Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Если бы Бог время от времени не «укладывал нас на лопатки», нам некогда было бы посмотреть на небо». (Блез Паскаль)

Христианин и депрессия

В последние 5 лет к христианским душепопечителям и консультантам зачастую стали обращаться люди, испытывающие расширенные признаки депрессии. Мы говорим о категории людей, которые имеют устойчивые христианские убеждения и ценности.

М
ногие исследования в области взаимосвязи веры и ценностей человека с его положительным влиянием на психологическое и эмоциональное состояние подтверждают их истинность. В то же время частные случаи суицида среди христиан заставляют серьезно обратить наше внимание на такое понятие как депрессия.

Ч
то такое депрессия? Какие признаки депрессии? Есть ли упоминание в Библии о депрессии? Какие пути профилактики депрессии?

М
ы ограничимся описанием симптомов состояния депрессии и сфокусируем свое внимание на исцеляющем потенциале церкви для людей, испытывающих подобное состояние. Таким образом, мы не будем вдаваться в полемику о спорных теологических и антропологических вопросах, как например, о том, могут ли возрожденные люди испытывать депрессию.

Д
ля начала необходимо сказать, что в нашей стране (в Украине) практически не существует никаких достоверных исследований о том, как велик процент христиан, испытывающих депрессию. К сожалению, среди церковных сообществ подобная практика находится в зачаточном состоянии. Однако наблюдения христианских душепопечителей в последнее время подтверждают то, что количество людей испытывающих депрессию среди христиан возрастает.

З
арубежные коллеги подтверждают, что депрессия – серьезная психологическая проблема для 4-9% населения, и в первую очередь – для молодых людей. Клинический психолог Гарри Коллинз замечает, что от депрессии страдает около 25% студентов колледжей, а 33% недоучившихся студентов бросили учебу именно из-за депрессии.

Н
орманн Райт также говорит о том, что исследования доказали более частые случаи депрессии в молодой и средней группе (от 18 до 44 лет). Практически каждый из нас подвержен депрессии в той или иной мере.

С
ейчас уместно было бы определить признаки депрессии и попытаться дать определение с точки зрения психологической, а затем синтезировав его с христианским миропониманием. Первое представляется непростым делом из-за сложной системы классификации депрессии. Однако в христианской практике понятие печаль, страдание, горе имеют глубокую проработку у Отцов Церкви, а также современных христианских авторов.

П
редварительно уточним, что понятие депрессия – это научный термин, до появления которого существовало понятие меланхолия, которая и описывала симптоматические признаки депрессии. Принято выделять следующие признаки, которые характеризуют состояние депрессии:

- тоска, отягощенная пессимизмом и чувством безнадежности;

- апатия и инертность, которые препятствуют активным действиям и принятию решений;
- общая слабость, потеря энергии, утрата интереса к работе, сексу и религии;
- низкая самооценка, сопровождаемая самобичеванием, чувством вины и стыда;
- бессонница;
- потеря аппетита.

С
ледовательно, депрессию можно диагностировать при помощи вопросов, которые имеют проясняющий, уточняющий характер во многих сферах нашей жизни.

С
уществуют следующие виды депрессии:

- реактивная – возникает как реакция на реальную или вымышленную утрату или травму, сопровождается высоким уровнем тревожности, длится недолго;

- эндогенная – депрессия возникает непроизвольно, появляется глубокое отчаяние, настроение по типу «чем хуже, тем лучше», долго длится, плохо лечится;
- вторичная – является побочным эффектом медикаментозного лечения или диеты, а также таких болезней как рак и диабет.

Б
ольшинство специалистов проводят грань между депрессией в любой из перечисленных форм и подавленностью, присущей всем людям как реакция на огорчение, неудачу или утрату. Таким образом, депрессия – это распространенное, но сложное понятие, которое с трудом поддается диагностике, описанию и лечению.

Ф
инский христианский психотерапевт Эрик Эвальдс считает, что депрессия – это один из этапов преодоления горя. Ни один человек не лишен страданий и горя, но многие не имеют возможности пройти правильный путь для преодоления своего горя.

Л
юбое горе, считает Эвальдс, - это «маленькая смерть», утрата того, что мы не смогли удержать. Это могут быть мечты, образы, чувства, люди и т. д.

П
онятие депрессии отправляет нас к самой природе человека, к его конечной части существования, т. е. смерти. А это уже наталкивает нас на мысль о том, что депрессия и ее преодоления – это удел не только психологов и клиницистов, но еще священников и духовников.

А
нглийский исследователь, врач и духовник Майкл Уилсон, подтверждает нашу мысль, говоря: «Здорово то общество, в котором смерть/горе является принятой границей человеческого существования. Смерть – это мера, которая придает жизни абсолютную значимость».

Х
ристиане, как и все остальные люди, подвержены депрессии и причины ее делятся на две категории: генетико-биологические и мыслительно-психологические.

Генетико-биологические
причины имеют физиологический характер и потому к депрессии могут привести элементарные вещи: недосыпание, недостаток физической активности, побочные эффекты медикаментов, физические болезни и неправильное питание.

П
о мнению Г. Коллинза, тысячи женщин ежемесячно испытывают связанную с предменструальным периодом депрессию. Кстати, по статистики женщины чаще испытывают депрессию, нежели мужчины.

Мыслительно-психологические
причины. В основе депрессии в этом случае могут лежать возрастные, психологические, духовные и межличностные отношения. Перечислим их.

Семья и особенности биографии
. Депрессия особенно вероятна, когда родители явно или подспудно отталкивают от себя детей и предъявляют к ним завышенные требования. Практика и исследования подтверждают данное утверждение.

Стресс и значимые потери
. Стресс порождает вероятность депрессии, особенно те, которые связаны с чувством опасности. Такие стрессоры, как утраченные возможности, потеря работы или здоровья, трагедия, могут стать причиной депрессии.

Приобретенное ощущение беспомощности
. Согласно одной теории, депрессия чаще всего наступает в ситуациях, которые мы не можем контролировать. Человек становится неким пассивным объектом, который перестает брать на себя ответственность за свою жизнь.

Иррациональное мышление
. Мы выстраиваем для себя такую картину мира, в которой мы видим себя жертвой или программируем, что «у нас ничего не выйдет и не получится». Например, мы можем считать, что если брак не удался у моих родителей, то он не состоится и у меня. Но почему мы так считаем, мы не можем это объяснить.

Гнев
. Согласно широко распространенной точке зрения, депрессия возникает тогда, когда долго сдерживаемый нами гнев оборачивается против нас. Семьи, церкви, где не принято выражать негативные чувства и эмоции, могут оказаться в большей мере подверженными тому, чтобы испытывать ложное чувство вины за гнев.

О
днако, скрывая свои чувства, мы не избавляемся от них, а лишь запираем их в кладовую нашей души. И когда кладовая переполнена, ее содержимое проявляется в самом неприглядном свете.

Т
аким образом, депрессия находится в следующей последовательной цепочке:

Г
ОРЕ / «СМЕРТЬ» ⇒ УТРАТА ⇒ БОЛЬ ⇒ ГНЕВ (скрывающий боль) ⇒ ЖАЖДА МЕСТИ (скрывающая боль и гнев) и ⇒ разрушительные поступки или ⇒ психосоматические симптомы или ⇒ ДЕПРЕССИЯ

Б
иблия не умалчивает о депрессии, хотя в ней мы не встретим упоминания слова – «депрессия». В Библии используется донаучная терминология. Мы говорим о депрессии как состоянии с определенной симптоматикой, и мы можем найти подобное описание во многих текстах Священного Писания.

Н
апример, в книги Псалтырь есть множество описываемых состояний человеческого горя, где выражены чувства горюющего: «Боже мой, Боже мой! Для чего Ты оставил меня?», «Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: «где Бог твой?»

Д
остаточно упомянуть Иова, Моисея, Иону, апостола Петра и весь израильский народ, которому не было чуждо состояние депрессии. Книга Плач Иеремии посвящена описанию и пути преодоления подобного состояния.

В
се это подтверждает ту истину, что быть в состоянии депрессии – это не грех и чувствовать вину из-за этого не имеет смысла, поскольку эта ложная вина. Послушайте слова Иисуса, когда Он вышел в сад, перед самым важным сражением в Его жизни:

«И
взяв с Собой Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». Ощущение утраты Иисуса было выражено через Его чувства.

К
аков путь преодоления состояния депрессии? Что можно и что нельзя говорить людям, которые находятся в подобном состоянии? Что Библия говорит о правильном подходе к человеку, у которого есть депрессия?

В
о-первых, нет упрощенных ответов и их по возможности нужно избегать для людей находящихся в депрессии. Такие ответы или советы, как «у тебя все пройдет», «посмотри на себя, ты же не калека» и т. д. и т. п. - это результат современных тенденций, когда появились книги с названием: «5 или 25 советов, которые помогут вам стать значимыми и успешными людьми».

В
о-вторых, не давайте советы тем, кто находится в состоянии депрессии. Советы, зачастую, исходят из неспособности понять горе страдающего человека. Так было с друзьями Иова. Такой человек, хочет «разделить» свою боль, сделать ее меньше, а это возможно лишь при глубоком сочувствии, а иногда и в присутствии без слов.

В
-третьих, не цитируйте бездумно места из Библии. Тексты должны подбираться тщательно, согласно переживаемому состоянию человека. Например, Эрик Эвальдс выделяет 10 этапов преодоления горя, где третьим этапом является депрессия. Тексты из Писания нужно давать как лекарства больному, при этом необходимо знать, что болит и на каком этапе развития находится болезнь.

В
-четвертых, развивайте понимающее слушание, не на уровни фактов, а на уровне чувств человека. Писание рекомендует «плакать с плачущими». Из физиологии мы знаем, что плач при депрессии очень полезен с физиологической точки зрения. Но плакать с другим – это большое искусство сострадания, вживание в человека, взгляд изнутри самого страдающего на его горе. Лишь это принесет большую пользу, чем советы и наставления.

П
ятое, не уводите фокус внимания страдающего депрессией от главной причины горя, но помогайте найти смысл горя. У каждого горя и депрессии есть своя цель или смысл. Горе имеет свою историю, свое имя и отечество, оно не бездомно и не безлико.

Е
сть история известного еврейского психотерапевта Виктора Франкла, который пережил три лагеря смерти. Так вот, после войны к нему пришел врач, который страдал от глубокой депрессии из-за того, что потерял свою жену. Он обращался к психоаналитикам, но ничего не помогала.

В
иктор Франкл спрашивает у пришедшего врача: «Вы сильно скорбите по своей жене?». Врач отвечает: «О да, сильно».

Ф
ранкл снова задает вопрос: «А если бы вы первый умерли, что бы чувствовала Ваша жена?» Врач отвечает: «О, она бы сильно страдала без меня, возможно не смогла бы перенести этого горя».

П
осле продолжительного молчания Франкл говорит: «А вы не думали о том, что Вы избавили свою жену от больших страданий, нежели Вы переносите их сейчас?»

В
рач задумался. Посидев какое-то время, он встал, поблагодарил Франкла и вышел. Говорят, что помощь ему больше не потребовалась. Франкл помог ему найти смысл его горя, а не старался увести его от собственного же источника страданий и симптомов депрессии.

Ш
естое, не нужно утилизировать или сводить к одной причине проблематику человека и утверждать, что причины депрессии – это всегда грех или отсутствие духовной жизни.

Ч
еловек имеет физическую, эмоциональную, мыслительную, поведенческую и духовную составляющие. Поэтому не нужно сводить все к тому, что причиной всех бед является бездуховность.

О
дно из исследований подтверждает, что в 40% случаев депрессии возникает как прямое следствие физических болезней, в том числе невыявленных. Люди, которые находят единственную причину состояния депрессии в бездуховности и грехе, подходят к описанию, когда пророк, обличая священников, говорит: «Раны народа Моего врачуют легкомысленно».

К
ак мы можем помочь людям, которые находятся в состоянии депрессии?

1
. Смиренно молиться и искать Божьего водительства для человека, которому вы помогаете. Будем молиться, чтобы Иисус, как Врач, постоянно присутствовал в нашем диалоге. Влияние этой связи находит свое отражение в следующем заявлении христианского терапевта Джонсона (2003):

«П
ознание Бога и принятие Его любви удивительно изменяет человеческое чувство никчемности и неполноценности. Повышенное самомнение и самовлюбленность становятся относительными в присутствии Бога.

Е
го суверенитет успокаивает беспокойство и страх. Его праведность и справедливость помогает иметь должный взгляд на случаи несправедливости и, таким образом, уменьшить ощущение горечи. Кажется, что какие бы человек не имел психологические и духовные трудности, они могут быть фундаментально исправлены посредством обращения своего взгляда на Бога.

Ф
окусирование внимания и эмоций на Божественной красоте (что способствует увеличивающемуся «привнесению» этой красоты в свой внутренний мир) вероятнее всего, постепенно приведет к полной реконфигурации контекста отношений «я—другой», а также самоидентификационного повествования своей жизни; чувства собственной безопасности; надежды и принадлежности, его чувства значимости и цели».

2
. Если человек испытывает горе на ранних этапах, ему было бы хорошо попасть в группу для людей, которые объединены общей болью или утратой близкого человека, потерей работы и т. д. Исследования показали, что среднестатистический участник такой группы чувствовал себя лучше, чем 72% тех, кто не проходили никакого лечения.

П
омощь группы является лучшей тактикой, способствующей изменениям, нежели лечение «временем» и опытом «нормальной жизни», которые также способны уменьшить боль или восстановить функциональность. О группах встреч мы читаем в книги Деяний Апостолов, когда верующие ежедневно собирались вместе.

3
. Пасторам и лидерам было бы полезно пройти обучающие курсы экстренной и квалифицированной помощи тем людям, которые находятся в депрессии. Исследования подтверждают, что обученные пасторы и руководители церквей намного эффективнее, нежели те, кто не прошел специальную подготовку.

4
. Надо постараться понять источник депрессии человека. Это может быть ложное мышление, безосновательная вина, грех, небрежение к своему здоровью, отсутствие потенциала взять на себя ответственность за происходящее.

5
. Необходимо рассмотреть представление человека, страдающего депрессией, о Боге. Моя коллега в своем исследовании показала четкую взаимосвязь между образом и восприятием отца земного и образом Бога. Необходимо понять ложные восприятия Бога и помочь реконструировать его. Это можно сделать посредством встреч в группах с такими же страдающими, через чтение книг и просмотр фильмов по этой тематике.

В
заключение хочется добавить следующее: евангельское послание от пролога книги Бытия до эпилога книги Откровения рассказывает об истории творений, созданных по образу Божьему (Быт. 1:26-27, 9:6), отдалившихся от Источника и поддержки, являющейся чрезвычайно необходимой для образа Божьего (Быт. 3). Этим творениям, которые по благодати становятся невестой Христа, обещан обновленный образ Божий (1 Кор. 15:49; 2 Кор. 3:18; Еф. 4:24; Кол. 3:10; Отк. 19, 21).

Н
екоторые современные богословы утверждают, что основным процессом, восстанавливающим imago dei является процесс отношений (Grenz, 2001; Shults, 2003). Будем помнить о целительных отношениях и развивать их, что поможет нам встретить дни печали и преодолеть их достойно.

Вячеслав Халанский
gazeta.mirt.ru



Количество просмотров 5859
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна