Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Новый Завет является величайшей книгой теперь и в будущем для всего мира». (Чарльз Диккенс)

А.Юров: Церковь и государство в Европе первой половины XX века

К началу XX общество Европы и Америки очень сильно изменилось по сравнению, как со Средними Веками, так и с Новым временем (XVIII-XIX веков). Эти изменения коснулись как внешних условий и атрибутов жизни, так и идейной и духовной стороны.

Прежде всего, весь мир, весь земной шар, был уже неплохо изучен и картографирован, за исключением некоторых территорий в полярных широтах. «Вселенная» (ойкумена) в античном и раннехристианском понимании этого слова (мир, заселенный людьми) распространилась почти на весь земной шар, что не оставляло места для каких-то мифов и легенд, в прошлые века игравших важную роль в представлениях о мире.

Еще в XVIII веке были разработаны основные понятия классической механики, а в XIX веке мировые ученые исследовали электрические и магнетические явления. На рубеже XIX и XX века была открыта радиоактивность, появились предпосылки к разработке теории элементарных частиц и изучению устройства атома. Если во времена Ньютона и Декарта солнечная система исчерпывалась 6 планетами (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер и Сатурн), то с открытием в конце XVIII Урана, в середине XIX в. – Нептуна, а в 1930 году – Плутона сформировалось довольно полное представление о Солнечной системе.  Границы восприятия мира и вселенной раздвинулись далеко за пределы мира, описываемого в Библии.

Одновременно с эволюцией научной мысли происходило развитие и практического применения науки – промышленности и технологии. Паровозы, аэропланы, телефон и телеграф, автомобили и подводные лодки к началу XX стали реальностью, открывая эру технологий.

И научные открытия, и производственные инновации не имели аналогов в Библии и трудах отцов церкви, что заставляло задуматься о том, насколько церковное учение научно обосновано.

В общественной сфере важным феноменом стало формирование в развитых странах крупного рабочего класса, интеллигенции (профессионалов умственного труда). Всеобщее начальное образование и базовое медицинское обслуживание в передовых государствах того времени становились нормой жизни.

На первый план выходили вопросы социального угнетения и «эксплуатации человека человеком».

Грамотная и образованная часть населения, доля которой теперь была неизмеримо выше чем ранее, была прежде всего заинтересована в увеличении достатка, более рациональной организации общества, социальной справедливости.

Ответы на эти вопросы находили в новых учениях социализма (движения к справедливому общественному строю) и анархизма (ликвидации любого принудительного управления и власти человека над человеком). Крепло и развивалось движение профессиональных союзов, отражавших общие интересы трудящихся.

Эти проблемы, их четкое осмысление в контексте общества того времени, подкрепленное научными выкладками, давали новую и разветвленную модель гармонии и справедливости в рамках общества. Эта модель отчасти оттесняла на задний план религиозные принципы общества, которые теперь представлялись ненаучными, а в самой структуре церкви ярко высветились элементы государственной принудительной машины и подчинения масс интересам властной элиты (которые формировались со времени Константина).

Эти факторы замечались и ранее, но если тогда их понимали наиболее образованные и передовые умы, то теперь они стали очевидными для массы простых людей.

Распространение атеизма и агностицизма было связано не только с разочарованием в вере, но не реже и с протестами против позиции церкви, которая часто выступала в роли союзника «сильных мира сего», освещая «эксплуататорскую» и несправедливую власть.

Обратимся к одной из наиболее традиционных христианских стран Европы – Испании. «В 1930 году церковь в Испании насчитывала 20 000 монахов, 60 000 монахинь и 31 000 священников. Существовало примерно пять тысяч религиозных общин, из которых около тысячи были мужскими, остальные – женскими…. в 30-х годах XX века две трети испанцев не придерживались требований католицизма – то есть хотя и обращались в церковь в случаях крестин, свадеб и похорон, но никогда не исповедовались и не посещали мессы. По подсчетам доминиканца брата Франсиско Пейро, только пять процентов сельского населения Новой Кастилии в 1931 году соблюдали Пасху. В некоторых андалузских деревнях церковь посещал только один процент мужчин. Порой случалось, что священники служили мессу в полном одиночестве. В богатом приходе Сан-Рамон в мадридском пригороде Валлекас 90 процентов тех, кто получил образование в религиозных школах, после их окончания не ходили к причастию и не посещали служб. Хотя эти данные трудно отнести ко всей Испании, они статистически вроде бы подтверждают вырванное из текста замечание Мануэля Асаньи, что Испания «перестает быть католической»  (Хью Томас. История гражданской войны в Испании, гл. 4).

В этот период церковь не успевала осмыслять ряд изменений, происходивших в обществе, часто заранее отрицая их.

С другой стороны церковь старалась по мере сил реагировать на изменения, происходившие в обществе.

В 1891 году папа Лев XIII издал энциклику Rerum Novarum («Новые явления») . В этом документе папа рассмотрел проблематику отношений между предпринимателями, рабочими, правительствами и церковью. Лев XIII поддержал права рабочих на участие в профсоюзах.

«Однако неправильно в погоне за выгодой использовать людей так, как если бы они были неодушевленными вещами, или оценивать их, исключительно исходя из их физических возможностей — это позорно и бесчеловечно... работодатель обязан следить, чтобы у рабочего было время на исполнение своих религиозных обязанностей, чтобы он не подвергался развращению и различным опасностям и чтобы он не пренебрегал своим домом и семьей и не проматывал свое жалование. Кроме того, работодатель никогда не должен возлагать на своих рабочих непосильные налоги, поборы или занимать их на работах, не соответствующих их полу или возрасту»

Эта энциклика положила начало таким понятиям как «христианские профсоюзы» и «христианская демократия».

Позже данная тенденция продолжилась. Например, папа Пий XI в 1925 году выступил основателем организации "Христианская рабочая молодежь" и оказывал поддержку католическим профсоюзам.

Курс Пия XI получил продолжение в его энциклике "Quadragesimo anno" ("Сороковой год", 1930 г., энциклика издана в продолжение «Рерум новарум»). При этом нужно отметить, что папа не поддерживал крайне левые, марксистские идеи, которых придерживались сторонники так называемой теологии освобождения.

Однако в целом, церкви не удалось перехватить инициативу влияния на рабочее движение, которое оставалось у социалистических и анархо-синдикалистских лидеров.

Общественные конфликты намного усугубились в ходе I Мировой войны (1914-1918)  – небывалой по своим масштабам и жертвам.

Италия

В 1922 году в Италии к власти пришла Фашистская партия Бенито Муссолини. Дуче не был религиозным человеком, но понимал важность церкви для сохранения стабильности в обществе. В этом аспекте Муссолини был даже заинтересован в некотором усилении роли церкви. В 1929 году заключил со Святым Престолом Латеранские соглашения, оформлявшие сотрудничество итальянских властей и Католицизма.

Конкордат с Италией отличался рядом статей, имевших особую важность для условий того времени. В первую очередь это касалось статьи, допускавшей в стране легальное существование светских католических организаций, входящих в общенациональную организацию "Католическое действие".

Насколько соглашения были значительным достижением для дипломатии папы, показал острый конфликт, возникший между Ватиканом и фашистским правительством в связи с деятельностью этих организаций в 1931 г. Отстоять эти организации Ватикану удалось, но на протяжении 30-х гг. Муссолини неоднократно обвинял их в том, что они являются "подлинной политической партией", готовой "наследовать фашизму". Эти организации стали единственной легальной возможностью для их членов сохранять идеологическую и культурную независимость по отношению к режиму. При фашистском режиме действовал запрет на существование политических партий и организаций.

При этом Латеранские соглашения не означали полной поддержки Ватиканом фашистского режима. Итальянский историк Ренцо Де Феличе назвал их "браком по расчету", в котором каждая сторона искала свою выгоду.

Важность соглашений стала очевидной после Второй мировой войны, когда выяснилось, что моральный авторитет Ватикана вырос, а католические структуры окрепли, что стало одной из причин послевоенного успеха Христианско-демократической партии. В 1947 г. Латеранские соглашения были включены в Конституцию Итальянской Республики.

Однако не все статьи Конкордата могли быть оценены так однозначно. Например, некоторые из них воспринимались современниками как шаг назад в развитии государства, поскольку аннулировали ряд пунктов либерального законодательства Италии. К ним относились статьи, согласно которым церковный брак приравнивался к гражданскому, а случаи расторжения брака должны были передаваться на рассмотрение церковных властей, а также те, в которых вводилось обязательное религиозное обучение в школах низшей и средней ступени.

Отношения лютеранской церкви и нацистской партии Германии

Еще в 1932 г., до прихода нацистов к власти, внутри Лютеранской Церкви было образовано пронацистское движение "немецких христиан". 14 июля 1933 г. рейхстаг одобрил указ о новой Имперской Церкви, после чего разгорелась борьба по выборам первого имперского епископа. Нацисты выдвинули кандидатуру Людвига Мюллера, представлявшего "немецких христиан". Победив на выборах 27 июля, движение провозгласило себя "Евангелической Церковью германской нации", призванной явить миру "германского Христа деиудаизированной Церкви".

Но часть лютеранских пасторов выступили с протестами против внедрения псевдохристианской нордической мифологии и "арийского параграфа" в расовом законодательстве Генерального Синода, названного многими "коричневым". Эти протесты стали частью программы Чрезвычайного Синода в городе Бармене (Вупперталь), где собрались пасторы, которые положили начало евангелическому движению сопротивления. После Синода в Бармене (31 мая 1934 г.) это движение получило название "Исповедующая Церковь" (Bekennende Kirche). Оно отказалось признать власть имперского епископа Мюллера и дало понять, что христианские догматы несовместимы с мировоззрением и политикой нацизма. Около 7 из 17 тыс. пасторов Германии присоединились к "Исповедующей Церкви" и оказались объектом преследований. В дальнейшем репрессиям подверглись основные руководители движения - Мартин Нимеллер, Карл Барт и известный протестантский теолог Дитрих Бонхеффер, арестованный 5 апреля 1943 г. и повешенный 9 апреля 1945 г. Несмотря на гонения, "Исповедующая Церковь" все-таки смогла просуществовать до крушения рейха  (см. Шкаровский М.В. Богостроительство Третьего рейха).

Отношения Рейха с католической церковью

Адольф Гитлер, желая заручиться поддержкой подавляющего большинства немцев, первоначально сделал ставку на союз с католической церковью. В своих публичных выступлениях Гитлер призывал к традиционным ценностям немецкого общества "церковь - кухня - дети". Поэтому заключенный с Пием XI рейхсконкордат значительно прибавил популярности Национал-социалистической рабочей партии Германии.

Однако Святой престол в целом не получил тех привилегий, которые обещала ему нацистская Германия при заключении конкордата. Договор был расторгнут, а нацисты стали сурово относиться к Римско-католической церкви. В ответ на это в 1937 году Пий XI выпустил энциклику "Mit brennender Sorge" ("Со жгучей тревогой"), в которой подвергал критике нацистский режим и его идеологию.

Внутри верхушки рейха существовали как сторонники резко антихристианской политики, например Борман, так и более умеренные в этом отношении чиновники, часто связанные с немецкой аристократией. Последние пытались сохранить некий синтез между нацистской идеологией и христианством.

Во второй половине 30-х гг. Гитлер и его окружение несколько «охладели» к идее использования церкви для обслуживания нацисткой власти. Они вынашивали планы создания собственной нацисткой религии на базе возвращения к язычеству с элементами христианства.

Испания

Испания когда-то считалась одной из самых консервативных католических стран, однако в 1931 году, после свержения монархии оказалось, что значительную поддержку в обществе имеют либералы и социалисты. В Каталонии, одном из наиболее промышленно развитых регионов страны и в ее столице – Барселоне, которую называли «испанским Нью-Йорком», влиятельным был анархистский профсоюз CNT, насчитывавший до  миллиона членов.

И анархисты, и многие либералы были ярыми антицерковниками. Знаковой фигурой среди либералов был Мануэль Асанья, занимавший в республиканских правительствах министерские посты, затем ставший премьер-министром и, наконец, накануне гражданской войны – президентом республики.  Асанья проводил ярко выраженную антиклерикальную политику. После того, как 11 мая 1931 по всей стране начались погромы церквей и монастырей, Асанья отказался принимать меры против их участников, демонстративно заявив, что все церкви Испании не стоят и одного республиканца. Из страны был выслан примас католической церкви Испании кардинал Сегура, выступивший с критикой республики. Асанья был одним из инициаторов принятия республиканской Конституции, согласно которой церковь отделялась от государства, священники лишались государственной зарплаты, запрещались монашеские ордена, члены которых давали дополнительные обеты, кроме трёх обычных (таким образом, из Испании изгонялись иезуиты, которые давали четвёртый обет — верности Папе Римскому).

Однако выборы 1936 года и последующее начало гражданской войны показали, что общество в стране расколото примерно пополам. Консерваторы, монархисты и большая часть военных противостояли социалистам, анархистам и левым либералам. Первый лагерь активно поддерживала верхушка церкви и основная часть духовенства. Среди вторых было некоторое количество представителей низшего духовенства, но в целом «левые» были антирелигиозны.

В ходе гражданской войны поддержку военно-консервативному лагерю почти открыто оказывала фашистская Италия и чуть менее открыто – гитлеровская Германия. Республиканцам помогал СССР, но в силу удаленности Испании, поддержка выражалась лишь в не всегда регулярной поставке вооружений и помощи военными советниками.

После победы националистов во главе с генералом Франко католическая религия была объявлена государственной.

Испания воздержалась от активного участия во Второй мировой войне на стороне Германии, Италии и Японии. После окончания войны режим Франко сохранился, хотя государство долго не принимали в ООН и НАТО, и Испания была в международной изоляции.

Итоги:

В ходе Второй мировой войны и после поражения фашистских режимов стало понятно, что расчет церкви на союз с властью теряет смысл. А власти европейских стран, со своей стороны, осознали, что рассчитывать на церковь, как на цементирующую силу в обществе уже не приходится. Однако традиционные ценности в сочетании с демократической и правовой идеологией стали характерной чертой нового общественного движения – христианской демократии. Партии этого направления после войны пришли к власти в Италии и Германии, а впоследствии также в ряде стран Восточной Европы и в Чили. Христианские демократы выступают за социальное государство при условии сохранения автономии личности и общественных организаций. В политическом спектре движение стремится к центризму.

К середине XX в. церковь в Европе вошла в новую фазу взаимоотношений с государством, которая отчасти напоминала доконстантиновскую эпоху. Церковь сохранила определенное влияние на общество, но это влияние уже далеко не всегда было определяющим. Это было связано не только с дискредитацией идеи союза церкви и властной элиты, но и с последовавшей дальнейшей урбанизацией и научно-технической революцией.

Андрей Юров, специально для христианского просветительского портала слово-для-тебя.рф

Вы также можете прослушать или скачать передачу на радио "Новая жизнь" с участием А.Юрова, посвященую дискуссии на тему "Церковь в европейских государствах первой половины XX века", которая вышла в эфир 13.12.2012


Количество просмотров 5445
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна