Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия говорит к сердцу каждого поколения, а мерилом для оценки жизненности и силы народа будет всегда его отношение к Библии». (Иоганн Гёте)

Вопрос церковной дисциплины

С первоапостольских времен дисциплинарное взыскание по отношению к согрешающим верующим было одним из характерных признаков церкви Христовой. Духовное пробуждение, связанное с реформаторским движением XVI века, выразилось в обновленном внимании к практике церковной дисциплины, что подчеркивает ее важность для духовного благополучия тела Христова. Каждому поколению христиан необходимо ясно понимать библейское учение о церковной дисциплине, чтобы сохранить святость и силу церкви и передать веру следующему поколению верующих.

«Ослабление церковной дисциплины, возможно, является одним из самых видимых пороков современной церкви. Ослабло стремление хранить чистоту вероисповедания или жизни. Современная церковь видит себя как добровольная ассоциация автономных членов с мини­мальным уровнем моральной подотчетности перед Богом, не говоря уже друг перед другом».

Др. Р. Альберт Молер мл.,
Президент Южной Баптистской Теологической Семинарии
Вступление


К сожалению, отсутствие Церковной Дисциплины(далее ЦД) в евангельских церквях уже не удивляет и часто остается незамеченным. Выросло новое поколение верующих, которое практически незнакомо с библейским учением о ЦД. В результате этого многие евангельские церкви опускаются все глубже и глубже в доктринальный релятивизм и моральное разочарование.

Отсутствие или пренебрежение ЦД приводит к ослаблению чувства ответственности в членах церкви, что выливается в многочисленных болезнях и проблемах, среди которых можно упомянуть следующие:

  • утрата моральной чистоты,
  • отсутствие духовной силы,
    потеря церковного единства,
  • охлаждение в вере,

духовная апатия и отступление от Бога.

Библейская практика ЦД придает весомый смысл понятию членства в церкви. Членство в церкви Христа – это привилегия, которая сопровождается ответственностью являть в жизни плоды Духа Святого. Однако Православие, Католицизм, а сейчас и Евангельская Церковь в силу ряда причин пришли к разным степеням пренебрежения ЦД.
Признак истинной церкви

С первоапостольских времен дисциплина была одним из характерных признаков церкви Христовой. Духовное пробуждение, связанное с реформаторским движением XVI века, выразилось в обновленном внимании к практике ЦД в евангельских церквах.

«Бельгийское исповедание» (1561 год) как движение выросло из Реформации и считало, что церковная дисциплина – признак истинности церкви: «Отличительные черты истинной церкви следующие: истинной церковь есть лишь в том случае, если в ней проповедуются чистые евангельские доктрины; если она в точности исполняет заповеданные Господом святыни (например, хлебопреломление); если она соответственно наказывает согрешивших или, если вкратце, в ней всё совершается исключительно по Слову Божьему, всё еретическое отвергается, и Иисус Христос признаётся единственным Главою Церкви»1.

Можно говорить о том, что есть временные или преходящие признаки, однако ЦД является жизненно необходимым признаком церкви.
Аналогия с иммунитетом

Каждому живому организму необходим сильный иммунитет, т.е. хорошая способность противостоять инфекциям и чужеродным агентам, позволяющая предотвращать или бороться с болезнями. Писание представляет Церковь, как тело Иисуса Христа (Рим. 12:5; 1Кор.12:27; Еф.1:23; 4:16; Кол.1:24), т.е. как живой духовный организм. Церковная дисциплина – это своего рода «духовный иммунитет» церкви, без которого она остается незащищенной от влияния мира извне и воздействия греха изнутри.

Наука разделяет иммунитет на врожденный и приобретенный. Продолжая аналогию, можно сказать, что Бог создал церковь с врожденным иммунитетом против греха, но в этом мире, исполненном всякого рода опастностей, каждая поместная церковь вынуждена накапливать приобретенный иммунитет, способный бороться с характерными проблеммами современного общества.

Почему церкви не практикуют дисциплину?



Церковная дисциплина затрагивает юридическую сторону жизни церкви. Всегда есть опасность слишком жесткого или слишком позволительного подхода к практике ЦД. Во времена гонений церкви обычно возникает меньше ситуаций требующих ЦД, т.к. члены церкви проявляют высокий уровень личной ответственности в духовном хождении. Во времена свободы уровень духовной сознательности членов постепенно понижается. Когда церковь обретает политическую власть повышается опасность неправильного использования ЦД, как например это происходило в период Инквизиции.

В современном контексте существует целый ряд причин, которые приводят церкви к отказу от дисциплинарного воздействия:

Влияние постмодернистского мышления, релятивизм, индивидуализм веры

Отсутствие ясного библейского понимания и сложность некоторых вопросов

Отсутствие серьезности по отношению к Библии и состоянию верующих

Случаи неправильной практики ЦД в поместной церкви

Непоследовательная (избирательная) практика ЦД

Страх потери материальной поддержки и церковного разделения

Страх судебного иска

Страх осуждения и неправильное понимание любви

Однако ни одна из приведенных причин не может оправдать отказ от библейской практики ЦД.

Любовь и дисциплина

Все чаще и чаще в современном контексте «любовь» и «дисциплина» рассматриваются как понятия несовместимые. Однако Библия и жизненный опыт показывают, что истинная любовь требует дисциплины. «Господь, кого любит, того наказывает» (Евр.12:6, ср. Прит. 3:12; 2Кор.2:4; Откр.3:19).

Правильное применение дисциплины является одним из высших проявлений любви. Отсутствие же правильного дисциплинарного воздействия говорит об отсутствии истинной любви (Пр.13:24).

Слово дисциплина происходит от латинского discere – «учиться». Христианство – это учение, и, значит, дисциплина. Своим ученикам Господь велел: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мтф.28:19-20). Покаяние и обращение ко Христу неизменно ведет верующего к упорядочиванию своей жизни согласно библейскому учению, которое можно обобщить в одно предложение: «Бог искупил нас от власти греха для жизни святой и вечной» (см. 1Птр.1:15-16; Лев.11:44-45; 19:2; 20:7,26). Церкви, живущие по закону любви Христовой, обязаны прибегать к использованию ЦД в случаях, определенных библейским учением.

Основание дисциплины

ЦД не существует для того, чтобы быть силовым инструментом манипуляции членов церкви для достижения личных предпочтений служителей или других членов общины.

Единственной основой для церковной дисциплины должно быть ясное библейское учение и общепринятый устав церкви. Недопустимы запугивание и другие формы психологического давления на членов церкви.

Всегда, даже к согрешающим членам церкви, необходимо проявлять сострадание и обращаться с ними с подобающим христианским достоинством.

Ветхозаветные предпосылки

Ветхозаветний закон, признанный в Новом Завете святым, праведным и добрым (Рим.7:12), изобилует примерами строгого наказания в целях защиты израильского народа от пагубного влияния соседних народов (напр. Числ.15:30-31). (Более подробно см. Р. Дин Андерсон, «Сухожилия Церкви: библейские принципы церковной дисциплины»)
Новозаветные примеры

Из евангельских повествований можно привести как минимум два: притчи о том, как Христос ищет заблудшую овцу или отец ждет блудного сына. Новозаветные послания содержат достаточно детальное обсуждение вопроса ЦД.
Ключевые места НЗ о дисциплине

Мтф.16:19; 18:15-18; Ин.20:23; Иак.5:19-20; 2Ин.9-11; Рим.16:17; Гал.6:1-5; 1Кор.5:1-13; 2Кор.2:5-11; 7:9-11; 1Фес.5:14 2Фес.3:6,14-15; 1Тим.5:20; 2Тим. 2:16-18; Тит.3:10-11; Евр.12:5б-17; 13:17.
Цели дисциплины

Библейская ЦД никогда не преследует ретрибутивного наказания за грех, т.е. наказания как праведного воздаяния за грех. Иисус Христос Своей совершенной жертвой на кресте полностью удовлетворил требования Божьей справедливости и верующие во Христа более не подлежат суду (Иоан.3:18; Рим. 8:28-34).

Поэтому цели библейской ЦД нужно понимать следующим образом:

- по отношению к согрешившему – исправление, праведность и восстанов­ление (Мтф.18:15; Иак.5:20; 1Кор.5:5; Гал.6:1; 1Тим. 1:20; 2Тим. 2:25-26; Евр. 12:11, 13);
- по отношению к церкви – наставление, очищение, защита, сила и единство (1Кор. 5:2, 6-7; 1Тим.5:20; Евр.12:15; Деян.5:1-16);
- по отношению к Господу – почитание, послушание и прославление (Рим.2:24; 1Кор.6:6; Еф.5:27).
Меры дисциплины
Превентивные меры

Самым лучшим средством церковной дисциплины является использование превентивных мер, направленных на предотвращение необходимости дисциплинарного воздействия вызванных грехом в жизни верующего.

Ученичество – Библейски обоснованное и ясно сформулированное учение формирует четкое понимание воли Божией в умах верующих и служит предотвращению многих духовных падений и необходимости дисциплинарного воздействия.

Самодисциплина – Правильные личные отношения с Богом, являются залогом духовного здоровья каждого члена церкви. Регулярное чтение, изучение и запоминание Священного Писания (Пс.1:2; Кол.3:16), духовное бодрствование и молитва (Мтф.26:41), посещение молитвенных собраний, посещение и активное участие в богослужениях и церковных общениях (малые группы), духовная подотчетность (Иак.5:16), рассмотрительность в общении (Пс.1:1).

Подотчетность – Если Вы чувствуете, что не справляетесь в борьбе со грехом, обратитесь за помощью к Вашему духовному наставнику, попросите о молитвенной поддержке Вашу малую группу, обратитесь к служителю. К сожалению часто служители узнают о проблемме в самую последнюю очередь.

Ответственность – Церковное руководство должно воспитывать в членах церкви чувство ответственности перед Господом и перед церковью за свое духовное состояние. Необходимо отслеживать посещаемость, настроение/состояние верующих, осведомленность о сложных обстоятельствах в семье и на работе. Для этой деятельности можно задействовать уже существующие в церкви механизмы: систему душепопечителей и малые группы.

Увещевание друг друга – Регулярное и своевременное призвание друг друга к верности и святости во Христе будет способствовать предотвращению многих падений (Рим.15:14; 1Фес.5:11,14; Евр.3:13; 10:25).

Покаяние – Если верующий утратил духовную бдительность, то быстрая и правильная реакция ко греху необходима во избежание впадения в греховную зависимость, влекущую за собой другие серьезные падения. (Иак.5:16; 1Ин.1:9). Правильное отношение к Причастию, которое регулярно совершается церковью, также способствует сохранению духовно правильного хождения пред Богом.
Реакционные меры

Обличение – словесное увещевание допускающих явно неправильное поведение, ведущее к серьезному падению, с целью предотвращения большего греха и последующей необходимости в публичной дисциплине (см. Еф.5:11; 2Фес.3:12; 1Тим.1:3; 2Тим. 4:2; Тит.2:15; Евр.10:25). Обличение должно быть пропорционально известности проступка. Если нарушение известно большому количеству членов церкви, то обличение должно быть публичным. Если об этом известно только узкому кругу людей, то обличение должно быт ограничено этим кругом. Грехи, совершенные публично, т.е. известные всей церкви, должны и исправляться публично, в присутствии церкви на членском собрании (1 Тим 5:20 ср. Гал 2:11-14). Иисус учит, что тех, кто нанес кому-либо личную обиду, следует обличать в частном порядке, в надежде, что не потребуется подвергать их публичному наказанию в присутствии всей церкви (Мф 18:15-17).

Замечание – публичное действие, ограничивающее верующего в участии в Причастии и служении, привлекающее внимание членов церкви, чтобы они относились осторожно по отношению к брату или сестре (2Фес.3:6-15).

Отлучение – публичное действие по отношению к людям упорствующим во грехе, лишающее человека не только возможности участия в Причастии и служении, но и в привилегии общения с верующими (см. Мф.18:17; 1Кор 5:1-13; 1Тим.1:20; 2Фес.3:6; Тит.3:10).

Любой нераскаянный грех – это причина для церковной дисциплины.
Восстановительные меры

Покаяние – необходимое условие для духовного восстановления верующего.

Испытание – Иногда покаяние очевидно и достаточно (см. Лук.15:17-23), однако по отношению ко грехам, которые вызывают зависимость, мудрость требует, чтобы церковь испытывала реальность покаяния и предпринимала меры по укреплению человека (напр. курс специально подготовленный для укрепления верующего в трудной для него сфере духовной жизни).

Восстановление – После покаяния и достаточного восстановительного воздействия, церковь публично восстанавливает кающегося верующего в членство. Возвращается привилегия участия в Причастии и со временем возможность служения.

Отношение – Людям прошедшим процесс восстановления необходимо показать, что они прощены (не разбираться далее, не копать, не напоминать) и проявить сугубую любовь и ободрение.

Последовательность обличения

Каждый член церкви Христовой несет ответственность за дисциплину. Если Вы узнали о наличии греха в жизни члена церкви, прежде всего, убедитесь в достоверности информации. Если информация верна, подготовьте себя для исполнения порядка установленного Господом:
1) обличение наедине (Мтф.18:15);
2) обличение при свидетелях (Мтф.18:16);
3) обличение перед церковью (Мтф.18:17а);
4) отлучение от церкви (Мтф.18:17б).

Обличение наедине подразумевает правильное состояние обличающего и должно носить продуманный характер.

В случае обличения при свидетелях хорошо, чтобы среди свидетелей были люди входящие в руководство церкви. Свидетели призваны для усиления обличения, а также для того, чтобы подтвердить как наличие греха, так и факт правильного увещевания согрешившего2.

Церковное собрание является последней мерой дисциплины. В конечном счете, существует только один грех, за который член церкви должен быть отлучен – нераскаянность.

Люди на замечании нуждаются в усиленной духовной поддержке, любви, молитвах и ободрении. К людям находящимся на замечании необходимо относиться с осторожностью, но рассматривать их как брата или сестру во Христе. Их необходимо поддерживать молитвенно и всячески ободрять.

Люди на отлучении нуждаются в осознании глубины своего греха и покаянии, что может быть достигнуто посредством устыжения. Священное Писание накладывает следующие ограничения в случае отлучения:

- «да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мтф.18:17). Этот стих не просто ставит отлученных на один уровень с другими неверующими, но рассматривает их как людей достойных особого осуждения и пристыжения. Язычники – в общем понимании евреев того времени были людьми, не имеющими доступа к Божьему завету и святыне в храме. Мытари расценивались как предатели своего народа.
- «не принимайте в дом и не приветствуйте» (2Ин.1:10). Не может быть дружелюбного общения.
- «не есть вместе» (1Кор.5:11). Не может быть общего принятия пищи.

Все в нашем отношении к отлученным должно говорить: «Наши отношения нарушены. Покайся!» Мы уже не относимся к ним как верующим людям, но как к людям, отвергшим благодать Божию, отвергшим Христа.

Восстановление в церковь возможно на каждой стадии церковной дисциплины и даже после отлучения (см. 2Кор.2:7), ведь цель церковного взыскания (во всех его формах) – не наказание ради наказания, а побуждение к покаянию и возвращению заблудшей овцы. Когда раскаяние очевидно, церковь объявляет грех отпущенным и снова принимает согрешившего в братское общение.
Вывод

ЦД остается одним из важнейших аспектов церковной жизни. Библейски обоснованная практика ЦД будет способствовать сохранению церкви в состоянии святости и содействовать распространению евангелия Иисуса Христа и укреплению царства Божия в современной России.



_____________________________________________________________________________________-


1 Дехтяренко, Р.Б. "Часть 5. Вопросы дисциплины в истории церкви" в Дисциплина в церкви.

2 Кеннет Ньюбергер (Kenneth C. Newberger) верит, что Мтф.18 имеет отношение к судебному церковному процесу и свидетели должы быть свидетелями греха, а не беседы. (см. Вт.19:15; Чис.35:30; Вт.17:6; 2К.13:1; 1Т.5:19-20). http://
www.resolvechurchconflict.com/church_discipline.htm



http://www.osehb.ru/


Количество просмотров 4894
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна