| |
Поиск по сайту:
|
||
«Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!» (Фёдор Достоевский) |
||
Муза Плача120 лет со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой исполнилось 23 июня 2009 года.В первой трети ХХ века – "серебряном веке" русской поэзии - было много прекрасных поэтов, и среди них две замечательные женщины – Марина Цветаева и Анна Ахматова. Судьбы их, творческий метод, суть произведений, взгляды на век и происходящие события различны, но обе они – гордость русской литературы, русской культуры. Каждая из них по-своему отразила своё время. И для нас, живущих в XXI веке, образ той эпохи во многом складывается из образов их произведений. Анна Ахматова родилась в Одессе в семье морского офицера Андрея Горенко, вскоре семья переехала в Царское Село, где Ахматова провела почти 15 лет. Писать стихи Анна начала с 11 лет и со временем стала частью "Петербургской ветви" поэзии "серебряного века". Выйдя замуж за поэта Николая Гумилева, некоторое время увлекалась акмеизмом - ХХ век славился необычайно широким разнообразием поэтических направлений. Выпустив свои первые книги "Вечер" (1912), "Четки" (1914), Ахматова сразу стала знаменитой. Критик Н.Недоброво в 1915 году в своей статье уже писал о возникновении поэзии "ахматовской школы". Далее последовали книги "Белая стая", "Подорожник", "Anno Domini MCMXXI". Анна Ахматова – лирический поэт, плотная ткань её образов переброшена через бездну подтекста, через недосказанность и таинственность переживания.
Одни глядятся в ласковые взоры Другие пьют до солнечных лучей, А я всю жизнь веду переговоры С неукротимой совестью своей. Лирика Анны Ахматовой многозначна по содержанию, гармонична, строга и классична по форме, особенно, если вспомнить, как ниспровергались каноны поэтического искусства в то время. И хотя она на закате жизни писала о "соре", из которого растут стихи, сора в её стихах не было. Чеканность строк, строгость рифм, глубина образов, ритмическое богатство, отклик на события века – все признаки и особенности Большого Поэта. Марина Цветаева назвала Анну Ахматову "Златоустой Анной", "музой плача" и далее: "О маленькой книжке Ахматовой можно написать десять томов – и ничего не прибавишь… Какой трудный и соблазнительный подарок поэтам – Анна Ахматова!" Я давно не верю в телефоны, В радио не верю, в телеграф, У меня на всё свои законы, И, быть может, одичалый нрав. Всякому зато могу присниться И не надо мне лететь на "Ту", Чтобы где попало очутиться, Покорить любую высоту. Значительными произведениями зрелой Ахматовой являются "Реквием" (1935-1940) и триптих "Поэма без героя" (1940-1962), в которых дается пронзительный образ эпохи, времени, России: Уводили тебя на рассвете, За тобой, как на выносе, шла, В темной горнице плакали дети, У божницы свеча оплыла. На губах твоих холод иконки, Смертный пот на челе… Не забыть! Буду я как стрелецкие женки, Под кремлевскими башнями выть. Разве нам не понятно, о чем это? А веселое слово – дома – никому теперь не знакомо, Все в чужое глядят окно. Кто в Ташкенте, кто в Нью-Йорке, И изгнания воздух горький - Как отравленное вино Ахматова прожила почти 77 лет, на её долю выпали ранняя слава, потом забвение, расстрел мужа, многократные аресты единственного сына, печально известное постановление партийных властей о бездуховности её поэзии, снова многократно усиленная слава, признание её заслуг перед поэзией и в России, и во всем мире, посмертное устойчивое внимание к её творчеству, непрекращающаяся работа литературоведов по оценке её поэзии и прозы, в особенности её исследований об А.С. Пушкине. Творчество Анны Ахматовой – одно из высоких и значительных достижений русской литературы. Довольно мало известно об отношениях Анны Ахматовой с религией. Вера было очень закрытой сферой её жизни. Мало что можно почерпнуть об этой стороне её души и из её стихов. На эту тему она предпочитала больше молчать. И совершенно непонятно, на чём основывал свою оценку Ахматовой большевистский идеолог последнего сталинского призыва Александр Жданов, прилепивший ей в своем докладе в 1948 году оскорбительный ярлык: "полумонахиня, полублудница, которая мечется между молельней и будуаром". Одинаково ложно и то, и другое. Но, слава Богу, есть люди, к имени и памяти которых грязь не липнет. В истории мировой поэзии Анна Ахматова останется - как великий поэт, а Жданов – как вошь, паразитирующая на великих именах: Ахматовой, Зощенко, Прокофьева, Шостаковича… Ахматову будут помнить всегда, а имя Жданова будет известно со временем только тем, кто будет изучать кровавую историю позднего сталинизма. Ахматова написала в конце своих лет в 1958 году: Здесь всё меня переживёт, Всё, даже ветхие скворешни, И этот воздух, воздух вешний, Морской свершивший перелёт… Тут можно с Анной Андреевной поспорить. И человек не вечен, и ветхие скворешни рано или поздно развалятся, но поэт жив, пока его стихи читают и помнят наизусть. И в своих стихах Ахматова проживёт ещё очень долго – надеюсь, века… Кира Элбакян
Источник: www.portal-credo.ru Количество просмотров 3273
Комментарии ВКонтактеКомментарии Facebook |
|
COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены | Разработка сайта – WebRassvetПри частичной или полной перепечатке материалов портала, ссылка на word4you.ru обязательна |