Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«В бесконечной вселенной обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума». (Альберт Эйнштейн)

О взаимоотношениях церкви и государства в период от возникновения церкви до Константина (с аудио)

В минувший четверг 16.08.2012, в эфир очередной передачи на радио «Новая Жизнь»,  был приглашен историк, журналист Андрей Юров. Обсуждался вопрос взаимоотношений церкви и государства. Данная тема всегда была и остается актуальной и интересной, особенно в среде евангельских церквей, которые твердо стоят на позиции, согласно которой, церковь должна быть отделена от государства.

Уже в процессе подготовки радиопередачи стало ясно, что данную тему невозможно раскрыть и детально обсудить в рамках получасовой дискуссии. Поэтому родилась идея создания цикла передач посвященных взаимоотношениям церкви и государства. Будет рассматриваться не только история вопроса, но и современная ситуация, причем, как в России, так и в других странах, в том числе и в США, долго считавшиеся, в протестантской среде, эталоном отношений церкви и государства…

Также наш гость любезно согласился публиковать на нашем портале небольшие эссе по темам, прозвучавшим в эфире. Таким образом, материалы каждой передачи можно будет не только прослушать, но и прочитать…

Планируется, что радиопередачи с участием Андрея Юрова будут выходить один раз в месяц, следите за нашими анонсами…

О взаимоотношениях церкви и государства в период от возникновения церкви до Константина

Здесь вы можете прослушать или скачать радиопередачу от 16.08.2012, во время которой обсуждалась вышеуказанная тема…  

Можно сказать, что церковь и государство вступили во взаимоотношения практически сразу после создания церкви, то есть общины последователей Христа во главе с апостолами.

На самом раннем этапе эти взаимоотношения со стороны церкви, как это видно из книги Деяний и посланий апостолов, носили, сугубо оборонительный характер. Тогда церковь была обеспокоена, прежде всего, тем, чтобы просто существовать, развиваться, свободно приобретать новых членов.

Первоначально римские власти не очень замечали факт возникновения новой религии, но уже при Нероне в Риме начались гонения на последователей христианства. Появились первые мученики.

Христианство не было официально запрещено, но новая религия не очень вписывалась в тогдашний "многоликий" облик религиозных верований в империи, поскольку она исключала поклонение другим богам, а, самое главное, гению императора, культ которого имел большое значение в стране, объединяя разные, в религиозном плане, территории.

В письме Плинию Младшему, наместнику Вифинии, написанном около 110 после Р.Х., император Траян говорит о том, как следует расследовать дела против христиан.

"Траян Плинию.

Ты поступил вполне правильно, мой Секунд, произведя следствие о тех, на кого тебе донесли как на христиан. Установить здесь какое-нибудь общее определенное правило невозможно. Выискивать их незачем: если на них поступит донос и они будут изобличены, их следует наказать, но тех, кто отречется, что они христиане, и докажет это на деле, т. е. помолится нашим богам, следует за раскаяние помиловать, хотя бы в прошлом они и были под подозрением. Безымянный донос о любом преступлении не должно приобщать во внимание. Это было бы дурным примером и не соответствует духу нашего времени".

Но уже очень скоро характер отношений стал меняться, так как церковь очень быстро расширялась, увеличиваясь в числе, приобретая последователей в самых разных слоях общества. Кроме того, у христиан стали появляться сочувствующие и покровители в самых высоких кругах тогдашнего вселенского государства - Римской империи, охватывавшей половину Европы, Северную Африку и Восточное Средиземноморье.

Однако если при Траяне империя достигла своего расцвета, и ее целостности, казалось, мало что угрожало, то уже через 100-150 лет она вступила в период кризиса. Во многих провинциях полыхали восстания, императоры сменялись раз в несколько лет (а иногда и чаще), возникала реальная угроза распада государства.

Церковь же, наоборот, укреплялась и развивалась. В III веке, когда в Римской империи начался период длительного кризиса, а церковь периодически подвергалась гонениям, она уже настолько укоренилась в различных провинциях, и приобрела такое влияние, что с ней были вынуждены считаться наместники провинций. Причем кто-то из них сочувственно относился к христианам, а кто-то преследовал.

В этот период церковь подвергается временами очень серьезным преследованиям, причем власти, в отличие от раннего периода, неплохо осведомлены о том, что такое христианство и церковь, и какое распространение получила новая религия. Некоторые императоры жестоко преследовали христиан, опасаясь того, что они могут поддерживать тенденции распада империи и угрожать власти императора.

Например, сильные гонения происходили при императоре Деции, который правил с 249 по 251 год. Это был энергичный правитель, который в сфере религии был приверженцем укрепления старых традиционных греко-римских культов и всячески покровительствовал им. Многие христиане при нем ушли в "подполье", боясь преследований. В частности, так поступил известный христианский деятель – епископ Киприан Карфагенский.

Однако в некоторых случаях церковь, со своей стороны, при менее враждебных правителях также начинает обращаться к государственным властям, для решения внутренних проблем.

Например, в 272 г. император Аврелиан изгнал из Антохии, по просьбе местной общины епископа, Павла Самосатского, который обвинялся в ереси, а именно в так называемом "монархианстве". Он, согласно разным мнениям, считал, что Христос был, прежде всего, человеком, а Логос соединялся с человеческой природой как бы в "соприкосновении". Тем самым размывалось утверждение о воплощении Слова.

Интересно, что Павел пользовался поддержкой вассальной по отношению к Риму правительницы Пальмирского царства Зеновии, которая впоследствии провозгласила независимость, но понесла поражение от римских войск.

Вот что писал об этом российский православный историк XIX в. Василий Болотов:

 "Между 260 и 262 годами занял епископскую кафедру в Антиохии. Снискав особое расположение царицы пальмирской Зенобии (правившей в то время Сирией), он занимал и светскую должность дуценария, дававшую ему возможность жить богато и роскошно.

По возведении на Антиохийскую кафедру своей проповедью монархианства вызвал споры. На Антиохийском Соборе 269 года был обличён пресвитером Мальхионом в ереси и был низложен. Однако, пользуясь поддержкой Зенобии, царицы Пальмирской, Павел удерживал антиохийскую кафедру до 272, когда император Аврелиан по просьбе христиан изгнал его из Антиохии"

В данном случае мы видим пример того, как разные толки христианского учения накладываются на политику различных держав, и происходит тесное взаимодействие политических и религиозных сил. Впоследствии эта тенденция будет проявляться с огромным размахом.

В это время постепенно начинает вызревать важный поворот в отношениях церкви и римского государства. Если раньше церковь считалась в целом нелояльной режиму, то теперь, она, будучи крупной и влиятельной организацией, может оказывать поддержку власти.

Последние крупные гонения на христиан прошли при императоре Диоклетиане, который правил с 284 по 305 год. Но уже один из его приближенных, один из четырех руководителей государства, Констанций Хлор (цезарь западной части империи), благожелательно относился к христианам, хотя сам, похоже, все-таки христианство не принял. Его сын, Константин впоследствии сыграет большую роль в истории церкви и "христианизации" империи.

Представленные исторические факты демонстрируют постепенное сближение интересов церкви и государства, результатом чего, вскоре, станет объединение этих двух институтов. Последствия этого рокового решения, мировая цивилизация будет пожинать в течение многих столетий, а вернее до сего дня…  но это уже тема другой передачи…

Андрей Юров, специально для христианского просветительского потрала слово-для-тебя.рф

 

 


Количество просмотров 1517
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна