Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия – необыкновенная книга. Она Живое Существо, побеждающее все ей противостоящее». (Наполеон)

Общий взгляд на Евангелие Иоанна

Сегодня мы начинаем рассматривать Евангелие от Иоанна, имеющее существенные отличия от остальных трёх. Как мы в своё время говорили, наиболее древним является Евангелие Марка. Матфей и Лука при написании своих Евангелий опирались на его труд, поэтому хронология событий у них одна и та же и описывают они одни и те же события. Разумеется, каждое из этих Евангелий содержит немало самостоятельного материала. Тем не менее, прочитав какое-то одно из них, мы будем иметь представление о двух других.

Материал Евангелия Иоанна имеет фундаментальные отличия. Прежде всего, в нём не упоминаются и никак не описываются многие события, изложенные у Марка, Матфея и Луки - например: Рождество Иисуса, Крещение на Иордане, искушения в пустыне. В то же время в нём есть события, не упоминаемые в других Евангелиях, например: свадьба в Кане Галилейской,
посещение Иисуса Никодимом, воскрешение Лазаря, учение о Св.Духе-Утешителе. У Иоанна мы не найдём ни одной притчи и многих чудес. Зато мы увидим речи Иисуса, которые могут занимать целую главу и более – речи, представляющие собою сложные построения, ничуть не похожие на короткие фразы, которые донесли до нас Марк, Матфей и Лука.

У Иоанна мы найдём и другую хронологию событий. Если Марк, Матфей и Лука повествуют о служении Иисуса после заключения в темницу Иоанна Крестителя, то Евангелие Иоанна показывает нам, что делал Иисус до этого. Синоптические евангелия упоминают о пребывании Иисуса в Иерусалиме либо в раннем возрасте, либо в неделю перед Голгофой. Иоанн же говорит о регулярном пребывании Спасителя в Святом городе. Впрочем, подтверждение неоднократного пребывания Спасителя в Иерусалиме можно найти и в синоптических Евангелиях. Например, Иисус, смотря на Иерусалим, говорит: «Иерусалим, Иерусалим избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз Я хотел собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф.23, 37; Лк.13, 34)» Совершенно очевидно, что Иисус не мог сказать такое, если бы Он не побывал в Иерусалиме несколько раз и не обращался к его жителям неоднократно.

Повествование Иоанна изобилует мелкими деталями, явно являющимися свидетельствами очевидца. Например, при совершении чуда в Кане Галилейской было использовано именно 6 каменных водоносов, мальчик принёс Иисусу не абстрактные хлебы, а именно ячменные (6, 9), одежды Спасителя у креста делили именно 4 солдата и т.д. Некоторые из апостолов перестают быть чисто абстрактными личностями, потому что у Иоанна приводятся их реплики. Таким образом, Иоанну мы обязаны многими интересными подробностями, позволяющими лучше увидеть описанные события.

Отличия четвёртого Евангелия от трёх остальных заключаются не только в хронологии событий или каких-то подробностях. Есть более фундаментальные отличия, причина которых во времени написания и в аудитории, к которой обращался Иоанн.

Евангелие написано апостолом на исходе I столетия, когда ситуация в Церкви была уже не такой, как в первые 10 лет её существования. Благодаря трудам апостолов, в первую очередь Павла, христианство распространилось среди язычников, причём в численном отношении христиане из язычников получили с каждым годом усиливавшийся перевес над христианами из иудеев. Между тем, многие сущности, значимые для иудеев и хорошо им известные, язычникам известны не были, и особенного интереса не представляли. Простой пример: язычник открывает Евангелие Матфея. Что он там видит прежде всего? Длиннейшую родословную. Для иудея такие родословные были чрезвычайно значимыми. Известен случай, когда представители священнического рода не смогли доказать свою родовую принадлежность, т.к. родословные записи были утеряны во время завоевания Иерусалима Вавилоном. В результате они не были допущены к служению в Храме. В данном случае родословие должно было подтвердить принадлежность Иисуса к дому Давида. Но для нормального среднего эллина само понятие дома Давида было абстракцией, да и о Давиде он навряд ли слышал.

Ещё более существенный пример. Цель евангелистов – показать, что Иисус есть никто иной, как предсказанный пророками Мессия – как свидетельствует нам Книга Деяний, именно таково было содержание первых христианских проповедей. Но для среднего эллина слово «Машиах» не значило абсолютно ничего. Получалось, что для того, чтобы стать христианином, язычник должен был сперва выучить иудейскую историю, понять, кто такой Мессия и для чего таковой вообще нужен, осознать отличие Иисуса от иудейских ожиданий и т.д. Т.е. он должен был начать думать иудейскими понятиями и в иудейских категориях. Но, если бы это было так, христианство навсегда осталось бы достоянием немногочисленных интеллектуалов. Следует помнить, что иудеи в тогдашнем мире не являлись чем-то значимым. Это был маленький народ, живший на окраине Римской империи, в глубокой провинции и не более того. Частично они жили в диаспоре, т.е. в рассеянии, но с язычниками не смешивались, тщательно охраняя свою избранность. Греки же с давних времён почитали всё негреческое варварским. Так что при традиционном подходе христианская проповедь не имела бы никакого успеха, что доказывается фактическим провалом проведи Павла в Афинах.

Иоанн находит поразительное решение. Он отбрасывает иудейское понятие Мессии и вводит хорошо известное эллинам понятие Логоса. Это понятие переводится, как «слово», а также «смысл (понятие, причина)». Понятие Слова Божия, как Божественной силы, не было чуждо и иудеям (неоднократно встречается в ВЗ – например, в истории творения). У эллинов же существовало учение о Логосе, ведущее начало от Гераклита (VI в до Р.Х.). Согласно этому учению Логос - это сила, которая вносит в мир вместо хаоса смысл и порядок; сила, которая придала миру движение и в совершенном порядке поддерживает такое движение. Мир пребывает в порядке: неизменно сменяют друг друга день и ночь, лето и зима; звёзды находятся на своих местах. Кто установил этот порядок? – Божественный разум, Логос. Что делает человека способным думать, знать и рассуждать? – Логос, Божественный разум, который, находясь в человеке, делает его мыслящим. Дальнейшее развитие учение о логосе получило в трудах иудея Филона Александрийского, утверждавшего, что Логос - это Божественная мысль, запечатлённая во Вселенной. Бог - кормчий вселенной, то Логос - это руль, Который он держит и которым всё направляет. Филон также говорил, что Логос - это посредник между миром и Богом. Св.Иоанн воспользовался этим учением для того, чтобы дать греческому миру понятие о Христе, т.к. согласно Иоанну, Иисус это и есть Логос, т.е. сошедший на землю просвещающий, созидающий, поддерживающий и направляющий разум Божий.

Ещё один важный момент. У эллинов было учение о двух мирах, согласно которому есть некий реальный мир, в котором пребывают вечные и великие реальности, в то время как видимая реальность есть не более чем бледная его копия. Платон, систематизировавший это учение, полагал, что в невидимом мире есть совершенные бестелесные прообразы всех вещей, а все вещи и предметы видимого мира являются лишь тенями и копиями этих извечных прообразов. Пример: в невидимом мире существует прообраз, идея стола. Все столы на земле представляют собой лишь несовершенные копии этого прообраза. Самая великая реальность, высшая идея, прообраз всех прообразов и форма всех форм есть Бог. Иоанн пользуется и этим учением. Он говорит, что Христос есть пришедшая к нам на землю реальность.

Поэтому в его Евангелии мы так часто встречаемся со словом «истинный», более правильный перевод которого (но не столь благозвучный) «реальный». Иисус - реальный свет (1,9). Иисус - реальный хлеб (6,32); Иисус - реальная виноградная лоза (15,1); суд Христа - реален (8,16). Один Иисус реален в нашем мире теней и несовершенств. (Как ни странно, именно в рамках этого учения известный писатель-фантаст Р.Желязны написал роман «Хроники Эмбера»). Из этого следует, что каждое деяние Иисуса представляет собой окно, через которое мы можем видеть реальность.. Именно этим объясняется тот факт, что Иоанн комментирует чудеса Христа не так, как остальные евангелисты. У них чудеса имеют ясно выраженный оттенок сострадания. Например, Иисус умилостивился, сжалился и т.д. Для Иоанна же чудеса являются демонстрацией славы Божией. «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою» (2,11).
К славе Божией произошло воскрешение Лазаря.

Таким образом, в Евангелии от Иоанна Иисус представлен как сошедший на землю воплощённый Божественный разум - Единственный, обладающий реальностью и способный вывести людей из мира теней в реальный мир, о котором мечтали Платон и великие греки. Таким образом, Христианство из чисто иудейских категорий переходит в категории греческого мировоззрения и тем самым делается способным завоевать эллинистический мир.

Ещё одна особенность Евангелия от Иоанна связана с возникновением ересей, т.е. искажений истинного учения. Ереси стали возникать практически сразу после начала апостольской проповеди – например, стремление христиан из иудеев не только сохранить Закон, но и навязать его исполнение христианам из язычников – об этом повествует нам Книга Деяний. Отзвуки разногласий дошли до нас и в апостольских посланиях. Иоанн стремится опровергнуть две ереси. Первая – неоправданное возвышение Иоанна Крестителя, вторая (несравненно более опасная) – гностицизм.

В иудаизме долгое время существовала секта последователей Иоанна Крестителя. В Книге Деяний (гл.19) есть упоминание о людях, считавших себя членами Христианской Церкви, но крещёных лишь Иоанновым крещением, которое, с точки зрения богословия Таинств, не может быть названо крещением в строгом смысле слова. Апостол спокойно, но твёрдо ставит Предтечу на надлежащее место. В том числе подчёркивает, что Креститель «не был свет» (1, 8).

На всё это Иоанн даёт ответ. Прежде всего, говоря о Боге, Он утверждает, что Бог возлюбил мир, и что всё через Него начало быть. Далее, Он говорит, что Слово стало плотию и на страницах своего Евангелия постоянно подчёркивает человеческую природу Христа. В четвёртом Евангелии мы, как ни в каком другом, видим Иисуса-человека, знавшего как усталость изнурённого тела, так и душевные муки. С другой стороны, ни в одном другом Евангелии не показана так ярко Божественность Иисуса, Его предвечность, всеведение, Божественная сила. Таким образом, Иоанн не только делает христианство понятным для греческого мира, но и выступает против возникших внутри Церкви ересей и заблуждений.

Несколько слов о личности автора. Очевидно, что характер у него был беспокойный и честолюбивый. Иисус назвал его и Иакова «Боанергес», что значит сыны Громовы. Братья были нетерпеливы и необузданы. Тем не менее, Иоанн был любимым учеником Христа, единственным из Апостолов, присутствовавшим при казни; тем, кому Спаситель в последние мгновения перед смертью поручил заботиться о Своей матери – св.Мариии




www.gazetaprotestant.ru


Количество просмотров 2468
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна