Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия – необыкновенная книга. Она Живое Существо, побеждающее все ей противостоящее». (Наполеон)

Не совсем христианство

С религиозной идентичностью всё было понятно и просто в Средние века... После Реконкисты испанским иудеям и мусульманам было предложено или уехать, или перейти в христианство, и кто принял это условие, стал, по сути, испанцем, забыл обо всех отеческих обычаях. А если кто порывался отметить тайно какой-нибудь прежний праздник, или хотя бы отказывался от свинины, вопросы ему задавала уже инквизиция. Да и на Руси с «ересью жидовствующих» (о которой мы совсем мало знаем) была примерно та же история: либо ты с нами, либо с ними, и никаких компромиссов.

В век постмодерна это уже не проходит. Всё началось с «мессианских евреев», которые возникли на исходе XIX века, но всерьез заявили о себе в бунтарские 1960-е. Смысл этого движения таков: если ты еврей и ты поверил в Иисуса Христа, это совершенно не значит, что ты должен стать христианином. Ведь Иисус сам себя называл не христианином, а евреем! Вера в Иисуса как Мессию будет для тебя не вместо иудаизма, а вместе с ним. Соблюдай прежние праздники и обряды, если они тебе дороги, не надо ни от чего отказываться.

Собственно, в этом нет ничего нового, говорят сторонники этого пути. Именно так поступали в первом веке те евреи, кто принял Иисуса как Мессию. Потом всё как-то перепуталось, христианство возникло как религия для других народов, о еврейских корнях предпочли больше не вспоминать – настало время эту несообразность исправить.

Центр этого движения – США, и это не удивительно. Там достаточно много евреев, но среди них крайне мало ортодоксов: они живут бок о бок с христианами самых разных деноминаций, а то и с последователями экзотических религий вроде мормонской, так что сама идея «создать еще одну церковь» буквально носится в этой стране в воздухе. Только никаких церквей никто из мессианских евреев не создавал, они говорят о себе с других терминах. Это общины, движения, конгрегации, служения и т.д. По сути, свободная ассоциация свободных людей, основанная на общности взглядов, близкая ко многим протестантским конфессиям, но все же отличная от них.

Была ли именно такой ранняя христианская церковь – вопрос сложный, сегодня каждый видит ее на свой лад. Несомненно одно: это была именно единая церковь, принадлежность к которой и определяла судьбу человека. Сказать «я верю в Иисуса и живу по его заповедям, но в церкви не бываю и христианином себя не считаю» было для того времени настолько же абсурдно, как сказать «я это блюдо очень люблю, но никогда его не ем, а только им любуюсь издалека». Сегодня, в век виртуальных реальностей, это уже нормально. Отчасти это даже удобно: например, государство Израиль не считает евреями тех, кто принял другую религию, нежели иудаизм, и отказывает таковым в репатриации. Но мессианские евреи ничего другого не принимали!

А в последние годы все больше появляется подобных общин… в исламском мире. Протестантские проповедники столкнулись с тем, что классическое «обращение из ислама в христианство» означает для их подопечных полный разрыв со всем окружением, а зачастую и смертельную угрозу. Но дело не только в опасности: зачем азиатам или африканцам становиться европейцами? К чему отказываться от собственной культуры, особенно если она намного ближе к библейской, чем культура белокожих проповедников?

Поэтому в современном мире становится всё больше «мусульман, последователей Исы Месиха» (таково кораническое имя Христа). Они тоже никуда не переходят и сохраняют многие или даже все исламские обычаи и обряды, просто добавляют к ним что-то новое. Более того, они могут изобретать свой религиозный язык. Так, для мусульманина само выражение «Сын Божий» звучит как святотатство, поэтому они могут называть Ису «Избранным Царем». Среди западных миссионеров, работающих с такими общинами, идут острые споры о границах: до какой степени такие замены могут считаться «культурной адаптацией», а с какого момента речь идет уже о создании некоей новой синтетической религии? Новой ереси, говоря старым добрым языком?

А самое интересное, что подобный подход становится всё более популярным и среди народов с христианской традицией, не зря же на дворе постмодерн. «Я верю в Бога, признаю учение Иисуса, живу по заповедям, но не вижу никакого смысла принадлежать к церкви» – такое доводится слышать все чаще. Обычно в качестве аргументов приводятся очередные скандальные истории про церковников, но если начать задавать вопросы, то выяснится: дело не в том, что данная конкретная церковь оказалась «не на высоте». Человек принципиально настроен на личные отношения с Богом, «без посредников», без отказа от привычного стиля жизни.

Это давно уже стало «актуальным трендом» на Западе, мы только начинаем его осознавать. Собственно, если сдуть пену скандальности с последних скандалов на церковную тему, это и обнаружится в глубине: конфликт между множеством самостоятельных постмодернистов и единой организацией со своими принципами и интересами, к которой, к тому же, часть этих постмодернистов в некоторой степени принадлежит. А в какой степени, в каком смысле и что далее следует – вот это, собственно, и выясняется.

Но само такое «околохристианство», будь то в индонезийской деревне или в западном мегаполисе, возможно только потому, что существует христианство традиционное, институциональное. Есть, от чего отталкиваться, кому говорить «мы пойдем другим путем».

Андрей Десницкий
www.russ.ru


Количество просмотров 1499
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна