Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«В бесконечной вселенной обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума». (Альберт Эйнштейн)

Ученичество на дому

В Евангелии от Матфея 28:19-20 мы находим отрывок, который известен под названием «Великое поручение». Здесь Иисус дает наставление Своим ученикам: «Итак, ступайте и сделайте все народы Моими учениками. Крестите их во имя Отца, Сына и Святого Духа и научите соблюдать все, что Я вам повелел. И знайте: Я с вами всегда, до конца мира».

Мы видим, что Иисус повелевает ученикам сделать все народы Своими последователями. Для осуществления данного поручения ученики должны были научить «все народы» соблюдать все то, что повелел Иисус. Другими словами, для того чтобы быть последователем или учеником Иисуса Христа, необходимо знать все то, что повелел Сам Учитель, и не только знать, но и соблюдать. Ученик, который следует за Христом, знает учение своего Учителя и следует этому учению.

Что именно имел в виду Иисус, когда сказал Своим ученикам: «все, что Я вам повелел...»? Что должны соблюдать ученики? И самое главное, как «взращивать» учеников? Ответы на эти вопросы содержатся в предыдущих главах Евангелия от Матфея.

Дело в том, что евангелист Матфей излагает повествование о Христе в определенной последовательности. Он описывает рождение Иисуса, Его служение, Его смерть, воскресение и вознесение. Большую часть повествования Матфей уделяет именно учению Иисуса, то есть тому, что Он говорил и что Он делал.

Особенно интересны отрывки, в которых видно, каким образом Иисус подготавливал Своих учеников. Эта подготовка осуществлялась в конкретных исторических и культурных условиях. Для того чтобы понять методы Иисуса, нам важно погрузиться в культурный контекст, в котором осуществлялось Его служение. Ведь учет культурных условий, которые на тот период окружали Христа, способен приблизить нас к точному пониманию главной идеи Его поручения.

Когда мы читаем «Великое поручение», у каждого из нас в сознании складывается свое представление относительно смысла этих слов и путей его осуществления. Поэтому в теологии существуют разнообразные интерпретации этого понятия.

На мой взгляд, нам необходимо обратиться непосредственно к служению Иисуса, к Его действиям. Погружение в мотивы Его поступков сможет помочь нам осознать, как нам нужно действовать в процессе подготовки учеников. Поэтому давайте попытаемся взглянуть на служение Иисуса через призму культурной жизни Израиля первого века.


Культурный контекст служения Иисуса

Перед тем как мы обратимся к отрывкам из Евангелия от Матфея, мы постараемся обозначить культурные особенности еврейского уклада жизни первого века, так как именно в этот период Иисус осуществлял Свое земное служение.

Культура Израиля в I веке - это, в первую очередь, общинная культура. Это значит, что принадлежность человека к общине была очень важна и значима. Человек не рассматривался отдельно; он воспринимался как часть сообщества, к которому принадлежал: это могли быть его семья, род, место его проживания.

Отказ от принадлежности к определенной общине был практически чем-то из ряда вон выходящим. Это подразумевало разорванную связь со своей семьей, домом, родом, народом. Такие поступки были редкостью и всегда воспринимались негативно. Даже в настоящее время на Ближнем Востоке по-прежнему наблюдается общинность, характерная для времен служения Иисуса.

Нам это не всегда легко понять, так как наше мышление сильно отличается от мышления людей, к которым обращался Иисус. Сегодня оно является индивидуалистическим. Когда мы говорим фразу «это мое личное дело», независимо от контекста, мы подчеркиваем свою индивидуальность, свою обособленность и даже некую изолированность от общества.

В первом же веке в Израиле существование подобной фразы казалось бы невозможным. В той культуре принято было говорить: «Радость, разделенная с друзьями, увеличивается, а горе, разделенное с друзьями, уменьшается». Эта поговорка хорошо отражает идею тесной взаимосвязи человека с обществом.

Когда Иисус призывал людей верить Своим словам и следовать за Ним, Он в первую очередь предлагал им стать частью нового сообщества, частью нового, подлинного Израиля. Он проповедовал о том, что Царство Небесное приблизилось и что, покаявшись, любой человек может войти в это Царство, то есть стать частью общины (Мф. 9:35). Важным условием вступления в «новое сообщество» была не только вера в слова, которые говорил Иисус, но следование за Ним, исполнение Его заповеди.

Были случаи, когда Иисус лично обращался к тому или иному человеку, приглашая его стать частью двенадцати. Это значит, что Иисус считал необходимым обучение Своих учеников в группе людей, в рамках некой общины. Иисус не создавал духовных супергероев-одиночек: это противоречило культуре и традициям Израиля тех дней, где каждый считался органичной частью целого, а также, естественно, это противоречит сущности Церкви. Ведь Церковь – это, в первую очередь, собрание людей. Перевод греческого слова «экклесия» (церковь) в буквальном смысле означает «собрание».

В настоящее время на историческом месте Капернаума, города, в котором много времени проводил Иисус, находится одно очень интересное здание церкви. Оно возвышается над предполагаемым домом, в котором Иисус исцелил тещу Петра. Это здание расположено таким образом, что в его центре под стеклом видны фундамент и часть стен дома, в котором останавливался и жил Иисус. Это хорошее напоминание о том, что Иисус жил вместе со Своими учениками бок о бок. Они вместе ели, пили, отдыхали, обсуждали совместные планы, задавали вопросы, слушали своего Учителя, когда Он объяснял им смысл притч.

Когда смотришь на руины этого здания и видишь комнату, в которой предположительно жил Иисус вместе со Своими учениками, то поневоле начинаешь думать о том, что делал Иисус для того, чтоб обучать Своих учеников, - Он разделял с ними Свою жизнь!


Иисус учит Своих учеников дома

Если мы посмотрим на отрывки из текстов Евангелий , в которых говорится, как и где Иисус обучал Своих учеников, то мы обнаружим достаточное количество случаев, указывающих на то, что это происходило в стенах дома (Мф. 12:46-47; 13:36; 8:14-15). Иисус проводил много времени со Своими ученикам именно в доме. Это интересная деталь, на которую нам следует обратить внимание.

Он обучает Своих учеников в доме, в обстановке теплоты, безопасности, гостеприимства и уюта. Безусловно, это не единственное место, где Иисус обучал учеников. Поэтому не стоит утверждать, что ученичество возможно только в стенах дома, но мы не можем также игнорировать ту особенную теплоту и открытость, к которой располагает домашняя обстановка.


История призвания Матфея

Давайте посмотрим на один отрывок, в котором излагается история призвания Матфея.

«Продолжая путь, Иисус увидел человека, сидевшего в таможне, его звали Матфей.

- Следуй за Мной, - говорит Он ему.

Тот встал и последовал за Ним.

Когда Иисус был у него на обеде, там собралось множество сборщиков податей и прочих грешников, они сидели за одним столом с Иисусом и Его учениками (Мф. 9:9-13, «Радостная весть»).

Иисус призывает Матфея стать одним из Его учеников. Господь не говорит ему: «Матфей, Я вижу ты на самом деле неплохой парень. Почему бы тебе не стать Моим учеником? Ты можешь заниматься тем же, что и раньше, - собирать подати, а Я буду приходить к тебе раз в месяц, может быть, иногда и чуть чаще, и рассказывать тебе притчи о Царстве Небесном».

Но нет, Иисус призывает Матфея стать одним из двенадцати, а значит стать частью этого великого целого.

Недавно я услышал одно интересное определение ученичества. Согласно ему, ученичество – «это совместное переживание Христа». Действительно, ученичество - это не просто личное дело каждого человека, но это также и дело общины, к которой принадлежит человек.

Дело в том, что нам нужны другие люди. Они помогают нам возрастать в познании Бога. Также и мы нужны другим для того, чтобы оказывать им помощь, какую бы то ни было - духовную, материальную, физическую, эмоциональную, психологическую. Мы должны осознать и принять эту тесную взаимосвязь друг с другом!

Это простая истина, которую нам иногда очень сложно усвоить. Ведь когда в нашей жизни происходит что-то неблаговидное, мы поневоле стремимся удалиться от других братьев и сестер, тогда как, напротив, нам просто жизненно необходимо идти, бежать к другим верующим для того, чтобы получить помощь и через глубокое покаяние обрести исцеление.

Эта картина ложного стыда напоминает другую картину: человек поперхнулся и начал задыхаться, однако он не хочет, чтобы другие увидели его в таком нелепом положении, поэтому первое, что ему хочется сделать, - это побыстрее спрятаться от людей, в то время как ему, напротив, просто необходимо открыться людям, чтобы получить соответствующую помощь, а иногда и даже сохранить свою жизнь.

Это происходит частично потому, что нам стыдно показать себя такими, какие мы есть. Нам страшно рассказать другим о своих проблемах, но мы должны понимать, что Бог действует через других людей и нам нужны искренне верующие, которые нас поймут, не осудят и окажут помощь, чтобы мы «встали, отряхнулись» и, укрепившись, продолжали следовать за Богом.

Итак, вернемся опять к Матфею. В этой истории Матфею необходим был Иисус, потому что именно Он был способен помочь ему выбраться из положения, в котором он оказался. Кроме того, Матфей теперь должен был оставить свое прежнее занятие и присоединиться к новой группе людей.

Можно сказать, что Иисус предложил модель взращивания учеников, которая может быть применима в контексте всех времен и культур. И нужно помнить, что жизнь в общине и взаимодействие с другими верующими людьми – это важные условия для ученичества. Через взаимоотношения с другими людьми мы можем показать истинность нашей веры. Другими словами, мы не можем быть истинными последователями Христа, если мы не являемся частью особого сообщества - Церкви. (1 Ин. 4:20)

Далее, продолжая обзор вышеупомянутого евангельского отрывка, мы можем увидеть, что Матфей принял решение следовать за Христом, и Иисус теперь уже гость в его доме. В обстановке домашнего тепла и уюта Господь празднует возвращение «блудного сына» в Отчий дом. Маленький пир, на котором присутствует Иисус, является ярким образом Царства Небесного. Христос находится в доме, в окружении грешников и Своих учеников. И вместе они делят совместную трапезу. И в притче о блудном сыне, которая изложена в Евангелии от Луки, отец устроил пир по случаю возвращения своего сына. Иисус так же в случае с Матфеем демонстрирует принятие Богом грешника, который возвратился к Нему. Интересно, что это все происходит опять-таки в стенах дома. Эта встреча стала важным событием в жизни Матфея. Это было началом великого пути ученичества.


Для чего нужны домашние группы?

После вознесения Иисуса Церковь продолжала делать то, что делал Учитель. Во-первых, потому что Он являлся примером для детей Божьих, во-вторых, это было особенностью культуры периода формирования первой Церкви.

Общинность, если хотите, соборность и неподдельное участие в жизни друг друга - это особенность культурного пласта времен зарождения первой Церкви. В Книге Деяний отражается вся так называемая соборность церковного уклада жизни: «Ежедневно все они сходились в Храме, а в домах у себя собирались для преломления хлеба и принимали пищу с неподдельной радостью в сердце и прославляя Бога. Все в народе любили их, и каждый день Господь прибавлял к ним новых спасаемых» (Деян. 2:46-47).

Церковная жизнь того времени характеризовалась двумя важными особенностями: общецерковными собраниями и встречами по домам. И мы сегодня нашей церковью стремимся практиковать эти принципы. Наши воскресные богослужения - это совместные собрания, на которых мы прославляем Бога и поклоняемся Ему. Домашние же группы - это встречи по домам, когда в более узком кругу мы вместе делимся тем, что происходит в нашей жизни; вместе молимся, вместе изучаем Слово Божье, вместе делим трапезу.

Итак, нам нужно жить и поступать так, как жили и поступали первые христиане. И важно понимать то, в каких культурных условиях формировалась первая Церковь. Мы уже выяснили, что Иисус много времени проводил с учениками, и часто в стенах дома, то есть в уютной, домашней обстановке, располагающей к открытости и семейной атмосфере. И нам нужно помимо воскресных богослужений встречаться по домам для развития более близких взаимоотношений друг с другом, так как в более узком кругу мы можем лучше узнать других людей и их нужды и соответственно лучше послужить им.

Важно осознавать и принимать ту тесную взаимосвязь друг с другом, к которой Бог призывает людей, особенно верующих. Когда мы одиноки, нам очень легко потеряться, но когда есть люди, которые проявляют неподдельный интерес к нам, к нашей жизни, то потеряться уже не так просто (Екк. 4:9-10).

Мы хотим, чтобы домашние группы были именно тем местом, где может осуществляться этот замечательный процесс ученичества, при котором мы можем возрастать в познании Бога и обучать других. Когда верующие вместе собираются, среди них присутствует и Сам Христос, - об этом сказано в Библии: «Потому что где хотя бы двое или трое соберутся ради Меня, там буду и Я» (Мф. 18:20).

Представьте только, что у вас дома собираются люди и Сам Христос присутствует там! Разве это не здорово, что у вас дома Бог будет действовать, чтобы изменять жизни других людей и вашу в том числе?!! Именно это происходило в первой Церкви в Иерусалиме (Деян. 2:46-47), да и не только в Иерусалиме, но и в других частях мира (Деян. 20:9). В настоящее время христиане по всему миру собираются по домам для совместной молитвы, совместного изучения Слова, для служения друг другу. Интересно, но именно те церкви растут и развиваются, где верующие, помимо воскресных богослужений, собираются среди недели и по домам!

Лично у меня дома проходят собрания верующих. Мне очень приятно осознавать то, что мы с женой можем служить тем людям, которые приходят к нам. Мне очень хочется, чтобы мой дом всегда был тем местом, где Бог может действовать, ободряя и вдохновляя людей. Я также хочу, чтобы в моем доме взращивались новые ученики Христа, чтобы люди узнавали Господа лучше и усерднее следовали за Ним! Здорово осознавать, что твой дом может стать местом, где реально действует Живой Бог!

Вениамин СЛОБОДЕНКО gazeta.mirt.ru


Количество просмотров 1982
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна