Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Сполна по заслугам получит отступник, и верный - по делам своим» (Притчи 12:1)

Две картины о молитве Христа в Гефсимании

«Евангелие в шедеврах изобразительного искусства»

Евангельские сюжеты во все века вдохновляли художников на написание великих живописных творений, многие из которых представлены в Государственной Третьяковской галерее.

Недавно, посещая этот - один из лучших в мире музеев изобразительного искусства – у меня возникла идея написать серию небольших статей о художественных шедеврах, посвященных евангельским сюжетам.

Совсем недавно мы рассматривали великое творение художника Иванова «Явление Христа народу». Этой статьей мы открыли новую рубрику «Евангелие в шедеврах изобразительного искусства»

Одним из самых эмоционально ярких и в то же время глубоко трагических событий земной жизни нашего Спасителя, является Его молитва в Гефсиманском саду, за которой последовал арест, суд и страшная казнь…

Это событие еще называют Гефсиманским борением, когда Христос произнес: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет»…  Евангелие сообщает нам о том, что внутренне напряжение Спасателя было настолько сильным, что вместе с потом, на Его челе выступили капельки крови…

В конце XIX века к этому сюжету обращались многие русские художники. Предлагаю рассмотреть два художественных полотна двух выдающихся мастеров своего времени: Николая Николаевича Ге «В Гефсиманском саду» (1869) и Василия Григорьевича Перова «Христос в Гефсиманском саду» (1878). Как это ни странно, ни одно из этих произведений не было оценено современниками…

Картины написаны в разных жанрах: произведение Н.Н. Ге тяготеет к портретной живописи, а работа В.Г. Перова - к жанровой. Первый художник ставит своей целью создание психологического портрета Мессии, второй стремится передать через узнаваемые символы суть евангельского сюжета и двойственной природы Христа. Но и в том и в другом случае поставленная цель ведет к раскрытию смысла исторической драмы, описанной в Евангелие.

В картине В.Г. Перова «Христос в Гефсиманском саду» нет изображения лица Христа. Спаситель здесь изображен лежащим ничком (именно это положение Христа во время молитвы в Гефсиманском саду описано в Евангелие от Матфея). Средний план картины представлен мощными стволами деревьев, ветвей которых мы не видим, перед нами лишь их массивные темно-коричневые стволы, которые как будто преграждают обратный путь Христа в город. При внимательном рассмотрении картины мы увидим, что эти мощные стволы деревьев образуют огромный крест, который тяжелым монолитом неотвратимо ожидает решения Христа.

В.Г. Перов, отказываясь от написания лика Спасителя, в большей степени сосредоточился на выявлении двойственной природы Христа: Божественной и человеческой. Мы видим природу, строения и саму фигуру Христа, которые прописаны художником достаточно объемно. Мы почти физически осязаем лежащую на земле фигуру Спасителя, Его спину, шею, плечи, красиво раскинутые локоны темно-русых волос, Его вытянутые вперед руки, кисти которых напряженно согнуты, подобно кистям рук сползающего со склона человека, тщетно старающегося ухватиться за поверхность земли. Лунный свет высвечивает мертвенную бледность рук Спасителя, словно душа уже готовится оставить это тело, чтобы вернуться уже в воскресшее тело…

В произведении Н.Н.Ге, сделан акцент на раскрытие внутреннего состояния Христа, на передачу всей глубины разнообразия чувств. Плотно сомкнувшиеся кроны деревьев над головой Спасителя с первых мгновений настраивает зрителя на понимание напряженного драматизма происходящего. Художник, заставляет зрителя сопереживать Христу, открывая внутренний мир Спасителя.

Как уже отмечалось выше, картина Н.Н.Ге тяготеет к портрету. Центральное пространство полотна полностью занимает коленопреклоненная фигура Христа, напоминающая своими очертаниями монолит нерушимой скалы. В лике Спасителя, в положении его фигуры, в легком наклоне головы, в тщательно выписанной правой руке, смиренно, но твердо лежащей на колене Спасителя, мы видим проявление человеческой личности и внутренней Божественной силы…

Еще долго можно описывать эти два художественных произведения, находя в них все новые и новые символы, обсуждая талантливо использованные художественные приемы для раскрытия замысла этих выдающихся полотен… но, на мой взгляд, здесь важнее всего увидеть и понять главное – то, что в молитве в Гефсиманском саду, Христос прошел «точку невозврата», окончательно приняв решение отдать Себя в жертву! Жертву за меня и тебя…

В заключение хочу напомнить известную пословицу: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Сходите в Третьяковскую галерею и попробуйте сами увидеть и прочитать живописные послания, оставленные нам художниками  В.Г. Перовым и Н.Н. Ге… Впрочем, не только ими...

Денис Гостев, специально для христианского информационно-просветительского портала Слово для тебя

***

Надеемся, что Вам интересны материалы, публикующиеся на нашем портале. Нам хотелось бы и в будущем обеспечивать вас, уважаемые читатели, свежими новостями и другой важной и полезной информацией. Наш проект является некоммерческим и существует за счет спонсорской помощи. В настоящее время мы испытываем серьезные финансовые трудности, а потому были бы искренне рады любой помощи с Вашей стороны.


Количество просмотров 5267
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Фотогалерея

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2015 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна