Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия – необыкновенная книга. Она Живое Существо, побеждающее все ей противостоящее». (Наполеон)

Иисус очищает храм Бога

Лотов Д.Р.

«И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул». (Иоан.2:15)


Иоанн, в отличие от остальных евангелистов, сообщает о неоднократном пребывании Спасителя в Иерусалиме, где Он активно проповедовал. Между тем, у Марка, Матфея и Луки основным районом проповеди является Галилея. Здесь нет противоречия, зато есть взаимодополнение. Марк, Матфей и Лука уделяют больше внимания проповеди в Галилее, в то время как Иоанн уделяет большее внимание проповеди в Иерусалиме.

Сочетание всех повествований позволяет создать более объёмную картину служения Спасителя. Однако, Иоанн говорит об очищении Храма, как о событии в начале этого служения, в то время как остальные евангелисты относят это событие к концу такового. Было выдвинуто несколько предположений, достаточно малоубедительных: например, что Иисус очищал Храм дважды, или что кто-то из евангелистов ошибся в хронологии, или что при редактировании лист с рассказом об очищении был вставлен не на то место. Однако, все эти варианты могут быть легко опровергнуты.

Я склонен согласиться с иным толкованием. Иоанн не писал историческую хронику – для него было важно свидетельство об Иисусе, как о Сыне Божием, чтобы чтение обратило людей к вере. Именно так говорит сам евангелист в конце своего труда. Очень может быть, что он поместил это событие в самом начале своего повествования, чтобы показать, что Иисус - Мессия Божий, пришедший очистить Божий Дом и богослужение. Иоанна интересует не дата, а действия Иисуса, Который поступает так, как и должен поступать Истинный Бог. Тем более, что существует пророчество Малахии, в котором говорится: «И внезапно придёт в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идёт, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится?»

Все иудеи платили храмовый налог, причём для его уплаты принимались только так называемые «священные сикли» - монеты языческих стран считались нечистыми и в Храме не принимались. Поэтому при Храме действовало большое количество менял, которые обменивали всевозможные деньги на храмовые, взыскивая при этом изрядный процент комиссионных. Храмовый налог приносил значительную прибыль, так что менялы не бедствовали. Присутствие менял дополнялось торговцами, предлагавшими животных для жертвоприношений. Разумеется, купить животное можно было и в городе (причём значительно дешевле), но т.к. жертвенное животное не должно было иметь изъянов, то проверочная комиссия могла под тем или иным предлогом забраковать животное, купленное не в Храме. Торговцы находились под покровительством первосвященника и их цены были в несколько раз выше цен в городе.

Таким образом, на территории Храма процветал доходный бизнес, основанный на откровенном обирании паломников. Кроме того и менялы и торговцы скотом располагались не на подступах к Храму, а непосредственно в его первом дворе – дворе язычников – единственном месте, куда мог войти не-иудей. То, что он видел и обонял, отнюдь не способствовало обращению к вере в Истинного Бога. Кроме того, блеяние и мычание не относятся к разряду звуков, которые можно легко заглушить – они были хорошо слышны в следующих дворах, где собиралась община и совершались богослужения, что мешало благоговению и сосредоточению. Поэтому не приходится удивляться тому, что Иисус вознегодовал и выставил торговцев и менял за пределы Божьего Дома.

Иисус изгоняет из Храма торгующих, вследствие деятельности которых Храм стал торговым домом или, как сказал Господь, разбойничьим вертепом. Эта ситуация должна побудить нас задуматься о том, что место, где совершается богослужение, должно быть особым местом, которое в нашем сознании ассоциируется именно с богослужением и ни с чем иным. Именно поэтому церковь освящается, т.е. отделяется для особого употребления и никакие иные мероприятия в зале, где совершаются молитвы и Таинства, происходить не должны. В противном случае мы превращаем дом молитвы во что-то иное. В наше время можно часто видеть, как в церкви проходят то концерты, то художественные выставки, и вроде бы ничего богопротивного тут нет. Но мы должны следовать не общепринятым обычаям, а Слову Божию. В том числе блюсти святость места общинной молитвы, дабы не подвергнуться участи менял и торговцев, изгнанных Спасителем.

Действия Спасителя были поистине ошеломляющими. Причём отнюдь не только с внешней, видимой стороны. Не менее ошеломляющим было их внутреннее значение. Не случайно ученики вспоминают слова 68-го Псалма, почитавшегося мессианским. Когда Мессия придёт, Он будет гореть ревностью по Дому Божьему. В том же направлении устремились и мысли иудеев. Именно поэтому они требуют от Христа знамения, подтверждающего Его полномочия. В то время все были убеждены, что Мессия, когда придёт, подтвердит свои права какими-то поразительными делами. Иисус даёт весьма интересный ответ: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Судя по реакции иудеев, они восприняли этот ответ в буквальном смысле. Не случайно намного позже, уже на суде Синедриона, Иисуса обвинили в угрозах разрушения Храма. «Он говорил "Могу разрушить храм Божий и в три дня создать его» (Мф.26, 61). Это обвинение было перенесено и на учеников.

Когда судили христианского первомученика Стефана, его обвинили в следующем: «Мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей». Так говорит нам Книга Деяний (6, 14). Ученики тогда, судя по всему, тоже не очень поняли, о чём идёт речь. И лишь потом, после Воскресения, связав воедино все события земного служения Спасителя, они смогли уразуметь истинный смысл Его слов. Именно поэтому и написал Иоанн уже как бы задним числом: «А Он говорил о храме Тела Своего». Впрочем, и сейчас бывает так, что при первом прочтении книги мы не понимаем всей её глубины, которая открывается нам только при последующих чтениях. И в первую очередь это относится к Св.Писанию, которое с каждым годом, с каждым прочтением открывает нам всё больше и больше. Что касается Писания, о котором конкретно говорит в данном случае Иоанн, то под таковым подразумевается Пс.15, 10: «…Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление». Не случайно Пётр цитирует этот стих во время проповеди в День Пятидесятницы, а Павел ссылается на него во время проповеди в Антиохии (Деян.13, 35).

Из повествования евангелиста видно, что уже в самом начале Своего служения, в том числе во время первого пребывания в Иерусалиме, Иисус сотворил немало чудес, что привело к вере в Него со стороны многих. Вопрос лишь в том, каким образом веровали эти люди, за кого они почитали Иисуса? Не факт, что за Мессию, потому что Сам Господь о Своём мессианстве не говорил. Скорее всего, Его почитали как пророка и чудотворца – об этом говорили сами ученики, когда Господь спросил их «за кого почитают Меня люди?». Почему же Он не говорит о том, кто Он?

Сенсационные происшествия и поступки обладают притягательной силой. Они способны привлекать, но не надолго, потому что любая сенсационность приедается, становится обыденностью. Многие были готовы последовать за чудотворцем, но сколько из этих многих осталось бы, как только дело дошло бы до служения, самоотречения и несения креста? Это прежде всего. Есть и другой момент. Если бы Иисус открыто провозгласил Себя Мессией, да ещё подкрепил сказанное несколькими эффектными чудесами, к нему ринулись бы неисчислимые толпы. Но они ринулись бы вовсе не для того, чтобы получить принесённое Господом. Им нужно было нечто совсем иное: низвержение ненавистного Рима, изгнание оккупантов, распространение власти Израиля на все сопредельные земли, а то и на весь мир. Не прошло бы и нескольких дней, как вся Палестина полыхала, как лесной пожар. И тем самым миссия Спасителя была бы полностью перечёркнута.

Христос пришёл не для того, чтобы заниматься осуществлением геополитических чаяний Израиля. Он пришёл для того, чтобы изменить сознание людей, развернув таковое от самих себя к Богу, от земного к небесному, от преходящего к вечному. Он пришёл для того, чтобы дать нам иную систему ценностей. Эти задачи находились в противоречии с мессианскими ожиданиями народа, поэтому Спасителю были нужны не просто последователи, но люди, которые бы понимали смысл Его служения, были с таковым согласны и были готовыми идти за Ним до конца. Увы, даже с учениками в этом отношении было не очень хорошо. Разбирая Евангелие Марка, мы имели возможность убедиться в том, что ученики то и дело пытались съехать в колею привычных представлений о Мессии, и Иисусу стоило немалого труда вытаскивать их на правильный путь. Поэтому Он не торопился громогласно заявлять о Себе.

Совершаемые Им чудеса, или, как выражается евангелист, явления славы, должны были постепенно подготовить умы к восприятию главной вести, которую Иисус намеревался возвестить чуть позже.

www.gazetaprotestant.ru

Количество просмотров 3822
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна