Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Есть только одна книга – это Библия». (Вальтер Скотт)

Зачем мне нужна моя церковь?

Зачем мне нужна моя церковь?


Часто я сам себе задавал подобный вопрос, а в последнее время, к сожалению, стал его слышать от других. Причем, эти – другие, совсем разные люди: молодые и не очень, семейные и холостые, активисты церковных проектов и пассивные посетители церковных собраний.
Меня это наталкивает на мысль, что из частной проблемы нескольких озадаченных жизнью людей, это становится одним из актуальнейших вопросов современности. И ясно, что евангельских верующих это коснулось больше, чем православных или католиков. Там церковь – это канал «по распределению» благодати. Таинства совершаются в церкви, а потому без церкви невозможно «причаститься Божеского естества».
Сузив фокус нашего исследования лишь до евангеликов, возникает еще вопрос – а все ли евангельские церкви страдают от данной проблемы. И опять – не все. Чем старее церковь, тем меньше подобных вопросов там задают люди. Почему? Да потому что в старых церквях, как правило, люди живут кланами. Раньше было принято, чтобы в каждой семье верующих было как минимум трое детей (не всегда и везде, но семьи были большие). Дети с детства ходили в церковь, семьи создавали исключительно с членами церкви. Таким образом, ко второму/третьему поколению, практически все родственники были членами церкви, все друзья – оттуда же, люди живут кланами. И жизнь этих кланов больше чем наполовину крутится вокруг церкви. Им и в голову не приходит вопрос – а зачем мне оно нужно? Они в церкви родились, в церкви выросли, в церкви женились, в церкви родили своих детей, в церкви хоронят своих родителей. Они там празднуют и христианские праздники и личные. И кроме всех этих социальных «подпорок» сильно в таких церквях еще и воспитание путем развития социального стыда. Попробуй человек выйти, отойти, отпасть от церковной жизни, он автоматически лишается эмоциональной поддержки, родственники и друзья его не поймут. Мало того, некоторые могут просто «вычеркнуть» его из своей жизни.
Совершенно иная ситуация в молодых церквях. Практически все члены церкви – это верующие в первом поколении, как правило – не многодетные, кланов нет, закадычные друзья есть лишь в совсем молодых церквях (до трех – пяти лет: там им кажется, что все люди - братья и друзья... "первая любовь"- что еще можно сказать...), либо уже в проверенных временем (более пятнадцати лет). И то – таковых не очень много. На первых порах посещения такой общины, человек абсолютно искренно понимает, что эта община сыграла в его жизни важную, решающую роль. Он там узнал Бога, он там был крещен, наставлен в основах христианской веры. Но наступает такой момент, когда посещение воскресных собраний перестает быть для него необходимым. А тут еще и неверующие родственники и друзья подкатывают со своими вопросами: «а зачем ты туда ходишь?». Начинается кризис, который, к сожалению, не всегда заканчивается хорошо.
Теперь попробуем задаться этим же вопросом с точки зрения евангельской экклесиологии. В кругах богословов и церковных практиков существует несколько вариантов ответов на вопрос о целях церкви.
Вариант первый: у церкви три цели – прославление Бога, назидание верующих и евангелизация мира.
Вариант второй обозначает пять целей: прославление Бога, назидание (ученичество), евангелизация мира, общение и служение.
Существуют многочисленные модификации и комбинации выше обозначенных целей: прославление, назидание и служение; койнония, диакония, свидетельство (оно же мученичество) и литургия; ортодоксия (правильное прославление) и ортопраксия (правильные дела).
Большая же часть евангельских христиан на территории бывшего СССР цитирует текст из Деян.5:42 – «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах».
Теперь рассмотрим каждую из этих составляющих по отдельности.
Начну с преломления хлеба. Евангелики, противопоставляя себя Православию и Католицизму, не признают, что преломление хлеба реально является таинством преосуществления. То есть, для них, хлеб не превращается в Тело Христа, а вино – не становится Кровью. В большинстве евангельских церквей Восточной Европы это так и называют – воспоминания о страданиях Христа. Причастие не придает святости (наоборот, подойти к причастию ты можешь только предварительно освятившись), причастие не дает прощения грехов (для этого есть вера и покаяние), причастие не приближает человека к Богу. Хлеб и вино в большинстве церквей принято называть символами, знаками, напоминанием. И, человек, слегка подуставший от церкви, сам себе говорит: «знаки напоминания нужны для забывчивых, им постоянно нужно что-то напоминать и обязательно с помощью символов, а у меня и так все в порядке с памятью).
Далее – пребывание в молитвах. Тут вообще все просто. Сама Евангельская церковь учит, что Бог имеет личные отношения с каждым отдельным человеком, что молиться Ему можно на каждом месте и в любое время. И уж совсем непонятно, зачем нужно себя напрягать, вставая воскресным утром, либо идя темными дорогами каким-то вечером, лишь для того, чтобы помолиться. Такой человек ясно понимает, что Бог его молитвы слышит и дома.
Учение апостолов. Как правило, на практике это выражается в проповедях либо церковных семинарах. С распространением интернета и повышением его скорости с одновременным понижением стоимости, это вообще перестает быть проблемой. Абсолютное большинство пасторов думают, что люди приходят в церковь услышать их проповеди. Наверное, во многих новых церквях, это так и есть. Так как большая часть молодых церквей находится под руководством образованных, подкованных служителей, которые готовятся к проповедям, и им есть, что сказать. Но к окончанию пятого-седьмого года пасторства даже самый подготовленный проповедник истощается. Любимые темы закончились, Библия уже неоднократно перечитана, и он начинает повторяться. А интернет тут как тут. И там тебе – на любой вкус: и белые, и черные; и серьезные, и клоуны; и молодые и пожилые; и мачо и калеки; и холостые и женатые. Нате вам, батенька, и «первое», и «второе», и «компот». Все духовные блюда готовы на цифровом подносе. И самое главное – в любую минуту его можно остановить, выключить, поискать другого, чего, к сожалению, нельзя сделать в поместной общине:-)  Проповедями сегодня тоже в церковь не привлечешь.
Остается общение. Как за последнюю надежду хочется мне за нее схватиться… но… социальные сети... удар – ниже пояса. Люди там общаются часами. Причем, свидетельства многих искренних верующих и активных членов церкви показывают, что в он-лайн режиме общение получается намного открытее и искреннее, чем в реальной жизни (даже с теми, с кем встречаешься лицом к лицу). Особенно это касается молодежи.
Рассуждая таким образом, человек приходит к выводу, что церковь ему не особо нужна, в Бога он может и дома верить.
«А – служение?» - кричим ему вдогонку, - «как же служение? Ведь ты служил в нашей церкви». А он нам в ответ: «а я и без вас могу добрые дела делать… и при этом мне не надо будет все это сопоставлять с вашим церковным бюджетом, спрашивать вашего разрешения, состыковывать свои планы с вашими». Все. Ушел. Вернется ли? Кто знает? А что делать? Теперь надо на членском его осудить как плотского, чтобы другие испугавшись отлучения, задумались прежде, чем уйти – вот именно так чаще всего провожают «бывших членов церкви». Но проблема в том, что такие методы еще больше напрягают думающих людей и побуждают их еще быстрее покинуть церковь. И в церкви остаются лишь те, на кого влияют запугивания, социальный стыд, и прочие небиблейские мотивы.
Что же делать на самом деле? Я считаю, что большинство современных церквей до сих пор не поняли, в какой реальности они живут, насколько виртуальный мир изменил мировоззрение молодого и среднего поколения, насколько поменялись ценности. И в нашем контексте все это произошло все за каких-то 2-3 года. Именно тогда, когда скоростной интернет перестал быть роскошью, и плюс к этому, когда многие люди именно там смогли получить компенсацию своим внутренним комплексам и избавиться от тоски и одиночества, которые «сосут под ложечкой» каждое сердце. Церкви продолжают ставить акцент на «звучание» Слова, на программы, на песенное прославление, на акции и проекты. А людям сегодня больше всего не хватает именно отношений, дружбы, принятия. И люди уходят, и будут уходить.
Чтобы этого не произошло… и преломление, и молитва, и учение, и служение должно сегодня выстраиваться вокруг отношений. Если церковь – это Тело, развивающиеся благодаря взаимоскрепляющим связям, то где эти связи? Даже «малые группы» в большинстве случаев стали либо закрытой сектой (где собираются человек 8-10), которые уже годами ходят друг ко другу в гости, и во-первых никого другого не видят, а во-вторых, так и не знают глубинных переживаний друг друга; либо такие группы имеет разовую проектную направленность. Я не могу понять, почему Бог в последние несколько месяцев посылает мне на моем пути именно «одиноких» людей, которые годами посещают церкви (причем – разные церкви и в разных странах), они даже переходят из церкви в церковь в надежде найти ответ на свой вопрос, думая, что ответ – в программе или проекте. Но, опять разочарование… если они не стали частью клана – одиночество. А мы не можем понять – почему же церкви не растут…? А, если растут, то лишь за счет «рыбы», выловленной в чужом ведре.
После долгих размышлений я убедился, что если за неделю мне никто из моей церкви не позвонил просто узнать, как у меня дела, просто «поболтать», значит я в большой проблеме… значит я поставил себя так, что со мной можно говорить только о делах… значит у меня нет друзей… а, если, я еще и служитель церкви – значит, это состояние передается всей церкви. Значит, церковь будет наполняться лишь временными людьми, которые зашли на пару-тройку лет и потом уйдут (либо в другую церковь, либо вообще – туда, откуда пришли).
Причастие – это понимание своей причастности к Богу, но лишь в контексте других членов этого же Тела, и только тогда это становится таинством. Молитва – это мое общение с Богом, но, если мы молимся вместе о своем сокровенном (а не просто о церковных «делах»), то она становится таинством. Учение апостолов – это не просто набор символов, звуковых файлов; это – бесценный жизненный опыт применения Божественных истин, который может быть познан только в кругу близких, а это и есть таинство. Служение приносит больше плодов лишь тогда, когда оно совершается во имя общей любви людьми, любящими друг друга, а эта любовь и есть таинство.
Мне нужна церковь, не смотря на то, что я давно научился питать себя духовно без проповедей, общаться с Богом без общих молитв, ценить жертву Христа и без символов… единственное, чего я не научился делать – это делать это в одиночестве. Я создан Творцом социальным существом (не смотря на то, что создал Он меня интровертом). Я благоговею перед чашей и хлебом, когда рядом стоят люди, знающие и любящие меня; я прошу, чтобы помолились о моих нуждах, когда я знаю, что я небезразличен этим людям, и я готов с ними вместе идти в бой, потому что их люблю.

Владимир Убейволк, vubeivolc.blogspot.com

Количество просмотров 2004
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна