Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия – необыкновенная книга. Она Живое Существо, побеждающее все ей противостоящее». (Наполеон)

Почему Библия не является книгой моральных законов?

Мой перевод статьи: "Why the Bible is not a Book of Moral Laws" http://www.christianitytoday.com/ct/2012/januaryweb-only/bible-moral-laws.html. Автор: Марк Галли – главный редактор Christianity Today. Автор книги: "Хаос и Благодать: Исследуя Освобождающую работу Святого Духа " ("Chaos and Grace: Discovering the Liberating Work of the Holy Spirit"). Русский перевод опубликован на Христианском Лит Портале. http://www.knigonosha.org/news/pochemu-bibliya-ne-yavlyaetsya-knigoi-moralnykh-zakonov

Мы часто слышим, что наша культура утеряла свои корни. Как уже повторялось много раз в истории, и наше время это не исключение, мы сегодня живем в эпоху, когда каждый делает то, что он считает правильным (смотри например Судей 17:6). И, как это ни странно, мы живем именно в такое время, которое Бог любит больше всего, так как именно в таких условиях Он может лучше всего продемонстрировать то, что Он, явившись во Христе, призывает к Себе не праведных, а тех, кто утерял свои корни.

Но почему-то в такое время мы не ощущаем того же, что ощущает Бог. Когда мораль скатывается по наклонной, когда люди ведут себя отвратительно, первая мысль, которая приходит нам в голову заключается в том, чтобы крепко врезать им «дубинкой» закона: «Прекрати это делать! Поступай вот так!» И я чувствую такое и у себя дома и в своей церкви. Более того я часто ловлю себя на мысли, что я пытаюсь привлечь Бога на свою сторону: «Так говорит Библия…поэтому ты должен…»

Именно поэтому я совершенно хорошо понимаю мотивацию тех христиан, которые призывают нашу, утратившую свои корни, культуру вернуться к «библейским ценностям». Однако очень часто, призыв к тому, чтобы вернуться к библейским ценностям - это очередная попытка манипуляции людьми с целью изменить к лучшему их поведение. Вспомните, какой шум, совершенно недавно, подняла Ассоциация семей Флориды (Florida Family Association), чьей основной целью было «отстаивать, защищать и продвигать традиционные библейские ценности – когда они под натиском заставили Лоу убрать рекламу из телешоу «Американский мусульманин».

Использование «библейских ценностей» согласуется больше всего с политическим консерватизмом. Однако, если уж быть честными до конца, консерваторы вовсе не опираются на Библейские ценности. Поэтому и от умеренных и от либералов периодически мы слышим призыв, заключающийся в том, чтобы принять, одно из многих, политических решений, якобы основанных на «библейских ценностях», ну например, определиться с вопросом относительно бедности или решить проблему миротворчества.

С определенной периодичностью, пытаясь быть предельно осторожными, все больше и больше политических лидеров присоединяются к этому «хору». Так в декабре, Британский премьер министр Дэвид Камерон мягко говоря обжёгся, когда высказал предположение на церемонии по поводу 400 летней годовщины Библии Короля Иаковы в Вестминском Аббатстве, что «Библия дала Великобритании свод ценностей и моральных норм, которые сделали из Великобритании именно то, чем она является сегодня». Он также предположил, что соблюдение библейских ценностей иногда стоит считать, как попытку «избежать любой реальной ответственности или как отсутствие моральных норм вообще», которая в последнее время позволила некоторым банкирам и политикам плохо поступать по отношению к остальной части общества. Не поленился вспомнить он и британские уличные беспорядки, которые происходили прошлым летом, а также продолжающийся терроризм, угроза которого исходит от Исламских экстремистов. Камерон сказал, что моральный нейтралитет и пассивная толерантность не может быть более чьей-то позицией.

Можно конечно понять Британское разочарование, которое длится уже на протяжении последнего года. Но, снова, почему, когда вещи становятся совершенно аморальными, мы инстинктивно хотим придать значение именно моральному закону, в нашем случае апеллировать к «библейским ценностям».

Однако такая стратегия уже давно не является работоспособной. Во-первых, это уже давно не убедительно в религиозно-плюралистическом пространстве, тех государств, которые официально признали себя светскими. Люди в таких обществах относятся с глубоким подозрением к ценностям, которые могут быть взяты только из одной религиозной традиции. Во-вторых – не забывайте о человеческой природе. Чем больше вы настаиваете на том, что кому-то необходимо подчиниться библейским ценностям, тем больше шансов, что все больше и больше будет находиться тех, кто будет восставать против этого. Библейские ценности, которые преподносятся как сами собой разумеющиеся, не учитывая контекста смерти и воскресения Иисуса Христа, слышится, как не что иное, как деспотический закон.

Конечно в церкви, все может выглядеть по-другому. Основанный, прежде всего, на всепрощающей жертве Христа, разговор о библейских ценностях является благотворным. В таком случае этические предписания Библии предстают так, как они есть на самом деле, являясь руководством для жизни в любви. Они не являются законом, но конкретными путями, которыми идут оправданные благодатью люди.

Однако снова, наш природный инстинкт может превратить эти ценности в просто-напросто закон, который мы попытаемся установить в церкви. Я видел симптомы этого и в своей традиции - Англиканстве. Мы консерваторы в Епископальной Церкви продолжаем настойчиво настаивать на том, что епископа, должны «подчинялись авторитету Библии» в вопросах сексуальной этики, и когда, несколько лет тому назад, Епископальная Церковь посчитала, что может думать по другому, мы взялись за наши Библии и начали нашу собственную церковь.

Или возможно стоит сказать «церкви». Так как мы решили разделиться на разнообразные Англиканские течения и разнообразные группы внутри деноминации. И эти разделения продолжается, с восьми Епископов Англиканской Миссии в Америке недавно подавших в отставку в провинции Руанда, с провинции, которой еще несколько лет назад, они публично посвятили свою жизнь, приняв обет послушания. Это дает мне возможность сделать предположение, что наши мотивы не всегда направляются благодатью. Лично я считаю, что мои уж точно были не всегда. С одной стороны все это выводило меня из себя, с другой я не хотел более бунтовать против авторитета Библии.

Когда Библия используется вот так – по большей части, как простой закон – это создает церковную культуру, в которой разделения и даже разделения внутри разделений происходят, даже когда авторитет Библии как таковой не подвергается сомнению.

Я нахожу очень интересным то, что мы, как консервативнее верующие, защищая «авторитет Библии» и «Библейские ценности» обычно пытаемся заставить других христиан подчиниться определенной доктрине (например, Рождение от Девы или заместительной жертве Христа) или каким-то этическим нормам (например, запрет на внебрачный секс и фильмы с пометкой «Не рекомендуется к просмотру лицам не достигшим 18-ти летнего возраста»). В таком случае мы используем Библию как кнут, цель которого заставить других подчиниться.

Попытаюсь прояснить. Я верю в Рождение от Девы, заместительную жертву Христа, в то, что секс легитимен только в брачном союзе между мужчиной и женщиной и т.д. Другими словами я на стороне классических ортодоксальных доктрин и этики, так как я верю в то, что они берут свое учение из Библии, которую я рассматриваю как вдохновленное Богом Откровение.

Однако я не верю в то, что Библия является инструментом фундаменталистской моралистики. Библия не задумывалась, как книга законов, скорее она является неким даром. Она не столько о том, как верно жить, а скорее о том как быть верным пред Богом, на основании того, что Он сделал для нас во Христе.

Уверен, что частично Библия полезна «для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Однако цель не в том, чтобы приказывать людям стоять по стойке смирно, а в том, как сказал апостол Павел, чтобы мы все«были совершены, ко всякому доброму делу приготовлены» (2 Тим. 3:16-17).

Мне становится понятным, что если такая инструкция ведет нас к «добрым делам», то она должна основываться на прощении Бога, основанной на бескорыстной смерти и воскресении Иисуса Христа. Только тогда наши дела будут основаны на любви и только тогда они смогут явить дела Святого Духа. Иначе инструкция превратится не во что иное, как в закон. Мне кажется, что мы прельщаемся законом больше, чем это может нам даже показаться на первый взгляд. Я нашел интересным то, что только некоторые из нас восхваляют безошибочный авторитет Библии или возвеличивают вербальную теорию вдохновения (которая говорит, что каждое слово вдохновлено самим Богом) когда речь заходит о Библейском послании относительно Божьей любви. Я слышал также, как некоторые из нас, говорят, «мы принимаем, так как это непогрешимое слово Бога тот факт, что «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их» (2 Кор. 5:19). Однако, может мы все же свободны от закона именно потому что Божье непогрешимое Слово говорит:«стойте в свободе, которую даровал нам Христос» (Гал. 5:1)? Инстинктивно осознавая это, мы все же, скорее начнем возвышать свой голос, говоря, что «вы не можете вступать в гомосексуальные отношения, так как Библия запрещает их!» или, «вы должны верить в чудесное Рождение от Девы, так как Библия говорит об этом!» Таким образом, Библия становится не откровением благой вести, а сводом моральных законов.

Когда мы поступаем так, и опять-таки я говорю, прежде всего, самому себе, мы как бы непреднамеренно размываем смысл Библейского учения. Если есть хоть одна вещь в Писании, которая прослеживается очень четко, так это то, что Закон не может оправдать нас. Попытка подчиниться ему или заставить других сделать это, ведет к еще большим проблемам. В частности, провозглашение закона и его авторитета, даже если это библейский авторитет, зачастую дает обратный эффект. Как говорил апостол Павел, закон обнаруживает наши греховные страсти (Рим. 7:5). Скажи мне, что я должен делать то-то и то-то, навяжи мне определенные стандарты или закон, и я сразу же обнаружу в себе желание противостать этому. Библия говорит нам, что это фундаментальная черта человеческой природы. Более того это может быть подтверждено нашим опытом ежедневной встречи с этим самым законом. Итак, чем больше мы используем Библию как полицейскую дубинку, тем больше людей будут восставать против Божьего Слова.

Итак, не удивляйтесь, что когда мы используем Библию, как книгу закона, желая убедить кого-то, мы проигрываем. Более того не стоит удивляться и тому, что таким образом мы очень быстро создаем культуру страха вокруг себя. Мы те, кто формируем новую церковь, основанную на «авторитете Библии» начинаем сейчас понимать то, что нам необходимо быть особенно бдительными. Мы должны наблюдать друг за другом, чтобы никто из нас не сбился с нравственного пути, пример которого мы находим на страницах Библии. Мы оправдали своё «обособленное» существование в этом мире библейским авторитетом, но если люди престают подчиняться Библии, наше существование становится притворством.

Когда такое происходит, это порождает церкви, в которых люди становятся поразительно недоверчивыми и осуждают один другого до тех пор, пока новое разделение становится неизбежным. Церковная история, от древности до наших дней, является хорошим тому подтверждением.

Решение заключается не в том, чтобы отойти от библейского авторитета. Мы Протестанты не хотим оставить принцип sola scriptura, Библия продолжает быть нашим авторитетом в вопросах веры и практики. Однако первый пункт библейской веры не называется «закон по благодати», он даже не называется послушанием, первый пункт библейской веры – это прощение. Библейский авторитет не основывается на ее постановлениях и доктринах, но основывается на том начальном исповедании, в котором заключена Благая Весть. Если вы начнете с требования к подчинению доктринам и этическим правилам Библии, вы закончите с церковью, которая будет жить в страхе и непрощении, и с таким Богом, с которым никто не хочет иметь ничего личного. Но если Вы начнете с удивительного послания о том, что Бог предложил Спасителя нам, который и есть этим моральным корнем, тогда всякого рода доктрины и этические нормы будут приниматься сами по себе, так как эти доктрины и нормы будут благоприятствовать свободе и к жизни.

Анатолий Денисенко
Источник: ecfsu.blogspot.com


Количество просмотров 2209
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна