Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!» (Фёдор Достоевский)

Роль музыки в воспитании детей

В этом разделе пойдет речь о музыке, как инструменте воспитания. Тема необычная, спорная, немногие родители воспринимают музыку подобным образом, ещё меньше её используют в практике воспитания своих детей. Многодетные или молодые матери, как правило, имеют много житейских забот, и возможно посчитают, что это время тратить впустую. Мы считаем, что это от недопонимания сути музыки. Основываясь на священном Писании («научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословиями и духовными песнопениями»), а также на житейской практике, мы усматриваем в музыке дополнительное споспешествующее воспитательное условие, которое ничуть не будет лишним родителям в достижении главной своей цели: взрастить своих детей в достойных личностей.

Считаем себя обязанными провести просветительскую работу и сообщить матерям о том, что собой представляет музыкальная область, как одна из составляющих человеческой жизни, которая существует и имеет свое влияние на людей, независимо от того понимаем мы её или нет. В этом разделе, исходя из мировой исследовательской практики и наших собственных наблюдений, мы расскажем о положительном и о негативном воздействии, которое музыка может оказать на ребенка, о том, как музыку использовать в воспитании. Мы опубликуем списки рекомендованных музыкальных произведений для этих целей, а также предложим некоторые практические советы. Все наши разработки имеют общий характер, они дают понимание музыки в целом, чтобы, понимая суть этой области, можно было найти применение в отдельном конкретном случае. Мы уверены, что это, несомненно, будет в помощь матери в таком непростом труде, как воспитание детей. Чтобы наша беседа с самого начала приобрела жизненно-практический характер, приведу один пример, надеюсь, это послужит хорошим основанием для проникновения в нашу тему. Один пастор имел несколько братьев и рассказывал, что в детстве они любили очень шумно поиграть: бегали, дрались так, что пыль в доме стояла столбом. Родители в таком случае часто прибегают к розге или что-то в этом роде. Но в нашем случае мать часто оставалась с мальчишками сама и всё, на что хватало её сил, чтобы угомонить разбушевавшихся - это просьбы или угрозы, за которыми ничего не следовало. Братьев обычно это не останавливало, они продолжали баловаться и сильно безобразничали. От безысходности мать начинала петь грустную песню.

Её нежный, трогательный голос постепенно наполнял дом и, похоже, не только дом, но проникал в души разыгравшихся ребят. Пастор вспоминал, что мальчишки, как зачарованные мало-помалу успокаивались, складывали игрушки, разбросанные вещи, приводили комнаты в порядок. Матери не нужно было истерично срывать голос, не требовалось «читать» длительных лекций, давить на совесть или брать на испуг. Ни пряников, ни кнутов, а просто задушевное материнское пение таинственным образом вразумляло драчунов. В Священном Писании есть подобная история: «И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него» (1Цар. 16:23). Что же происходило в обоих примерах, нам предстоит ещё понять. В данной работе мы будем рассматривать в музыке то, что непосредственно понадобится в воспитании детей. Выделим три раздела нашей работы, исходя из этапов формирования ребёнка: 1. Период до рождения. 2. Младенческий период. 3. Возраст от 3-х лет и старше. Что касается общих закономерностей музыкального влияния на человека, то необходимо обозначить следующее. Все мы слушаем ушами, хотя есть примеры глухих людей, которые воспринимают звуковые колебания через кожу. Таким образом, через уши в человека проникают определенные звуки, от чего у него меняется настроение, желания и мысли. Музыка для слушающего, как морская волна для сёрфера, поднимает его и уносит в своём направлении с определенной скоростью и высотой. Затрагивается вся тройственная сущность человека: дух, душа и тело. Заслышав настойчивый ритм барабанов, практически у каждого постукивает нога, подёргивается всё тело, при этом меняется сердечный пульс и гормональный обмен - вот вам пример воздействия на тело. Иногда бывает, смотришь фильм, где герой просто идёт по улице, но сопровождаемая музыка тревожная, и каждый понимает, что сейчас что-то случится, впереди его ожидает опасность.

Так, например, в фильме «Кинг-Конг» Джона Гиллермина корабль подплывает к живописному зеленому острову, у всего экипажа приподнятое настроение, ожидание прекрасного, но в сопровождающей музыке сокрыто волнение, она даёт понять, что остров хранит страшную тайну. Способность музыки встревожить, ввести в уныние, успокоить, обнадёжить, воодушевить, показывает её воздействие на душу. Но более того, музыка воздействует на дух, о чём находим подтверждение в Священном Писании, где написано, что Елисей призвал гуслиста, и когда тот играл, пророк стал пророчествовать или упомянутый пример о том, как «злой дух отступал от Саула, когда Давид играл пред ним». Глубокая проникновенность музыки в естество человека подчёркивается и в Новом Завете словами апостола «буду петь духом». Очень важно уразуметь, что разная музыка по-разному воздействует. Особенности музыки в наши дни пытаются использовать в разных сферах жизнедеятельности человека. Есть такое утверждение, что правильно подобранная музыка способствует исцелению от физических недугов. Её целебные свойства глубоко исследуют Центры музыкальной терапии Альфреда Томатиса в 50-ти странах мира, Институт музыки, здоровья и образования Дона Кемпбела в Америке и др. В России - это Академия интегративной медицины и Научный центр восстановительной медицины и курортологии Минздрава России. Есть и полностью противоположное утверждение, что музыкой можно покалечить и даже убить. В некотором оружии массового поражения, применяемом ещё со времен первой мировой войны, используют именно негативное влияние низкочастотных и других специфических звуков на человека. Есть сведения, что американцы применяли акустические пушки в войне против Ирака. Музыку можно сравнить с пищей, которая может быть вкусной и полезной, а может вредной и ядовитой. Так одна музыка способна пробудить в ребёнке активность, придать радости, уверенности, сделать так, чтоб ему стало совестно, воодушевить на добрые дела, а с помощью другой можно воззвать к похотливым желаниям человека, пробудить в ребенке ярость, ненависть, привить грубость, устрашить его, сделать нервным, неуравновешенным. Сразу скажем, что все, кто заинтересуются нашими рекомендациями, обязательно столкнутся с лживым утверждением, будто музыка нейтральна и опасностей не представляет. Объясняют свою позицию таким образом, что много людей слушают всякую музыку, другие не слушают, и ничего, живут же и те, и другие. В ответ хочу сказать, что, живут, конечно, безобразно питавшиеся в юности и те, кто разумно относился к пище. Только у одних через некоторое время врачи обнаруживают сахарный диабет или язву желудка, ну а другие – почему-то остались здоровыми. Среди населения есть алкоголики, которые живут-поживают, и которым очень сложно довести до сознания, что водка вредна для здоровья - вот так же происходит и с любителями плохой музыкой. Воздействие музыки сиюминутно проверить весьма непросто, к примеру, послушал и стал умнее, или, наоборот, отупел, стал развращеннее (хотя слышал, что один человек сам рассказывал, что прослушивание роковой музыки у него вызывало приступы злобы). Но привязанность к тому или иному стилю музыки формирует характер, что впоследствии приносит плоды, добрые или плохие, в зависимости от того, что слушали. В целом музыкальное воздействие настолько сильно и очевидно, что образуется устойчивая субкультура вокруг определенного стиля музыки. И даже по внешнему виду человека безошибочно можно понять какую музыку он любит слушать. Ниже приведем краткую характеристику тех музыкальных направлений, которые существуют в наши дни. Классика (академическая музыка) – та музыка, которая звучит со сцен консерваторий, филармоний и других концертных залов, так называемая серьезная музыка, которая включает в себя сочинения Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского и др. композиторов мировой и, прежде всего, европейской музыкальной культуры. Эти произведения наиболее развиты музыкально, наиболее богаты и профессиональны. Именно здесь занимаются исследованием музыки. Это высокая разумная музыка, полезная во всех отношениях, как для прослушивания, так и для исполнения. Слушая классику, мы как бы путешествуем по новым неизвестным местам; как сменяется перед глазами пейзаж за пейзажем, так звук за звуком открываются нам новые прекрасные картины музыкального мира. Истоки классики выходят из христианства. Именно под сводами христианских храмов Европы она долгое время шлифовалась и запечатлелась в известнейших шедеврах: «Аллилуйя» Генделя, Реквием Моцарта, Месса И.С.Баха си-минор. Сюда же относится практически вся хоровая музыка (кроме, конечно, народных хоров).

