Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Если бы Бог время от времени не «укладывал нас на лопатки», нам некогда было бы посмотреть на небо». (Блез Паскаль)

Возвращение к «истинному исламу»

Будь то теракты исламистских террористов, как 11 сентября 2001 года, инициативы арабских государств по исламизации прав человека в ООН, распространение по всей стране Корана или бурные протесты против публикации карикатур на Мухаммеда в Бонне, многие современные события сложно понять, не зная идеологических предпосылок. Ваххабиты и салафиты хотят вернуться к «истинному исламу». В настоящее время они доминируют в дискуссиях в исламском мире и даже во многих западных странах.

Ваххабизм зародился в XVIII веке на Аравийском полуострове, он берет свои истоки в трудах Ибн Абд аль-Ваххаба (1703-1791). Абд аль-Ваххаб в своих работах в основном подчеркивал «единство» (таухид) Бога и призывал в буквальном смысле к имитации жизни пророка Мухаммеда, а также к очищению ислама от всех «неисламских нововведений». При этом он выступал как против шиитских, так и суфийских учений, а также против национальных исламских обычаев, как то широко распространенный культ могил, посещение святых, как заступников пред Богом, и празднование дня рождения Мухаммеда. На его взгляд, мусульмане, соблюдавшие это, исповедовали многобожие, то есть, совершали самый страшный грех.

В то время как противники Абд аль-Ваххаба прозвали его последователей ваххабитов, сами они называют себя «аль-ваххабитам», что означает «те, кого объединяет Бог». Вместо того, чтобы полагаться на традиционный консенсус учителей, Абд аль-Ваххаб хотел развивать свои убеждения исключительно на основании Корана и обычаев (суннах) Мухаммеда, его сподвижников и последователей.

Благодаря тесной связи с мощным арабским племенем Бану Сауд, ваххабиты в 1746 году стали доминирующим течением на Аравийском полуострове. Другие арабские племена были впервые объявлены еретиками, а впоследствии законной целью насильственного джихада. После завоевания нескольких княжеств Бану Сауд в 1773 году создал первое ваххабитское государство, а в 1805 и 1806 годах завоевал Мекку и Медину. В 1818 году ему нанесли удар: египетские войска захватили территорию ваххабитов. И только в 1902 году ваххабитам, под руководством Абд аль-Азиза ибн Сауда, наконец, удалось одержать победу. После завоевания Эр-Рияда в 1902 году было создано государство Саудовская Аравия, существующее доныне, где ваххабизм стал официальной государственной религией, а Коран и исламская традиция считались «конституцией».

Появление салафизма

И если ваххабизм возник как внутри исламское реформаторское движение, салафизм развивался в XIX веке в разных регионах, как реакция на колониализм. Это происходило в то время, когда было очевидным мусульманское превосходство перед «христианским» Западом в научном, техническом и военном отношении. Для ведущих исламских мыслителей того времени оно состояло в болезненном противоречии к утверждению Корана о том, что ислам является окончательной, совершенной религией, и поэтому превосходящей все другие идеологии и системы.

Такие наиболее важные мыслители салафистской идеологии, как журналист и активист Джамаль аль-Дин аль-Афгани, и интеллектуал, а в последствии египетский муфтий Мухаммад Абдо сокрушались по поводу закостенения мусульманских современников. По их мнению, учителя утратили связь мусульманской жизни с современностью. Вместе с тем ранние салафиты жаловались на «слепое подражание Европе и преклонение перед ней». В своих журналах «Аль-Урва аль-Вутха» («Прочный союз») и «Аль-Манар» («Маяк»), широко распространенных в исламском мире, они идеализировали исламские общины в Медине и первые три поколения после Мухаммеда, так называемых «благочестивых предков» (аль-Саляф ас-Салих), и резко выступали, как и ваххабиты, против всех «неисламских нововведений». Они считали, что если мусульмане вернутся к своим истокам, к своему основанию, они добьются своего господства, как в «Золотой век» первых поколений ислама.

С точки зрения ранних салафитов, ислам - это «чистая религия разума» с ответами на все вопросы человеческого естества и человеческого сосуществования. По их мнению, отсталым был не сам ислам, а всего лишь доминирующая интерпретация. Самостоятельное толкование религиозного права (иджтихад) должно доказать совместимость ислама с современностью. Посредством радикального самоочищения мусульмане во всем мире должны преодолеть свои внутренние разногласия и объединиться в долгосрочной перспективе под властью халифа и исламского права.

Исламизм в XX веке

Противоречие между презрением к западной системе ценностей, с одной стороны, и использование современных западных достижений, с другой, поначалу привели к насильственным межмусульманским столкновениям по поводу «истинного ислама». В XX веке признание получили регрессивные силы, которые хотели исламизировать современность, а не модернизировать ислам. В 1928 году в Египте учителем народной школы Хасаном аль-Банна была создана «Ассоциация братьев-мусульман». Она превратилась в самое влиятельное массовое движение ислама с глобальной сетью социальных и благотворительных организаций и филиалов в более чем ста странах.

Во времена британского колониального правления в Египте «Братья-мусульмане» в связи с ваххабитско-салафитскими идеями пропагандировали ислам как «решение» всех политических, социальных и экономических проблем - и не в последнюю очередь как оплот против усиления вестернизации исламских государств. В растущей конфронтации с египетским правительством произошла дальнейшая радикализация многих последователей, которые впредь стали пропагандировать насильственный джихад уже не как крайнюю меру, а как главное средство для достижения своих целей, а для этого в первою очередь - как и ваххабиты - отлучили своих противников. Этот джихад был направлен не только против «неверного» Запада, но и против своих правителей и их сторонников.

Несмотря на все различия между двумя течениями многие салафитские исламисты нашли убежище в странах Персидского залива и работали там над созданием исламских учебных заведений. В 1962 году в Мекке была создана Всемирная исламская лига, а в 1969 году в результате движения реисламизации и в ответ на сокрушительное поражение арабских государств в борьбе против Израиля в Шестидневной войне (1967), было создано Объединение исламских государств (ОИК), которое сегодня состоит из 57 стран. Главным образом на нефтяные доходы, прежде всего, страны Персидского залива спонсируют строительство по всему миру мечетей, медресе и исламских учебных центров для распространения своей идеологии. Во многих мусульманских организациях Запада сегодня доминирует более или менее «умеренная» ваххабитско-салафитская интерпретация ислама, которая, как правило, считает евреев и христиан «неверными» и часто Кораном легитимирует теории заговора европейского антисемитизма.

В известных исламских декларациях о правах человека, вдохновленных салафитскими идеями, обнаруживается послание ислама об освобождении человечества, попавшего в ловушку материализма. Всеобъемлющее установление шариата - в том числе с его многочисленными дискриминационными предписаниями для женщин и немусульман - считается необходимым условием для мира и справедливости в мире. Зато такие права человека, как свобода вероисповедания и свобода слова, находятся во власти шариата. Критика источников и примера Мухаммеда исключена под угрозой насильственного «оборонительного джихада». Божьи законы никогда не должны подменяться законами, созданными людьми. Тем самым салафизм является принципиальным антагонизмом современному либерально-демократическому правовому государству.

Салафиты в Германии

В Германии и других западных странах ваххабитско-салафитские группировки, прежде всего, направляют свои усилия на дезориентированных и внутренне истерзанных мигрантов, которые находятся в поиске своей идентичности, а также немусульман, которые все чаще в этом индивидуалистическом и релятивистском обществе пытаются найти новое ощущение общности и простых ответов на свои вопросы. Особенно привлекательными являются исламские притязания на превосходство для тех, кто считает себя неудачником или жертвой общества. Посредством изобретенного на Западе Интернета, а также семинаров по Исламу в мечетях, в уличных киосках городских центров салафиты громят «неверных Запада» и пропагандируют возвращение к ценностям и правовым нормам Мухаммеда и его современников седьмого века.

Органы безопасности предупреждают о том, что переходы между, казалось бы, умеренными и готовыми к компромиссам группами, с одной стороны, и радикальными и воинствующими движениями, с другой, едва уловимы. Об этом свидетельствует история ваххабизма и салафизма. Поскольку радикальные и умеренные представители разделяют те же самые идеологические постулаты, выбор средств, скорее всего, зависит от оценки сложившейся ситуации и предпочитаемой тактики: будут они для достижения своих целей руководствоваться правами человека и демократией или прибегать к насилию. Если вы хотите лучше распознавать и эффективнее предотвращать радикализацию, вам крайне необходимо, в первую очередь, понять идеологический контекст и исторические корни этих двух течений.

Карстен Поланц

Источник: israelreport.ru


Количество просмотров 1516
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна