Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не говори, что на твоей стороне Господь, а лучше молись о том, чтобы тебе самому быть на стороне Господа». (Авраам Линкольн)

Как Библия спасла Запад от коммунизма, или Что проглядели марксисты

Народ, имеющий плохое понятие о Боге,
имеет и плохое государство,
плохое правительство, плохие законы.
 
Гегель

Более ста лет назад в свет вышла книга, которой предстояло стать самым известным социологическим трактатом во всей истории человечества. Что является доминирующей мотивацией человечества к труду? На этот непростой вопрос попытался ответить немецкий ученый Макс Вебер на примере протестантской Германии в своем социологическом трактате «Протестантская этика и дух капитализма». Его теория стала серьезной альтернативой модному в то время марксизму, привлекавшему неглубокие умы своей простотой и псевдоочевидностью.

Совсем краткий курс

Много верного и интересного марксисты подметили на рубеже XIX–XX веков. И про эксплуатацию народа, и про смену общественных формаций, и про империализм как последнюю стадию капитализма, и про отчуждение человека от самого себя и от других. А еще теоретики марксизма (не будучи сами пролетариями) назначили пролетариат на роль авангарда истории (самого прогрессивного класса), провозгласили необходимость классовой борьбы и пообещали новый рай на земле — коммунизм. Марксисты «разоблачили» также религию — как «опиум для народа», как ложное компенсаторное средство для угнетенных.

Проглядели марксисты лишь одно: как по вечерам в миллионах протестантских домов Северной Европы и США отцы семейств с Библией в руках тихо объясняли своим детям, что такое хорошо и что такое плохо и почему надо выполнять заповеди Божии (Голливуд на эту тему фильмов, увы, давно уже не снимал). Ведь никакие экономические теории и ноу-хау сами по себе ничего не значат, если у народа нет изначальных этических ценностей, которые должны приниматься на веру и необходимость которых никакая наука доказать не в состоянии, поскольку добро и зло не научные категории и из теории саморегуляции сложных систем не выводятся.

Именно потому, что в семьях вели такие разговоры, классовые конфликты, которые Запад тоже затронули, оказались все же для него не смертельными. Именно поэтому в социальном и экономическом развитии Запада наблюдается явная эволюция.

А вот установившиеся марксистские режимы со своей демагогической апелляцией к очевидному (выбирайте рай на земле, а не на небе!) везде приносили одни несчастья. Иногда не сразу, с некоторой задержкой, но результат был «почему-то» всегда один: архаизация социальной сферы, тотальная коррупция, шариковщина, ложь во всех областях жизни, а иногда и явная бесовщина (план по поимке шпионов, уничтожение крестьянства и подобные им безумства, никак наукообразным марксизмом не обоснованные).

Выяснилось, что марксисты были правы в деталях, но ошиблись в целом. Ибо без духа и веры, без осознанного превосходства духовного начала над материальным, без волевых усилий в сторону этических ценностей, без аскетической культуры свободного самоограничения не будет в магазинах даже одного сорта качественной колбасы. Не говоря уже о других товарах.

Атеизм-материализм учил, что главное — это материя (товары), что эти товары нужно честно созидать и одновременно почему-то быть альтруистом (т. е. идеалистом). Но подобное смешение не состоялось, так как сама природа человека не допускает этого. Не может человек безнаказанно верить в материю.

Каждый раз к назначенным потолочным срокам наступало не чаемое изобилие, а очередная скудость жизни. Материя в виде товаров начинала, по неведомым для марксистов законам, катастрофически исчезать с прилавков. А все потому, что теория была построена на ложной предпосылке примата материального начала над духовным.

Дух первичен

Экономисты еще долго будут ломать головы над причинами развития и деградации (кризисов) хозяйств. Ведь самая главная причина, влияющая на экономическое развитие, лежит вовсе не в экономической, а в этической сфере, которая, как известно, тесно связана с моральными ценностями, т. е. с верой, со смысложизненной ориентацией в целом.

Люди очень различаются между собой. Один может мать родную за три копейки продать и убить. Другой же готов пожертвовать собой, но сохранить свои высокие принципы, обрести в конечном итоге перспективу вечности. Оказывается, что вера в Бога может не только утешать сирых и убогих, но и побуждать к действию сильных. Как писал Макс Вебер в самом начале своей знаменитой книги, «стремление к наибольшей денежной выгоде само по себе не имеет ничего общего с капитализмом».

По Веберу, все иначе и сложнее. Он считал, что христианство может быть не вторичной идеологией, порожденной чьими-то корыстными интересами, не пассивным созерцанием и даже не только компенсаторным средством при жизненной неудаче. Вера может быть мотивирующим фактором в активной жизнедеятельности.

Вебер выдвинул гипотезу: именно христианство в его протестантской разновидности сделало возможным появление современного капитализма, положившего начало тому самому обществу благоденствия, куда сегодня стремятся люди со всего мира. В центре внимания Вебера — протестантизм со всем его волевым, моральным и аскетическим пафосом. Это светское христианство людей твердой морали, вынесших из монастырей в мир ее строгость. И созидание благополучия в этом мире стало восприниматься как задача христианина, как выражение благодарности Творцу за Творение.

Кроме того, кальвинистская доктрина предопределения побуждала верующих демонстрировать свою богоизбранность в успешной предпринимательской деятельности, в умножении благ земных. Отсюда — знаменитая трудовая этика протестантизма, в наибольшей степени развитая в кальвинизме.

Важно также, что усердный труд стал цениться во всех сферах сам по себе, а не только по его результатам. Принципиальной оказалась именно волевая направленность. Труд стал пониматься как христианский долг, а вся жизнь — как служение Высшему началу — Христу. Осознавшие себя спасенными и освобожденными Христом от греха, благодарные христиане развили небывалую энергию творчества, что, по Веберу, и создало современное западное общество.

Было преодолено аристо­те­лев­ско-средневековое учение о том, что человеку не следует приобретать больше богатства, чем это необходимо для достойной жизни, что ему следует лишь достойно вписываться в общество. Избыточность творческой энергии христиан, а не их корысть — вот что породило Соединенные Штаты (самый яркий пример), которые, в свою очередь, помогли послевоенной Германии, а также Японии, Южной Корее и другим «юго-восточным тиграм».

И нет, пожалуй, другой страны, кроме США, где частная благотворительность являлась бы столь важной и неотъемлемой частью общественной культуры. Частная благотворительность в США уникальна по масштабам и количеству участвующих в ней людей. Еще в 1888 году лорд Брюс писал, что «ни одна страна не может превзойти и даже, возможно, сравниться с Соединенными Штатами в делах благотворительности. Не только собираемые на различные филантропические цели суммы больше, чем в любой европейской стране, но и размеры личных вкладов американцев в благотворительность таковы, к каким европеец у себя дома не привык». Вспомним, что основной движущей силой при формировании США были протестанты. На то, что в Америке существует огромное количество благотворительных организаций, указывал еще в 1830-х годах известный французский социолог и историк Алексис де Токвиль. Спустя 70 лет ему вторил и Макс Вебер. Простой зависимости между объемом пожертвований, благосостоянием жертвователей и нуждами страждущих, конечно, нет, но все же широкая благотворительность возможна только там, где имеется значительное национальное богатство, которое, в свою очередь, создается упорным и благодатным трудом призванных и спасенных. Благотворительность отныне стала одной из форм проявления социальной ответственности бизнеса.

Какое христианство лучше?

Как такое оказалось возможным? Могут спросить: разве христианство не везде одинаково? Выясняется, что нет. Самые развитые страны — протестантские, менее развитые — католические, еще менее — православные. Вера тесно связана с мировоззрением, которое определяет весь стиль жизни. Какова вера, такова и жизнь.

Согласно Веберу, на Западе возникло удивительное сочетание традиционных библейских этических ценностей с культурой рационального продумывания задач, что породило социальные действия, направленные на формирование общего блага.

Рациональная методология была известна и в других странах, основные этические заповеди мировых религий всюду примерно одинаковы, но в западном христианстве имелись две важные особенности: иное понимание личности (более персоналистическое — отсюда права человека) и иной тип рациональности (более универсальный). Это благоприятное сочетание и создало знаменитую протестантскую этику.

У католиков есть уважение к личности, сотворенной по образу и подобию Божию, есть универсальная рационализация (философия неотомизма), есть изощренная правовая культура. Но у католиков осталась психология гармонического вписывания в универсум. И это недостаточно побуждало их к творческой активности.

Следует сказать, что современные католики многому научились у протестантов, провели мягкую реформацию на Втором Ватиканском соборе (1962–1965), развили социальную доктрину. Католические монастыри дали миру университеты и много ученых.

Тяжелее всего ситуация у православия: рациональная методология отсутствует (вместе с соответствующей философией), богословских факультетов в российских университетах не было, концепции социального действия (термин Вебера) также нет. Библейские ценности, таким образом, повисают в воздухе: их хватает в лучшем случае на личную аскезу, которая со светским трудом (в миру) если и связана, то очень опосредованно.

РПЦ в 2000 году приняла Социальную доктрину, где содержится немало правильных фраз, но не хватает механизма, который привел бы эту доктрину в действие. Видно, одних деклараций недостаточно, чтобы от созерцательного типа духовности перейти к деятельному.

Труднее всего найти религиозную мотивацию для светской деятельности. В православных монастырях трудовая этика часто не уступает протестантской. Но вся проблема в том, чтобы и светскую работу понимать как призвание от Бога.

Россия занимает одно из первых мест в мире не только по убийствам и абортам, но и по атеизму. Важно понять, что человек — единственное существо, способное поднимать свой взор к небу. Он сотворен по образу и подобию Бога. Это значит, что он наделен свободной волей, разумом, стремлением к добру. Человек несет ответственность за творение, т. е. за окружающую его среду. Если он себя осознает в таком качестве, то создаст трудовую этику и благоустроит мир.

Итак, материализм ведет к обнищанию. Идеализм в форме протестантизма ведет к процветанию. Есть над чем задуматься. Может быть, Бог все-таки есть? Может быть, все-таки наконец поверим? Но наши люди не поверят в Бога только ради земных благ, так как земные блага суть лишь отблеск благ небесных.

Вениамин Новик  Журнал "Решение"


Количество просмотров 1881
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна