Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия говорит к сердцу каждого поколения, а мерилом для оценки жизненности и силы народа будет всегда его отношение к Библии». (Иоганн Гёте)

Вызов Христа: христианам и не только

Размышления над книгой Ганса Кюнга «Христианский вызов» (Издательство ББИ, 2012 г.)

Настоящее богословие не бывает скучным. Оно бросает вызов, провоцирует, заставляет по-новому взглянуть на уже, казалось бы, отвеченные вопросы. С этой точки зрения Ганс Кюнг - настоящий богослов. Его книга "Христианский вызов" названа очень точно: она бросает вызов каждому, кто рискует ее прочесть. Это вызов тем, кто считает себя христианином, поскольку размышления Кюнга заставляют задуматься над тем, в чем состоит моя собственная вера. Это вызов и тем, кто, в духе постмодерна, хотел бы поместить Иисуса из Назарета в один ряд с другими учителями, реформаторами и революционерами. Кюнг не дает этой возможности, показывая, что Иисус все время «выпадает» из привычных определений. А потому требует взглянуть на мир и происходящее в нем совсем другими – широко открытыми – глазами.

«Христианский вызов» - это книга об Иисусе Христе. Христоцентричность – одна из безусловных достоинств книги. «Особое, самое коренное в христианстве – рассматривать Иисуса как предельно решающее, определяющее, основополагающее для человека во всех его измерениях» (с.58). В центре размышлений Кюнга – не мировоззренческие принципы и не этика, а отношение к Иисусу из Назарета: за кого мы почитаем Его? Этот вопрос был актуален в первом веке, он по-прежнему актуален и сейчас. Как тогда, так и сегодня Христос соблазняет, искушает и увлекает. Он не вписывается ни в одну из понятных схем, в том числе - схем христианских. Он остается вызовом даже для Его последователей! И как только нам начинает казаться, что мы поняли, Кто Он такой, мы перестаем быть Его учениками.

Кюнг заставляет думать. Чтение его книги не назовешь легким, оно требует как интеллектуального, так и нравственного усилия. Автор сам стремится рассуждать предельно честно - и от читателя требуется не меньшая честность по отношению к прочитанному. Подчас это очень нелегко, поскольку приходится размышлять над довольно неудобными вопросами. Как, например, соотносится призыв к Царству Божьему и революция? Как христианин должен относится к борьбе за социальную справедливость? Тот факт, что Христос – «больше, чем революционер» (с.104) не снимает проблемы: Его критика социального устройства и, одновременно, призыв к служению ставят для нас сегодня массу очень непростых вопросов о том, как нам быть Его последователями в нашей непростой социально-политической ситуации…

Наверное, закономерно, что не все выводы Кюнга можно принять безоговорочно. Лично для меня одним из самых непростых тем в книге Кюнга - это понимание им воскресения Христа и нашего будущего воскресения. Не до конца понятно, что автор пытается сказать, когда он описывает смерть Христа как переход в иную реальность. Чем эта смерть отличается от множества других? Что есть провозглашение Воскресения? Свидетельство об историческом факте или лишь символическим указанием на эту иную реальность? С моей точки зрения, эта тема остается одной из самых смутных в книгах Кюнга. И снова читатель оказывается перед вызовом: а как я сам понимаю эту тему? Что и почему я думаю об этом? Спорность утверждений заставляет еще раз пересмотреть основания собственной веры. А значит - дает шанс стать ближе к Христу...

Особо хочется выделить рассуждения Кюнга о Церкви. Рассмотрение этой темы в контексте Личности Иисуса весьма показательно: невозможно говорить о Христе, не говоря о Его Церкви. Как невозможно и обратное: размышления о Церкви как таковой будут всегда однобокими, а потому - неверными, если забывается, что Церковь есть Тело Христово, что Иисус - ее Глава и Созидатель. Этой целостности сильно не хватает в современных рассуждениях о том, что происходит в Церкви.

Но я лично хочу выделить и еще один, на мой взгляд, знаковый момент. Говоря о Церкви, Кюнг ставит вопрос об апостольской преемственности. И, отвечая на него, он постулирует правомочность различных видов организации церковной жизни и служения, тем самым утверждая, что полнота церковной жизни есть и в тех движениях, которые не сохранили формальной преемственности рукоположения. Насколько я знаю, это первое ясное признание такого рода из уст представителя традиционной церкви!

Вызов – это также и «зов», приглашение. Призыв к глубокому и честному разговору. Кюнг - замечательный собеседник. Он не читает лекции - он обсуждает с читателем то, что глубоко волнует его самого. Он не дает готовых ответов, а приглашает к совместному размышлению и поиску. И общему предстоянию перед тайной, явленной нам в Иисусе из Назарета, Господе Иисусе Христе.

Михаил Дубровский 
словодлятебя.рф

Количество просмотров 1285
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна