Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Если бы Бог время от времени не «укладывал нас на лопатки», нам некогда было бы посмотреть на небо». (Блез Паскаль)

Почему люди становятся жертвами лжеучителей?

Однажды мне позвонил один мой знакомый, который долгое время был приверженцем известного международного культа. Он занимал руководящие позиции в своем собрании и был убежден в своей правоте. Поэтому я удивился, когда он сказал мне, что принял решение выйти из этой организации. Поначалу я подумал, что свет библейской истины проник в его сердце, и с радостью принял его предложение о встрече. Однако на этой встрече оказалось, что он больше не верит в Библию и представленного в ней Бога. Во время нашего разговора с ним и его женой их посетила знакомая, которая тоже долгое время была в этой организации, а потом покинула ее. После разговора с ними, увидев их состояние, я понял, что они, фактически, были огорчены на Бога за то, что Он позволил им быть вовлеченными в этот культ и потратить на него лучшие годы своей жизни. Теперь же они не хотели связываться ни с какой религиозной организацией и говорили о том, чтобы "просто быть хорошими людьми". После этого разговора я и решил рассмотреть то, что говорит по этому поводу Библия и как она отвечает на вопрос "Почему люди становятся жертвами лжеучителей?"



Предупреждение о лжеучителях






Лжеучители - не какое-то неожиданное явление в жизни христиан. Господь Иисус предсказал, что общины верующих в Него неоднократно будут подвержены атакам лжепророков. И эти атаки не будут бесплодными, поскольку лжепророки, по словам Иисуса, многих прельстят (Мтф. 24:11).

Когда апостол Павел прощался с пресвитерами из Эфеса, он предупреждал, что после его ухода в эту церковь придут "лютые волки, не щадящие стада". Более того, он говорит, что из них самих "восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою" (Деян. 20:30).

Апостол Петр также предупреждает верующих, что среди них появятся лжеучители, и говорит, что "многие последуют их разврату" (2Пет. 2:2).

Исходя из тех образов, при помощи которых апостолы Павел, Петр, и Иуда описывают лжеучителей, можно сделать вывод о характере этих людей и их судьбе. Подобно "лютым волкам", попавшим в овечье стадо, лжеучители не интересуются овцами самого стада. Их интересует только удовлетворение своих потребностей. Они не видят ничего плохого в обмане. Более того, они наслаждаются тем, что обманывают других. Они - рабы своих желаний, и их это устраивает. Подобно тучам без дождя, источникам без воды и сухим деревьям, они не способны приносить плоды, угодные Богу. Подобно кометам, которые появляются в ночном небе лишь для того, чтобы вспыхнуть и погаснуть, лжеучители Однажды мне позвонил один мой знакомый, который долгое время был приверженцем известного международного культа. Он занимал руководящие позиции в своем собрании и был убежден в своей правоте. Поэтому я удивился, когда он сказал мне, что принял решение выйти из этой организации. Поначалу я подумал, что свет библейской истины проник в его сердце, и с радостью принял его предложение о встрече. Однако на этой встрече оказалось, что он больше не верит в Библию и представленного в ней Бога. Во время нашего разговора с ним и его женой их посетила знакомая, которая тоже долгое время была в этой организации, а потом покинула ее. После разговора с ними, увидев их состояние, я понял, что они, фактически, были огорчены на Бога за то, что Он позволил им быть вовлеченными в этот культ и потратить на него лучшие годы своей жизни. Теперь же они не хотели связываться ни с какой религиозной организацией и говорили о том, чтобы "просто быть хорошими людьми". После этого разговора я и решил рассмотреть то, что говорит по этому поводу Библия и как она отвечает на вопрос "Почем

Лжеучители - не какое-то неожиданное явление в жизни христиан. Господь Иисус предсказал, что общины верующих в Него неоднократно будут подвержены атакам лжепророков. И эти атаки не будут бесплодными, поскольку лжепророки, по словам Иисуса, многих прельстят (Мтф. 24:11).

Когда апостол Павел прощался с пресвитерами из Эфеса, он предупреждал, что после его ухода в эту церковь придут "лютые волки, не щадящие стада". Более того, он говорит, что из них самих "восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою" (Деян. 20:30).

Апостол Петр также предупреждает верующих, что среди них появятся лжеучители, и говорит, что "многие последуют их разврату" (2Пет. 2:2).

Исходя из тех образов, при помощи которых апостолы Павел, Петр, и Иуда описывают лжеучителей, можно сделать вывод о характере этих людей и их судьбе. Подобно "лютым волкам", попавшим в овечье стадо, лжеучители не интересуются овцами самого стада. Их интересует только удовлетворение своих потребностей. Они не видят ничего плохого в обмане. Более того, они

совершают свое дело, после чего их ожидает мрак вечной тьмы. И те, кто последовали за ними, разделят их судьбу, поскольку они, подобно своим учителям, искажают Писание "к собственной погибели" (2Пет. 3:16).

Почему же люди становятся жертвами лжеучителей? Почему они следуют за ними? Я думаю, что мы сможем ответить на этот вопрос, если рассмотрим, что говорит Библия о том, кого и чем увлекают лжеучители.



Кого увлекают лжеучители и чем



Апостолам Иуде, Павлу, Иоанну и Петру пришлось иметь дело с зарождающимся учением, которое получило свое полное развитие только во II веке н. э. Это учение стало известно как гностицизм, а последователей этого учения называли гностиками. Такое название происходит от греческого слова, означающего "знание", и говорит о том, что стояло в центре этого учения, представлявшее собой смесь греческой философии с христианством и восточными религиями.

Учителя-гностики обещали передать своим последователям некое спасительное знание, обладатели которого будут единственными, кто сможет спастись. Несмотря на то, что детали этого учения разнились в зависимости от учителя, в его основе лежало непримиримое противоречие между материальным и духовным. Бог считался абсолютным благим духом, и поэтому он, по представлению гностиков, не мог сотворить материальный тленный мир. Этот мир был сотворен другим, злым богом, которого гностики отождествляли с Богом Ветхого Завета. Всякий человек, по этому учению, являлся частицей благого бога, которая была заключена в узы тела. Человек не понимает, кто он на самом деле, и поэтому от благого бога пришел Иисус, миссией которого было разбудить в человеке эту божественную искру своим учением. Поняв свое подлинное происхождение и свою причастность к божеству, человек начинает путь возвращения в свой "истинный дом" посредством приобретения особого знания и различных практик. Естественно, что в этом учении воплощение, смерть Иисуса на кресте за грехи и Его воскресение были просто не нужны. Ведь его задачей было лишь принести людям особое знание. Второе Пришествие Христа в этой системе тоже было лишним: ведь Христос уже принес истинное знание и возвращаться ему незачем. Поистине, эти люди "отвергались искупившего их Господа" (2Пет. 2:1).

Понятие греха гностики относили на счет незнания человека и его материального тела. При этом их этические представления развивались, опять же, в зависимости от учителя, в двух, совершенно различных, направлениях. Некоторые учили строжайшему аскетизму, преодолению влияния греховной материи, тогда как другие, наоборот, учили, что грех никак не затронет божественного духа, и, тем самым, поощряли любые формы плотских утех.

Очень часто такие учителя возникали в самой общине верующих, и реже они увлекали верующих, приходя извне.

Так кого же и чем увлекали лжеучители во времена апостолов?

Людям, которые следовали за ними, можно дать две характеристики: во-первых, эти люди были незрелы в вере, а во-вторых, они - рабы своих желаний.



Людей незрелых, не наученных лжеучители увлекали обещанием особого знания



Большую часть своего второго послания апостол Петр посвятил описанию лжеучителей своего времени. Он говорит, что эти учителя "прельщают неутвержденные души" (2:14). Слова, которые здесь употребляет апостол Петр, означают, что эти лжеучители использовали нечто в качестве наживки, чтобы поймать нетвердых людей, как ловят в ловушку животных или птиц, или как ловят на крючок рыбу. Что же в качестве такой наживки использовали лжеучители?

Прежде всего они обещали своим слушателям "свободу" (2 Пет. 2:19) для совершения всего, что желают их сердца (ср. 2 Пет. 2:18), свободу, которая приходит через преподаваемое ими знание. И здесь легко замета аналогия с тем, что произошло в Эдемском саду. Дьявол говорил с Евой о запрещенных плодах дерева познания добра и зла, которые дают знание, после чего она "увидела... что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел" (Быт. 3:6). Так же, как дьявол использовал в качестве приманки знание, лжеучители обещали "освобождающее" знание неутвержденным в христианской вере людям. Так же, как и их учителя, эти люди начинают искажать Священные Писания в угоду своим желаниям, но к собственной погибели, как говорит дальше апостол Петр (2 Пет. 3:16).

К сожалению, люди не извлекли уроков из истории: подобное можно встретить и сегодня.

Однажды я ехал со своими друзьями в переполненном киевском трамвае на воскресное богослужение. Мы были студентами Библейского института и негромко обсуждали какой-то спорный богословский вопрос. Для того чтобы закончить спор, я сказал, что приедет уважаемый нами преподаватель, он нас и рассудит. Стоящий рядом мужчина средних лет вдруг вступил в разговор с нами со словами: "Только Бог нас рассудит!" С этим трудно было не согласиться. Тогда он сделал еще несколько замечаний, с которыми согласился бы любой консервативный евангельский христианин. Затем он начал говорить, что едет на крещение (а была зима), которое на Днепре будет совершать "отец Александр". Я подумал, что этот мужчина - православный и, кажется, спросил его об этом. Он сказал, что раньше посещал общину адвентистов седьмого дня, откуда его выгнали за то, что он "начал проповедовать свободную любовь". После этих слов у меня было ощущение, как будто на меня, в этот морозный день, вылили ведро ледяной воды. Думаю, у моих попутчиков были такие же чувства. Нисколько не смущаясь, этот человек начал теперь уже рассказывать о том, что Библия полна сексуальной тематики, и стал приводить настолько пошлые толкования некоторых хорошо знакомых христианам мест, что мне не хочется эти толкования даже вспоминать. Благо, ехать вместе нам пришлось недолго. Однако, когда этот человек увидел, что мы выходим, он стал исступленно убеждать нас следовать подобному пониманию Библии. Позже я узнал о существовании такой религиозной группы, как "Семья" или "Дети Бога", в которой можно было встретиться с подобной практикой и к которой, по-видимому, теперь принадлежал этот человек. Я благодарю Бога за то, что я и другие студенты были достаточно утверждены в христианском учении, чтобы увидеть ложь в его словах. Но я сочувствую тем людям, которым еще довелось с ним встретиться, особенно если они были нетверды в вере.

Итак, потенциальная добыча лжеучителей - это люди, которые не утверждены в христианской вере. И у этого факта есть негативное следствие: этих людей характеризует также любопытство в отношении различных учений. С тем же интересом и рвением, с которым они могли исследовать христианское учение, вскоре они могут интересоваться доктринами какой-нибудь религиозной группы или культа. Другими словами, эти люди открыты для разных новых учений. Такие люди часто не могут присоединиться к какой-то определенной церковной общине и посещают то одно, то другое, то третье собрание. Они прислушиваются к проповеднику нового учения, потому что не уверены в истинности преподанного им слова, основанного на апостольской проповеди и Писаниях. Они могут быть похожи на жителей Афин, о которых в книге Деяний сказано, что они "ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое" (17:21). Или они могут быть похожи на тех людей, которые внимали Симону-волхву (Деян. 8:10), считая его "великой силой Божьей".

В любом случае любопытство к лжеучению им дорого стоило: они уходили от истинного Бога и Его Слова, наполняли свои души и умы ложью. Так они проигрывали битву за свою душу и разделяли судьбу своих учителей. Поэтому апостолы предупреждали, чтобы верующие "не были... младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения" (Еф. 4:14).

Учению гностиков о тайном знании апостол Петр противопоставляет возрастание "в благодати и познании Господа Иисуса Христа" (2Пет. 3:18). Автор послания к Евреям убеждает своих читателей не увлекаться "учениями различными и чуждыми" (Евр. 13:9). И своего ученика Тимофея апостол Павел предупреждает о том, что "в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским" (1Тим. 4:1-2).

Таким образом, жертвами лжеучителей становятся, прежде всего, люди неутвержденные в вере и открытые для всякого рода учений. И лжеучители увлекают их обещанием особого знания.

Я не хочу сказать, что нельзя исследовать противоречащие Библии учения, чтобы противостоять им. Однако, по моему убеждению, такое исследование имеет смысл только в том случае, когда мы заботимся о спасении чьей-то души, а не просто хотим доказать кому-то свою правоту или интеллектуальное превосходство.



Лжеучителя увлекают обещанием удовлетворения их желаний



Другая характеристика людей, которых увлекали лжеучители, заключается в том, что они сами выбирали себе учителей, которые говорили бы им приятные, желаемые для них вещи. Таких людей лжеучители привлекали обещанием удовлетворения их желаний. "Ибо будет время, - говорит апостол Павел, - когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням" (2Тим. 4:3-4).

В этих словах обращает на себя внимание критерий, по которому эти люди выбирали себе учителей: это были их собственные прихоти. Слово, которое здесь употребил апостол Павел, очень часто переводится в русской Библии как "похоть". Обычно это слово ассоциируется с низким и аморальным поведением. И, безусловно, его употребление в Писании часто несет такую смысловую нагрузку. Однако, как замечают исследователи, это слово не всегда имеет подобную характеристику. В негативном смысле оно может означать любое сильное желание, которое не находится в согласии с волей Божьей. Похоже, что именно о таких людях говорил Иисус, что их сердца подобны тернистой почве, на которую падает Его слово. "Посеянное в тернии, - говорит Иисус, - означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода" (Мрк 4:18-19). Иисус говорит здесь о разных заботах века сего, обольщении богатством и других желаниях. И "пожелания" в этом месте Писания - это то же слово, которое мы рассматриваем как слово "похоть" или "прихоть".

Итак, эти люди выбирали себе учителей, которые говорили им то, что они хотели слышать, то, что было созвучно с их собственными желаниями, но противоречило желаниям Бога. Проповедник Пол Уошер дал такое определение лжеучителям: "Лжеучители - это суд Божий на тех, кто желает того же, чего желают они; и это не Бог". То есть люди, попавшие в сети лжеучителей, искали не Бога, а удовлетворения своих желаний, причем простых, земных желаний.

Лжеучители знают, чего хотят эти люди, потому что сами они желают того же самого. И это не связано с Богом. Это связано с "заботами века сего, обольщением богатством и другими пожеланиями". Апостол Павел предупреждал римских христиан: "Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его" (Рим. 6:12). Но эти люди позволили греху царствовать в их жизни, их теле и подчинились ему. Когда-то они, по словам апостола Петра, "избегли скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа" (2Пет. 2:20). Но в какой-то момент они решили поменять Господа Иисуса Христа на другого господина – это их собственное желание. И одни стали учителями, а другие - слушателями. Однако и у тех, и у других один господин: "свои прихоти".

Апостол Петр говорит, что лжеучители увлекали своих жертв "льстивыми словами" (2Пет. 2:3). Слово, переведенное здесь как "льстивые", означает нечто искусственное, фальшивое. Это слово употребляли, когда говорили о поддельных документах или фальшивых договорах. То есть лжеучители пользовались христианской лексикой, но эти слова не отражали апостольского учения. Описывая отступников от апостольского учения, апостол Павел говорит о тех, кто имеет вид благочестия, но отрекся его силы. Затем он продолжает: "К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины" (2Тим. 3:5-6). В те времена женщины занимались в основном домашним хозяйством. У них было много свободного времени для того, чтобы слушать проповеди и посещать собрания христиан. Однако женщины часто становились и жертвами лжеучителей. Вероятно, в силу своей природы, большей внушаемости, незрелости и праздной жизни эти женщины попадали в ту западню, которую устраивали лжеучители. И, конечно, лжеучителей интересовали в первую очередь состоятельные женщины.

Епископ Ириней Лионский, живший во II веке, приводит пример подобного лжеучителя своего времени по имени Марк. Ириней рассказывает о нем так: "Он всего более имеет дело с женщинами, и притом с щеголеватыми, одевающимися в багряницу, и самыми богатыми, которых часто старается увлечь, льстиво говоря им: "Хочу преподать тебе моей Благодати, потому что Отец всего всегда видит ангела твоего пред лицом Своим... Прими сперва от меня и чрез меня Благодать... открой уста твои и пророчествуй". Когда же женщина отвечала: "Никогда я не пророчествовала и не умела пророчествовать", тогда он, во второй раз, делая какие-то призывания, к поражению обманываемой, говорит ей: "Открой уста свои и говори что бы то ни было, и ты будешь пророчествовать". А женщина, разгоревшись душою от ожидания того, что сама будет пророчествовать, при усиленном более надлежащего сердцебиении отваживается говорить. И говорит вздор, а все, что случится, пусто и дерзко. И с тех пор почитает себя пророчицею и благодарит Марка, давшего ей от своей Благодати, и старается отплатить ему не только даянием имущества (отчего он и собрал большое имение), но и телесным общением, желая во всем иметь единение с ним, чтобы составить одно с ним" (Против ересей, 1.13.3).

По всей видимости, такие учителя не были редкостью и во времена апостола Павла. Используя христианскую лексику, они старались дать людям то, чего эти люди хотели, и взамен получить то, чего хотели сами лжеучители. Они обещали им исполнение их желаний, и эти люди с радостью становились благодарными слушателями.

Нетрудно догадаться, что людей, не знающих Бога, лжеучители увлекают тем же: обещанием знания и удовлетворения своих желаний. Апостол Павел говорит о приходе антихриста, "которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду" (2Фес. 2:9-12). Из этих слов видно, что такие люди возлюбили неправду, то есть грех, не веровали истине и не приняли ее любви для своего спасения. Бог наказывает этих людей тем, что отдает их на волю собственных желаний и прихотей. Бог хочет, чтобы все люди спаслись, но, отвергнув Божью истину, эти люди вместе с этим отвергли и возможность своего спасения.

Итак, жертвами лжеучителей становятся люди незрелые в вере, которые ищут не Бога, а удовлетворения своих прихотей.



Как же не стать жертвой лжеучителей?



Апостол Иуда, который посвятил свое краткое послание тому, чтобы уберечь верующих от лжеучителей, заканчивает его так: "А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни" (Иуд. 1:20-21). Апостол учит, что для того, чтобы не стать жертвой лжеучителей, нужно быть ближе к Богу и пребывать в общении с Ним:

"Назидать себя на святейшей вере", т. е. исследовать свою веру, преподанную в Писании;

"Молиться Духом Святым", т. е. молиться под руководством Святого Духа, по воле Божьей, в согласии со "святейшей верой";

"Сохранять себя в любви Божьей" (Комментатор Уильям Макдональд говорит, что Бог всегда любит нас, так же, как солнце всегда светит нам Но, если что-то встает между нами и солнцем, мы уже не пребываем в солнечном свете. Так же, если что-то встает между нами и Богом, мы не пребываем в любви Божьей. Нам нужно следить, чтобы между нами и Богом ничто не стояло бы и ничто не мешало бы общаться с Ним);

"Ожидать милости от Господа нашего Иисуса Христа", т. е. ожидать помощи от Господа в тесных обстоятельствах и ожидать Его возвращения.

Исследуя то, что Библия говорит о людях, введенных в заблуждение, я нигде не находил мнения, что эти люди - просто невинные жертвы. Если мое исследование было точным, то мне остается только верить в Божью справедливость, что эти люди сами способствовали своему заблуждению. Эти люди незрелы в вере, они искали не Бога, а удовлетворения своих прихотей и, фактически, получили то, что искали.

Вместе с тем они разделят судьбу своих учителей - мрак вечной тьмы. Нам же, чтобы избежать лжеучения и такой участи, следует изучать Библию и свою веру, постоянно общаться с Господом в молитве, жить по-христиански, надеясь не на свои силы, а на Господа, и ожидать Его возвращения. Да благословит нас в этом Господь.

Я хотел бы закончить словами, которыми апостол Иуда заканчивает свое послание: "Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь" (Иуд 1:24-25).



Сергей КАЛЮЖНЫЙ (Люботин, Украина)

http://www.istina.info


Количество просмотров 2502
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна