Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия говорит к сердцу каждого поколения, а мерилом для оценки жизненности и силы народа будет всегда его отношение к Библии». (Иоганн Гёте)

Библия как четвертая личность Троицы

Очерк 1-й – что следует из текстов Писания
Говорить о природе Библии – занятие сложное. Каждая христианская конфессия имеет свое представление о том, что такое Библия и о том, как к ней нужно относиться. Большинство евангеликов, следуя протестантской традиции, отвергают все предания, как дела рук человеческих (если не дьявольских) и уверенно утверждают истинность тезиса Solo Scriptura. В большинстве церквей неоднократно звучат проповеди о необходимости изучения Писания, исследования Писания, заучивания текстов Писания наизусть. Около 50-ти лет назад великий евангелист 20-го века Билли Грэм ввел в евангельский обиход следующее выражение Bible says, что значит «Библия говорит». И с тех пор практически каждый проповедник использовал эту фразу хотя бы один раз. Некоторые западные мастаки еще умудряются потрясать Библией перед своей аудиторией (если хотите повторить, то для этого нужна Библия в гибком переплете).

В русскоязычных церквях одним из самых излюбленным текстом для побуждения к исследованию Писания является отрывок из Евангелия от Иоанна 5:39, где в Синодальном переводе написано так: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». Проповедники пропускают последнюю часть стиха, акцентируя внимание лишь на первой половине, упускают из виду контекст, в котором эти слова были сказаны и настаивают на том, что исследование Писания приводит к получению жизни вечной.

Предлагаю заглянуть в контекст главы.
Итак, Иисус исцеляет больного, лежащего у купальни. Исцеление происходит в субботу, и соответственно, фарисеи до боли своей души возмущены этим, обвиняя Его в нарушении закона. Иисус пытается доказать им, что и данное исцеление, и ОН САМ – это все проявления Бога ОТЦА, чем еще больше вызывает их гнев.
И вот дальше, ключевым словом главы является «свидетельство».
С 19-го по 30-й стих Иисус свидетельствует о Себе, о том, что Отец все отдал в руки Сына, что Сын уполномочен как творить суд (22, 27), так и давать жизнь вечную (24), потому что СЫН имеет жизнь в Самом Себе (26), что воля Сына едина с волей Отца (30). То есть, Он употребляет все возможные аргументы, чтобы доказать, что именно Он есть Тот, который способен дать жизнь вечную. Он есть единственный возможный путь получения вечного спасения (хотя в этом отрывке он не употребляет этот термин). И вот дальше наступает самое интересное – Он ссылается на иудейский закон, согласно которому свидетельство человека о самом себе недостаточно для его оправдания (31). Требуются два или три свидетеля.
Иисус находит этих свидетелей.
Первый свидетель – пророк Иоанн (32-35). Фарисеи, хоть и не любили Иоанна, но уважали и даже побаивались. Его авторитет был непререкаем. Зная некоторое недовольство Иоанна Иисусом, они послали людей к Иоанну узнать его мнение о Христе. Ведь не секрет, что сам Иоанн, сидя в темнице, проявил некоторые сомнения – «а ты ли Тот, Которого мы ждем?» (Мф.11:3). Тем не менее, Иоанн свидетельствует об Иисусе, что Он – есть истина (Ин.5:33). По каким-то причинам свидетельство Иоанна было не достаточно авторитетно для Иисуса (34, 36). И Он призывает второго свидетеля.
Свидетель второй – дела Иисуса (36). Сами дела, которые Он совершал могли бы уже стать свидетельством, но и этого фарисеям оказалось мало.
Свидетель третий – Сам Бог Отец. Правда, есть одно «но» - свидетельство Отца слышали только Петр, Иаков и Иоанн (Мр.9:2). Тогда Отец сказал: «Сей есть Сын мой возлюбленный, Его слушайте» (Мр.9:7), но фарисеи-то этого не слышали (Ин.5:37), поэтому очень быстро Иисус обращается к другому свидетелю.
Свидетель четвертый – Писания. Вот именно здесь и наступает момент истины. Фарисеи исследовали Писание, ибо думали через них иметь жизнь вечную (39), но тут стоит контраст «А»: «а они (то есть Писания) свидетельствуют обо мне». Здесь и наступает конфуз для русскоязычного читателя. Дело в том, что глагол исследовать в языке оригинала (да и практически во всех известных мне переводах) стоит в изъявительном наклонении. То есть – повествовательном. А в Синодальном переводе его решили перевести в повелительном, что в корне меняет дело и мешает понять Христа. Звучит, как будто, Он повелевает исследовать Писания, а на самом деле Он констатирует факт «вы исследуете Писания…». Фарисеи всем были известны своим пристрастием именно к исследованию Писания, проявлением внимания к каждой букве, знанием всех возможных вариантов толкования и желанием применить на практике полученные выводы. Они считали, что следование текстам даст им жизнь вечную. Наверное, излюбленным их вопросом был: «а где это написано?». Текст сам по себе стал для них священным. Желание выявить все детали и нюансы текста стали для них смыслом жизни. Поэтому в данном случае Иисус не только не повелевает исследовать Писания, но и критикует фарисеев за излишнее рвение и неприятие главного послания текстов. Так как у всех Писаний была только одна цель – засвидетельствовать об Иисусе.
Свидетель пятый – Моисей. Авторитет Моисея, возможно, был даже больше, чем авторитет Авраама – отца всех евреев. Автор закона, освободитель, кротчайший из людей, писал свои тексты, как оказалось, чтобы указать на Иисуса (45-47).
Вместо двух или трех свидетелей Иисус приводит пятерых: Иоанна, дела Иисуса, Бога Отца, Писания и Моисея. Все это было необходимо просто для того, чтобы указать на личность Христа, на Его спасительную миссию, на Его уникальность, на Его способность дать жизнь. Вот, что должно вызывать восхищение, восторг и желание быть рядом с Ним, иметь настоящую любовь к Богу (42).
Большинство евангельских церквей действительно провозглашают себя как христоцентричных. Лишь немногие в русскоязычном пространстве будут оспаривать исключительность жертвы Христа. Но, как мне кажется, именно большинство можно назвать не христоцентричными, а библиоцентричными. Вместо того, чтоб в спорных ситуациях задавать вопрос: «а как в подобной ситуации поступал Иисус?», они спрашивают: «а что по этому поводу написано?». И, конечно, они находят ответы. В законе Моисея выискивают запрет на ношение женщин мужской одежды и «ставят на замечание» женщин, которые, по их мнению, носят не женские одеяния. Находят какие-то параллели у Павла о том, что нет ничего общего у Христа с Велиаром, с заключением брака с неверующими, и опять же исключением из общин всех, кто по любви и согласию создал семью с таковыми (хотя текст 6-й главы 1 Кор. говорит об исключительности Христа, а не о семейной жизни). Большая часть их жизни направлена на то, чтобы выработать какие-то принципы, правила, нормы, и каждый раз они пытаются обратиться к Писанию, найти там хоть какой-то намек, позволяющий им ввести очередной запрет или наложить очередное обязательство.
Для таковых Библия стала четвертой личностью Троицы, они обращаются к ней как к Богу, у которого есть ответы на все вопросы. Многие используют ее в качестве гадательной книги, используя метод «где откроется», тычут с ненавистью друг друга носом в те или иные отрывки, доказывая свою правоту и веря в свою исключительность в понимании и толковании текстов. Библия стала орудием расправы с несогласными. И каждый раз они кричат: «Библия говорит».
Наблюдая за их жизнью и плодами, мне кажется, что в их случае Библия молчит, и молчит очень громко. Зачастую плодами их служения является не мир, любовь и благодать, а ссоры, вражда и неприятие. И все это происходит лишь по той причине, что они в очередной раз что-то нашли в Библии.
Мне это напоминает игру с собакой, когда хозяин кидает собаке игрушку или кость. Собака, махая хвостом, бежит туда, куда кость была брошена и приносит ее назад. Случается так, что хозяин бросит кость, а собака в этот момент отвлеклась на прыгающих рядом воробьев и не заметила направления, в которое кость была брошена. Поворачивает к хозяину свою морду, а хозяин поднимает руку и пальцем указывает в нужном направлении. Но, даже самая умная собака не способна понять указательный жест хозяина. Она подбегает и начинает лизать руку и указательный палец вместо того, чтобы броситься в указанном направлении. Так получается и с Писанием, которое указывает нам определенное направление. Оно как указующий перст, целью которого является показать, место расположения Иисуса. А мы, вместо того, чтобы понять жест хозяина и искать Христа, «лижем» указатель.
Роль Писания, как уже можно было убедиться – свидетельствовать об Иисусе. Указать человечеству на Него, на Его личность, на Его учение, на Его манеру поведения и отношения к простому народу и фарисеям, на Его исключительную жертву, на то, что ОН – единственный ПУТЬ, ОН – ИСТИНА И ЖИЗНЬ.
Призываю задуматься над лозунгом Solo Scriptura и заменить его другим – Solis Dei, solus Cristi.
Позднее, я обращусь не только к библейским, но и историческим и богословским аргументам, целью которых является развенчать идолопоклонство перед Библией, царящее во многих церквях и показать на единственный источник ИСТИНЫ.

Владимир Убейвол
vubeivolc.blogspot.com


Количество просмотров 1508
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна