Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия – необыкновенная книга. Она Живое Существо, побеждающее все ей противостоящее». (Наполеон)

Откровение Бога как способ Его общения с людьми

Карла Барта часто называют теологом Слова Божьего. Его можно также назвать теологом Откровения, поскольку Откровение и Слово Божье – это одно и то же. Его богословие называют "богословием сверху" (то есть богословием, которое пытается основываться на том, что сказал Бог). Это богословие противостояло либеральному "богословию снизу" (то есть богословию, которое отталкивается от человеческих попыток осмыслить божественное). Барт призывал сосредоточиться не на том, что люди могут сказать о Боге, а на том, что Бог сказал о человеке и о Самом Себе.

Свобода и суверенность Бога в Откровении

Согласно Барту, человек не может знать ничего о Боге без Его Откровения. Наши самостоятельные попытки познать Бога обречены на неудачу, не только по причине греха, но и потому, что Бог абсолютно отличается от человека. "Бог вне Своего Слова сокрыт для нас". Мы можем знать что-то о Боге только потому, что Он суверенно решил стать познанным.

«Откровение есть знание Бога через Бога и от Бога». Бог всегда остается субъектом акта Откровения. Это означает не просто то, что Откровение исходит от Бога. Это означает, что Откровение Бога не принадлежит человеку, а находится в полном распоряжении Бога. Человек не может исследовать Откровение по своим стандартам или оценивать его. Кроме того, никто, даже христианин, не имеет постоянного, естественного, прямого доступа к Откровению. Способность к познанию дается в самом акте Откровения. Как откровение, так и вера, воспринимающая его, – это дар Божий, чудо Божье.

Бог Сам решает, как, когда, кому и насколько открыть Себя. Например, человек может рассчитывать, что услышит Слово Божье из Библии, но даже в этом случае решение остается за Богом. Откровение – это не что-то, записанное в прошлом (Библия), а теперь доступное для всеобщего чтения и тем более понимания. Откровение – это не что-то, созданное в прошлом (творение), а теперь доступное для всеобщего обозрения. Бог всегда активен в Откровении и сохраняет власть над ним. Его нельзя познавать, просто читая книгу или любуясь творением. По мнению Барта, это бы означало, что Бог является только объектом нашего исследования и не является субъектом Своего Откровения. Другими словами, это бы означало, что мы познаем Бога без участия и контроля Самого Бога в настоящем.

Динамизм и актуализм Откровения

Барт подчеркивает, что в богопознании мы не должны начинать с общих абстрактных определений вроде "Бог есть всесильный", "всезнающий", "бесстрастный" и т.д. Бог таков, каков Он в Своем акте Откровения. "При разъяснении и истолковании положения "Бог есть" мы должны в любом случае и в полной мере опираться на Его дела (происходящие в деле Откровения)". Эти Божьи дела неотделимы от Божьего Слова. Для Бога говорить слово – значит действовать. "Словом Господа сотворены небеса… ибо Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось" (Пс. 32:6). И наоборот: Божьи деяния говорят о Нем Самом.

Когда протестант слышит выражение "Слово Божье", первое, что приходит ему в голову – это Библия. По его мнению, именно там, в первую очередь, мы находим Откровение Бога. Но Барт мыслит иначе. Он говорит, что Откровение никогда не может быть статичным, зафиксированным. Оно не может быть просто объектом исследования экзегета, оно не может быть просто информацией о Боге. Книга не может быть Откровением, она может только указывать на него или свидетельствовать о нем. Откровение всегда есть и должно быть явлением, событием, актом, встречей. В Откровении Бог не просто отрывает истину о Себе; Он открывает Себя Самого. Откровение невозможно в рамках отношений "Я-оно". Оно возможно только в отношениях "Я-ты", то есть имеет личный характер. Это Откровение конкретному человеку, в конкретном месте, времени, обстоятельствах. Человек слышит Слово Божье только тогда, когда Бог решает Ему открыть это Слово. Таким образом, суверенность Бога в Откровении и динамичность Откровения крепко связаны между собой.

Формы Слова Божьего

Известны слова Барта в знаменитой Барменской декларации: "Иисус Христос, как Он засвидетельствован нам в Священном Писании, есть единое Слово Бога, которое мы должны слушать, которому мы должны доверять и покоряться в жизни и в смерти". Уже в этом отрывке чувствуется определяющее влияние Барта на текст декларации. Слово Божье (то есть Откровение) тождественно только Иисусу Христу. Он есть первая форма Слова Божьего. А поскольку Барт не проводит различия между Личностью и работой Иисуса Христа, то Слово Божье тождественно деянию Христа, искуплению и примирению, совершенному в Нем.

Это Слово засвидетельствовано в Библии, которая есть вторая форма Слова. Барт выделяет также третью форму – церковная проповедь, в которой Слово Божье возвещается. В первом томе "Церковной догматики" Барт определяет эти три формы как Слово Божье явленное (Иисус Христос), Слово Божье записанное (Святое Писание) и Слово Божье проповеданное (церковное возвещение). Барт подчеркивает, что это не три отдельных Слова Божьих, а три формы одного и того же Слова.

Кроме того, Барт писал, что Бог свободен передать Свое Откровение так, как Сам пожелает, помимо Библии и церкви. Поэтому мы можем выделить еще одно средство передачи Слова – сам мир. Теперь мы рассмотрим формы Слова по порядку.

Центральное место в Откровении Бога занимает Иисус Христос. Барт принимает ортодоксальное учение о Христе как об истинном Боге и истинном человеке. Деяния и слова Иисуса Христа – это деяния и слова Самого Бога. "Божье Откровение есть Иисус Христос, Сын Божий". В этом смысле Откровение объективно, т.е. его истинность и подлинность не зависит от субъективного принятия его человеком.

Ценность других форм Откровения определяется тем, что они свидетельствуют об Иисусе Христе. Отличие Библии от других книг "состоит в том и определяется тем, что это книга Христа"[9]. В подтверждение этому Барт ссылается на Самого Христа, Который говорил, что Писания и ученики свидетельствуют о Нем (Ин. 5:39,40; Деян. 1:8). Поэтому даже когда Барт говорил о единстве трех форм Откровения и равности их степени и значения, все равно в его богословии Откровение явленное (Иисус Христос) владеет явным приоритетом. Мы остановимся на христологии Барта более подробно в следующей лекции.

Авторитет Библии

По мысли Барта, несмотря на то, что Писание написано человеком и подвержено ошибкам, оно "обладает в церкви огромным и ни с чем не сравнимым авторитетом". Церковь не сформировала канон Писания, оно просто его признала. Оно является источником нашего знания о Боге. Нам следует повиноваться Писанию, а не церкви. Бог не связан текстом Библии, но мы связаны! Наше богословие должно основываться на Писании, потому что именно там засвидетельствован Иисус Христос и именно там говорят избранные Богом свидетели. Sola Scriptura у Барта связано больше именно с Solus Christus. Уникальный авторитет Библии происходит из того, что в ней содержится уникальное свидетельство пророков и апостолов о Христе. Библия важна настолько, насколько она говорит об Иисусе Христе.

Можно также обратить внимание на личное обращение с Библией самого Барта. Возможно, его практика даже лучше его теории. Исследователи подметили, что Барт цитирует Библию чаще, чем любой другой богослов в истории[28]. Он читал много лекций по отдельным книгам Библии, и всегда признавал, что Писание является для него нормативным авторитетом. Задачу богословия он понимал именно как прояснение сказанного в Писании. В предисловии к английскому изданию "Послания к римлянам" он писал: «моя единственная цель была в том, чтобы истолковать Писание». Он призывал других богословов и христиан в целом к столь же серьезному отношению к Библии: «довольно странно, но христианство всегда было живой религией только тогда, когда не стыдилось признать себя во всей серьезности религией книги».

Проповедь как церковное возвещение Слова Божьего

Теперь мы переходим к третьей форме Слова Божьего – церковному возвещению. В реформатской традиции связь проповеди в церкви и Слова Божьего подчеркивалась неоднократно. Самое знаменитое утверждение содержится во Втором Гельветическом исповедании, 1: "проповедование Слова Божьего есть Слово Божье". Барт тоже обращается к этому утверждению. Мы уже цитировали его слова о Библии: «в той мере, в какой Библия действительно свидетельствует об Откровении, она – не меньшее Слово Божье, чем само Откровение». Параллельно этому он говорит о церковном возвещении: «в той мере, в какой возвещение действительно покоится на актуализации Откровения, засвидетельствованного в Библии, и таким образом покорно повторяет библейское свидетельство, оно – не меньшее Слово Божье, чем Библия».

Если даже Библия для Барта есть слово человеческое, то тем более таковым всегда является возвещение церкви. Но, как и Библия, церковное возвещение также становится Словом Божьим в событии Откровения. "Возвещение есть человеческая речь, в которой и через которую говорит сам Бог, как делает это царь устами своего глашатая, и она желает быть услышана и принята как речь, в которой и через которую говорит сам Бог". Здесь опять же подчеркивается суверенная власть Бога: это Он делает слово человеческое в церкви Своим Словом.

Заметим, что, по мысли Барта, не всякое слово в церкви стремится быть возвещением – прежде всего там, где ясно человек обращается к Богу (молитва, гимн, исповедание). Но Бог может сказать Свое Слово даже тогда, когда человек не собирается передать его. Станет или станет сказанное в церкви Словом Божьим – это не зависит от намерения или старания самого говорящего. Все зависит только от Бога. Это приводит нас к следующему пункту.

Мир

Если Бог для передачи Своего Слова может использовать любую речь в церкви, то почему Он не может использовать вообще всякую человеческую речь? Уже в первом томе "Церковной догматики" Барт утверждает, что "Бог может говорить через русский коммунизм, через концерт для флейты, через цветущий куст или через мертвую собаку… Бог может говорить к нам через язычника или атеиста". Но в этом томе главную роль играет его тройственная форма Слова Божьего (Иисус Христос, Библия и церковное возвещение). В дальнейшем Барт более свободно говорит о мире как о средстве передачи Слова Божьего. "Признание того, что Иисус Христос есть единственное Слово Божье, не означает, что в Библии, церкви и мире нет других слов, которые примечательны по-своему". Многое из того, что говорится в мире, ценно. Весь мир, все творение, вся история может указывать на Бога, если Он этого захочет.

Естественное богословие

Утверждение Барта о том, что Бог может проговорить и через "секулярные", "всечеловеческие" средства, не надо путать с "общим Откровением" в реформатской догматике или естественным богословием. Идея Барта состоит в том, что Бог может использовать все, что угодно, чтобы открыть Себя как Он хочет и кому Он хочет. Но это не означает, что в мире или в самом человеке есть нечто "постоянное", указывающее на Бога помимо Его Откровения в Иисусе Христе. Барт очень остро критиковал вторую статью Бельгийского исповедания, где говорится о том, что мы познаем Бога не только через Библию, но и "посредством наблюдения за творением, за сохранением и управлением Вселенной, которые раскрываются нашим глазам как в высшей степени прекраснейшая книга, в которой всякая тварь, большая и малая, является как бы письменами, ведущими нас к ясному познанию вещей невидимых касательно Бога".

Барт утверждает, что мы можем знать о Боге только от Самого Бога. Это знание кардинально отличается от любого другого знания. Мы познаем Бога совершенно по-другому по сравнению с любыми другими объектами. Человек должен полностью полагаться только на Откровение.

Но Откровение Бога – это Иисус Христос. Это значит, что о Боге нельзя сказать ничего, не упомянув Иисуса Христа. Например, нельзя говорить о Боге-Творце прежде, чем мы скажем о Боге как Иисусе Христе и Его деле примирения. Ошибка естественного богословия, по мнению Барта, состоит в том, что оно уже знает что-то о Боге до Его Откровения во Христе.

Отвержение Бартом естественного богословия выражается в отвержении "аналогии бытия" (analogia entis), которая была и остается одним из важных пунктов католического богословия. "Аналогия бытия" подразумевает, что между бытием человека и Бога есть определенное сходство, что их объединяет общее понятие "бытия". Человек может найти что-то в себе, а потом сказать: вот, Бог такой же, но в превосходной степени. Или может, посредством своего разума, понять что-то о Боге из творения в целом. Для Барта такие представления казались угрозой самому понятию Откровения, потому что в этом случае человек начинает с себя или с творения, а не с Божьего Откровения. Что мы можем знать о Божьем бытии в отрыве от Его благодатного акта во Христе? Снова и снова: любое наше знание о Боге, в том числе и как о Творце, возможно только по благодати и только из Откровения во Христе. Поэтому Барт писал: "Я считаю analogia entis изобретением антихриста. Я полагаю, что именно по этой причине нельзя становится католиком".

Означает ли это, что нельзя вообще говорить ни о какой аналогии? Нет. Если между Богом и человеком вообще нет точки соприкосновения, то как возможно богопознание? Но эту точку Барт находит не в самом человеке, а прежде всего в вере, даруемой Богом. Вместо аналогии бытия Барт предлагает аналогию веры (analogia fidei). "Аналогия веры" означает, что есть аналогия между тем, каков Бог, и нашим знанием о Нем. Но это знание основывается исключительно на Божьем Откровении и обретается верой в него. Богоподобие заключается не в самом "природном" человеке, а достигается в отношениях веры. Поэтому Барт говорит о другой возможной аналогии – аналогии отношений (analogia relationis). Но, как и аналогия веры, эта аналогия предлагается Бартом в противовес аналогии бытия. Аналогия отношений подразумевает живую встречу Бога и человека, в отличие от "статической" аналогии бытия.

Такое противопоставление аналогии веры и аналогии бытия важно, чтобы оценить католическую интерпретацию Барта. Например, католический богослов фон Бальтазар, написал ставшую знаменитой книгу о Барте, где утверждал, что Барт изменил свои ранние радикальные взгляды и со временем принял (по крайней мере, неявно) аналогию бытия. Но такое прочтение Барта неправильно. Барт никогда не считал, что аналогия веры или отношений подразумевает аналогию бытия, и всегда последовательно критиковал последнюю.

Это не означает, что Барт против концепции бытия как таковой. Он противостоит лишь тому, чтобы сначала говорить об "абстрактном" бытии, а потом уже добавлять к нему определенные свойства на основе Божьих дел. Здесь опять выделяется актуализм Барта: Бог есть таков, каков Он в Своей работе. Мы ничего не можем сказать о Его бытии в отрыве от Его деяния во Христе.

Реформатский взгляд

www.gazetaprotestant.ru

Количество просмотров 5669
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна