Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

“Я никогда не был атеистом в смысле отрицания существования Творца. В первую клетку жизнь должна была быть вдохнута Творцом." - Чарльз Дарвин

Христианская психология: затруднения и перспективы

«Можешь ли ты представить себе что-нибудь ужаснее той развязки, когда существо человека распадается на тысячи отдельных частей…когда оно утрачивает самое дорогое, самое священное для человека объединяющую силу личности, свое единое, сущее я» Серен Кьеркегор «Несчастнейший»

«Знание психологии, как знание самого себя, важно для всякого человека; но для богослова оно приобретает двойную цену по тому благому употреблению, какое он в состоянии сделать из него» Епископ Гаврилов (Кикодзе)

За последние 10 лет количество психотерапевтических практик, тренинговых программ и услуг по личностному росту значительно вырос. Сегодня мы наблюдаем тенденцию сближения психотерапевтических практик с всевозможными духовными практиками, и мы не вправе игнорировать богатое наследие христианской традиции1 в понимании человека, природы его мотивации, функции душевной жизни человека.

Мы также не можем игнорировать тот факт, что около 55% граждан России относят себя к религиозной категории людей, при этом 40% относят себя к христианскому культурному пространству. Согласно исследованиям, при обращении к психологам или психотерапевтам люди предпочитают, чтобы их мировоззренческие установки учитывались при оказании им помощи. В связи с этим мы ясно видим теоретическую и практическую предпосылки для необходимости развития христианской психологии.

Христианская психология основана на христианской антропологии, изучение которой предполагает постижение естественных законов (гуманитарный корпус знаний), а также законов сверхъестественных, которые обнаруживают себя через принятие библейского откровения об онтологической (человек как он есть) действительности. Модель христианской психологии основана на взаимоотношениях с Богом (вертикаль) и с человеком (горизонталь).

Таким образом, христианская психология значительно расширяет целостную картину понимания природы человека и его глубинных социальных связей. Дэвид Майерс, христианский психолог и представитель одной из школ интеграции («поуровневая» модель объяснения реальности) психологии и богословия среди евангельских христиан в США, считает, что исключая вертикальное измерение в направленности человека к Богу, психологи значительно ограничивают понимание личности в человеке.

Евангельская традиция христианской психологии берет свое начало в работах таких протестантских мыслителей, как Ричард Бакстер (1673), Джонатан Эдвардс (1746), Серен Кьеркегор (1844) и других. Президент Европейского движения христианских психологов и антропологов Вэрнер Мэй2 указывает на то, что впервые термин «христианская психология» употребил немецкий богослов, филолог и историк Франц Делич, опубликовав в 1855 году книгу «Система библейской психологии». Затем появилась книга «Христианская психология» Джеймса Сталкера, датируемая, вероятно, 1914 годом. «Руководство по христианской психологии» Линдера Кизера появилось в 1928 году.

Христианская психология опирается на христианскую антропологию и использует восстановительные образы спасения человека через откровение, зафиксированного в Священном Писании. В начале XX века на фоне позитивизма и экзистенциального атеизма именно в лоне христианской церкви реконструировался образ человека в соизмерении с образом Божьим3.

Христианская психология исходит из интеграции психологии и богословия. Главная задача такой интеграции состоит в том, чтобы прийти к более цельному и всеохватному пониманию человеческой личности и ее общественных/экосистемных миров, чего не может позволить себе ни одна взятая отдельно дисциплина4. Такая интеграция не умаляет истины психологии, богословия или любой другой дисциплины, а углубляет их за счет объединения и более масштабного междисциплинарного использования. Все это позволяет нам не только прославить истины Писания, но и восхититься тем, как мы «дивно устроены» (Пс. 138:14).

Перспективные цели христианской психологии и психотерапии видятся в обновлении и укреплении психологического здоровья личности, а также ее духовного, психического, физического, волевого и эмоционального развития.

Психология изначально зарождалась как практическая наука, которая ставила практические цели и задачи в разных сферах нашего общества с тем, чтобы помочь ему преодолевать затруднения. И это сближает ее с христианским представлениями о добродетели.

Сегодня часто говорят о духовном измерении в терапии. Эти вопросы относятся к разряду мировоззренческих и требуют конкретики и прояснения. Христианская психология как целостная научно-практическая дисциплина в своей теории и практике изначально опирается на христианское понимание человека и мира. Духовность психотерапии в христианской традиции сопряжена непосредственно с личными отношениями человека с Богом и другой личностью. Посредством этих личных отношений человек обретает способность жить и действовать посредством реализации свободы, движимой любовью. Христианская психология — это призыв к возрождению классического протестантского понимания Бога, человека, мира.

Джеймс Р. Бэк высказал мысль о том, что:

«Реформаторы не отвергали традицию (не библейский источник); они только подчинили ее авторитету Писания. Авторитет всех соборов и богословов основан на Писании и подчинен ему; ведущие реформаторы не поддерживали идею nuda scripture (только Библия и ничего, кроме Библии). Интеграционисты, напротив, приводят доказательства в пользу того, что мы можем использовать данную информацию при условии, что мы подчиняем ее авторитету Библии, подобно тому, как данный принцип соблюдается в системе христианских гуманитарных наук»5.

Реформаторы не были против совмещения Писания и других наук, но ставили Писание превыше всего. Лютер учил, что Писание – это norma normans (определяющее норму), а не norma normata (определенная норма). И христианскую психологию нужно рассматривать как попытку реконструирования на основании общего и особого откровения целостного представления о человеке, которому не чужды психические, физические, эмоциональные переживания, но который находит полноту счастья через связи с Богом, c людьми и согласованную жизнь с собой.

Христианская психология не является спекулятивным учением, дедуцирующим свои положения из положений догматики, но оказывается наукой о реальном – наукой, открытой поэтому ко всякому глубокому и серьезному постижению человеческой жизни, которое можно найти в литературе, искусстве и философии. Конечно, она не может игнорировать экзистенциальные вопросы, и в этом смысле будет испытывать интерес к экзистенциальной мысли.

Вышеизложенные рассуждения помогают нам сделать предметным полемическое поле рассуждений о христианской психологии о ее целях и задачах. Однако описание того, что такое христианская психология позволит нам увидеть ее перспективу и значимость для служения Церкви в мире.

Тезисы, изложенные ниже, помогут нам очертить границы христианской психологии и наиболее полно представить христианский взгляд на мир и человека6:

  • Психология, которая не рассматривает человека как свободную личность с присущими ей достоинством и ответственностью, – не христианская психология.
  • Психология, которая не признает человека как творение Бога и Его соработника, – не христианская психология.
  • Психология, которая не принимает во внимание действенную Божию любовь, – не христианская психология.

Христианская психология рассматривает мир и человека не только в свете научных концепций, но, в первую очередь, делает акцент на живом присутствии в них Бога через Иисуса Христа посредством Духа Святого.

В практической христианской психологии используются не только законы тварного мира, но и знание того, что в жизни мира участвует Живая Личность Бога: всемогущая, вездесущая, всеведущая Троица, движимая безграничной любовью.


1В работах Robert C. Roberts (мысль о «двух психологиях») и в книге Дэниэла Н. Робинсона «Интеллектуальная история психологии» подчеркивается мысль о психологии как «немолодой науке»: современная психология берет начало от В. Вунда (1879 г.), а историческая психология уходит в истоках в эллинистические тексты и древние Писания иудеев, в частности.

3См. работу Чурсанов С.А. Богословское понятие личности в структуре методологической парадигмы православной психологии и педагогики. / В. Воробьев (протоиерей) // Вестник ПСТГУ. Серия 4. Педагогика. Психология. – М.: Свято-Тихоновский Гуманитарный университет. – 1997. – № 4. – С.2-4

4Eck, B. E. (1996). Integrating the Integrators: An organizing framework for a multifaceted process of integration. Journal of Psychology and Christianity (15) 2.

5Джеймс Р. Бэк. Sola Scriptura: тогда и сейчас.

6Институт Христианской психологии - http://www.fapsyrou.ru/world_projects/stati_world_conference/my_vmeste_edinstvo_1132/ . Смотрите также материалы по христианской психологии - http://www.emcapp.eu/.


Вячеслав Халанский
www.mirt.ru



Количество просмотров 3955
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2021 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна