Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Если бы Бог время от времени не «укладывал нас на лопатки», нам некогда было бы посмотреть на небо». (Блез Паскаль)

Церковное управление: что в "Черном ящике"?

В силу своего призвания и деятельности мне часто приходится общаться со служителями евангельских церквей на тему управления в церкви. Решил написать об этом, потому что меня серьезно волнует сложившаяся ситуация и существующие подходы в решении церковных вопросов, связанных с управлением. И беспокоит меня не столько недостаток здравого учения и зрелых христианских служителей-руководителей, сколько суеверия и двойные стандарты.

Р
адикальность некоторых верующих в искренней борьбе с «поднимающим голову либерализмом», с проникновением в церковь «мирских» подходов и ценностей крайне редко сопровождается осмыслением практики своей собственной жизни и служения. Принимаемые ими же решения и «житейские» ценности легко используются вне зоны существующего как-бы отделено «церковного» восприятия.

П
орой просто возмущают управленческие суеверия в евангельских церквях. Да-да, именно суеверия, ведь суеверие (буквально «напрасное верование») по определению — это предрассудок, представляющий собой веру в какие-либо потусторонние силы. И предрассудок здесь заключается не в вере в Бога и Евангелие, а в том, в какие принципы, механизмы и действия в практическом управлении церковью мы верим.

Проблема
. Начнем с однозначного и недвусмысленного заявления: «Церковью управляет Бог!» Согласен, полностью разделяю.

Т
олько, что именно каждый из нас под этим понимает? Что в «черном ящике»? (Конечно, хотелось бы сказать в «белом», но, уж извините, общеупотребительное выражение.)

А
там внутри много всего: Библия, служение Христа и апостолов, богословские труды, споры, соборы, гонения, мученические смерти, чудеса, божественные вмешательства… Казалось бы, вполне понятный набор, в котором евангельский верующий более или менее разбирается, так почему тогда этот ящик я считаю «черным»?

Н
адеюсь, вы помните передачу «Что, где, когда?», где знатокам необходимо определить, что находится в черном ящике. Главная интрига в том, что вопрос телезрителя конкретен и в ящике лежит ответ в виде какого-то конкретного предмета. Искомое содержимое осязаемо, и не является набором каких-то версий или идей. В продолжение аналогии с передачей, попробую пояснить в виде воображаемого диалога:

 - Итак, вопрос прихожанина («телезрителя»): «В таком-то году в городе N в течение n-го количества лет существовала церковь (или служение) такая-то с пастором (служителем) таким-то. Сейчас этой церкви (служения) не существует. Что стало причиной закрытия церкви»?
- Подсказка: пастор (служитель) был любящий Бога, не грешил и был хорошим семьянином.
- Ваш вариант ответа, служители («знатоки»)?


В
опрос может и радикален для христианского восприятия, варианты ответа не придумываю специально, думаю, у вас возникли свои. К чему это я вообще? К тому, что ситуация реальная, и не задай я этот вопрос, наши правильные ответы из серии: «Церковью управляет Бог», так бы и оставались абстрактными.

В
ы сталкивались с закрытием поместных церквей, с прекращением функционирования служений, с остановкой деятельности миссий? Это происходило по конкретным причинам? Это делал Бог? Или фактически это делали конкретные верующие люди, которые в конкретных ситуациях принимали конкретные решения (или просто решения кто-то принимал за них)? Я имею в виду не какие-то крайние случаи и явные грехопадения.

С
уеверие говорит, что этот черный ящик открывать не надо. Вера говорит: «Не бойся, открой»! И правильно ответить, и ошибиться в этом вопросе может быть одинаково полезно.

В
редно, иногда просто катастрофично для церкви может быть именно нежелание открыть этот ящик. Отодвинуть его в дальний угол и обычно не до лучших, а до худших времен - разрушительно. Когда эти худшие времена настают, то, как показывает практика, там уже бывает не до правильных решений по вере, а стоит вопрос, как выжить, не потерять свое «христианское» лицо или просто выкрутиться…

В
изложенном контексте суеверие – это вера в «черный ящик» сам по себе, в некую теорию его содержания, в собственное представление о том, что там внутри. Она напрасна и не приносит плода и устройства в церкви. «Ящик» нужно открывать, и делать это предстоит каждый день при решении каждого важного вопроса, исследуя его содержимое. Это и есть вера в действии и власть для этого дана нам во Христе. Научитесь отличать ее от суеверий!

Цели
. А что у нас с целями поместных церквей? Из моего опыта могу сказать, что при прямом вопросе церковной аудитории по этому поводу обычно оглашается следующий список: спасение людей, евангелизация, прославление Бога, свидетельство миру, рост числа верующих, возрастание во Христе, воспитание учеников и служителей и т.д.

О
тветы, конечно же, правильные и такие сходу называются в том или ином порядке и интерпретации в любой церкви (хоть у баптистов, хоть у пятидесятников). Тогда сразу задаем следующий вопрос прихожанам: «Что можно сказать об этой церкви и верующих, исходя из этих ответов, если посмотреть на них как бы со стороны? Чтобы не смущаться, представьте, что не вы их написали, а верующие из другой церкви».

В
первой волне позитивных высказываний и суждений будут: это церковь, любящая Бога, исполняющая Его заповеди и призвание, молящаяся и т. д. Но, немного подумав, обязательно из зала робко пробивается: «Абстрактные какие-то у нас цели, общее представление только, что значит спасать людей, каких людей, сколько, как?» Кто-то тут же скажет: «Всех!»; кто-то: «Родных хотя бы…».

А
если проблематизировать дальше, то видно, что мало конкретики, реальных представлений, размышлений и планов. Говорит это, конечно, о том, что на вопрос отвечаем сходу, а может и о том, что серьезно не размышляем, верим и служим «по течению», ходим в церковь уже по сложившейся традиции, в жизни церкви участвуем номинально. При этом, нисколько не сомневаясь, скажу, что большинство в церкви – это искренне верующие люди, готовые на многое ради Христа. Парадокс, однако!

Ответы и ответственность
. Есть ли правильные ответы на сегодняшние острые (или для кого-то не острые?) вопросы по поводу управления церковью (миссией, служением)? Нужны ли церкви целеполагание, стратегия, видение или можно просто молиться?

Н
ужно ли образование или можно спокойно жить по Духу (хотя из Писания же понятно, что эта жизнь очень неспокойная)? Как взращивать профессиональных служителей или Господь сам призовет и научит кого надо? Молиться ли за новое поколение верующих, за пробуждение или служить тем и с теми, кто есть в церкви сейчас?

Р
егулярно рекрутировать в служение молодежь, у которой вроде время и желание служить есть, но уж настораживающе периодично этот состав в церкви меняется и выглядит это просто как определенный этап в жизни молодых людей. После начала семейной жизни молодежь расставляет приоритеты, исходя из реально сформированной веры, в которую, по печальной статистике, служение чаще всего не входит и призвание забывается.

А
может надо показать молодым пример жертвенности, веры, профессионализма, помогая вставать в служение «среднему классу» церкви? Ведь есть верующие в церквях с высшим, богословским образованием или прошедшим другие серьезные «жизненные университеты», понимающие цену вопроса призвания, имеющие опыт, воспитывающие детей.

Э
та прослойка заметно выросла, но в церковных служениях этих людей особо не видно, то ли из-за отсутствия веры и охладевания, то ли из-за отсутствия живых церковных отношений, недоверия церковным лидерам, материальной незащищённости служителей, непрофессионализма и дефицита зрелых служителей-руководителей, с которыми и за которыми можно идти и понятно куда...

У
ниверсальных ответов на эти вопросы у меня нет, каждая жизнь и судьба уникальны. Ответы приходят и проблемы разрешаются, когда мы без страха открываем эти черные ящики и начинаем исследовать их содержимое.

Н
е буду распределять ответственность между служителями и прихожанами. Все же это не по-евангельски, ведь верующий Нового завета априори является служителем (если он ученик своего Учителя, конечно). При этом надо признать, что ответственность и степень исполнения призвания верующим, конечно же, сильно отличается.

Т
ак кто отвечает за открытие черного ящика? Тот «знаток», которого выберет команда? Или смельчак, предложивший свою кандидатуру и взявший на себя ответственность? А ведь бывает утверждаются и ошибочные версии при наличии правильной…

Д
умаю, самого процесса и ошибок бояться не стоит. Проблема чаще в том, что мы не хотим брать эту ответственность, перекладывая все либо на «старших братьев», либо «умывая руки» правильными ответами в проповедях, которые не знаем, как практически воплотить в церковную жизнь.

Т
ак все же кто управляет церковью? Как это происходит, посредством кого и чего? Каковы инструменты и механизмы этого управления? Есть ли настоящее управление у вас в церкви? Или это похоже на изучение инструкции по эксплуатации механизма, который давно не используется по назначению, и с него только регулярно протирают пыль, а где-то он наполирован и блестит, но звука мотора все равно не слышно...

Относительность
. Хорошо, решили, с Божьей помощью открываем! Но с чем сравнивать содержимое «черного ящика»? Каковы эталоны, стандарты? Показатели церковной посещаемости, качество проповеди, верность в десятине, несение какого-то служения по воскресеньям относительны (к примеру, во времена преследований верующих в СССР эти показатели имели намного больший вес, ведь каждое посещение собрания было показателем серьезности намерений).

О
тносительны эти показатели не в смысле отсутствия веры, а в смысле масштаба проявления личной веры в контексте жизни верующего. Две лепты, пожертвованные вдовой, были сравнимы с ее дневным достатком, и в глазах Христа это стало абсолютом веры.

Д
умаю, сегодняшние аналогии большинство верующих видит и может провести самостоятельно, сейчас я делаю акцент на регулярном применении этого принципа относительности, который может помочь увидеть ситуацию со стороны, осмыслить собственный опыт, опыт служения. Как верующие, мы любим говорить об абсолютных истинах, но в наших жизнях и служении они ведь проявляются относительно. Так почему Христос указал на относительное сравнение? Потому что, только отталкиваясь от конкретной системы координат, мы можем видеть и понимать масштаб веры, размеры явлений в ней.

У
одного пастора с регулярностью раз в пять лет меняется команда, у другого все те же у «церковного руля», меняются только прихожане, у третьего неизменный состав «вечных» учеников и чужакам здесь не место.

О
дин поначалу верит в большую церковь и имеет глобальное видение, а потом годами занимается душепопечением максимум 20 человек. В одной церкви решения принимаются голосованием членов, в другой - пресвитерским советом, в третьей по результатам церковного совета решение принимает единолично пастор.

К
ому-то нравятся и близки «простые церкви», кому-то только G12. Причем выбор системы координат, конечно, зависит от богословской школы, духовных авторитетов, образования, характера, зрелости и опыта служителя.

М
ногим близки крайние позиции (харизматия или фундаментализм), либо мудрая и выигрышная (в краткосрочной перспективе) позиция библейского цитирования, чтобы не согрешить ненароком, либо после неудачного опыта опробования с настороженностью рассматривают опыт других. Так как же выбрать систему координат? Конечно, определяется она личной верой!

С
ледующий ориентир – это оценка и очерчивание границ своего призвания служителем и честное измерение своего потолка. Этот процесс волнителен, иногда кажется разрушающим веру и неприятным, но на самом деле оценка, выполненная по совести, позволит действовать Богу через понимающий свои ограничения и нужды «сосуд».

С
тоит исследовать свою веру, стоит понять, сколько и какие решения были приняты хотя бы за прошедший год. Это поможет.

М
асштаб прикинули. Теперь надо бы с кем-то этот масштаб согласовать и составить «карту движения», согласившись по принципиальным вопросам видения и служения с соработниками, служителями, лидерами, прихожанами. Попробуйте прийти к согласию по важным вопросам хотя бы вдвоем!

Э
то наиболее непростой и часто болезненный процесс, ведь даже у мужа с женой, живущих под одной крышей, согласие не всегда приходит автоматически, бывает и до битья посуды доходит. Только настоящее согласие принесет умножение и усиление, без него все ограничивается потолком служителя, который, конечно, тоже бывает немаленький, но чтобы увидеть славу Бога в церкви этого недостаточно.

Инструменты
. И тут подстерегает непростая для христианина дилемма, какие практические инструменты управления можно использовать в церкви? Они же, как оказывается, есть «святые» и «несвятые», «угодные Богу» и «мирские», и что бы что-то использовать, конечно же, надо получить «откровение»! Видите, сколько «контейнеров» предстоит еще открыть?

Н
асколько я понимаю, проблема применения или неприменения тех или иных инструментов и подходов начинается с имеющегося у многих верующих собственных принципов разделения жизни на как бы «церковную» и как бы «нецерковную». У многих получается это с «легким» сердцем, когда на церковном совете одни принципы и предложения, а на работе, в магазине, больнице, школе - другие. Мы сами проводим границы зоны действия «церковных» и «мирских» принципов. Делается это чаще всего искренне и без злого умысла, конечно, но последствия бывают тяжелыми.

Д
авайте пристальнее взглянем на практику христианской жизни «в миру». Если взглянуть на количество детей у среднестатистической евангельской семьи, то можно предположить, что большинство супругов рождаемость планирует (конечно, есть исключения, но сейчас не об этом). Детей верующие отдают в «мирские» садики, школы, кружки (избранные попадают в «христианские», но опять же сейчас не об исключениях). Одежду, продукты, компьютеры мы выбираем, исходя из качества, бюджета, желаний; даже кредиты и квартиры в ипотеку уже берем помолившись.

П
олучается, что ставить какие-то цели, рамки и следовать им в повседневной жизни у большинства получается. А в «церковной» жизни почему с этим полный завал? Мы же любим образ «церковь–семья»! И где тогда разговоры и обсуждения «родителей-служителей»? Какими они хотят видеть «детей-прихожан»?

Г
де продуктивные споры братьев и сестер, которые обязательно должны закончиться примирением, ведь живем-то вместе? Во что одевать и кормить детей? Чему учить и куда отправлять получать «высшее церковное» образование?

И
я сейчас опять не о «правильных» ответах, их у меня нет, до них каждая семья доходит по-своему, а последствия «неправильных» ответов пожинает самостоятельно. Я к тому, чтобы мы не жили суевериями и двойными стандартами… в церковном управлении!

Решение
. Ну, вот добрались до «правильных» и «универсальных» ответов.

В
о-первых, нужно начать избавляться от двойных стандартов, подрывающих веру и жизнь церкви.

В
о-вторых, обсуждайте цели «церковной семьи», мечтайте, стройте планы, следуйте им, корректируйте. Попробуйте перевести общецерковные цели на уровень конкретных служений и служителей, распределите вклад и роль каждого в реализации этих целей. Честно и детально обсудите церковный бюджет, подходы к его формированию и принципы распределения.

У
читесь, не бойтесь ошибок. Задавайте вопросы своим пасторам, лидерам, соработникам, братьям и сестрам в церкви. В семье же дети задают вопросы, причем иногда вопросы заставляют родителей серьезно поломать голову в поисках ответа.

О
бсуждайте их. Представьте свою церковь через 10-20 лет, пусть в условных границах, подумайте, какой вы ее хотите видеть.

А
через 5 лет? Они пролетят быстро.

А
конкретный план на год, слабо? Или Бог сделает все за нас? К сентябрю все готовят детей к школе, к июню уже надо знать, куда поступать. Или по осени (весне) планируем в армию?

П
ройти техосмотр, получить паспорт, подготовить отчет о проделанной работе начальнику: на все есть свои времена и сроки, и хотим мы этого или нет, но эти вопросы приходится решать. В налоговую инспекцию мы не приносим декларацию позже установленного срока (если, конечно, не хотим проблем), а в церкви решение серьезных вопросов порой может откладываться до следующего совета…через месяц.

И
ли в церкви не такие серьезные вопросы решаются, как текущие житейские? Всего лишь вопросы жизни или смерти для кого-то…

Е
жедневно мы думаем, чем накормить, во что одеть детей и даже научились делать это уже не как «язычники». А что с нашей ежедневной жизнью в церкви или мы давно ограничили ее воскресеньями? И заглядываем ли мы в этот большой черный ящик под названием «церковная жизнь»? Я предлагаю заглядывать туда почаще, чтобы жить одной, настоящей жизнью во Христе.

В
следующих публикациях постараюсь более детально рассмотреть соответствующий практический управленческий инструментарий применительно к поместной церкви: проведение организационной диагностики; формирование образа желаемого будущего (видения); постановку стратегического управления, формирование служебных функций и мотивацию их исполнения, работу с практическими организационными ценностями и нововведениям.

К
онечно же, мы не удивим мир, используя профессиональные управленческие подходы и инструменты в служении, он с успехом использует эти инструменты для достижения своих целей. Мы сможем удивить этот мир делами практического достижения целей Его Царства. Удивить уверенностью в невидимом, отсутствием двойных стандартов и суеверий. Удивить верой из дел. Как думаете, в этом есть нужда?

P.S.
Библейские цитаты не приводились по ходу текста с умыслом, чтобы не создать дополнительных «черных ящиков» и не уйти в трактование понимания (проблем у нас больше все же не в понимании Слова, а в Его воплощении в собственной жизни). Думаю, соответствующие места Писания по ходу чтения у вас всплывали, и, надеюсь, мы друг друга поняли.

Дмитрий Сучков
gazeta.mirt.ru


Количество просмотров 2090
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна