Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия – необыкновенная книга. Она Живое Существо, побеждающее все ей противостоящее». (Наполеон)

Кризис без кавычек

Очередная рецензия на книгу Михаила Черенкова "Баптизм без кавычек" продолжает дискуссию относительно кризиса в евангельской церкви.

Выход в свет книги «Баптизм без кавычек» видного протестантского мыслителя на постсоветском пространстве Михаила Черенкова стал знаменательным событием в жизни евангельского сообщества.

О значимости появления в свет авторской монографии вице-президента Ассоциации «Духовное возрождение» свидетельствует реанимированная дискуссия в протестантских кругах относительно внутреннего кризиса церкви и первые появившиеся критические отзывы. Автор умело ставит диагнозы современным евангельским протестантам, демонстрируя глубокое понимание внутрицерковных процессов.

Ему удалось сформулировать главную проблему миссиологии «нулевых» годов, причины которой до сих пор пытаются найти протестантские руководители, возлагая часто всю ответственность на недостаточную моральность и духовность прихожан. Также, не забывая обвинить в стагнации и деструктивное влияние окружающего мира с его культурой, системой образования, ценностными ориентирами и «антихристианской» политикой. 

Михаил Черенков, в свою очередь, видит корень кризиса в изменившемся обществе: маргинальное положение людей сменяется стабилизацией, “всеядное потребление духовности”  - спокойным и придирчивым изучением. Мир стал другим, а церкви по характеру своей миссиологии застряли в прошлом тысячелетии.

По этой же причине, как следует из книги, протестантские церкви не создают социальных концепций и не разрабатывают социальных доктрин, ограничивая свое участие в жизни общества пересказом библейских сюжетов и вовлечением неверующих людей в церковную общину.

Выходом из явной пропасти, по мнению автора, должно стать качественное богословское и наличие базового светского высшего образования, профессиональной компетенции, развитие эрудиции у руководителей общин. Эти слагаемые успеха позволят привлечь новые социальные группы в церковь, изменить ее демографический состав, поменять акценты в служении и многое другое.

Вторая серьезная проблема, которой уделяется значительное место в книге, - кризис идентичности постсоветских протестантов. Автор грамотно определяет евангельский эклектизм, заключающийся в ментальной близости к русскому православию при формальной и институциональной общности с Западом. То есть постсоветские протестантские церкви входят в международные денаминационные союзы, регулярно получают поддержку – материальную, кадровую и моральную –  от западных собратьев, но при этом, по большому счету, разделяют авторитарные ценности, присущие постсоветскому православию. Например, это проявляется во взглядах на институт власти. Часто сами протестанты являются более активными поборниками “сильной власти”, “политической стабильности”, “почтение государя”, которые находятся в противоречии с основополагающими принципами республиканизма, озвученными еще Жаном Кальвином в период Реформации.

В “Баптизме без кавычек” Михаил Черенков вынес на повестку дня ряд серьезных проблем, требующих немедленного осмысления и преодоления. В частности, он говорит об антиисторическом начале в евангельском движении, которое не видит своей родословной с отцами Реформации. Антиисторизм приводит к обостренному эсхатологизму, при котором вся внутренняя энергия и социальный потенциал церкви направлен на подготовку к концу света. Автор небезосновательно говорит об опасности подобного характера существования церкви, разрушающего ее основание.

Михаил Черенков умело раскрывает вопрос традиции в протестантском движении. С одной стороны он пишет, что украинским и российским баптистам стоит прилежнее изучать историю церкви, патристику, а еще больше – богословие Реформации. А с другой – избавится от советских традиций, за которыми кроются критика молодежи, измерение длины женских юбок и многое другое. 

“Баптизм без кавычек”, идентифицируя негативные тенденции, избегает уклонения в ту или иную сторону. Подвергая критике старомодные подходы в миссиологии, привязанность к советским традициям, автор не забывает упомянуть и о неадекватности американоцентризма ряда евангельских церквей, агрессивного прямого евангелизма, массовости и упрощенности.

В качестве ответа, Михаил Черенков предлагает “возвещать простое, универсальное, кросс-культурное и неполитичное Евангелие в евразийском котле народов; построить церковь на стыке исторических и культурных типов европейского секуляризма, советского атеизма, агрессивного исламизма, казенного православия, глубинного народного язычества, глобального консьюмеризма и популярного постмодерна”. Подобное непростое решение требует весомых интеллектуальных ресурсов. Поэтому автор советует обратить внимание на христианские университеты, которые способны стать благодатным местом для “внецерковной теологии”, т.е. призванной не обслуживать конъюнктурные интересы церковных союзов и их лидеров, а по-настоящему заниматься развитием богословия, поиском ответов на вызовы современности.

“Баптизм без кавычек” находит и классифицирует основные теологические концепции и направления, зарождающиеся в постсоветском протестантском академическом сообществе.     

Говоря об институциональном развитии евангельского протестантизма в пост-СССР, Михаил Черенков собирает воедино все наиболее значимые события, дает им оценку и пытается определить важность каждого из них (в контексте исторического процесса). В частности, дает анализ Евангельских Соборов: проходивших в 2010-2011 гг. и пытается определить их роль в институциональном развитии евангельского протестантизма.

 Методологические недочеты

На фоне отсутствия критических работ касательно развития постсоветских евангельских церквей в своих странах и общемировом христианском контексте, авторская точка зрения Михаила Черенкова по-своему является уникальной. Однако этот факт не означает совершенности книги. К сожалению, она содержит ряд серьезных недоработок и даже ошибок.

Во-первых, название книги не соответствует содержанию. Исследователь ставит перед собой цель — оценить состояние дел в баптизме, но неоднократно в этом контексте упоминает другие деноминации и церкви, являющиеся частью евангельского протестантского движения. Следовательно, справедливым названием для труда Михаила Черенкова было бы “Евангельское движение без кавычек”, “Евангельская церковь без кавычек” и т.п.

В книге не вводится понятия “баптизм” и “баптист”. Непонятно кто из современных союзов и церквей имеет право претендовать на это наименование. Исследование Михаила Черенкова не определяет круг “маркеров” - богословских, исторических, идеологических, ментальных и т. п., -  которые помогли бы в классификации баптист/небаптист среди столь разнообразного евангельского протестантского сообщества.  Читателю собственноручно приходится определять о ком идет речь. 

Протестантский богослов Андрей Пузынин в своей острокритической рецензии справедливо отмечает, что книга Михаила Черенкова лишена полевого исследования и методологического осмысления. Из целого арсенала методов научного исследования автор не взял на вооружение даже контент-анализ.

В своих размышлениях автор крайне редко обращается к источникам, практически не цитирует тех или иных служителей, исследователей, публицистов, что позволило бы понять природу заключений, зафиксированных в книге.  Авторское предположение превращается в императив, аксиому, которые нельзя опровергнуть. Любая попытка вступить в дискуссию с автором чревата переходом от конкретики к абстракциям. По этой же причине у оппонентов Михаила Черенкова есть прекрасные перспективы опровергнуть даже самые объективные выводы, поскольку те не являются плодом научного исследования.

Очень сложно понять ход мысли автора: указывая на конкретные проблемы, он говорит “языком абстракций”. Еще более усложняет понимание глубины проблемы (следовательно, подрывает значимость самой книги) умышленный обход “острых углов”. С одной стороны автор пытается быть независимым и объективным исследователем, имеющим критический взгляд на происходящее внутри евангельских протестантских церквей. С другой — он избегает упоминания конкретных имен, названий и аббревиатур, которые генерируют описанные в “Баптизме без кавычек” проблемы. Например, указывая факт ежегодного «конкурса лучших подхалимских изречений в адрес президента и премьер-министра» российским журналом “Коммерсантъ. Власть”, Михаил опускает имя Алексея Смирнова, председателя Российского союза ЕХБ. Такое же упущения встречаются при описании взаимоотношений российских протестантов и Кремля — стремление первых стать рупором пропаганды и адвокатами последних.

Галопом по проблемам

Одна из самых серьезных претензий к рассматриваемой книге заключается в поверхностности раскрытии тем. Автор вместо того, чтобы ограничить изучаемые им проблемы, очень кратко и неглубоко охватывает широкий круг вопросов. Книга превращается в справочник по проблемам современного протестантизма постсоветских стран, задача которого быстро ввести в курс дела еще неосведомленного читателя.

Структурная специфика, указанная выше, создает угрозу для автора превратиться не в совсем компетентного рассказчика. В седьмой главе «Общество, культура и евангельские церкви», Михаил Черенков рассуждает о медиа и церкви в информационном пространстве, и приходит к ошибочным заключениям, утверждая, что журналистское расследование является одним из жанров, через которое церковь рассказывает о себе обществу. Что не соответствует действительности.

Увлекшись перечислением всех проблем современного евангельского протестантизма, автор совсем забыл предложить аудитории собственные рецепты «по лечению болезней». Буквально в паре эпизодов прослеживается попытка автора разработать концептуальный подход к решению какой-то проблемы, но в последний момент он ее обрывает и переходит к следующему вопросу. Из-за этого снижается прикладная значимость книги. Ее невозможно использовать в качестве путеводителя или проекта реформ для современной евангельской церкви.

Постсоветский евангельский протестантизм и мир

Изучая положение дел внутри евангельских церквей по книге Михаила Черенкова очень сложно понять масштаб и глубину описываемых проблем. Автор не сравнивает протестантские церкви между собой; с другими христианскими конфессиями на территории СНГ; с единоверцами-протестантами Европы, Северной и Южной Америки, Азии и, в целом, не показывает место и роль отечественных евангеликов-протестантов в масштабах мирового христианства. В книге скупо говорится об историческом предназначении протестантов пост-СССР стать мировым миссионерским центром. Автор лишь в двух абзацах упоминает об успехе баптистской церкви Saddleback Church пастора Рика Уоррена. 

На протяжении последних десятилетий лет ряд авторитетных светских исследователей из различных областей пытаются переосмыслить возрождение религии и «возвращение Бога» на мировую арену. В 2009 году редакторы журнала The Economist Джон Миклетвейт и Адриан Вулдридж написали книгу «Бог возвращается: Как глобальное возрождение веры меняет мир» ('God is Back: How the Global Revival of Faith is Changing the World"), которые провели параллель между религиозностью и личным успехом человека. Они также привели пример внеденоминационной евангельской церкви Willow Creek Church пастора Билла Хайбелса как одну из наиболее жизнеспособных форм существования христианской общины в постмодернистском мире.

В 2011 году религиоведов взбудоражило коллективное исследование профессора Гарвардского университета Моники Даффи Тофт, профессора Университета Нотр Дам Дениэла Филлотта и профессора Джорджтаунтского университета Тимоти Шаха под названием «Божий век: возродившаяся религия и глобальная политика» (God’s Century: Resurgent Religion and Global Politics), которое отводит религии уже одну из главенствующих ролей в международных отношениях. Касаясь христианства, авторы пишут о росте политического влияния религиозных правых, у которых интерес к вере не ограничивается Христом, важностью любви к своему супругу или летними библейскими лагерями. Они поднимают вопросы о запрете абортов, сохранении моральных устоев в школах, защите церквей от правительственного вмешательства, религиозной свободы в других странах, борьбе со СПИДом, снижении сексуальной эксплуатации и торговли людьми.

Эти и ряд других исследований говорят о серьезных трансформациях конфессий и деноминаций, усилении влияния религии на мировые процессы — от экономики до геополитики. Безусловно, эти тенденции не могут не задеть все христианские конфессии Украины, России, Беларуси и других стран бывшего СССР, не говоря уже о протестантах, так как, именно, «евангеликам» западные эксперты отводят магистральную роль в истории. Однако, в «Баптизме без кавычек» мы не находим ни одного осмысления общемировых тенденций в постсоветском евангельском контексте.

Новое — незабытое старое

Являясь одним из самых ярких мыслителей протестантского движения в СНГ от которого ждут новых и свежих идей, Михаил Черенков фактически не предлагает ничего нового в последней своей работе. Большинство положений его исследования  являются повторением уже озвученных позиций в предыдущих трудах автора — «Европейская реформация и украинский евангельский протестантизм» и «Культура влиятельного меньшинства». Незначительное количество из них было доработано и дополнено новыми смыслами. Постоянный читатель трудов Михаила Черенкова будет разочарован, поскольку у него возникнет мысль, что он уже где-то это читал.

А его анализ современных явлений ничем не отличается от общепопулярных и не всегда глубоко осмысленных позиций ряда служителей и консервативных мыслителей. Неоднократно в книге прослеживается тезис об угрозе и необходимости противодействовать  светскому секуляризму и агрессивному исламу. Автор не конкретизирует, в чем именно заключается угроза, каковы причины и предпосылки. Возможно, евангельскому интеллектуальному сообществу уже настало время переосмыслить явление секуляризации? Не рассматривать ее как агрессивное наступление светского гуманизма на христианскую цивилизацию, а взглянуть на этот процесс с точки зрения природного явления, для которого характерно уменьшение влияния церкви на общество и государство по причине переживания кризиса. Однако, автор не проводит подобных причинно-следственных связей.

Точно также непонятна суть словосочетания «агрессивный ислам». Кто его сегодня олицетворяет и представляет? Насколько эта проблема имеет место и актуальность для постсоветского пространства? Можно понять серьезность «исламских вызовов» для стран Средней Азии, но каким образом это касается Беларуси и Украины. Тем более, что для последней характерно не просто мирное сосуществование христианства и мусульманства, а даже активное сотрудничество в утверждении независимого демократического украинского государства. Для такого христианского либерального мыслителя, как Михаил Черенков, страх перед исламом (по крайней мере, в украинском контексте) кажется реакционным рудиментом из далекого прошлого.

Невзирая на свою критичность и остроту, труд Михаила Черенкова нельзя назвать программной книгой. Она не отвечает в полной мере на все вызовы современности. Лишь актуализирует уже многим известный круг имеющихся проблем. Критическое осмысление прошлого, отраженное в «Баптизме без кавычек», могло получить статус совершенного нового взгляда «изнутри» на действительность четыре-пять лет назад, когда еще не было принято так прямо говорить о кризисе.

Из исследования Михаила Черенкова мы так и не узнали, обладает ли современная евангельская протестантская церковь достаточным социальным капиталом и пассионарным потенциалом и, что необходимо сделать для их раскрытия. Непонятно, на какое место могут претендовать евангельские христиане в своих странах. Как могут использовать свой потенциал - мировоззренческие и ценностные ориентиры, академические связи с западом, контакты с влиятельными религиозными и политическими лидерами Европы и Северной Америки, гуманитарная помощь, просветительские проекты и т. п. - для непосредственного участия в преобразовании постсоветского общества, находящегося сегодня в поисках подходящих идеологий, концепций и альтернатив для развития. 

Сегодня не только церковные лидеры и служители, но и некоторые рядовые члены в кулуарах, в социальных сетях и блогах обсуждают причины стагнации и внутреннего кризиса. Уже нет такой необходимости в формулировании проблем протестантских церквей. Новое поколение лидеров и христианских активистов ищут пути решения, инновационные технологии, правильные алгоритмы и механизмы, которые позволят преодолеть затянувшийся внутренний кризис, приостановить процесс секуляризации — ослабление влияния и авторитета церкви в обществе — и стать неотъемлемым и незаменимым институтом в государстве.

По причине отсутствия внятного ответа на вопросы что делать и как делать, можно констатировать разрыв между спросом «сетевого сообщества» и предложением со стороны академического. Поэтому формирование четкой перспективы и картины будущего для евангельских протестантских церквей откладывается на неопределенный период.

Автор: Микола Малуха, специально для Христианского литпортала


Количество просмотров 2285
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна