Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не говори, что на твоей стороне Господь, а лучше молись о том, чтобы тебе самому быть на стороне Господа». (Авраам Линкольн)

Тайна страданий


На протяжении всей истории человечества, начиная от грехопадения, и до наших дней, не было ни дня, когда человек не встретился бы с проблемой страданий в своей жизни. В той или иной степени человек страдает каждый день. Поэтому, человека всегда мучили вопросы: «За что? Почему я страдаю больше, чем другие? Почему праведники страдают, а нечестивые радуются жизни?» для человека важно узнать причину страданий и возможные пути выхода из них или возможности для ограждения себя от глубоких травм, вызываемых страданиями. Хочется оговориться, что мы рассуждаем не только о физических страданиях, но и о метафизических, страданиях души.


  1. Происхождение страданий.

В начале человек находился в самом прекрасном и совершенном окружении, где не было ни смерти, ни страданий. Но произошел переломный момент в отношениях человека с Богом. Грех непослушания послужил причиной близких отношений любви между человеком и Богом. Результатом грехопадения были коренные перемены в человеке: перемены моральные, духовные и физические. Адам потерял свое положение перед Богом, а это принесло изменения во всех сферах жизни. Если до сих пор Бог заботился о пропитании человека, то теперь человек должен делать это сам, да еще добывая хлеб насущный потом и кровью. Если до сих пор Бог Своим общением наполнял дух Адама радостью и покоем, то теперь человеку приходится чувствовать неудовлетворенность в своей духовной сущности, и самому искать пути удовлетворения этой пустоты. И даже не хочется сравнивать, какие муки сильнее по глубине переживаний: родовые схватки или ощущение своей ненужности в этом мире; регулярные производственные травмы или осознание того, что тебя безвозвратно выгнали оттуда, где тебе было так хорошо; пропалывание огорода от сорняков или переживание полнейшего одиночества. Позади жуткий вращающийся меч как постоянное напоминание о том, что твой сознательный выбор лишил тебя Эдема, а впереди абсолютно пустая, необжитая земля, где нет толкотни в общественном транспорте, нет строгих приказов начальства, не слышно недовольства подчиненных, потому что их просто нет. И только жена, с которой до конца жизни не придешь к согласию по вопросу: кто же был виноват тогда? Проходили столетия, болезни сменялись катастрофами, катаклизмы ссорами, уходило поколение за поколением, пока не родился человек, хрестоматийный пример страданий которого, дают нам сегодня живой импульс и надежду.

  1. Страдания праведного Иова.

    1. Причина страданий.

      1. Страдание как испытание. Если задать себе вопрос: а что же послужило истинной причиной страданий Иова, то наверняка возникнут множество предположений. Исследования первой главы книги Иова показывают нам, что главной причиной страданий Иова была его праведность. «Был человек в земле Уц, имя его Иов; и и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла» (Иов 1:1). Некоторые подробности о его характере и жизни можно найти далее (29:7-11; 31:13-14; 31:38-40). Его отличали справедливость, уважение окружающих, честность и другие добродетели, о которых многие люди только мечтают, но достичь не могут. И все это возмутило сатану, который, придя перед Господом, пожелал проверить, а действительно ли Иов таков или он ведет честное житие по той причине, что ему и обманывать то незачем, и роптать то не на что, и жертвы Господу есть из чего приносить. «А ну-ка попробуем лишить его всего этого, какую песню запоет наш праведник?» Жили же на земле в те времена и другие люди, почему сатану заинтересовал именно Иов? Потому что, как было уже сказано, Иов был праведней остальных. То есть, получается, что если бы Иов не был бы таким святым, то сатана не заинтересовался бы даже им, не выпало бы на его долю столько несчастий, жил бы себе поживал, да добра наживал. Единственное, что требовалось от Иова для того, чтобы не заинтересовать сатану -– это хотя бы изредка грешить и не давать волю угрызениям совести за это. Тогда Иов не слишком бы отличался от всех остальных людей и бросился бы в «глаза» сатане, не было бы этого диалога с Богом о Иове, и не было бы самих испытаний. Значит, действительно, главная причина страданий Иова – его праведность.

      2. Традиционное понимание страданий. Сегодня легко, сидя в кресле и читая книгу Иова, выявить, что страдания праведника были всего лишь испытанием с небес. Однако, что думали современники Иова по этому поводу? Они ведь не знали о разговоре сатаны с Богом. Традиционное понимание того времени относительно причин страданий, которого придерживались и друзья Иова, и даже сам Иов, заключалось в грехе, т.е. грех является причиной любого страдания. Подобное мышление имеет в себе логическую основу, так как все знают, что Бог справедлив, справедливость означает награду праведным, грешникам же наказание. Получив награду, человек радуется, от наказания страдает. Отсюда следует, что раз Иов страдает, значит он в чем-то согрешил. Так понимали и пытались внушить своему другу Вилдад, Элифаз и Софар. Нельзя сказать, что это утверждение абсолютно неверно. Можно сказать, что оно является богословски и библейски обоснованным. Говоря в начале о первопричине страданий, мы отметили, что всему виной был грех. Этот принцип действует от грехопадения до наших дней. Проблема заключается в том, что Иов страдал не по этой причине, а по другой, которую традиционное понимание не учитывало. Поэтому у Иова возникли некоторые конфронтации со своими друзьями. Итак, страдания Иова не были результатом его греха, как это предполагали его друзья, можно даже сказать, что они были результатом греха Адама и праведности Иова.

    2. Проблема страданий.

Иов жил праведной жизнью. Он делал много добра людям. Но кроме этого он обладал одним неоценимым качеством – богобоязненностью. В чем она проявлялась? Интересно отметить 1:5 «…может быть, сыновья мои согрешили, и похулили Бога в сердце своем», вознося при этом за них всесожжения. После пиршеств детей, Иов, переживая за них, ходатайствовал за них перед Богом. Уважение и почитание Бога и любовь к своим детям. Неудивительно тогда, что Иов начал роптать, когда начались испытания. Иов намного ревностнее подходил к традиционному толкованию страданий, чем его друзья. Кризис непонимания появился из-за того, что действия Бога не вмещалось в его понимание. Иов всю жизнь боялся согрешить и делал все, чтобы убежать греха, он даже приносил жертвы на тот случай, если дети «вдруг согрешили». Но реальность оказалась другой: «Ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне» (3:25). Проблема страдания заключается в том, что праведник Иов не был готов к страданиям, он все время старался уйти от них, готов был на любые материальные жертвы, лишь бы не испытывать моральных и духовных страданий. Он руководствовался двумя принципами в своей жизни. Во-первых, если есть грех, то обязательно будет наказание. Во-вторых, если жить праведно и делать добро, значит непременно будет благословение, выраженное в исполнении желаний. Эти два принципа действовали в его жизни до определенного момента. И тогда, Иову пришлось ломать устоявшиеся принципы, исходя из реальной ситуации: «я страдаю не за грех». Для Иова это было болезненным процессом.

Если рассматривать слова Иова в хронологическом порядке, можно заметить развитие внутреннего конфликта у страдальца. Его негодование росло по мере развития диалога со своими друзьями. В самом начале, когда друзей еще не было, реакция на страдания проявилась в следующем: он разодрал одежду, остриг голову, слова же его выражали глубокое смирение и благословение Бога (1:21). «Во всем этом не согрешил Иов устами своими» (2:10). Страдания же продолжались. Семь дней Иов молчал, но за эти семь дней он от смирения переходит к негодованию и разочарованию (3гл. и дальше). Эта неделя размышлений, вероятнее всего, была для него самой мучительной, и закончилась она проклятием своего дня рождения. Друзья не могли проникнуться переживаниями Иова, и поэтому только усугубляли его страдания. В своем страдании Иов искренне желает найти Бога, чтобы изложить перед ним свое дело. Он хочет узнать, в чем его обвиняет Всевышний (23:5), чтобы привести убедительные слова в свое оправдание. Его вопросы приводят его к бунту против Бога, но этот бунт был вызван его самой предельной искренностью.

  1. Преодоление страданий.

Когда человек страдает, после вопроса «за что?», его волнует вопрос «как преодолеть это страдание?». Ответ на него во многом зависит от причины, вызвавшей страдания. Друзья Иова были слепы в отношении всякой другой причины страдания, помимо наказания за грех. Поэтому их попытки утешить Иова только усиливали его боль. Иов отбрасывает все предлагаемые теории и принимает свою участь. И все же его состояние осень напряженное. В его речи слова отчаяния (7:16) переплетаются со словами надежды (7:17). Путь преодоления страданий с самого начала имел хорошие корни "неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать» (2:10). Хотя у него был способ поскорее прекратить страдания – поступить по совету жены. Но все-таки, он остается твердым в своем решении. На первом этапе праведность Иова подтверждается. Сатана потерпел поражение. Иов показал на своем примере, что благочестие может быть основано на преданности Богу.

Борьба продолжается. Иов мучительно изнемогает, но пребывает верным (6:10). Душевная боль становится сильнее, чем физическая. Поэтому ему не хватает поддержки друзей, которые его не понимают. Иов принимает решение не скрывать свои чувства и мысли, а говорить откровенно перед Богом. И Бог принял его таким. Иов готов предстать перед Богом в любой момент и отстаивать свою правоту. Пусть Иов в чем-то и ошибался, но он был искренним с Господом, а это, наверное, является самым важным во взаимоотношениях любви. Кроме того, что он был открыт перед Творцом, он принимает решение преодолеть страдания, до конца сохраняя надежду на будущее. Он как бы желает оправдания перед Богом, но в то же время, готов страдать до конца (13:15).

Встреча с Богом была самым обличительным, но и самым утешительным разговором в этой судьбе, в облегчении страданий и душевном успокоении. Когда он увидел величие Божье, то забыл и о своих страданиях души, и о своей болезни тела. Представ перед Господом, Иов полностью сосредоточил свое внимание на Нем, его уже не беспокоит ничего. Что произошло с ним в этот момент? Ответ на этот вопрос является самым важным шагом в преодолении страданий. Во-первых, необходимо быть искренним с Богом, во-вторых, необходимо искать его присутствия, в –третьих, надо примириться с тем, что вы страдаете. Очень важно принять правильную позицию перед Господом, т.е. оставаться верным Ему даже в том случае, если не последуют облегчения.

  1. Результат страданий.

Наконец Иов дождался встречи, которой искал. Господь говорит: «Вот Я буду спрашивать, а ты отвечай Мне», после чего задает ему серию вопросов, на что Иов даже не имеет ответа (39:33-34). Своими вопросами Бог прекрасно демонстрирует Иову полноту Своего могущества, мудрости, проявленную в творении. Он убедительно открывает Свое всезнание, после чего Иов признал свое ничтожество и безумие, в том, что упрекал Бога. Он полон стыда, когда осознает, что сомневался в Боге. Осознав также, что Бог ничем не обязан человеку, и, что человек не вправе обвинять Творца, путей Которого не разумеет. За свое непонимание и ропот Иов глубоко раскаивается, также искренне, как до этого задавал Богу вопросы. И Бог принимает искренне кающегося грешника, в ярком контрасте с друзьями Иова, которые пытались выставить себя праведниками, глубоко разумеющими планы Божьи.

Господь возвращает Иова к прежней жизни, освобождает его от рабства болезни, т.е. от плена сатаны. Как венец победы следуют обильные благословения (42:10).

Вывод: концепция страдания в Ветхом Завете продолжает действовать и сегодня. Она распространяется и на христиан. Действие греха всеобъемлюще, кроме этого Господь все так же оставляет за Собой право допускать испытания в жизни Своих святых. Но есть один вопрос, который хотелось бы прояснить до конца: связь между причиной и результатом страданий. Причиной страданий Иова была его праведность, результатом – благословение. В первой части говорилось о том, что если не стремиться к праведности, то и страдания могут не постигнуть. Но это не так. В случае с Иовом, действительно причиной была праведность. Во всех остальных случаях – вступает в силу тот закон, о котором так ратовали друзья Иова, закон справедливости Божьей. И мы видим, как друзья Иова сами стали жертвой этого закона, Господь в конце не имел желания общаться с ними. Иными словами, человеку на этой земле так или иначе предстоит страдать. Страданий избежать невозможно. Они настигнут нас, где бы мы от них не прятались. От человека зависит только выбрать, за что он хочет страдать – за свою праведность или за свою неправедность. Если он выбирает первое, результат налицо – последующее благословение (или в этой жизни, или в вечности), если человек выбирает страдать за свои грехи – и здесь явен результат: прекращение общения с Богом. Выбор всегда остается за нами.

Убейволк В.
Вербицкий В
словодлятебя.рф


Количество просмотров 4847
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна