| |
Поиск по сайту:
|
||
«Не наше дело предписывать Богу, как ему следует управлять этим миром». (Нильс Бор) |
||
ТЕТКА ИЗ РЭУ или Фантастический этюд о справедливостиЯ вообще-то фантаст. А значит, имею право на совершенно фантастическое допущение. Например – когда-нибудь в России установится справедливая власть. У руля окажутся люди, искренне радеющие о благе народа, о том, чтобы страна наша стала сильной, независимой, богатой, культурной, человечной, духовной... и так далее, и тому подобное. Причем эти замечательные люди не просто дорвутся до руля, но у них будут реальные планы, ресурсы, поддержка в обществе. Незачем говорить, как это случится, благодаря ли выборам, благодаря ли непонятно какого цвета революции, благодаря ли прогрессорам из параллельного мира. Фантастика есть фантастика. Вот представим такое, ладно?И тут возникает интересный вопрос. Нет, не об экономической или социальной программе, не о внешней политике, не об армии или культуре. На эти интересные вопросы пусть отвечает другой фантаст. А я — насчёт справедливости. Должна же при таком чудесном раскладе быть справедливость? Конечно, должна. Потому что именно этого наш народ жаждет в первую очередь. Не демократии, не повышения зарплат и пенсий, не укрепления обороноспособности, а именно что справедливости. А какой справедливости? Что она в себя включает, справедливость? Ну ладно, подняли зарплаты и пенсии, отменили идиотские и бесчеловечные законы, навели порядок в судах и в полиции (может, даже обратно в милицию переименовали). И это всё, что нужно обществу? Ясно как день: нет! Нужно ещё и наказать зло, в лице его носителей. Без этого у людей не будет ощущение справедливости, а будет ощущение подачки. Хорошо, продолжаем фантазировать. Кого будем наказывать? Разумеется, олигархов, уворовавших общенародную собственность. Разумеется, высших государственных чиновников-коррупционеров, занимавшихся распилами и откатами. Депутатов-жуликов опять же. Всех на нары. И это будет справедливо. Я не иронизирую. Вор действительно должен сидеть в тюрьме. Вопрос: хватит ли этого, чтобы удовлетворить тягу народа к справедливости? Уверен, что нет. Ведь несправедливость творится не только наверху, но и внизу. Ладно, министра посадим. А тётку из РЭУ, вымогавшую деньги за справку, без которой невозможно было продать квартиру? А тётку из органов опеки, отобравшую детей у бедных родителей? А сержанта полиции, сломавшего руку пожилому профессору консерватории? А держателя сети ларьков, на спор сбившего своей машиной пешехода? А гаишники?! А судья районного суда, за взятку посадивший невиновного? А врачи, по халатности своей и равнодушию угробившие больного? А риелтер, обманувший клиента? А школьный учитель, годами оскорблявший ученика? Все они, эти негодяи, при сегодня избегают правосудия. Должны ли они оставаться безнаказанными? Понимаете, к чему клоню? Не бывает «полусправедливости». Если уж справедливость – то для всех. Каждый должен получить заслуженное, будь ты высший чиновник или низший сантехник. Но скольких тогда придётся наказывать? Половину страны? Ударными темпами строить лагеря и тюрьмы? Поразить в правах? Расстрелять? Оштрафовать? Лишить сладкого? Как быть в ситуации, когда в стране — половина обиженных, а половина обидчиков? Причём, что интересно, это пересекающиеся круги. Много ли тех, кто никогда никого не обидел, ни с кем не поступил несправедливо? И много ли тех, кто никогда ни от кого не претерпел несправедливости? Заметьте, речь не о несправедливости «вообще», а о несправедливости, где был нарушен закон. То есть о такой, где обиженные вправе рассчитывать не только на защиту своих прав, но и на наказание обидчика. Обиду за косой взгляд или разбитую чашку выносим за скобки. Говорим о серьёзных вещах. Так вот, у нашего гипотетического гуманного правительства будут лишь два варианта. Первый — это с понедельника объявить новую жизнь и амнистию за все прошлые нарушения. Начать с чистого листа, но уж за дальнейшие гадости карать по всей строгости. Второй вариант — всем сёстрам раздать по серьгам, пускай и не сразу. Первый вариант, конечно, самый рациональный. Не надо вкладываться в тюрьмы и лагеря, не надо увеличивать количество судей, прокуроров и следователей, а заниматься охраной правопорядка, начиная лишь с условного «понедельника». Минус, впрочем, тоже очевиден — неудовлетворённая жажда справедливости, как и ныне, будет пожирать обиженных изнутри, и доверять новой власти они не смогут. Что это за власть, если она оправдывает явных негодяев? И что будет с властью без доверия масс? Второй вариант, «справедливость по полной», конечно, понравится населению. Но не всему — а лишь половине. Вторая половина, «обидевшие», вряд ли испытают катарсис, падут на колени и напишут явки с повинной. Скорее, новую власть они начнут воспринимать как своего врага и попытаются с ней что-то сделать. То есть их придётся подавлять. Если получится — значит, всё те же тюрьмы и лагеря, всё та же кровь, и, конечно, «лес рубят – щепки летят». Если не получится — значит, гражданская война со всеми втекающими и вытекающими. В общем, как в детской сказке про птичку — «хвост вынырнет — нос увязнет, нос вынырнет — хвост увязнет». И без справедливости плохо, и бес справедливости ничуть не лучше. Лично мне, конечно, ближе первый вариант — простить «тёткам из РЭУ» прошлые грехи и думать не о прошлом, но о будущем. В конце концов, это нормальный христианский подход, основанный на словах Христа: «Мне отмщение, и Аз воздам». Не зацикливаться на земной, человеческой справедливости, а сосредоточиться на делах милосердия и любви. Здесь можно было бы поставить точку, но как-то не получается. Звучит какая-то фальшивая нота. А фальшь в том, что на такое — простить обидчиков, положиться на волю Божию — способен только очень глубоко верующий человек. Я, кстати, совершенно не уверен, что это получилось бы у меня. Лично мне и моим близким никто ужасных обид и притеснений не чинил, а мелочи не в счёт. Поэтому легко мне взывать к прощению, не испытав всего ужаса на своей шкуре. Но даже пройди я дорогой скорбей и обретя истинное смирение — вряд ли бы смог предлагать прощение в качестве социального рецепта. Потому что христианский идеал именно таков — но дорастают до идеала очень и очень немногие. Для большинства же населения предложение простить былые обиды показалось бы в лучшем случае благоглупостью, а в худшем — издевательством. Предложите матери погибшего от наркотиков сына простить того, кто подсадил его на иглу. Предложите деревенской семье, чей дом подожгли с подачи местных «авторитетов», простить поджигателей. Предложите жертвам квартирных офер простить всю цепочку жуликов. Предложите. Услышите много интересного. И вот тут кончается фантастика и начинается реальность. Потому что как ни напрягай фантазию — никакого эффективного и вместе с тем этически безупречного решения не найти. Да, мы, христиане, должны и сами стремиться к евангельскому идеалу, и проповедовать его — но нельзя же пребывать в иллюзии, будто этот идеал по плечу большинству людей, будто евангельский идеал — рецепт лечения социальных язв. В каких-то конкретных случаях он достижим, в целом же — увы. Ничего удивительного — Господь же недаром говорил про узкие врата. Человек в эти узкие врата протиснуться может, социум — никогда. Впрочем, под воздействием христианской проповеди социум постепенно может меняться к лучшему — но очень медленно, за столетия. А вот прямо здесь и сейчас — не получится. И вот на этой грустной ноте я выключаю фантастику и гляжу в реальность. В реальность, где люди очень жаждут справедливости и очень не хотят прощать, а нам, христианам, не остаётся ничего другого, кроме попыток простить. Главное, делать это за себя, а не за других. У некоторых получается.
Виталий Каплан Количество просмотров 1222
Комментарии ВКонтактеКомментарии Facebook |
|
COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены | Разработка сайта – WebRassvetПри частичной или полной перепечатке материалов портала, ссылка на word4you.ru обязательна |