Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Новый Завет является величайшей книгой теперь и в будущем для всего мира». (Чарльз Диккенс)

Игорь Попов: Долгий путь к самому себе

3563818_Dirizher (454x640, 90Kb)Есть фильмы, после которых не остается ничего, даже легкого ощущения приятного проведенного времени. Есть фильмы, после которых остается жуткое ощущение бесцельно проведенного времени. Есть фильмы, которые помогают тебе осознать что-то в себе, что-то переоценить. А есть фильмы, после которых хочется молчать, как после покаянной молитвы. Такие фильмы принято называть великими. Я не ожидал, что еще смогу сказать такое про фильм моего современника и соотечественника. Мне казалось, что это место прочно и навсегда заняло творчестве Андрея Тарковского. Но я оказался неправ. Посмотрев фильм "Дирижер" Павла Лунгина, я захотел помолчать.

Уже давно я собирался посмотреть этот фильм, понимая, что мне предстоит нелегкое зрелище. Да и зрелищем это назвать трудно. Хотя, казалось бы, все в этом фильме есть - великолепная актерская команда, филигранная, почти ювелирная работа оператора Александра Симонова и, конечно же, гениальная режиссерская работа Павла Лунгина. Про музыку я хотел бы сказать отдельно и сделаю это ниже. Скажу лишь, что фильм был снят специально по мотивам оратории митрополита Иллариона (Алфеева). Сам Лунгин говорил, что фильм вырос из его оратории "Страсти по Матфею".

В центре фильма история человеческой жизни, человеческая драма, жизнь и смерть - все, что составляет сердцевину настоящего искусства. Дирижер (Владас Багдонас) отправляется со своим оркестром в Иерусалим, чтобы исполнить ораторию «Страсти по Матфею». Но гастроли оборачиваются трагедией. Черное солнце Иерусалима срывает с главного героя маску благополучного художника, заставляет увидеть себя в беспощадной наготе эгоизма и жестокости. Иногда за 3 дня человек может полностью переоценить и переосмыслить свою жизнь.

Искусство, сколь бы велико оно не было, к великому сожалению, не меняет людей. Я еще раз убедился в этом во время просмотра фильма. Оно может дать толчок, пробудить душу, заставить задуматься, но, к сожалению, меняет человека лишь его личная боль, личная трагедия, переживание чего-то очень важного. У главного героя произошла трагедия - покончил жизнь самоубийством его единственный сын, с которым он уже давно не общался. Это изменило жизнь непреклонного и сильного человека. Тут я хотел бы отметить не просто хорошую актерскую работу Владаса Багдонаса, а его гениальную работу. Если бы он сыграл лишь в этом фильме, то его миссию как актера можно считать выполненной. Я абсолютно поверил ему и сопереживал от самого начала и до конца. И я поверил его катарсису, поверил его горю и его слезам в конце.

Багдонас сыграл человека, который не идет на компромисс. Он всегда считал, что самое важное - это труд, искусство - это труд, и все вокруг должны быть такими, какой он сам. Он не понимал, что искусство - это и любовь тоже. Он всегда бежал от любви, как от слабости, и именно поэтому он не понял и своего сына. Оттолкнув его когда-то, не желая понять его, он толкнул его на многолетнее изгнание, не желая принять свободу своего сына. На фоне пасхальной оратории разворачивается настоящая драма главного героя. И именно она позволяет главному герою стать другим, пройти через прощение.

Вот теперь я хочу сказать о музыке. Не смотря на то, что режиссер музыку в этом фильме назвал первоначальным мотивом и даже персонажем фильма, для меня она все же была вторичной. Она стала лишь частью фильма. Музыка Иллариона (Алфеева) неплоха, я бы даже сказал талантлива, но не более того, между тем как фильм гениален. Иногда, в некоторые моменты фильма, музыка мне даже мешала понять героя. И опять же она была не плоха, просто я это уже когда-то и где-то слышал - у Баха, Моцарта (почему-то постоянно ощущал, что я слушаю его "Рекивем"), Бетховена. И именно поэтому лично для меня музыка оказалась вторичной в фильме. Да, она очень органично вписывалась в него, но это, скорее, удача режиссера, а не композитора.

И, конечно же, главная роль в фильме принадлежит Иерусалиму. Он словно усиливает трагедию главного героя, помогает ему прожить это и дает ему свободу. Необыкновенно красивые съемки города еще больше помогают проникнуть в настоящий духовный смысл фильма. Если вы хотите увидеть по-настоящему великое кино, то посмотрите "Дирижер", он стоит того, чтобы понять - российское кино живо, не смотря на огромное количество мусора и шлака в прокате.

Игорь Попов, главный редактор журнала "Христианское слово"
esdra.livejournal.com

Количество просмотров 1521
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна