Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Есть только одна книга – это Библия». (Вальтер Скотт)

Несколько силлогизмов о свободе

Вот птицы, например, летят, куда хотят. Как они свободны в своем полете! Если бы человек обладал такой же свободой! Многие боятся, что если бы человек обладал полной свободой, то тогда бы пришел полный конец порядку. Анархия – типичный для этого пример. Но так ли это? Пришел бы конец человечеству, если каждый индивид был бы свободен, абсолютно свободен, так как птица? Говорят – да! Но возникает вопрос: "Почему у птиц не приходит этот конец?" ведь как-то находят они между собой общий язык. И если бы человек не вмешивался бы в их жизнь, то многие вымершие виды были бы до сих с нами. Получается, что не свобода портит какое-либо сообщество, а как раз порядок. Мы с нашим порядком разрушили их полную свободу. Но тут возникает еще один вопрос: "А так ли они свободны, как нам кажется?"

Ведь и их полет обусловлен чувством стаи. Свобода в рамках своего инстинкта и в полной или частичной зависимости от вожака. К тому же, возможно, что их в гнездах ждут либо отложенные яйца, либо птенцы. В таком случае, что такое – свобода, если самое «свободное существо» зависит от каких-либо объективных или субъективных факторов? Свобода – это состояние, когда «тварь» думает, что она может делать то, что хочет. Она должна подумать, что она вольна в своих действиях. И вне пределов ее внимания должна остаться мотивация, которая подталкивает ее на совершение каких-либо действий. Потому что мотивация ограничивает свободу, мотивация направляет на путь, а любое направление уже есть повеление, выраженное косвенно. Но, возможно ли совершить какой-либо поступок, не имея никакой мотивации? Может, уместно будет задать вопрос: «А что такое мотивация?» мотивация – это внутренне или внешнее побуждение совершить какой-либо поступок, высказать ту или иную мысль, подразумевающая определенную моральную, духовную или материальную выгоду. Мотивация рождает желание. Совершая что-либо без желания, человек действует против самого себя, значит, подобный поступок нельзя назвать свободным. Но, так как желание – следствие мотивации, и совершая что-либо с желанием, человек становится рабом выгоды, а это также не является свободой. Выходит, что истинная свобода – это свобода от любой мотивации, а это значит и желания. Но, возможно ли быть свободным от желаний? Да!!! Такой способностью обладают сумасшедшие. Только умалишенный человек является свободным от мотиваций и желаний, хотя и у него есть некоторые ограничения (остаются все-таки нужды физиологического характера). Из этого можно сделать вывод, что абсолютной свободы не существует. Любая свобода в большей или меньшей степени ограничена. А из ограниченной свободы наибольшей степенью свободы обладают умалишенные, юродивые. Следовательно, чем ниже интеллектуальный уровень человека, тем больше его свобода, так как со степенью уменьшения уровня мышления, уменьшаются желания и мотивации. Чем выше уровень, тем выше больше желаний, мотиваций, а значит, - ограниченнее свобода. Но вопрос об определении интеллектуального уровня спорен, так как даже IQ не может дать объективную информацию. Психика человека во многих своих проявлениях еще не изучена, поэтому есть смысл проделать следующее деление: сумасшедшие и не-сумасшедшие. Итак, сумасшедшие свободны, не-сумасшедшие не обладают свободой. Они добровольно себя подчинили своим желаниям. Возникает еще один вопрос: каковы желания человека? Чему они способствуют – развитию зла или добра? Мы подошли еще к одной бездонной теме – «что такое хорошо и, что такое плохо?». Попробуем разобрать этот вопрос следующим образом: в природе существует мир зла и мир добра, мир созидания и мир разрушения, мир Бога и мир сатаны. Итак, человек подчиняет свои желания либо созиданию, либо разрушению. Он либо ограничивает свою свободу ради созидания, либо ради разрушения. Интересно, что, не ограничивая свою свободу, юродивый также служит разрушению. Где вы видели умалишенного, который бы созидал свое тело, душу, общество? Сумасшедший разрушает. Не-сумасшедший либо разрушает, либо созидает. Но какой же он не-сумасшедший, если он разрушает? Если он утверждает, что можно разрушать, при этом, оставаясь не-сумасшедшим, этим самым он подтверждает свое сумасшествие. Но, все-таки есть таковые, которые разрушают, но не признают это. Где критерии созидания и разрушения? Каждый создает свое, поэтому каждый считает, что он созидает. Если мы сознаем, что созидание служит обществу, значит, мы должны согласиться, что у нас должны быть какие-то общие критерии для определения созидания, иначе созидание для одного будет разрушением для другого. Подобные критерии могут быть как духовными, так и гражданскими. Если каждый индивидуум социума будет согласен признать критерии созидания, признанные обществом в целом, то это будет созиданием. Но есть таковые, которые не согласны признать общепризнанные критерии, значит, они служат не к созиданию, а к разрушению. А какая разница тогда между сумасшедшим, который разрушает, и не-сумасшедшим, который также разрушает? Ее не существует. Разрушающий не-сумасшедший хуже разрушающего сумасшедшего, потому что он делает это, следуя своему желанию с определенной мотивацией, то есть выгодой. На основании вышеизложенного такого человека никак нельзя назвать свободным, потому что он действует под давлением мотиваций. Он – раб. Раб, разрушающий, считающий себя свободным, и из-за этого его опасность для общества многократно увеличивается.

Есть другая категория людей, согласная подчиняться общественным нормам. Любое общество может выработать две категории стандартов: 1- гражданские, основанные на морали, этике общих интересах. Обычно они выражены в конституциях, гражданских и уголовных кодексах, а также в неписанных нормах поведения в обществе. 2- Духовные, которые основаны на нормах, пришедших от Бога. Интересно то, что с течением времени гражданские стандарты меняются. Релятивизм – проблема, которая всегда встает между поколениями. Новое поколение всегда вносит какие-то новые понятия, ставящие под сомнение понятия им предшествовавшие. Новые понятия объясняются техническим прогрессом, новой философией, синтезом различных культур. Часто подобные изменения оправданы, так как человеческие стандарты действительно релятивные. Из-за этого возникает конфликт отцов и детей, что приводит к человеческим трагедиям, что, по сути, также является разрушением. В который раз приходим к идее, что человек, думая, что он созидает, служит разрушению. По собственному желанию человек способствует разрушению, использую свою свободу, которая и в этом случае не является свободой в абсолютном смысле, так как она лишь следствие собственных желаний и интересов. Выходит, что и эта категория людей – рабы. Итак, кто добровольно служит разрушению и те, кто думает, что созидает, следуя гражданским принципам, разрушая при этом – не свободны, рабы собственных желаний, хороших или плохих, но рабы, рабы разрушающие. А значит, служащие злу.

Остается еще одна категория людей – те, кто избрал за основу жизни духовный фундамент, то есть, то, что исходит от Бога. На протяжении истории к этому фундаменту то добавлялись, то отметались некоторые штрихи, но ни Бог, ни Библия не изменились за прошедшие тысячи лет. Стандарты неизменные и фундаментальные, служение которым несет созидание как духовное, душевное, физическое, так и созидание общества. Но проблема в том, что служение созиданию Бога также ограничивает человеческую свободу. На человека влияют огромное множество внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов. У подобного человека много различных мотиваций, которые приводят к разным желаниям, а значит, его свобода действительно ограничена. Мы пришли к выводу, что любой человек, независимо к какой категории людей он относится, ограничен в своей свободе. Таким образом, никто из людей не наделен абсолютной свободой, так как, как уже было сказано, свобода – это желания, мотивации, которые следуют за волевым решением. У человека появляется много мотиваций, желаний, среди которых он должен выбрать, то есть применить свою, так называемую свободу воли. Но какая же это свобода, если она лимитирована определенным набором желаний? Свобода – это неограниченные возможности проявления воли, которые выливаются в мотивации и желания. Но никак не наоборот. Подобной свободой обладает только Бог. Его свобода абсолютна в полном смысле слова, так как она не лимитирована желаниями, наоборот желания лимитированы свободой воли. А что же на счет людей? Наибольшая степень свободы, которой обладает человек – это свобода, данная от Бога в подарок, свобода ограниченная, свобода выбора между добром и злом, созиданием и разрушением, Богом и сатаной. Эта свобода не абсолютна, по большому счету, ее даже нельзя назвать свободой, но из доступных человеку свобод – она максимально возможна. Тогда надо смириться с этой относительностью, перестать тешить себя надеждой о полной и абсолютной свободе и сделать все-таки выбор: что делать с той свободой, которая нам дана? Либо выбрать служение разрушению, что ничем не отличается от сумасшествия, либо выбрать служение добру по гражданским стандартам, что приводит к тем же результатам, либо выбрать служение добру по Божьим стандартам, что ведет к созиданию. Так или иначе, человек подчиняет себя либо добру (Божьему миру), либо злу (все остальные категории возможного выбора).

Владимир Убейволк, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф

Блог автора: vubeivolc.blogspot.com

Количество просмотров 1888
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна