Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

“Я верю в Бога как в Личность и по совести могу сказать, что ни одной минуты своей жизни я не был атеистом" - Альберт Эйнштейн

Константин и его роль в истории отношений церкви и государства.

Император Константин Великий1-го ноября 2012 г. в радиопередаче «Слово для тебя» на радио «Новая жизнь» состоялась дискуссия на тему «Константин Великий - благословение или проклятье для христианской цивилизации».  Вы можете прослушать или скачать аудиозапись эфира, а ниже - прочитать статью, посвященную первому императору-христианину…

При Константине Великом христианство превратилось в официально признанную религию, фактически став государственной. Поэтому становление христианства в этом качестве, его трансформация из религиозной организации в государственный институт связаны с именем Константина. Заметим в скобках, что первой страной, в которой христианство стало государственной религией, все же была не Римская империя, а Армения (произошло это в 301 г. от Р.Х.).

Вкратце напомним  об обстоятельствах прихода Константина к власти. Он был сыном одного из самых приближенных лиц к предыдущему императору,  Диоклетиану. Реформируя империю, Диоклетиан передал управление в руки двух императоров-августов, одним из которых был он сам, и двух их «заместителей» – цезарей. Цезарями были назначены Галерий и отец Константина – Констанций Хлор. Последний, по рассказам историков, очень благосклонно относился к христианству, не допуская на вверенной ему территории гонений,  которые происходили в это время в других частях государства. Стоит заметить, что основным гонителем христиан был император Диоклетиан, хотя некоторые римские историки считают, что подталкивал его к этому Галерий.

К моменту «воцарения» Константина империя несколько оправилась от кризиса, который переживала в III в., но нуждалась в дальнейшей консолидации.  Константин видел свою задачу как главы государства в укреплении собственной власти. Предыдущий языческий император Диоклетиан преследовал ту же цель, а потому изменил титул правителя империи. Если раньше Рим, несмотря на фактически абсолютную власть императора, официально продолжал считаться республикой, то Диоклетиан изменил прежнее наименование императора – «принцепс» (то есть имеющий право первым выражать свое мнение  в сенате) на «доминус», что означает просто «господин». Фактически он оформил уже сложившуюся к тому времени ситуацию (например, еще в конце I в. н. э. император Домициан требовал именовать себя «господином и богом» - dominus et deus). Однако в области религии Диоклетиан не стал менять прежнюю систему, при которой общим скрепляющим элементом для империи был лишь культ императора, а в остальном различные части страны были достаточно самобытны в религиозном смысле.

Константин пришел к власти не сразу, а в результате длительных переговоров и войн с другими наследниками Диоклетиана.  Кстати сам Диоклетиан, умер не императором, он в последние годы жизни добровольно снял с себя власть и полностью самоустранился от политической жизни. Отец Константина – Констанций Хлор в той части империи, которой он управлял, пользовался авторитетом и расположением населения, что передалось  по наследству сыну.

Во время похода против Максенция, узурпатора, незаконно захватившего власть в Италии, будущий император Константин увидел в небе «символ креста».

Вот что пишет об этом церковный историк IV века Сократ Схоластик:

"...Царь Константин старался избавить римлян от их рабства и немедленно начал думать, каким бы образом погубить тирана. В таких размышлениях он спросил себя, какого бы Бога призвать ему помощником в битве? И пришел к мысли, что войска Диоклетиана, предавшись богам эллинским, не получили никакой пользы, а отец его Констанций, оставив эллинское богослужение, провел жизнь гораздо счастливее. Находясь в таком раздумье и в то же время ведя за собою войско, он нечаянно увидел дивное и невыразимое словом явление: в полуденные часы дня, когда солнце начинало уже склоняться, узрел он на небе крестовидный столп света с надписью: "Сим побеждай". Царь был поражен этим знамением и, не веря сам своим глазам, спросил присутствующих, видят ли и они явление. Когда же те подтвердили, он совершенно уверился в божественном и дивном видении. Сверх того, во время наступившей ночи явился ему во сне Христос и приказал устроить знамя по образцу виденного знамения, чтобы в нем иметь как бы готовый трофей над врагами. Убежденный этим провещанием, царь устроил крестный трофей, который и доныне хранится в царском дворце, и тем с большей уверенностью приступил к делам. Сразившись с неприятелем близ Рима, около так называемого Мульвийского моста, он одержал над ним победу; а Максентий утонул в реке".

Вскоре Константин распространил власть на всю западную часть империи и в 313 г. совместно с соправителем Лицинием издал Миланский эдикт о том, что христианство становится равноправной религией в империи. Отныне все христиане могли свободно исповедовать свою религию.

Почему же Константин выбрал именно христианство, почему решил отказаться от языческой религии? Заметим, правда, что и язычество к этому времени достаточно сильно изменилось. Некоторые течения его эволюционировали в сторону монотеизма. Кроме того, если раньше основополагающим в общении с божеством было жертвоприношение, то теперь акцент часто делался на мистическую связь с богом. Весьма распространенным было духовно-философское учение неоплатонизма, важным элементом которого была доктрина о едином божестве, которое осмыслялось как троица: Единое-Разум-Душа. Согласно этому учению, божество могло открываться в мистическом общении с человеком. Немалое распространение имел и культ богини Исиды, заимствованный из Египта, но несколько видоизменившийся и получивший общесредиземноморское распространение. Любопытно, что эта богиня обычно изображалась в виде молодой матери с младенцем-богом Гором на руках. В империи, особенно в армии, большую популярность обрел митраизм, в центре которого находилось поклонение богу солнца Митре, чье рождество отмечалось 25 декабря.

Таким образом, мы видим, что принятию христианства содействовал объективный фактор: общая эволюция религиозного мировоззрения в империи. Религия определенной местности или определенного народа, основанная на формальном следовании неким обрядам и на принесении жертв, трансформировалась в универсальную религию, открытую для всех социальных слоев и всех народов, основанную на личном общении с божеством. 

В связи с этим мы можем предположить, что и замысел Константина заключался в скреплении универсальностью и единством христианской церкви римского государства и упрочении, тем самым, системы власти.

Однако императору было необходимо добиться согласия внутри церкви, урегулировав внутренние споры христиан.

В 325 г. Константин инициировал проведение Вселенского собора христианской церкви в городе Никея, который должен был выработать общий символ веры. При этом предполагалось отделить еретические учения от ортодоксального. Особенное значение тогда имело вызывавшее много вопросов учение александрийского пресвитера Ария о том, что Бог-Слово не существовал вечно .

У пресвитера Ария было немало сторонников, в том числе среди епископов и другого духовенства. Вождем партии противников Ария был епископ Александр Александрийский. Представители еще недавно гонимой церкви собрались для обсуждения теологических учений. Многие из делегатов имели на теле следы пребывания на каторге и пыток.

Русский историк церкви и государственный деятель Антон Карташев так пишет о I Вселенском соборе:

«Замысел и предприятие Константина оказались новизной не только для церкви, но и в истории Римской империи, и в истории культуры вообще. Объединила Римская империя голову и сердце передового человечества средиземноморского бассейна. Но объединял это тело сознательно и наглядно железный каркас оккупирующих римских легионов. По этому корпусу передового человечества разливался самотеком идейный капитал античной культуры, включившей в последнем моменте в себя и религиозный эклектизм, и самую церковь. Но деятели и представители всех этих культурных функций не дошли еще до мысли всеобщей личной встречи, до своего светского, культурного “соборования”. Не только философы, ученые, писатели, даже государственные мужи, из Рима умозрительно управлявшие «Вселенной», но даже возглавители военной силы не съезжались, не собирались, не встречались друг с другом, не совещались, почти не знали друг друга... Только христианская церковь, переросшая уровень двух миров — иудаизма и эллинизма, породила и осмыслила самую идею всеобщности, вселенскости, всемирности человеческой истории, сознательно оттолкнувшись от обветшавших национализмов... Как внешнюю свободу своего существования и развития церковь с благодарностью приняла из рук обращенной ею империи, так и впредь она начала пользоваться этой формой вселенской соборности с полной готовностью, опираясь в этом трудном деле на силу и технику империи».

На Соборе победили противники ариан (сторонники «единосущия» Бога-Слова Богу-Отцу), а Арий и его последователи были отправлены в ссылку. Любопытно, что через некоторое время император начал благоволить арианам, и в конце его правления, а также при преемниках Константина Великого арианство стало пользоваться расположением власти. Арий и Евсевий Никомедийский были возвращены из ссылки, а Афанасий, ближайший сподвижник и преемник Александра Александрийского в 335 году сам был сослан в германский город Augusta Trevirorum (Трир), будучи обвиненным в соучастии в убийстве. С личностью Афанасия Александрийского связана история дальнейшего противостояния арианских и никейских сил.

Константин скончался в 337 году, приняв незадолго до смерти крещение. Причем в крещении участвовал епископ Евсевий Никомедийский, один из вождей церковной партии «ариан», ранее возвращенный из ссылки.

После Константина в течение, примерно, полувека в церкви и империи происходили конфликты между арианами и сторонниками Никейского исповедания. Причем в зависимости от предпочтений правящего императора на соборах одерживала верх то первая, то вторая партия. Исключением стал единственный языческий император этого периода – Юлиан «Отступник», который старался уравнять в правах обе партии. Интересно, что ко времени Юлиана в Константинополе, столице империи, уже не было ни одного языческого храма.

Анализируя итоги деятельности Константина в контексте отношений государства и церкви, мы видим, что они были неоднозначными. С одной стороны, церковь наконец-то обрела не только свободу, но и защиту со стороны власти. Христиане могли открыто, не боясь преследований или ограничения прав, исповедовать свои взгляды, получили широкие возможности для личного развития и карьеры. Увеличились возможности для благовестия.

С другой стороны, церковные проблемы перестали быть внутренним делом христиан, превратившись в государственные, связанные с интересами власти. Церковные разногласия стали решаться с помощью государства, что нередко включало в себя насильственные методы принуждения.

Как известно, история не терпит сослагательного наклонения, а потому не совсем корректно обсуждать то, что было бы, если бы не было Константина Великого. Историческим фактом является то, что Константин был незаурядной личностью, которая легализовала христианство, превратив его из запрещенного полумаргинального религиозного учения в государственную религию, со всеми атрибутами и привилегиями. Но, нельзя не отметить, что этим решением Константин заложил основание для трансформации церкви из независимого духовного института, в неотъемлемый элемент государственной машины. Отсюда появление таких понятий как «цезарепапизм» и «папацезаризм», подразумевающих слияние высшей государственной власти с властью церковной, что прямо противоречит духу Евангелия. Красноречивым следствием подобного объединения стали костры инквизиции и реки крови, пролитые крестоносцами… Впрочем подробнее об этом периоде истории христианства мы поразмышляем в одной из следующих наших передач публикаций…

Андрей Юров и Денис Гостев специально для христианского просветительского портала слово-для-тебя.рф


Количество просмотров 5676
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2021 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна