О страсти чревоугодия.
Борьба с этой страстью на ЛБИ отменена. Что может свидетельствовать о его праздничном статусе. ЛБИ проходит в конце июня-начале июля. То есть практически всегда приходится на Петров пост. База «Ручеёк» же, принадлежит братьям-баптистам. Которым наш пост по барабану (ну а мы их за то гитарой по ночам…) — кормят как и всех. И вот, благословением председателя богословской комиссии митрополита Филарета Минского на территории ЛБИ Петров пост отменён. Ревнителям отеческих преданий напомню, что согласно данным исторической литургики, Петров пост носил компенсаторный характер и предназначен был для тех, кто нарушил неотменяемую никем и ничем строгость поста Великого. «Вашим постом будет богословская учёба и дружеское общение» сказал кир Филарет ректору ББИ А.Э. Бодрову. Но пост отменяется в силу праздника. Итак, праздник богословия и науки налицо. Радостно лобызаем благословение святителя. Нужно сказать, что баптисты известны своим хлебосольством и кормят прекрасно. Об этом волноваться не стоит. Любите поесть — приезжайте на ЛБИ. Но помните: «Для обуздания этих страстей <блуда и чревоугодия> недостаточно одной тщательности духа (как иногда это бывает относительно гнева или печали и других страстей, которые может подавить тщательность духа, без всякого сокрушения плоти), если не будет присоединено также и телесное укрощение, которое совершается постом, бдением, сокрушением посредством труда; а к этому должно быть прибавлено и отшельничество, потому что как от порочности души и тела они происходят, так и побеждены быть могут не иначе, как трудом обоих.» Кассиан. «Пятое собеседование аввы Серапиона».
О страсти блуда.
Мудрейший Лествичник делится своим богопросвящённым разумением: «Кто одним воздержанием пытается пресечь сию брань, тот подобен человеку, который усиливается выплыть из пучины морской, действуя одною рукой. Сопряги с воздержанием смирение; потому что первое без последнего оказывается неполезным» Боголаголивый Павел благовествует Коринфянам: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться». Блуд же мерзок сам по себе и смраден по сути. Однако следует помнить, что Всеблагой Бог, творя человека, вложил в него стремление к размножению, связав мужей и жен узами брачной любви. А об этом не грех сказать нечто. Барышни на ЛБИ прекрасны. Дивная гармония телесной красы и чистота души влекут к тому, чтобы последовать совету Апостола языков, неженатые — дерзайте. Замечательный преподаватель, профессор Кембриджа, диакон Вселенского Патриархата о. Алексей Нестерук подал благой пример и нашел себе супругу на одном из предыдущих
О страсти сребролюбия.
Всем одержимым стяжательством книг и знаний рекомендую прекрасный паллиатив сребролюбию от ББИ – книги издательства по половинной (от издательской) цены. Опытные ЛБИшники уезжают, груженые тюками интереснейшей литературы . С другой стороны, аскетический момент состоит в том, что по льготной цене можно взять только по одному экземпляру. Препобеждая идолослужение сребролюбия да внидем в радость Господа Нашего!
О страсти гнева.
«Мы слышали, что некоторые стараются извинить эту гибельную болезнь души, превратно толкуя Св. Писание, хотят умалить ее, говоря, что не вредно, если мы гневаемся на согрешающих братьев; даже о самом Боге говорится, что Он гневается на тех, которые не хотят знать Его или, зная, презирают, как говорится: воспылал гнев Господа на народ Его (Пс 105, 40); или как пророк молится, говоря: Господи! не в ярости Твоей обличай меня, и не во гневе Твоем наказывай меня (Пс 6, 2). Не понимают они того, что, желая предоставить людям повод к смертоносному пороку, они Богу, источнику всякой чистоты, оскорбительно приписывают страсть.» Кассиан. «Постановления киновитян. О духе гнева».
На ББИ не приветствуются драки, ссоры и аутодафе. Хотя наши католики весьма хотели пострадать. Как Лев Толстой хотел*. Или Жан-Поль Сартр. Ибо сей муж в студенческую революцию 1968г. вышел на баррикады и был благополучно препровожден в участок. Но спустя малое время позвонил сановный Де Голль и сказал «Сартр – наше национальное достояние!» и упирающегося Сартра выкинули из участка. Но это к слову. Пострадать не вышло.
А вообще же общение, несмотря на разности наших взглядов, было мирным и, не побоюсь этого слова, дружеским. Пребывание на ЛБИ доказывает, что вопросы веры можно обсуждать остро и бескомпромиссно, но без ругани и драк, а потом идти вместе на пляж. А именно такого общения не хватает нам в России современной, да и ранее традиций терпимости у нас не наблюдалось. Подвизаясь на ЛБИ вы научитесь обращать гнев с брата на злобу которая в себе.
О страсти печали.
«Эта страсть происходит от предшествующего порока — гнева — или рождается от неудовлетворения желания какой-нибудь корысти, когда кто видит, что он потерял рожденную в уме надежду получить какие-нибудь вещи». Кассиан. «Постановления киновитян. О духе печали».
Итак, печаль, результат несбывшихся ожиданий. Но на ЛБИ царит атмосфера если не самого, то преддверия рая. Аркадии, как сказала одна весьма мудрая жена. Единственный недостаток – магазин далеко и закрывается рано. Но это по ведомству другой страсти… Ещё к печали располагает безделье, а на ЛБИ нужно постараться, чтобы заскучать. Плодотворные лекции, плавно переходят к круглым столам, а те разрешаются в дискуссии и группы по интересам, которые засиживаются далеко за полночь. Усталые добираются полуношники до кроватей и засыпают сном праведников.
О страсти уныния.
Уныние происходит от того, что наша душа созданная для Бога, не находя Его впадает в гибельную тоску и беспричинную печаль. Согласно богосветлому авве Кассиану, уныние врачуется молитвой. И для молитвы отведено время на этом дивном синаксисе. К утренним молитвам призваны все люди благой воли, их возглавляет кто-либо из священнослужителей. Вечерние молитвы совершаются подвижниками по усердию. Наше дружное пение Молитвы Господней перед трапезой не раз вызывало овации у американских братьев-баптистов отдыхающих в «Ручейке». Воскресный день отмечен литургией в Новоиерусалимском монастыре и последующей экскурсией, проводимой изрядным иконоведом И.К. Языковой.
О страсти тщеславия.
Тщеславие и гордость относятся к страстям духовным, На брань с ними потребно выходить усовешившимся, но и не усовершившимся не выходить пагубно. Ибо должен всеблагий Господь видеть наше желание противостать злу и тогда пошлёт Он благодать в ослаблении и исцелении сей язвы. Преподобный Кассиан же глаголет о тщеславии: «Прочие страсти называются однообразными и простыми; а эта многосложна, многообразна, разновидна — везде, со всех сторон встречается воину и победителю. Ибо она во всем: в одежде, походке, голосе, деле, бдении, посте, молитве, отшельничестве, чтении, знании, молчании, послушании, смирении, долготерпении — старается уязвить воина Христова, и как какая-нибудь, гибельная скала, покрываемая бурными волнами, причиняет непредвиденное и жалкое кораблекрушение плавающим при благополучном ветре, когда те не опасались и не предвидели этого». Кассиан. «Постановления киновитян. О духе тщеславия“.
Мнящим о себе многое, будет весьма полезно столкнуться с россыпью умственных адамантов и смирить свой гордостный разум. Ибо обилие умных и обаятельных людей на квадратный метр зашкаливает. Преподаватели и студенты являют нам неоскудевающее биение русской мысли.
О бесовской гордости.
Гордость есть мать всех страстей и начало пороков. Причина падения человека и диавола. Отсутствие любви и невозможность Общения.
А о гордости вот что вам поведаю. Сидел я за столом с одной нечестивой папежницей. И смиряя свою православную гордость просил у неё куриные ножки, а она, сердечная, давала. Сама же, снисходя с высоты своего латынскаго высокомерия, съедала мою куриную кожицу. Так борол я демонскую твердыню гордости, чему несказанно и горд.
Любезный мой читатель. Если после всех сих душеполезных увещаний ты, имея такую возможность, по нерадению и небрежности не посетишь ЛБИ, то знай нечестивец, что ты отрекся от веры и хуже неверного.
* Письмо К. Леонтьева прот. Иосифу Фуделю (28 февраля 1890):»Я сказал: «Жаль, Лев Николаевич, что у меня мало фанатизма. А надо бы написать в Петербург, где у меня есть связи, чтобы вас сослали в Томск и чтобы не позволили ни графине, ни дочерям вашим даже и посещать вас, и чтобы денег вам высылали мало. А то вы положительно вредны». На это Лев Николаевич с жаром воскликнул: «Голубчик, Константин Николаевич! Напишите, ради Бога, чтоб меня сослали. Это моя мечта. Я делаю все возможное, чтобы компрометировать себя в глазах правительства, и все сходит мне с рук. Прошу вас, напишите“».
Юрий Канча