Рок-музыка. Музыкальный энциклопедический словарь даёт такое определение: это тип массовой музыки, использующий электрогитару и ритмическую секцию, направленный на создание звукового напряжения, будоражит, раздражает и даже порой шокирует, провоцирует слушателей на пританцовывания, выкрики и д.р . Исторические корни рока сокрыты в африканских идольских культах. Шаманы, жрецы – первые рок-музыканты, а пляшущие дикари – поклонники данного стиля. Основой для рождения рока в Европе стал рок-энд-ролл - танцевальная музыка, в переводе означающаяся «качайся и катись». Девизом данного направления стали протест против буржуазных ценностей, свободный секс и наркотики. Известно, что рок-энд-ролл сочинялся и использовался как музыка, сопровождающая разврат. Приходилось слышать интересное сравнение, что рок – это одна из голов дракона, у которого вторая и третья голова называются соответственно – секс и наркотики, а все вместе это единое целое, и одно не может быть без другого. Рок, действительно, шокирует, что подтверждают ряд экспериментов: после прослушивания рока школьники на время забывают таблицу умножения, куры перестают нестись, коровы доиться, злаковые культуры не дают всходов. Рок наполнен какой-то животной дикостью и дышит агрессией. И хоть сегодня он претерпел множество изменений, смешиваясь со всеми существующими стилями музыки, порой звучит довольно мягко и как бы сносно, но суть осталась прежней. Джаз. Чтобы дать обоснованную и понятную характеристику этому направлению, сначала заглянем в историю возникновения джаза, а потом в структуру и саму суть джазовых произведений. «Исходная форма джаза, сложившаяся в негритянских и креольских кварталах Нового Орлеана (США) в нач. ХХ века, представляла собой сплав афроамериканских жанров и различных форм популярной музыки, таких как марши, салонные танцы и т.п.; темнокожие музыканты, по сравнению с белыми, играли их в более раскованной манере, по ходу исполнения обогащая заданную музыкальную канву возбуждающими синкопами, мелодическими пассажами, скачками и изломами, подголосками и блюзовыми нотами». То есть, во-первых, это смесь европейской и африканской музыкальной культуры, напомним, что о языческих истоках африканской музыки говорилось ранее. Музыкальные словари и другая исследовательская литература говорят, что у музыкального языка джаза изначально три отличительные черты: импровизация, полиритмия и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг. Свинг / Swing (качание, размах) заключается в наличии метроритмической пульсации, при которой возникают отклонения ритмики в различных пластах фактуры от основных метрических долей, вследствие чего, создается напряженность, образуется внутренний конфликт. Один музыкант представил его следующей картинкой: на плацдарме длиною метров 100 маршируют солдаты стройно, чётко, ритмично, а рядом с ними плетется пьяница, запутываясь в своих ногах, он также преодолевает данную стометровку, но со своей скоростью и со своим произвольным ритмом. Совместное выступление солдат и пьяного человека можно назвать джазом. Сравнение с пьяным не случайно, т.к. у джазменов абсолютно фривольное отношение, что к мелодии, что к ритму, что к интонации или гармонии. Еще одно подтверждение тому – это импровизация, которую мы упомянули, как одну из основ джаза; ведь музыкальная импровизация – это свободное музицирование, т.е. «играю, что хочу», а не то, что в нотах. Поэтому долгое время их произведения не записывались нотами. Порой в манере джазовых исполнителей откровенно сквозит развязностью. И хотя джаз нравится многим, но в воспитательном процессе использовать его нерационально, т.к. обучению способствуют стройность и четкость, а не вольница и развязность. При этом в джазе находят свою красоту, привлекательность, но это как если кому-нибудь нравится походка пьяного, от столба до дерева. Поп, «попса», эстрадная музыка – самое массовое и широко объемлющее направление в музыке. Преимущественно это развлекательные песни, рассчитанные на массового слушателя («популярные»), в связи с этим очень простые, мелодичные, в большинстве своём имеют поверхностные тексты. Звучит эстрадная музыка соответственно с эстрады, т.е. с любой сцены, которую оккупировал шоу-бизнес, также она заполонила радио и телевидение. Исторически популярная музыка складывалась на базе народных песен и не всё время была поверхностной и увеселительной, но сегодня, увы, её справедливо называют музыкой поп. О негативном влиянии от попсы как от рока говорить не приходится, но стоит задаться другим вопросом: «А насколько она полезна?» Развлекательную поверхностную песенку в воспитательном процессе не используешь. Популярная музыка, «непопса». К сожалению, нет пока грамотного определения той простой, мелодичной и содержательной музыке, слушателей которой весьма много, так что она по праву именуется «массовой». Сюда, к примеру, относятся глубокие и серьезные народные песни (встречаются порой и авторские песни, ставшие народными), очень эмоциональные с красивой мелодией. Многие из них раньше называли застольными и с удовольствием распевали целыми коллективами: «Подмосковные вечера», «Степь да степь кругом», «Во поле береза стояла», «Камаринская»… Также военные песни и песни военных лет: «Алеша», «Журавли», «Эх, дороги», «Синий платочек», различные гимны и марши. Сюда же можно приписать ряд песен советского периода, например А.Пахмутовой: «Надежда», «Беловежская пуща», «Песня о тревожной молодости» и др. Большинство бардовских песен очень содержательны, напевны и любимы широкой публикой, к примеру, до сих пор высоко ценится творчество В.Высоцкого. Популярными стали романсы – песни любовной тематики, которые развивались на поле классической музыки. Что ещё нужно обозначить как содержательную популярную музыку, так это добрые детские песенки: «Дружба верная», «Улыбка», «Дважды два четыре» и др. Но, к сожалению, современные детские песни не подпадают под эту категорию, т.к. почти все пишутся в очень модном стиле под названием «детская дискотека», приобщающие детишек к тусовкам, веселухам, а не к дружбе, приветливости, честности и другим общечеловеческим ценностям. Электронная музыка – обобщенно назовем так музыку современных дискотечных клубов, под это сегодня танцует молодежь. Разновидности: трансовая музыка, психоделический рок и др. Монотонная повторяющаяся музыка, в которой практически отсутствует мелодия, но всё во всём – ритм. Фактически, это музыкальный наркотик, и получается он следующим образом. При прослушивании такой музыки человеческий организм оказывается в состоянии, равном стрессовому, при этом из почек поступает стрессовый гормон – адреналин. Но в связи с продолжительностью стресса происходит перепроизводство адреналина, который распространяется по телу в необходимый срок и частично превращается в адренохром. А адренохром – это ничто иное, как психоделитический (меняющий сознание) наркотик, как ЛСД, мескалин, СТП, псилоцибин и т.д. Берегите свою психику, берегите здоровье своих детей, берегитесь электронной музыки. Теперь, обратимся к началу, когда человек впервые соприкасается с музыкой. Период до рождения В качестве эпиграфа к данному разделу приведём известную притчу о том, как одна женщина пришла к мудрецу и спросила совета, как воспитывать ребёнка. "Когда он родился?" - спросил старец. "Вчера", - ответила мать. "Ты опоздала на девять месяцев", - огорчился мудрец. Этот удивительный период с момента оплодотворения до появления на свет новорожденного называют «детством до рождения». Неслучайно в некоторых странах, например, в Китае или Корее, возраст человека отсчитывается с первого дня его существования во чреве матери. Мы соприкасаемся с миром звуков ещё до нашего рождения. Находясь в утробе матери, ребёнок откликается на её голос, а также на голос отца. Исследования врачей доказали, что уже на пятом месяце беременности ребенок слышит и различает звуки. Он может реагировать на громкость и ритм мелодии. Она может ему нравиться или нет. Через нейроэндокринную систему музыка оказывает воздействие практически на все системы и органы ребенка: изменяется частота дыхания, тонус мышц, моторика желудка и кишечника. Также доказано, что малыши узнают, активнее реагируют и предпочитают ту музыку, которую они "слышали" до рождения, будучи в утробе матери. Если хотите видеть своё чадо, прославляющим Владыку Христа, - пойте сами христианские гимны, возлюбите петь Господу, и ваши любимые песни станут дорогими и для вашего потомства. Включайте чаще духовную музыку, ни в коем разе не травите дитя роком, будьте внимательны и разборчивы к тому, что звучит вокруг вас, помните, вас подслушивают изнутри! Лечит, воспитывает и умиротворяет. Мир музыки – совершенно необычайный и волнительный. В последнее время обнаружился интерес к благотворному влиянию музыки на организм человека, к её лечебному эффекту. Учёные исследовали физиологические реакции, возникающие в организме в ответ на музыку, дали научное обоснование музыке, как средству против стрессов и усталости, повышающему жизненный тонус, работоспособность и иммунитет человека. Будущей маме просто необходима музыка. Расслабиться или ободриться, избавиться от депрессии и некоторых болезней помогут беременной женщине хорошее пение, мелодии и звуки. Здоровье, настроение матери – это здоровье и настроение малыша, хотя и сами музыкальные звуки помогут ребёнку почувствовать любовь, нежность, поддержку и знания о том, что внешний мир ему не враждебен. Музыка может вызывать целую гамму чувств, и только самые радостные и вдохновенные, умиротворенные и спокойные наиболее полезны малышу. Важно в этом случае, чтобы подобные настроения испытывала и мать. Она формирует личность своего малыша из своих мыслей и чувств, каждодневных и ежеминутных реакций на своё окружение. Кроме этого, малыш в утробе постигает начала взаимоотношения с миром, в котором ему предстоит жить. Именно музыка является важнейшим и вспомогательным звеном, соединяющим два мира в одно целое – мать и дитя. Когда ещё нет возможности матери осыпать нежными поцелуями ребенка и ласкать его руками, прижимая к себе свою малютку, правильно подобранная музыка и пение поможет ребёнку почувствовать вашу материнскую любовь к нему. Музыка маминого сердца. Звуки сердечных сокращений матери успокаивают ребенка и убаюкивают его. Одной из первых программ обучения малышей в утробе матери была программа на 16 аудиокассетах, на которых записывалось сердцебиение матери. Будущая мама вставляла их в проигрыватель, укрепленный на поясе вокруг живота, и проигрывала малышу несколько ритмов сердцебиения. Было установлено, что при музыкальном стимулировании в мозге увеличивается количество гормонов, способствующих росту нейронов. Такие малыши, прошедшие музыкальное «обучение», обычно характеризуются повышенными адаптационными способностями, социальной ориентированностью и опережением физического и речевого развития. Некоторые исследователи утверждают, что музыка периода барокко стимулирует альфа-волны, ритм головного мозга, связанный с бодрствованием и ощущением спокойствия. Самыми знаменитыми композиторами периода барокко считаются Бах, Боккерини, Телеман, Вивальди и Гендель. В ходе экспериментов было обнаружено, что плод успокаивается при звуках музыки Вивальди и Моцарта, а при проигрывании произведений Бетховена или Брамса начинает энергично толкаться. В середине XX века знаменитый французский акушер Мишель Оден в своей клинике организовывал хоры акапелла (без сопровождения) из будущих мам. Специально для них были разработаны несложные вокальные упражнения. И в результате этого на свет появлялись более спокойные и крепкие малыши. Музыкальные терапевты особенно указывают на пользу пения, так как орган слуха малыша получает необходимую ему тренировку и стимулирует мозг. Переходы поющего голоса от высоких звуков к низким и наоборот активизируют рост тех органов и систем ребенка, которые настроены на определённые частоты этих звуков. Специалисты рекомендуют так называемые стимулирующие (тонизирующие) программы. Это произведения всё тех же Баха, Моцарта, Шуберта, Чайковского и Вивальди, но в темпе аллегро или аллегро модерато. А в НИИ педиатрии РАМН для этих целей использовали авторскую программу педагога и теоретика музыки В.В. Кирюшина - фрагменты музыкальных упражнений в исполнении детского голоса. Если во время беременности вы хотите, чтобы кроха лучше слышал музыку, можно воспользоваться наушниками, так как некоторые специалисты считают, что ребенок, будучи в утробе матери, слышит звуки несколько иначе, чем мы. И поэтому рекомендуют будущим папам разговаривать со своим ребенком, шепча маме на ушко. Так малышу будет лучше слышно. Но вы должны помнить, что, по мнению отоларингологов, длительное использование наушников и прослушивание музыки через них ведёт к ухудшению слуха. Рекомендованные произведения (из списка одной стимулирующей программы для беременных): "Лунная соната" Бетховена, Симфонии Гайдна, "Кантата № 2" и "Итальянский концерт" Баха; "Венгерская рапсодия" Листа, "Фиделио" Бетховена, "Грустный вальс" Сибелиуса, "Мелодия" Глюка, "Грезы" Шумана, пьесы Чайковского; "Колыбельная" Брамса, "Свет луны" Дебюсси, "Аве Мария" Шуберта; "Ноктюрн ре-минор" Шопена, "Концерт ре-минор для скрипки" Баха. Период младенчества В некоторых зарубежных родильных домах при выписке домой родителям дарят кассеты с классической музыкой, которую малыш будет слушать весь период младенчества. При прослушивании музыкальных произведений нужно соблюдать несколько простых правил. Магнитофон располагается на расстоянии не менее одного метра от кроватки или манежа ребёнка, а звучание музыки не должно превышать громкости разговорной речи. Ни в коем случае не надевайте наушники на новорожденных (опасность акустических травм очень велика). Всегда помните: то хорошо, что хорошо в меру! Правильно организованное прослушивание приобщает ребёнка к музыке, повзрослев, он свободно примет эту область мира. Когда у моих знакомых родилась вторая дочка, то они часто включали записи детских песен и популярных классических произведений. Со временем у девочки обнаружился отличный музыкальный слух, она стала красиво петь, сама тянулась к пианино (хотя родители не музыканты вообще), начала сочинять песенки, с 3-х лет каждое воскресенье участвует в богослужебных собраниях пением, а теперь успешно учится в музыкальной школе по классу скрипки. Не забывайте, что у вас есть голос - этот уникальный инструмент, который всегда с вами. Пойте! А если ребенку споёт что-нибудь и папа, пользы для малыша будет во сто крат больше. Пойте своим детям, хотя бы до трёх лет, когда они укладываются спать, и продолжайте петь им ещё в течение пяти минут после засыпания. Как считает болгарский психотерапевт П.Рандев, это поможет им быть уравновешенными, спокойными и доброжелательными людьми в дальнейшем. Да и нам самим неплохо бы слушать на ночь колыбельные песни, так как их действие оказывается эффективнее медикаментов. Сон от воздействия колыбельных мелодий особенно крепкий и глубокий. О пользе колыбельной песни высказалась доктор филологических наук, преподаватель Института гуманитарных исследований Ирина КАРАБУЛАТОВА. Мало кто знает, что от колыбельных есть практическая польза… Когда мама поет ребенку — это формирует в нём жизненные установки, например, на преодоление трудностей, на включение защитных механизмов. Колыбельные — это самые древние песни человечества, они обладают колоссальным эффектом внушения. Немецкие ученые утверждают: если перед операцией пациенту дают прослушать колыбельную, необходимая доза анестезии снижается вдвое. Ученые Российской академии медицинских наук установили, что у мам, которые поют своим детям колыбельные, улучшается лактация, а в дальнейшем устанавливаются более близкие отношения с детьми. Если мама будет регулярно напевать недоношенному ребенку, он гораздо быстрее наберется сил. — А что делать, если мама не умеет петь? — С музыкальной точки зрения колыбельные очень просты. К тому же эти песни зачастую можно исполнять обычным речитативом. Но многие мамы просто включают своим детям музыку на кассете. «Зачем мне петь колыбельную, если ребенок прекрасно засыпает под песни Рики Мартина?» — такой вопрос мне задала одна мама. Но громкая музыка ребенка не усыпляет, а «вырубает», впоследствии у малыша развиваются неврозы. — До какого возраста надо ребенку петь? — Желательно всю жизнь. Если мать хочет, чтобы у неё родился здоровый ребенок, стоит начинать петь еще до зачатия. Колыбельные хорошо расслабляют психику, а значит, нормализуется кровообращение, что облегчает течение беременности, снимаются многие проявления токсикоза. Песни, которые пела мне мать, я помню до сих пор и знаю, что многие помнят, что и как пела им мама. Детские впечатления очень сильные, воспетые мамой образы библейских героев на всю жизнь запечатлеваются в сознании маленького человека. И тогда, чтобы не случилось, и в каком бы возрасте не находился ваш сын или дочь, они будут восхищаться смелостью Давида, мудростью Соломона, настойчивостью Иакова, верностью и жертвенностью Авраама, благородством Есфири, ревностью апостола Павла и великолепием Христа! Рекомендованные произведения: Из классики можно Моцарта В.А. есть специальные подборки для детей , к примеру, Диск для новорожденных (от 0 до 9 мес.) 1. Rondo in C Major 6:52 2. Finale Molto allegro V from Sinfonie in D 3:18 3. Variations on Ah vous dirai-je Maman 3:02 4. Allegro assai IX from Lodron Night Music 3:32 5. Theme Variations from Seranade No 10 B Major 10:50 6. Romance & Adagio from Serenade No 10 B Major 3:14 7. Andante II from Serenade No 3 in D Major 8:08 8. Andante grazioso V from Serenade No 3 D Major 6:00 9. Andante II from Serenade No 4 in D Major 5:43 10. Adagio III from Divertimento in D Major 4:05 Диск для малышей (от 3 мес. до 3 лет) 1. Vienialla Finestra from Don Giovanni 1:55 2. Andante Grasioso I from Piano Sonata A Major 1:33 3. Adagio III from String Quartet No 10 C Major 5:25 4. Andante II from Symphony No 11 in D Major 2:36 5. Adagio II from Divertimento in D Major 6:10 6. Andante II from Oboe Quartet in E flat Major 7:23 7. Adagio II from String Quartet in B flat Major 8:17 8. Adagio IV from Divertimento in B flat Major 8:34 9. Langhetto II from Clarinet Quintet in A Major 5:56 Кроме творчества Моцарта включайте произведения Вивальди, Телемана, Гайдна, Генделя, Баха. Только музыка должна быть негромкая и небыстрая, желательны скрипичные концерты. А также христианские колыбельные, песни о рожденном Мессии-младенце: «Сумерки сгущаются», «На дворе темным-темно», «Спи малютка», «Тихой ночью в Вифлееме», «Смолкли на улицах звуки свирели» и д.р. Период от 3-х лет и старше З года – это возраст, когда формирование личности с помощью музыки можно вести уже по нескольким направлениям: слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, сочинительство. Каждое из этих направлений развивает отдельные навыки у ребенка. «В углубленном обследовании сотен трудов, написанных в 1972-1992 три преподавателя обнаружили, что музыкальные занятия способствуют чтению, развитию к способностям языков, включая иностранные, и общей успеваемости. Исследователи отметили, что музыка стимулирует творческие способности, повышает самооценку у студентов, чувственные моторные навыки и улучшает психомоторное развитие». Слушание музыки 1. Колыбельные, о которых уже говорилось. Это ежедневное формирование вашего чада в крепкую уверенную личность без приложения огромных усилий и затрат, а даже себе в удовольствие. 2. Посещение концертов (в крайнем случае, слушание видео концертов) особенно детских: пение детского хора и солистов. Красиво поющий на сцене вызывает восхищение у слушающего ребенка, часто певец зароняет желание подражать ему, быть похожим на него. Этот замечательный стимул подражания прекрасному развивает целеустремленность, расширяет добрые горизонты желаний. Если ребенок уже ходит в школу, то не пропускайте ни одних его каникул, чтобы не посетить с ним концерт. Кто серьезно обеспокоен судьбой своих детей, ответственно относится к заповеди, чтобы воспитывать своих детей в учении и наставлении Господнем, тот обязательно изыщет среди сует житейских возможность образовывать свое потомство. 3. Ставить фоновую музыку (но не песни), специально подобранную, вместо телевизора или радио. Хорошо её использовать во время игр. Отдельным эффектом обладает фоновая музыка, звучащая во время учебы (выполнения д/з): она скрывает посторонние звуки, уносящие внимание ребенка, и помогает сосредотачиваться. Как бы ни казалось это странным, ведь музыка сама по себе является отвлекающим источником, но экспериментально доказано, что обучающиеся в полной тишине имеют худшие результаты, нежели обучающиеся под музыку. Отвечая на вопрос, какую музыку – приведу несколько примеров. «В центре по нейробиологии города Ирвин, который занимается изучением процессов педагогики и памяти, группа исследователей начала изучать воздействие музыки Моцарта на студентов и подростков… В течение 5-ти учебных дней одна группа прослушивала сонату Моцарта в оригинальном исполнении, другая – работала в тишине, а третья – в сопровождение смешанных звуков, включая музыку Филиппа Гласса, слушала записанный на пленку рассказ и танцевальные пьесы. Исследователи отметили, что студенты из всех групп значительно повысили свой интеллектуальный индекс на второй день по сравнению с первым днем, но способность группы, которая прослушивала музыку Моцарта, повысилась на 62% по сравнению с 14% у тех, кто работал в тишине, и 11% которые слушали смешанный звуковой фон. Интересно, что первая группа продолжала повышать интеллектуальный потенциал и в последующие дни, в то время как достижения других групп не выросли сколько-нибудь заметно… «Музыка Моцарта способна «разогревать мозги» - сказал Гордон Шоу, исследователь, физик-теоретик. – Мы предполагаем, что сложная музыка вызывает столь же сложные нервные модели, которые связаны с высшими формами умственной деятельности, такими как математика и шахматы. И наоборот, простая ненавязчивая музыка может дать противоположный эффект». «В одной школе зафиксирован и такой эксперимент: после 10-минутного прослушивания рока семиклассники на некоторое время забывали таблицу умножения. Слушатели двухчасового рок-концерта не могут ответить на самые простые вопросы: Как вас зовут? Где вы находитесь? Какой день, месяц, год сегодня?» Рекомендованные произведения: Музыкальные сказки : "Бременские музыканты", "Волк и семеро козлят", "Приключения Буратино". Классика вся; хорошо бы познакомится с П.И. Чайковским, Ф. Шубертом, слушать оперы и балеты: "Волк и семеро козлят" М.Коваля, "Теремок" Польского, "Красная шапочка" Раухвергера, "Белоснежка и семь гномов" Колмановского, "Сказка о мёртвой царевне" Плешака, "Каштанка" Рубина, "Стойкий оловянный солдатик" Баневича и др. Детские песни из мультфильмов и кинофильмов: "Улыбка", "Пусть бегут неуклюже", "Крылатые качели"… Так как современные детские песенки пишутся в стиле детской дискотеки, то рекомендуем обратиться к поучительным и добрым детским песенкам советского периода: "Дважды два четыре", "В траве сидел кузнечик"… И конечно же, христианские гимны давно и широко известные, такие как "О благодать, спасен тобой", "Милосердный Отец", "Тихая ночь, дивная ночь", "Отче Небесный, Боже могучий" и др. Пение 1. Разучивайте с ребёнком песенки, которые знаете сами (позаботьтесь расширить свой репертуар детских песен). 2. Запишите его в хор, хоровой кружок или певческий ансамбль, такие есть в музыкальной школе, студии, во дворце культуры. Плюсы от коллективного пения следующие: во-первых, это очень интересно, во-вторых, подтягиваясь за остальными, быстрее обучаются пению, в-третьих, унисонное пение прививает способность слушать других и осознавать свое место в общем звуковом потоке. Пение по партиям еще более научает слушать других и, следя за их «мыслью», тянуть свою музыкальную ниточку в гармонии с остальным хором. Само по себе пение это удивительный процесс. 3. Приучите ребенка петь часто, это прекрасная эмоциональная разрядка и зарядка в том числе. Вряд ли у поющего человека будет плохое настроение, т.к. для пения необходимы силы, определенные затраты энергии, и если он поет, значит силы у него есть, энергия имеется. При этом получается ответное обогащение, т.к. слова песни упорядочивают мысли, помогают собраться, подготовиться к мыслительному процессу, а музыка уравновешивает душевный мир. Недаром выступающие перед публикой певцы – люди богатые и интеллектуально и душевно, и если вам удавалось пообщаться с ними, то, наверняка, вы обнаружили широту их взглядов и богатство души. 4. Громко петь. Очень часто ребенок не стесняется капризничать во всё горло, демонстративно кривляться, в то время как силёнки не хватает, чтобы громко рассказать выученное стихотворение, алфавит или песенку. Очень важно - свободно и с наслаждением говорить, петь, делать доброе, полезное и при этом не только стесняться, но страшиться делать пакости. Поэтому приучайте ребенка громко петь, это намного лучше, нежели подобным образом капризничать. 5. Установите традиционные семейные песенки для разных поводов, как на день рождения установили американцы. Например, перед совместной трапезой, когда вся семья собирается вокруг стола, петь куплетик «Милый Иисус сядь за нашим столом». Или каждое воскресное утро перед выходом в церковь петь «Мы идем в собранье Божье». Когда провожают или встречают кого-либо из членов семьи – «Если ждёт тебя дорога». Даже, к примеру, просто при покупке шоколадных конфет иметь веселую шутливую семейную песенку. В одной семье, когда ребенок приносил из школы двойку, пели «Двойки, тройки и колы – все приятели твои», в другой семье, когда их дочь начинала капризничать пели песенку «Капризочка». А маленький Амадей Моцарт перед сном всегда пел с отцом псалом на два голоса. Семейное пение имеет чудодейственную объединяющую силу и не воспользоваться этим – преступно. 6. «Музыка поднимает людей над обстоятельствами жизни и возвышает их сердца. Она обладает волшебным свойством, способным преобразовать детей, у которых в кармане нет ни гроша, в великих исполнителей, пользующихся успехом на сцене» - сказал Уолтер Тернбулл, основатель и дирижер хора мальчиков из Гарлема. Утешение души и окрыление – вот поистине чудесное свойство музыки, правда, не всякой. К примеру, Тернбулл, который собирал бедных необученных ребят, пел с ними произведения Баха, Моцарта, Генделя, Бернштейна. В нашей жизни так много причин для стрессов, разочарований и депрессий, что часто отдушина в виде песнопения или игре на музыкальном инструменте оказывается такой ценной и спасительной, как глоток прохладной воды жаждущему путнику. Недаром поются слова: «Нам песня строить и жить помогает, она скучать не даёт никогда». 7. Сочиняйте песенки совместно и побуждайте детей сочинять самостоятельно. В процессе композиторства участвуют оба полушария мозга: правое, отвечающее за творческие способности, и левое – за логику и смысл. Ваши дети станут очень умными, что очень неплохо для них и для вас. Пусть сочиняют много, красиво и во славу Господа, чтобы, подрастая, становились любящими Господа Давидами. Игра на музыкальных инструментах Зачем моему ребенку обучаться игре на музыкальном инструменте, если он не будет музыкантом? Задаваясь подобным вопросом и не находя ответа, очень и очень многие родители выбросили или отдали своё фортепиано, которое еще несколько лет назад с таким трудом приобреталось. Сам свидетель того, что ещё в конце 1980-х практически невозможно было найти пианино даром, а уже с 90-х и по сей день доски объявлений пестрят изобилием отдаваемых фо-но. Во-первых, почём знаете, что ребенок не станет музыкантом, разве ваши родители знали, какую профессию вы изберете, и чем будете заниматься сейчас, приобретая инструмент для вас? Еще больше не поняли бы нас люди, принадлежащие к дворянскому сословию. Может быть, кто-то думает, что сегодня быть музыкантом неприбыльно и непрестижно? Сегодня известные певцы, дирижеры, пианисты, скрипачи и другие, не уступая в известности, доказывают, что музыканты могут зарабатывать на уровне профессиональных спортсменов, только срок карьеры у музыкантов тянется до глубокой старости, а не до 30 лет. Что же касается престижа, то не зазорно было стать композитором химику Бородину или инженеру Мусоргскому, да и сегодня есть музыканты, которые смогли сделать неплохую карьеру, к примеру, в политике: Иосиф Кобзон, Николай Расторгуев. Конечно, не все, обучавшиеся музыке с детства, стали известными композиторами или популярными исполнителями, а многие вообще не стали музыкантами, так тогда есть ли смысл в этих занятиях? Говоря так, мы почему-то не ставим вопрос, делать ли ребенку зарядку и другие физические упражнения, если не собираемся вырастить из него спортсмена. Потому что необходимость иметь крепкое здоровье понимают все, а насущность интеллектуального и духовного обогащения – не все. Вот поэтому и подготавливалась данная статья, чтоб обратили внимание, что правильные занятия музыкой умудряют человека и укрепляют его душу. Одна моя знакомая отдала свою пятилетнюю дочь в музыкальная школу на скрипку. Как она была удивлена, когда на этих уроках девочку начали учить правильно и красиво стоять, держать руки и грациозно ими двигать. При этом внимание девочки должно было охватить следующий ряд моментов: ножки прямые, расставленные на определенном расстоянии друг от друга, ровная спинка, головка наклонена слегка влево, левая рука должна поддержать скрипку за специальное место – шейку грифа, не зажимая, чтобы гриф лежал между большим и указательным пальцами, скрипка опирается на ключицу, локоть не прижимать к корпусу, правая рука держит смычок кончиками пальцев, и следить, чтобы смычок лежал перпендикулярно струнам, хотя он постоянно норовит вылезти за левое ухо. И еще при этом уделить должное внимание нотам и качеству звука, выходящему из-под смычка. После года обучения концентрация внимания у девочки заметно повысилась, что никто не скажет, что ребёнок рассеянный. В связи с таким тренингом девочка преуспела в серьезности и целеустремлённости выполнять любое задание, не относящееся к музыке, быстро научилась читать. Что касается рекомендаций, то они следующие: 1. Отдавайте ребёнка обучаться на инструменте как можно раньше. 2. Выбрать инструмент вам помогут в музыкальной школе, это зависит от наличия специалистов (не везде преподают, к примеру, трубу), а также от комплекции и здоровья ребенка. Мальчикам рекомендуется баян, аккордеон, духовые, та же труба, тромбон, гобой – инструменты, требующие большего приложения физической силы, конечно же, подойдет и пианино, и любой другой. Педагог Института Духовной музыки, который заканчивал консерваторию по классу баяна, рекомендует отдавать детей на подобные инструменты не раньше чем с 10 лет, хотя при тщательном соблюдении техники посадки можно и раньше. Для девочек хорошо пианино, флейта, скрипка, виолончель, домра, балалайка. Не стремитесь освоить сразу гитару, так популярную сегодня, она хорошо изучается на базе клавишных инструментов. Учтите, что учащиеся музыкальных школ умеют играть как минимум на 2-х инструментах (основном и дополнительном), а на пианино умеют играть все, т.к. есть такой предмет «общее фортепиано». 3. Для многодетных семей необходимо иметь в виду создание семейного ансамбля (или оркестра, кому как повезло), поэтому, во-первых, определитесь с видом ансамбля: народных инструментов, струнный или духовой. Исходя из этого, выбирайте инструменты для каждого члена семейного ансамбля. Фортепиано подойдет к любому составу. 4. Пока семейный оркестр подрастает и ожидается только в перспективе, обязательно водите ребёнка на "оркестр" в муз. школе, где эта дисциплина преподается профессионально. Коллективная игра необычайно увлекательна, интерес к учебе возрастёт в разы. Один из очень важных развивающих моментов владения музыкальным инструментом – это игра двумя руками, когда две и более мелодические линии играются одновременно. Ученые объясняют, что в это время происходит использование обоих полушарий головного мозга. В связи с этим музыкантам легче объединять в единое целое информацию, поступающую из обоих полушарий. У них более развито количественно и качественно мышление и уровень интеллекта в целом на порядок выше. В заключение этого подраздела предлагаю прочесть отрывок повести Конана Дойля «Этюд в багровых тонах» о том, как музыка способствовала мыслительному процессу сыщика. «Холмс прекрасно играл на скрипке. Однако и тут было нечто странное, как во всех его занятиях. Я знал, что он может исполнять скрипичные пьесы, и довольно трудные: не раз по моей просьбе он играл "Песни" Мендельсона и другие любимые мною вещи. Но, когда он оставался один, редко можно было услышать пьесу или вообще что-либо похожее на мелодию. Вечерами, положив скрипку на колени, он откидывался на спинку кресла, закрывал глаза и небрежно водил смычком по струнам. Иногда раздавались звучные, печальные аккорды. Другой раз неслись звуки, в которых слышалось неистовое веселье. Очевидно, они соответствовали его настроению, но то ли звуки рождали это настроение, то ли они сами были порождением каких-то причудливых мыслей или просто прихоти, этого я никак не мог понять… Холмс уселся у тлеющего камина, и я еще долго слышал тихие, заунывные звуки его скрипки. Я уже знал, что это значит - Холмс ОБДУМЫВАЛ странную тайну, которую решил распутать во что бы то ни стало». Заключение Дорогие родители! Вы научились заботиться о внутриутробной жизни младенца, оказывать должное внимание матери, вынашивающей ребёнка. Вы с первых дней жизни окружили его вниманием и опекой, начиная с питания, продолжая одеждой и заканчивая памперсами, всё тщательно подобрано, исходя из особенностей здоровья Вашего милого чада. Игрушки, кроватки, коляски и детские комнаты покупаются и оформляются таким образом, чтобы Ваш ребёнок чувствовал себя наиболее комфортно, чтоб это его развивало, и ничто не повредило ему. Заботливо подобран цвет обоев в детской, детский столик. Вы каждый день читаете сказки и детские истории на ночь и не только. Теперь осталось еще одно: окружите своего ребёнка хорошей музыкой и красивым пением. Пусть помимо мягких игрушек, красивых одежд, мягких и светлых тонов детской, вкусной и здоровой пищи, жизнь Ваших ребят будет наполнена светлой, небесной музыкой и ангельским пением. Если пища укрепляет физическое здоровье, то музыка обогатит Ваше потомство интеллектуально, духовно, что впоследствии поможет сформировать в высоконравственных и духовных личностей. От всего сердца поделился с Вами регент церкви «Скиния»


Киселёв А.Ф.

Использованная литература:

Акопян Л.О. Музыка ХХ века. Энциклопедический словарь. – М. «Практика», 2010 г.

Овчинников Е. История джаза — М.: Музыка. — 1994. — С. 234.


В этом разделе использованы материалы из статьи Нины Александровны Чичериной, Кандидата педагогических наук

http://www.keng.ru/.

«Эффект Моцарта» Дон Кемпбел, с. 209. «Эффект Моцарта» Дон Кемпбел, с. 24,25,29. Статья «Воздействие современной музыки на психику человека», http://svobd.ru/component/content/article/364/5252---.html.

http://childrecords.narod.ru/musictales.html. «Этюд в Багровых тонах» Конан Дойль.



Количество просмотров 8774
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна