Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«В бесконечной вселенной обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума». (Альберт Эйнштейн)

Ю. К. Сипко: Свобода совести - что это такое?

Намедни был опубликован доклад о состоянии свободы совести в России. Среди прочего в нем утверждается: «Реализация свободы совести в современной России находится в глубочайшем системном кризисе. Имеют место многочисленные нарушения свободы вероисповедания, рост ксенофобии, дискриминации по мотивам религии или убеждений».

Э
то сладкое слово «свобода»! Оно и манит, и пугает. Говорят, что на могиле Мартина Лютера Кинга, пастора баптистской церкви борца за права черных в Америке, убитого за свою активную позицию, есть надпись: «Свободен! Наконец, свободен»!

С
некоторых пор права и свободы человека в мире стали самой актуальной ценностью. И хоть, уверен, сей факт вызовет неоднозначную реакцию, но не могу его не отметить.

Б
аптист Джимми Картер поднял на щит этот вопрос, будучи президентом Соединенных Шатов. Свобода совести, как базовая свобода личности, тема в нашем обществе почти запретная. И, как ни странно и даже как ни горько, свобода совести не является актуальной темой протестантского мира.

О
днако вера евангельская может быть выражена одним словом: СВОБОДА. Свобода от власти греха. Свобода от страха смерти. Свобода от власти закона. Свобода от святого престола, то бишь Рима.

«Д
ух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк. 4:18).

С
вобода личности предполагает зрелость человека. Способность принимать решения. Брать на себя ответственность. Способность критически оценивать весь спектр мировоззрений, практик духовных, религиозных, социальных. Свободный человек не нуждается в няньке. Свободным человеком невозможно управлять. Свободного человека не склонишь к поступку против его совести. Не заставишь клеветать на ближнего.

«С
вободен тот, кто может не лгать» - Альберт Камю.

П
олитическим структурам свободный человек может оказаться излишним. Обществу, где ложь основа всей жзнедеятельности, свободный человек опасен.

 о Бог послал в мир Спасителя Иисуса Христа, Который пришел, чтобы дать свободу. «Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим. 8:2).

Г
осподь послал в мир Духа Своего, Духа освобождения. «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17).

Е
сли это так, то мы, будучи соработниками у Бога, призваны содействовать тому, чтобы свобода стала достоянием всякого человека. Иногда, правда, кажется, что мы боимся свободы и почитаем свободу за обольщение. Как же дело обстоит у нас на самом деле?

Б
аптисты более ста лет назад заявили о своих принципиальных позициях в исповедании евангельской веры.

П
ервый принцип баптизма утверждает: «Священное Писание — наше единственное правило и руководство во всех делах и вопросах веры и жизни». Он фигурирует довольно часто. Будучи фундаментом всего нашего упования, он служит, по крайней мере, должен служить, обоснованием и последующим принципам. Он в точности совпадет с принципом Реформации «Только Писание».

В
статье «Он и по смерти говорит еще» я ссылался на первый принцип, выражая, кстати, сомнения по поводу нашей верности этому заявлению. Делал это намеренно, желая вызвать добрый братский разговор. Считаю его необходимым для всех, старых и молодых, традиционных и консервативных, автономных и объединенных.

К
стати «Мирт» уже не однажды проводил круглые столы на различные актуальные темы. Предлагаю провести такие круглые столы о семи принципах баптизма.

В
торой принцип веры евангельских христиан баптистов гласит: «Абсолютная свобода совести для всех».

Я
восхищаюсь мужеством братьев, которые более ста лет назад не только высказались так смело и определенно, но и записали это. Тогда наши отцы через страдания, тюрьмы, ссылки, лишения добивались права веровать в Бога, так как им велит совесть, и они обосновывали свои претензии Словом Божьим. Принцип свободы совести в те годы утверждал, что власть не имеет права насильно принуждать к той или иной вере. Также существующие религиозные организации не имеют права принуждать людей к обращению в ту или иную веру.

Я
. Винс, автор известной работы «Наши баптистские принципы», говорит следующее: «Поэтому мы возвышаем свой голос против всех церквей и исповеданий, которые вопреки ясному Слову Божьему, число своих последователей умножают через крещение младенцев, предают проклятию инакомыслящих и прибегают к репрессивным и насильственным мерам для убеждения своих противников в своей правоте». Можно с уверенностью сказать, что свобода совести завоевана нашими отцами в страданиях, немалым числом жертв, при поддержке всего христианского мира.

С
оциальная позиция протестантских церквей России, принятая в 2003 году, утверждает следующее:

«В
основе миссии церквей лежит твердое убеждение в том, что свобода совести должна быть гарантирована всем людям. Свобода совести включает в себя и свободу вероисповедания, то есть право быть верующим или неверующим, выбирать или менять свою веру».

Р
аскрывая сущность данного тезиса, разработчики концепции говорят: «Христианам следует с помощью законных средств защищать эти права и бороться за освобождение людей от всякого рода притеснения и порабощения. В этом заключается суть библейских заповедей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39) и «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Мф. 7:12). Мы верим, что свобода мысли, совести и религии является основным и неотъемлемым правом человека».

И
нформационные агентства регулярно сообщают о притеснениях христиан, как в России, так и за рубежом. Нужна ли наша солидарная поддержка страдающим братьям нашим и сестрам? Уверен, что нужна! Готовы ли мы возвышать свой голос в защиту людей, лишенных права веровать и жить по совести? А в ответ - тишина….

Я
начал размышления свои с упоминания о докладе Института свободы совести. Российская действительность нам известна и без докладов. У меня иногда складывается такое впечатление, что поскольку права на жизнь по совести лишают не нас, не наших, то и поделом. Пусть их гонят, может быть некоторые к нам придут!?

И
звестны случаи, когда баптисты подписывали обращения к власти против сектантов, которым «не место в нашем городе». Мне неизвестны факты активной верности заявленному принципу «возвышать голос против тех, кто предают проклятию инакомыслящих и прибегают к репрессивным и насильственным мерам для убеждения своих противников в своей правоте».

Т
ут надо оговориться и сказать, что МСЦ ЕХБ через отдел «Служение заступничества» демонстрирует солидарность со страдающими братьями. Пусть это только за своих единоверцев, но это достойная позиция.

У
меня возникает вопрос. Если я молчу, когда моя совесть требует возвысить голос в защиту страдающего человека, гонимого за убеждения свои, свободна ли моя совесть? Не потому ли мы активность свою направили на критику своих, разоблачая в тех и других уклонения от «истины» в том или ином.

Н
ередко уходит сон от меня, когда гляжу я на братство евангельское. «Братство любите»! – любимое мною слово Евангелия. Нельзя без любви вставать на защиту гонимого, на очищение оклеветанного, на заступничество терпящего преследования. Немалое число служителей увлеклись в свое время поиском предателей в своих рядах. Наветы врагов Евангелия приняли за правду. Перестали доверять своим. Клевету чекистов принимая на веру, допустили разрушение братства.

С
егодня в сферу межцерковных и межхристианских отношений запустили столько псевдобогословских формул, что молитва Иисуса о единстве уже представляется ересью. Я убежден, что исповедуя принцип «свободы совести для всех», мы должны проявлять христианскую солидарность со всеми страдающими за веру в мире. Мысль моя состоит в том, что исходя из принципа свободы совести для всех, я уже свои отношения строю не на поиске ошибок, не на поиске искажений, но прежде всего на уважении. Я уважаю человека. Я признаю его право веровать так, как он верует. И только уважая и признавая его право, я могу вступать с ним в диалог.

Н
о давайте посмотрим, как со свободой совести дело обстоит у нас. Насколько мы, баптисты, готовы признавать право на свободу совести внутри церкви ЕХБ? Например, Писание говорит: « Братия, я не почитаю себя достигшим; а, только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить (Флп. 3:13-16).

Т
ут ведь широкий пласт разномыслия. И не только разномыслия, но и правил житейских. Одни мужчины, например, носят головные уборы, вопреки словам апостола Павла. А женщинам, например, запрещают носить женские брюки. Говорят, что это мужская одежда. А вот мужские сапоги женщины носят, и я не слышал, чтобы им где-то запрещали это делать. Мужчины носят золотые цепи, разные иные украшения, а женщинам запрещают. Относятся ли такие вещи к свободе совести?

Н
апример, у Винса в «разделе «практическое применение этого принципа» сказано: «Мы не предписываем нашим членам правила веры, ибо мы знаем, что всякий рожденный от Бога (Ин. 1:15) непременно исследует Священное Писание, «точно ли это так», как его учат (Ин. 5:39; Деян. 17:11).

Б
оюсь признаться самому себе, что у нас не так, как говорит Я. Винс. Век полуподпольного существования сформировал в нашей среде климат слежки, коллективного сознания, боязни свободы, так что и мысли о свободе представляются греховными.

В
от история. Новообразованная церковь, по вероучению ЕХБ, желает быть в объединении, в братстве. Братский совет обсуждает вопрос о принятии церкви в объединение. Комиссия создана. Проверили всё и вся. Вероучение то же. Богослужения такие же. Но песни поют другие. Не примем, решили братья.

Н
о и в этом случае у меня вопрос. Если мы утверждаем принцип абсолютной свободы совести для всех, то где граница той свободы. Ведь признание этого принципа, неизбежно ведет к тому, что каждый верующий вправе самостоятельно определять для себя многие вопросы. И к чему мы в таком случае придем? – неизбежный и тревожный вопрос.

С
вобода совести заставляет нас признать право личности, индивидуума на веру, на поступки и на ответственность. Право на духовное младенчество. Право на ошибки. Право на незрелость. Когда я вижу личность свободную, с достоинством от Бога живущую, я начинаю понимать слова апостола Павла. «…По смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Флп. 2:3).

З
а этим правом личности просматривается власть Бога. «Что тебе до того? Ты иди за Мною»! «Кто ты, судящий чужого раба»? «Не судите ни о ком никак прежде времени»? «Каждый за себя даст отчет»! «Наблюдайте за собою»?

М
не даже показалось, что верное исповедание библейского принципа свободы совести для всех может способствовать тому, что Бог будет признан Богом как в жизни церкви, так и в жизни отдельного человека.

И
так, второй принцип веры евангельских христиан баптистов: «Абсолютная свобода совести для всех». Или не для всех? Как думаете вы? Как поступаете вы?

Ю. Сипко
Источник: gazeta.mirt.ru


Количество просмотров 2396
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна