Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Новый Завет является величайшей книгой теперь и в будущем для всего мира». (Чарльз Диккенс)

Применима ли к теще 5 заповедь?

В моей семье ты - вне закона

Не так давно мне задали вопрос, к которому я был не готов: "Применима ли к теще пятая заповедь, где говорится о почитании отца и матери?"

В самом вопросе я усмотрел больше утвердительных, чем вопросительных ноток. И поэтому, повинуясь подсознательно инстинкту зятя, не воспринял его серьезно, а засмеялся как очередной "удачной" шутке. Но через несколько секунд до меня стало доходить, что ни выражение лица моего собеседника, ни его тон не подразумевали юмора. Это его библейская позиция! Но это был еще не конец. Главный библейский постулат собеседника ждал меня впереди.

У Василия Шукшина есть рассказ. В нем повествуется о том, как у одного зятя произошел обычный бытовой конфликт с тещей. А она подала на него в суд и чуть не посадила на несколько лет в тюрьму. У украинского писателя Зощенко есть нечто похожее в миниатюрах "Вам и не снилось". В рассказах, конечно, ситуация доведена до абсурда, описаны моменты из ряда вон выходящие. Но эти конфликты всем знакомы: зятья и тещи, невестки и свекрови часто не могут найти общий язык, постоянно ссорятся друг с другом. И мы, к сожалению, видим очень мало семей, где перечисленные герои жили бы мирно. И поэтому многим зятьям хочется иной раз, как герою фильма "Берегись автомобиля", воскликнуть: "Жениться надо на сироте!"



Когда возникает конфликт?

"Нет дыма без огня", - говорит народная пословица. Тесть и зять, хоть и оба мужчины, редко соперничают между собой. Напротив, отец относится к зятю с благодарностью за то, что тот сделал его дочь счастливой. Но чувство благодарности возникает, конечно, только если молодой муж этого и впрямь заслуживает. К пьющему бездельнику и распутнику тесть вряд ли проникнется уважением. Но наш разговор - о христианских семьянинах, которых, как хотелось бы верить, большинство.

Чаще всего напряженность может возникнуть между зятем и тещей, потому что любая мать, мечтая о будущем муже для дочери, представляет себе как минимум короля на белом коне. О принцах мечтают их дочери. А у реальных людей, разумеется, всегда есть недостатки. Но возникающие между двумя этими людьми конфликты, как правило, решаются мирно. Ведь любая заботливая мать, сильно переживающая за дочь, боится, что у нее возникнут семейные проблемы и дело дойдет до развода. Поэтому она старается создать для зятя максимально комфортные условия, помогает дочери по дому, готовит, убирается, стирает.

Настоящая вражда между тещей и зятем чаще всего возникает в том случае, если мать жены не имеет собственного супруга. Тогда теща может расценить семью дочери как свою собственную, возложив на молодых обязанности, которые, по идее, должен выполнять ее мужчина. Если дети не будут уделять маме должного внимания, она начнет применять различные методы давления на них, может даже всерьез заболеть, рассчитывая на заботу со стороны близких. Поэтому тещиной жизнью нужно обязательно интересоваться, она должна понимать, что нужна и своей дочери, и ее мужу.

Есть еще одна причина конфликтов тещи и зятя: излишняя болтливость дочери. Не стоит, вдаваясь во все подробности, рассказывать маме о конфликтах с мужем. В итоге получится, что мать, желая защитить дочь, начнет разбираться с зятем, а в результате останется виноватой.

В чем же причина извечного конфликта между тещей и зятем или между свекровью и невесткой?

Во-первых, ревность. Одного и того же человека любят двое, но по-разному. Мать никак не хочет отпустить от себя любимое чадо, понять, что ребенок уже вырос и, по естественному ходу вещей, имеет право иметь семью и, кроме матери, любить кого-то еще. И это вовсе не означает, что дочь перестала любить свою мать.

Во-вторых, столкновение двух поколений: отцов (матерей) и детей. Само собой, старшее поколение считает себя людьми более опытными, мудрыми, имеющими право давать советы и вмешиваться в жизнь молодых. Молодежи все это не нравится. У них своя жизнь и свой взгляд на вещи. Они считают точку зрения "стариков" старомодной, а их опыт - устаревшим.

Можно назвать еще и третью причину конфликта: предубеждение, когда мы находимся под влиянием фольклора "про злобных тещей и зятьев". Или, видя печальный опыт друзей и родственников, начинаем относиться друг к другу изначально не по-доброму.

Вот самые распространенные модели семейной консультации, которые предложат вам современные психологи.



Что общего между Геббельсом,

друзьями Иова и

интернет-психологами?
Мне бы не хотелось исследовать это тему в лучших традициях тоталитарной пропаганды, где четко и ясно обусловлен враг и жертва. В свое время Пауль Йозеф Геббельс, журналист по образованию, а с 1933 по 45 гг. - министр пропаганды Германии, настолько ловко и искусно манипулировал информацией и общественным мнением, что вскоре люди перестали различать правду и ложь. Событие подавалось в том свете, в котором его нужно было подать для достижения необходимого эффекта. То же в свое время делали и друзья страдальца Иова, пытаясь комментировать жизнь мученика, невзирая на истину и ловко управляя фактами.

Современный подход к анализу и решению семейных конфликтов строится на двух ключевых аргументах, придуманных современными психологами. Первый - это рациональный аргумент. С его помощью молодежь пытаются убедить в том, что использовать опыт жизни стариков очень мудро и логично. А родителям говорят, что нет ничего лучше, как детям предоставить возможность самостоятельно строить свою судьбу. Это логично и рационально - вот главный лозунг теории. И он вроде бы не плох.

Второй метод апеллирует к якобы библейскому принципу отдаления детей от родителей. Выходит так: раз мы не смогли договориться, то лучше нам разойтись. Родители живут сами по себе, а молодые - иначе.

Есть еще третий вариант. Он является радикальным симбиозом первых двух, когда молодое и зрелое поколение ведет затяжную борьбу, которая длится годами. Здесь слова "мама" и "папа" заменены на "теща" и "свекровь", а они уже зло само по себе, в принципе и по умолчанию. Ну, а невестка и зять - пришлое несчастье, разрушившее идиллию и традиции семьи.

Три замечательных метода, придуманные изворотливым человеческим умом, так и не сумели решить проблемы, которая и сейчас для многих семей стала их собственной маленькой трагедией. А некоторые семьи, натолкнувшись на нее, словно на подводный риф, перестали существовать. "Все люди лжецы", - повторил слова греческого философа Эпименида популярный ныне персонаж сериала "Доктор Хаус".

Мы сами придумываем себе причины духовных болезней и, словно друзья Иова, лечим несуществующий недуг. Логика никогда не заставит нас полюбить того, к кому мы питаем неприязнь, как бы рационально нам не доказывали благо мирного сосуществования. Жить отдельно друг от друга - это не что иное, как побег от проблемы, которая, как от нее не прячься, продолжает существовать. Даже если мы, подобно нацистской и советской пропаганде, ярлыками и штампами разделим мир на высшую расу и низшую, на буржуазию и пролетариат, мы всего лишь заменим истину понятиями и определениями, подадим конфликт в выгодном для нас свете, но при этом мы лжем сами себе. Наша проблема в том, что мы перестали называть вещи своим именами. И поэтому причину извечного конфликта между тещей и зятем я вижу, как ни странно, в нарушении пятой заповеди.



Истины, которым стоит верить

Существует мнение, что мать жены или мужа - мне не мать, а отец - не отец. По крайней мере, в том смысле, в котором я применяю это слова к своим родителям. Но давайте вернемся к моему собеседнику. Когда я его спросил, почему они с женой переехали на другую квартиру и не стали жить с тестем и тещей, он выдал мне свой главный богословский козырь, заявив, что само Писание учит: "Оставит человек отца и мать...".

И мне стало непонятно, почему, когда надо их оставить, они были еще отец и мать, а вот когда пришло время их слушать, они перестали ими быть. Получается, что положение мать, отец, сын и дочь - это статус, который можно потерять при определенных условиях. Сын остается сыном только при соблюдении неких условий, равно как и отец может утратить это положение при вышеупомянутых изменениях в положении детей. Совсем как в Советском Союзе, когда маленький мальчик Павлик Морозов отказался от своего отца ради светлого коммунистического будущего.

Немного напоминает пафосные сериалы, когда старик кричит растерянному молодому человеку: "Теперь у меня нет сына!"

Говоря о пятой заповеди, где написано о почитании отца и матери, я хотел бы привести выдержку из катехизиса, которую, по моему мнению, мой собеседник должен был заметить. Там понимание слов "родители" и "власть" синонимичны и неразделимы. "Кто подразумевается под "отцом" и "матерью" в пятой заповеди? Под отцом и матерью подразумеваются не только земные родители, но и все старшие по возрасту и дарованиям; а особенно те, кто по постановлению Божьему находится выше нас, занимая должность власти, будь то в семье, церкви и государстве. Какая основная идея пятой заповеди? Основная идея пятой заповеди - это исполнение тех обязанностей, которыми мы взаимно связаны в различных отношениях, как высшие, низшие и равные по положению". Апостол Павел, наставляя ефескую церковь, пишет: "Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле" (Еф.6:1-3).

Писание нигде не указывает, что младшие должны почитать только тех старших, кто находится в непосредственном родстве с ними. Напротив, мы читаем замечательную историю о Руфи, которая произнесла слова, сделавшие ее легендой и увековечили ее смирение на станицах Священного Писания: "[Ноеминь] сказала [Руфи]: вот, невестка твоя возвратилась к народу своему и к своим богам; возвратись и ты вслед за невесткою твоею. Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог - моим Богом" (Руф.1:15-16).

Родителей мы не выбираем. Это довольно банальная фраза, но это непреложная истина: они даются нам от Бога. Кто-то родился в семье, где отец и мать были "правилом веры и образом кротости" для своих детей, и примером своей жизни и заботливым воспитанием смогли очень многое дать своим чадам. А у кого-то семейная ситуация была совершенно иной. Почему так произошло - это тайна промысла Божия, и роптать на это так же бессмысленно, как жаловаться на то, что мы родились в этой стране, а не в какой-нибудь другой, что у нас серые глаза и русые волосы, а не какие-либо другие. Это данность. Но у нас у всех есть заповедь: "Чти отца твоего и матерь твою", и человеку, исполняющему эту заповедь о любви и почитании родителей, Бог обещает даже здесь, в земной жизни, благословение и многолетие.

Почему слово Божие придает такое значение почитанию родителей? Потому что, почитая родителей, мы учимся любви и почитанию Самого Бога. Ведь мы все, в первую очередь, - чада Божии, и даже преемственно через наших родителей и всех предков восходим к Отцу нашему Небесному. В Евангелии от Луки приводится родословие Спасителя, перечисляются все его предки по плоти. И заканчивается эта родословная словами: "Адамов, Божий" (Лк. 3:38). Так же род каждого человека начинается с Адама, который не имел отца, кроме Бога.

И поэтому через родителей мы связаны со всеми поколениями наших предков, живущих до нас. Совершенно необязательно делать и выполнять все, что они советуют нам - все-таки мы уже сами давно взрослые люди. Но прислушиваться к их словам, безусловно, необходимо. Почтение к родителям и к их чувствам, в принципе, является залогом крепкой семьи и долголетия. Родители, которые почувствуют доброе искреннее отношение к себе, вряд ли будут провоцировать серьезные конфликты (это только безумные гении детских комиксов делают зло просто так, ради забавы), а маленькие капризы им всегда можно простить.



Подводя итог

"И вы, отцы, не раздражайте детей ваших" (Еф. 6: 4), - говорит родителям апостол Павел. Что раздражает взрослых детей? Опека, докучливые советы, вмешательство в их личную жизнь. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваши отношения с детьми были хорошими, дружескими, всего этого необходимо избегать. Время воспитания закончилось. Дети выросли. И ваше вмешательство возможно только в самых крайних случаях. Лучше уменьшить давление - и усилить молитву. Ведь они могут протестовать вовсе не против того, что нужно любить своих стариков, а от чрезмерной материнской или отцовской опеки. Но никто не протестует против молитвы.



Ростислав БАБЕНКО (Харьков, Украина)

Количество просмотров 2903
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна