Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!» (Фёдор Достоевский)

Начальник, получивший урок Царствия Божия

«Если кто не родился свыше, не может увидеть Царствия Божия». (Ин.3:3)

Лотов Д. Р.

В отличие от большинства людей, с которыми общался Спаситель, Никодим принадлежал к верхушке общества. Евангелист сообщает нам, что Никодим был фарисеем, т.е. одним из тех, кто тщательнейшим образом соблюдал все предписания Закона. Причём, когда в данном случае мы говорим о Законе, то подразумеваем не только те установления, которые содержатся в Торе, но и бесчисленные предписания, ставшие следствием её комментирования и толкования. Простой пример. В Торе сказано, что в шабат, день покоя, не должно делать никакой работы. Что есть работа и что не есть работа? Например, завязывание узла есть работа. Тогда надлежит определить, что есть узел. В результате работы мысли, двигавшейся в данном направлении, было определено, что завязывание узла на верёвке есть работа, в то время как завязывание женщиной пояса работой не является. В результате, человек не мог привязать ведро к верёвке, чтобы опустить его в колодец, но женщина могла привязать ведоро к поясу и преспокойно набрать воды. Именно такими тонкостями и занимались фарисеи. Сравните: в Библии установления о субботе занимают несколько стихов, в Мишне 24 главы, а в вавилонском Талмуде (комментарии на Мишну) 156 страниц. И всё это надлежало знать и тщательно соблюдать. Поистине, можно только удивляться тому, что человек, живший в соответствии со всеми этими установлениями, захотел говорить с Иисусом.

Евангелист также сообщает, что Никодим был из начальников иудейских. Это означает, что он был членом Синедриона – верховного суда иудеев, состоявшего из 70 членов. Принадлежность к сообществу фарисеев, в отличие от сообщества мытарей, вовсе не означала состоятельности. Однако, Никодим был весьма состоятелен. Как свидетельствует нам евангелист, именно он принёс состав для помазания тела Иисуса после снятия с креста, причём в таком количестве, которого у бедного быть никак не могло.

Никодим приходит ночью. Это могло быть сделано по двум причинам. Ночь счита-лась лучшим временем для изучения Закона, ибо человека в эти часы ничто не отвлекает. В дневное время Иисус всё время пребывал в общении с людьми, так что вполне возможно, что Никодим посетил Его в ночное время именно для того, чтобы иметь возможность спокойно побеседовать. Вторая причина тоже вполне вероятна: Никодим не хотел афишировать своего визита и пришёл в час, когда его не мог увидеть нежелательный свидетель. О чём же он хотел говорить?

Придя к Иисусу, Никодим прежде всего говорит, что все поражены совершаемыми Иисусом чудесами и знамениями. В ответ на это Иисус говорит, что важны не чудеса и знамения, а такое внутреннее изменение, которое можно было бы назвать новым рождением, рождением свыше. Никодим не понимает Его, т.к. слово, переведенное как «свыше», имеет несколько значений: свыше (т.е. от Бога), радикально (коренным образом), снова (во второй раз). Нико-дим понимает сказанное Иисусом именно в этом последнем значении, причём буквально. Между тем, Иисус имеет в виду настолько основательное изменение, что его можно приравнять к перерождению, причём таковое совершается благодаря силе Божией (именно поэтому «свыше»).

Понятие о рождении свыше, возрождении проходит через весь Новый Завет. Пётр говорит о великой милости Божией, возродившей нас (1 Петра 1, 3); Иаков говорит о том, что Бог родил нас словом истины (Иак. 1,18). Павел говорит о тех, которые недавно приобщились христианской веры, как о младенцах во Христе (1 Кор. 3,1-2). Надо сказать, что эта концепция не была чем-то принципиально новым. Понятие возрождения было хорошо известно и до Христа. Когда человек из другой веры обращался в иудаизм - а это сопровождалось молитвой, жертвоприношением и омовением - на него смотрели как на возрождённого. Перемена в новообращённом представлялась столь радикальной, что все совершённые прежде грехи более не вменялись в вину - считалось, что теперь это другой человек. Настолько другой, что теоретически мог жениться на своей матери или сестре, потому что стал совершенно новым человеком, все прежние связи которого разрушены и уничтожены. В греческом мышлении идея духовного возрождения также присутствовала. Она находила практическое выражение в мистериях. Прошедший через них становился не просто посвящённым, но «вторично рождённым». Таким образом, древний мир знал о возрождении и обновлении.

Что такое возрождённый человек в христианстве? Это человек, доверившийся Богу, Христу, изменивший ориентацию своего сознания, принявший ценности Царства Божия и т.д. Причём абсолютное доверие Христу, вера, играет здесь определяющую роль. Ведь именно сию веру Господь вменяет нам в праведность, и именно её наличие становится знаком возрождения. Произошедший в сознании переворот делает нас способными к последованию за Иисусом, каковое в свою очередь открывает для нас доступ в Царство Божие и жизнь будущего века.

В ответ на реплику Никодима, понявшего слова о возрождении в значении повторного физического рождения, Иисус говорит о его духовной сущности, о рождении от воды и Духа, т.е. о том, что происходит в Таинстве Крещения. Вода очищает, Дух наполняет Божьей силой. Очищение вместе с Божьей силой дают возможность жить совершенно иначе, чем до сих пор и совершить то, что мы никогда не смогли бы совершить своими силами. И это относится в первую очередь не к сотворению чудес, а к повседневной жизни в воле Христовой. Рождённое от плоти есть плоть. Человек сам по себе плоть, и его сила ограничена тем, что может делать плоть. Рождённый от Духа становится способным на намного большее, ибо для Божественной силы нет переделов.

Есть два типа непонимания. Непонимание человека, ещё не достигшего соответствующего уровня знаний и опыта и непонимание человека, который не хочет понимать. Какое непонимание было в данном случае у Никодима, сказать трудно. Скорее всего, всё-таки первое, потому что Иисус, видевший людей насквозь, считает необходимым дать разъяснения. Спаситель не случайно называет Никодима учителем Израилевым. Это указание на то, что Никодим должен был хорошо знать Писание, а в Ветхом Завете есть места, говорящие о новом рождении или о возрождении. Например, пророк Иезекииль говорит: «Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; зачем вам умирать, дом Израилев?» (Иез. 18,31). Далее. Никодим говорит, что не понимает, как это может быть. Иисус говорит, что человек не может знать, как именно действует Дух, но он может видеть результаты Его действия. Я не знаю, как именно действует компьютер или каким образом по факсу можно передать изображение из Москвы хоть в Америку, хоть в Китай, но я вижу результат этого действия и могу воспользоваться возможностями, которые предоставляются этой техникой.

Таким образом, Иисус показывает, что обсуждаемый вопрос не теоретический, но весьма практический. Любителей потеоретизировать немало и сегодня – их можно увидеть на любой церковной конференции, где они сидят в дискуссионных группах, обсуждая христианские истины. Но надо не обсуждать их, а проникаться заключённой в них силой и реализовывать их в повседневности – именно для этого они и предназначены. Дискуссии же в значительном большинстве случаев бесполезны, потому что сводятся к «препарированию» Христа: что Он хотел сказать, что Он не хотел сказать, что Он имел в виду, что не имел и что не мог иметь. Но искупление, принесённое Им, есть великая тайна, которую надо не препарировать, а принимать как дар Божий, пользуясь теми возможностями, которые она открывает. Иисус говорит Никодиму, что тот не понял даже простых аналогий. И если он не может понять простого, как поймёт более сложное?

Далее Иисус говорит пророчество о своей крестной смерти через которую верующие получают спасение. (Ин.3:14-15).

Здесь мы видим ссылку на Книгу Чисел, гл.21, 4-9. Бог, решивший наказать народ Израиля за его неверие и сожаление о выходе из Египта, наслал ядовитых змеев, укус которых был смертельным. Народ раскаялся и взмолился о пощаде. Тогда Бог повелел Моисею сделать медного змея и выставить его в середине стана с тем, чтобы всякий, если его ужалит змея, мог взглянуть на этого медного змея и остаться живым. Этот змей впоследствии хранился в Храме и был уничтожен несколько столетий спустя, в царствование благочестивого царя Езекии, т.к. народ сделал из него идола и поклонялся ему. Иисус использует эту историю в качестве аналогии, указывая на смысл Своего служения. Медный змей обращал мысли людей к Богу и властью Бога, в Которого они верили, они получали исцеление. Так же на столбе был вознесен Иисус, чтобы посмотревший на Него и уверовавший в Него получил избавление от смерти. Кстати, слово «вознесён» может обозначать не только вознесение на крест, но и вознесение к славе. Эти два вознесения неразрывно связаны, т.к. без первого нет второго. И в этом смысле двойное значение слова «вознесение» чрезвычайно актуально для нас. Без несения креста нет и венца победы.

Здесь же вновь звучит важнейшее утверждение о том, что спасающей силой обладает именно вера во Христа, т.е. вера в то, что Бог действительно таков, каким Иисус представляет Его нам, т.е. не надсмотрщик, безжалостно наказывающий за любую провинность, но Отец и притом любящий. Это вера в то, что Иисус действительно исшёл от Бога и всё сказанное Им есть Истина. Такая вера ведёт к повиновению в доверии.

Далее. Жизнь вечная. Что это такое? Не просто жизнь вне временных пределов, но жизнь в определённом качестве, т.е. жизнь в Царстве Божием, в Боге, в полном единстве с Ним. Жизнь вечная является сущностью будущего времени, однако к ней можно приобщиться уже сейчас, ибо Иисус открывает нам путь для примирения с Богом. Тем самым уже сегодня мы можем обрести мир с Богом и получить свободу от страха неуверенности в будущем, страха смерти, страха перед земными властителями и многое другое.

Наверное, завершая свою беседу с Никодимом, Иисус передает через него человечеству великую, спасающую истину: «Ибо так возлюбил Бог мир , что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин. 3.16)

Этот стих называют «золотым стихом Библии». В нём, несмотря на краткость, содержатся важнейшие истины.

1. Инициатива спасения исходит от Бога. Нет необходимости умилостивлять злого Бога. Иисус не сделал ничего такого, что изменило бы отношение Бога к людям, обратив гнев в милость. Инициатива принадлежала Богу и нисшествие Христа в мир есть следствие Божьей любви, а не причина таковой.

2. Главное свойство Бога - любовь. Именно поэтому Он действует в наших интересах, причём действует не как суровый хозяин, третирующий своих слуг до состояния парализующего страха, чтобы внушить им раболепие. Он действует как отец, желающий возвращения в дом заблудших детей и радующийся их возвращению.

3. Бог любит весь мир: не какой-то отдельный народ, или отдельных людей, но мир в целом. В том числе даже тех, кто не знает Его или отвергает. Нет человека, у которого изначально, изволением Божиим, была бы отнята возможность спасения. Поэтому говорить о какой-либо изначальной предопределённости к спасению или проклятию не приходится.



Газета Протестант.ру


Количество просмотров 1189
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна