Бога уже не «просто» Господом, а … 

Тут нам, заложникам переводческого искусства, придется притормозить и разобраться. Дело в том, что Синодальная комиссия, окормлявшая перевод Библии на русский язык, неизбежно столкнулась с проблемой: как перевести Священное Имя Бога – вневременную форму первого лица глагола «быть» или «существовать», ведь в русская грамматика таковой не предполагает. Варианты предлагались разные, но ни один не отображал истинного значения Имени. «Я Есть» приписывает Богу свойства настоящего времени, «Меня Быть» как-то не по-русски звучит, «Сущий» – и вовсе прилагательное. В подобных случаях переводчикам иногда помогают транслитерация или фонетическое дублирование имен; но и здесь – загвоздка: в древнееврейском языке слова записывались одними согласными.

Использовать в качестве транслитерации Имени буквосочетание ЙХВХ было бы не очень удобно, а как оно «на самом» деле произносилось – никто не знает (расхожие версии типа «Яхве» или «Иегова» – не более, чем домысел), потому что на самом деле оно не произносилось никогда: дойдя до глагола, означавшего Священное Имя, благочестивый чтец Торы говорил: «Господь». В конце концов, переводчики решили последовать этой традиции, и везде, где встречается тетраграмматон (греч. – «сочетание четырех букв») ЙХВХ, писали «Господь». Почти везде этот трюк работает более-менее сносно, но не в нашей главе, где Давид использует сочетание «Господь ЙХВХ», превращенное переводом в причитание «Господи мой Господи».


Но если мы уж предположили, что многократное повторение какого-либо слова или словосочетания указывает на его важность, то тут нельзя не отметить: в своей небольшой молитве Давид шесть раз называет Бога не «просто» безотносительным глагольным Именем, которым Тот открыл Себя в Завете с Моисеем, а личностно-соотнесенным именем «ЙХВХ – мой Господин», которое Авраам дал Богу в знак принятия Божьего обетования, вменившегося ему в праведность (Бытие 15; в русском переводе – «Владыка Господи»). 

***


Какой урок можем мы извлечь из этой главы? 

1) Даже самые лучшие, самые благочестивые и самые сокровенные наши мечты могут оказаться вне Божьих планов. Не всякая наша идея о том, как прославить Бога, совпадает с Божьими планами на то, как прославиться в нас. Так, Апостол Павел со своими спутниками думал послужить Господу проповедью в Асии, но Дух Святой не пустил их туда. Тогда они решили идти в Вифинию, но Дух и туда не допустил их. В итоге Апостол оказался в Троаде, на самом краю света. Перед ним было море, дальше идти было некуда, по крайней мере – в контексте Павловых представлений. Но Божий замысел оказался иным – Апостолу надлежало нести свет Благой Вести в Европу (Деяния 16:6-8).

2) Божьи планы на меня гораздо больше и важнее моих планов на Бога. У меня есть представление, как Бог «должен» действовать в моей жизни. У Бога есть замысел о том, как я должен действовать для Его Царства. Манипуляции в стиле красноармейца Сухова «Я на тебя рассчитывал, Саид» с Богом не проходят. 

3) Отрицательный ответ Бога на наши молитвы не обязательно говорит о нашей греховности. Он говорит о нашей ограниченности. Намерения Давида не были греховными: он искренне хотел построить Богу такой же дом, как у него самого, даже лучше. Вопроси царь впоследствии, стоит ли подглядывать за купающейся чужой женой – ответ был бы ясен (потому, наверное, и не спрашивал). Но если Бог дает отрицательный ответ на вполне правомерную просьбу, значит у Него на нас другие планы. Иисус трижды просил, чтобы жертвенная чаша миновала Его. Павел трижды просил Господа освободить его от удручающего жала в плоть. Иосиф наверняка неоднократно молился, чтобы миновали его злоключения, продолжавшие следовать одно за другим. В конце концов, отрицательный ответ Бога – доказательство того, что Бог – Он, и Ему решать.

4) Мы желаем достижений, Бог учит нас смирению. Он хочет, чтобы мы нищенствовали духом, принимая Его милость как драгоценное подаяние. Нам зачастую так сложно принять милость. Если бы Петра попросили вымыть усталые ноги Иисуса, разве Апостол не метнулся бы за тазиком? А принять такую же услугу от Учителя он оказался не готов. Зачастую мы, ученики Христовы, так увлеченно несем «гордое имя раба», что не позволяем другим послужить нам. Боюсь, порой мы не даем сделать это даже Богу. Благословляйте других возможностью благословить вас.

5) Строительство Божьего дома – не архитектурный проект, а созидание семьи. Царство Божье – не в проектах, а в людях (Лука 20-21). Небесный Отец благодатью Своей принимает приходящих к нему через веру (Ефесянам 2:8), дабы Сын Божий был первородным между многими братиями (К Римлянам 8:29). И начал Он воплощать Свой домостроительный замысел задолго до Давида: верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог (Евреям 11:8-10).

6) Божий план – вне времени. Он не зависит от «здесь и сейчас». Бог созидает Свой духовный дом, краеугольным камнем которого является Христос - Сын Давидов, из живых камней – нас с вами (1 Петра 4-5). Но, хотя Давид и играет в Божьем домостроительстве не последнюю роль, самому ему не дано было увидеть плодов. В назначенный срок все свершится по воле Божьей. Мы же зачастую уподобляемся персонажу из шведской сказки, который, съев персик, закопал косточку, а потом каждый день выкапывал ее и смотрел, выросла ли она. Одной из самых больших проблем грандиозной евангелизационной кампании, развернувшейся после распада Советского Союза, было желание как можно быстрее получить плоды. 

7) Мы – Божья семья, и мы в ответе за Его домовладение, подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте (Марк 13:34-37). 

Мы не в праве расслабляться, как будто уже исполнили свое предназначение. У Бога есть планы на нас. Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным (1 Коринфянам 4:1,2). Вот – список квалификационных требований к Божьим домостроителям. Он состоит из одного лишь пункта: каждый должен оказаться верным.

Благословен грядущий во имя Господне! 
Благословляем вас из дома Господня!

Сергей Головин

Источник:  Школа Без Стен



Количество просмотров 2370
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна