Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не наше дело предписывать Богу, как ему следует управлять этим миром». (Нильс Бор)

Значение испытаний в жизни христианина

Для того чтобы встать на путь истинного христианства, нужно осознать себя грешником, ибо все люди грешники, как и пишет апостол Павел: "Все согрешили и лишены славы Божией" (Римл. 3, 23). Всем людям, осознавшим себя грешниками, Священное Писание указывает на Христа, как на единственного Спасителя от возмездия за грехи. Мы читаем о Христе: "Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. Ап. 4, 12). Нам нужно только руками веры ухватиться за Христа, распятого на кресте, то есть поверить, что за все наши грехи принял наказание на кресте Христос и что мы теперь свободны от суда и имеем свободный вход в чертоги Божий. В момент, когда мы руками веры ухватываемся за Христа как за нашего личного Спасителя, Он в Духе Святом входит в наше сердце и рождает нас свыше, то есть дарует нам прощение грехов, освобождение от суда и вечную жизнь.

Христос сказал: "Я есмь дверь, кто войдет Мною, тот спасется" (Иоан. 10, 9); "Я есмь путь и истина и жизнь, никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня" (Иоан. 14, 6). В момент рождения свыше мы входим в дверь спасения и вступаем на путь, которым является Сам Христос. Таким образом, мы вступаем на путь истинного христианства.

Но мало вступить на путь истинного христианства, надо идти этим путем вперед. А идти вперед - это значит исполнять волю Божию. Апостол Павел пишет: "Воля Божия есть освящение ваше" (1 Фее. 4, 3). Освящение - это постепенное преображение христианина в образ Христа, которое начинается со дня рождения свыше и завершается уже в вечности, где христианин достигнет полного подобия Христу. Идти путем освящения - это значит идти путем испытаний, ибо без испытаний не может быть движения вперед во время нашей земной жизни. В этом мы убедимся, если с глубоким анализом подойдем к вопросу о значении испытаний в жизни христианина.

Идти путем освящения - это значит избавляться от плохих черт нашего характера. Но для того, чтобы от них избавиться, надо их прежде всего увидеть у себя. Христианин должен видеть свои отрицательные черты и должен скорбеть о них, как и сказал Христос: "Блаженны плачущие, ибо они утешатся" (Матф. 5, 4). Только сильная скорбь о недостатках наших вооружит нас вступить на путь непримиримой борьбы с ними, и утешением в этой скорби будет победа над тем или иным недостатком. Иногда можно встретить человека, с самодовольным видом идущего по улице, считающего, что он производит неотразимое впечатление на прохожих своим внешним видом или платьем. Но, взглянув в зеркало, он вдруг замечает чернильное пятно на своем лице или какой-либо беспорядок в своей одежде.

Так бывает и в духовной жизни. Христианин, думая, что у него все в порядке, самодовольно поглядывает вокруг себя, то есть заболевает духовной гордостью. Но вот Господь посылает ему испытание, и в зеркале этого испытания христианин видит неполадки в своем духовном состоянии. Увидев в зеркале испытания какую-либо свою отрицательную черту, он уже определенно знает, на что теперь ему нужно обратить внимание, с чем он теперь должен бороться.

Предположим, Господь допустил нам встретиться с человеком, который оскорбляет нас. Этим самым Господь перед нами поставил зеркало. И в этом зеркале мы видим в своем сердце то, о чем раньше и не подозревали: раздражение, желание нагрубить этому человеку, отомстить ему. Видя это качество нашего характера и сравнивая его с долготерпением Христа, мы преисполняемся глубокой скорбью, которая побуждает нас возненавидеть наш недостаток и подвизаться в борьбе против, него; а Христос, со Своей стороны, видя наше искреннее сокрушение и желание избавиться от нашего недостатка, дает нам силу Духа Святого для борьбы с этим недостатком.

А если христианин не будет вступать в борьбу с недостатками своего характера, то он заглушит в себе духовную жизнь, сойдет с пути спасения, потеряет уверенность в спасении, потеряет спасение, воспринятое верой, и станет фальшивым христианином, к которому применимы слова Христа: "Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв" (Откр. 3, 1). Все испытания, посылаемые нам Господом, помогают нам выявлять наши недостатки и слабые стороны.

Иоанн Креститель сказал о Христе: "Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Матф. 3, 11). Крестить - это значит погружать. Крестить Духом Святым - это значит погружать наше сердце в благословенный поток Духа Святого. Крещение Духом Святым - это, другими словами, пропитывание нашего внутреннего мира Духом Христа. Но такое пропитывание не может возрастать, если наше сердце, то есть наш внутренний мир загрязнен всякой нечистотой. С целью нашего очищения Христос крестит нас огнем. О каком огне здесь идет речь? Об огне испытаний, то есть об огне переживаний и скорби, о которых апостол Павел пишет: "Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу" (Рим. 8, 28).

Огонь испытаний сжигает в нашем сознании соломенные и деревянные постройки нашего самомнения, самодовольства, гордости, хвастливости, лицемерия. Все эти отрицательные черты нашего характера являются, с помощью Бога, хорошо сгорающим веществом в огне испытаний. Христос сказал: "...без Меня не можете делать ничего" (Иоан. 15,5). В деле преображения в образ Христа мы ничего не можем делать без помощи Самого Христа, Который наделяет нас силою Духа Святого. Но мы часто вместо того, чтобы воздать славу Христу, наделившему нас силою Духа Святого, начинаем в мыслях своих воздавать славу самим себе. Чтобы избавить нас от этого самомнения, Христос крестит нас огнем, то есть допускает до нас соответствующие испытания, в огне которых от нашего самодовольства, самомнения и хвастливости не остается и следа, и мы со смирением говорим, что без Христа в духовном отношении мы ни на что не способны.

Огонь испытаний переплавляет наше сознание, наше сердце, удаляя из них все нечистые примеси. Господь не хочет, чтобы мы бесславили Его своими нехорошими поступками, и поэтому Он подвергает нас переплавке в огне испытаний. Господь говорит через пророка Исайю: "Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это - ибо какое было бы нарекание на имя Мое" (Исайя 48, 10 - 11).

Все мы, любящие Христа, являемся учениками школы Христовой, но все мы учимся в разных классах этой школы, то есть имеем различную степень веры и познания Бога. Бог желает, чтобы мы не оставались в одном классе, но переходили бы из класса в класс, то есть чтобы мы росли духовно.

Как же совершается наш духовный рост, то есть переход из одного класса в другой? Господь подвергает нас испытаниям, и если в этих испытаниях мы покажем, что хорошо усвоили те истины, которые открыл нам Господь через Слово Свое; если мы в этих испытаниях покажем полное доверие Господу, то Господь укрепит нас силою Духа Святого для перенесения их, и затем, образно говоря, переведет нас в следующий класс школы Христовой, то есть поднимет нас на более-высокую ступень, даст нам новые откровения, исполнит нас еще больше силою Духа Святого. На Каждое испытание, встретившееся на нашем жизненном пути, мы должны смотреть как на благоприятную возможность перейти в следующий класс школы Христовой. Если мы не выдержим то или иное испытание, то в этом наша вина, ибо Господь каждому из нас дает испытание по силам. Как в обыкновенной школе ученикам второго класса не могут предложить задачу, которая по силам лишь ученикам десятого класса, так и в школе Христа испытание посылается по силам, а не сверх сил. Каждая истинно верующая душа желает, чтобы ее испытал Господь, о чем ясно говорится на страницах Библии: "Он знает путь мой, пусть испытает меня, - выйду как золото" (Иов. 23, 10); "Искуси меня, Господи, и испытай меня, расплавь внутренности мои и сердце мое" (Пс. 25, 2); на"Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои. И зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный" (Пс. 138, 23 - 24). Изучая Библию, мы видим, что Господь посылал испытания всем подвижникам веры, и когда они в этих испытаниях всецело доверялись Господу, то> Он их после этого ставил на еще более ответственное служение.

Мы читаем в Евангелии: "И сказали апостолы Господу: "Умножь в нас веру" (Лук. 17, 5). Вера в Господа не должна быть на одном уровне, она должна у каждого истинного христианина все время умножаться, то есть все время расти. Вера, которая не растет, - это мертвая вера. Каждый истинный христианин, обращаясь в молитве к Господу, просит: "Умножь во мне веру". Просьба "умножь во мне веру" равносильна просьбе "подвергни меня испытаниям", ибо вера растет и умножается в испытаниях, если мы только при этом всецело доверяемся Господу.

Для того, чтобы веровать во что-либо, нужны факты; без фактов вера мертва. А эти факты мы получаем в обильной мере во время испытаний. Например, нас постигла тяжелая скорбь, мы не находим себе места от этой тяжелой скорби. Но вот мы вспоминаем слова Священного Писания: "Призови Меня в день скорби" (Пс. 49, 15). Мы обращаемся в молитве к Господу, и скорбь тут же притупляется, она теряет свою силу, нам становится легко, и мы радостно благодарим Господа за это облегчение в нашей скорби. Это факт, который укрепляет нашу веру. Нашу веру можно уподобить высокой лестнице со множеством ступенек. Каждый такой факт, пережитый лично нами, поднимает нас на одну ступеньку выше на лестнице нашей веры.

Христос сказал ученикам Своим: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Матф. 5, 16). Христианин должен жизнью своей свидетельствовать о Христе, он должен светить светом Христа, то есть светом кротости, смирения и любви. Все светлое особенно ярко бывает видно на темном фоне. Так и все светлые качества христианина бывают ярко видны на темном фоне испытаний, если во время этих испытаний христианин проявляет полное послушание Христу. Например, светом кротости христианин может просиять лишь тогда, когда Господь допустит до него испытание, допустит, чтобы на христианина обрушился кто-либо с грубыми, резкими выпадами и оскорблениями. И на темном фоне этих оскорблений особенно ярко выделится кротость христианина. Светом смирения христианин может просиять лишь тогда, когда Господь пошлет ему испытание, поместит его среди высокомерных людей, которые будут с презрением смотреть на христианина. Светом терпения христианин может лишь тогда просиять, когда Господь пошлет ему испытание, поместит в трудные обстоятельства. Светом любви христианин может особенно ярко просиять тогда, когда Господь пошлет ему испытание, окружив его недоброжелательными людьми. На темном фоне их ненависти особенно ярко будет заметна любовь христианина к ним. Звезды видны лишь ночью, и драгоценные христианские качества ярко видны во время темной ночи испытаний в жизни христианина.

Апостол Павел пишет: "В большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении" (2 Тим. 2, 20). Под большим домом здесь следует разуметь Церковь Христову во всей ее совокупности, как на земле, так и в вечности, а под сосудами следует разуметь верующих во Христа людей.

Значит, всех верующих во Христа людей можно разделить на две категории: на сосуды драгоценные и простые. Все эти сосуды в вечности, то есть в неисчислимых грядущих веках в Царстве Божием, будут употребляться Господом для разных целей, то есть будут служить Христу. Но драгоценным сосудам будет поручено более ответственное и более почетное служение. Какие же верующие будут в вечности драгоценными сосудами? Это те верующие, на долю которых во время их земной жизни выпало особенно много тяжелых испытаний. Если эти верующие стойко, как добрые воины Христа, перенесут все испытания, то они будут драгоценными сосудами в вечности. Все испытания, если мы в них ведем себя как воины Христа, шлифуют наш характер и делают нас драгоценными сосудами.

На все испытания в нашей жизни мы должны смотреть как на мастерскую, в которой божественный Мастер шлифует сосуд нашего сердца. Почетное служение в вечности будет наградой за перенесенные на земле испытания.

Церковь Христа (то есть все искренне верующие во Христа люди) на страницах Библии образно именуется невестой Христа. Взаимная любовь невесты - церкви и ее Жениха - Христа символически описаны в Библии в аллегорической книге "Песни Песней". Вот как в этой книге описывается отношение божественного Жениха к Своей невесте - церкви: "Голубица моя в ущелий скалы под кровом утеса! покажи мне лицо твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лицо твое приятно" (Песни Песней 2, 14); "О, как любезны ласки твои, сестра моя, невеста! О, как много ласки твои лучше вина, и благовоние мастей твоих лучше всех ароматов. Сотовый мед каплет из уст твоих, невеста; мед и молоко под языком твоим, и благоухание одежды твоей подобно благоуханию Ливана" (Песни Песней 4, 10 - 11). Эта невеста одета своим божественным Женихом - Христом в брачные одежды, сотканные из заслуг Христа, сотканные страданиями Христа на Голгофе. Эта невеста сочетается в вечности крепкими вечными узами со своим божественным Женихом - Агнцем Божиим Иисусом Христом.

Мы читаем в Библии пророчество об этом грядущем событии: "Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу, ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый, виссон же есть праведность святых" (Откр. 19, 7 - 8). Эта невеста, Церковь Иисуса Христа, символизирует собой всех верных христиан, к какой бы религиозной организации (церкви) они ни принадлежали. Церковь Христа, являющаяся невестой Христа, состоит из верных Христу душ, следовательно, и каждая отдельная верная Христу душа является невестой Христовой. Небесный Жених хочет испытать Свою невесту, Он хочет испытать каждую душу, считающую Его своим божественным Женихом. Представим себе такую земную невесту, которая мечтает найти жениха, занимающего видное положение и обладающего всеми материальными благами. Не сам жених, как человек, ее интересует, а то, что этот жених имеет. Может быть, найдя такого жениха, она будет говорить ему ласковые слова, но сколько фальши и лицемерия будет в этих словах. Но представим себе другую невесту. Она полюбила человека и готова выйти за него замуж. Она знает, что ей много придется претерпеть лишений и невзгод, если она выйдет за него замуж; ей придется с ним ездить туда, куда он поедет, ей придется отказаться от многих удобств жизни, но она готова на все, ибо она его искренне любит и ради любви готова всем пожертвовать. Конечно, нам более симпатична вторая невеста.

Божественный Жених - Христос знает все наши мысли и чувства. Он желает, чтобы мы любили Его не ради каких-то материальных выгод, а ради Его Самого, ради Его беспредельной любви, ради Его небесной чистоты. Он хочет видеть нашу преданность, а эта преданность может быть обнаружена только в испытаниях, когда мы ради верности Христу готовы от многого в земной жизни отказаться. Такая преданная любовь приносит удовлетворение небесному Жениху, и Он вознаградит Свою преданную невесту за все испытания, когда она придет на Его брачный пир.

Наше сердце, то есть наш внутренний мир, можно образно сравнить с храмом. В момент отдачи нашего сердца Христу как нашему Спасителю от возмездия за грехи и как Жениху души нашей, мы отдаем Ему алтарь нашего сердечного храма, то есть главное место в нашем сердечном храме, а уже около алтаря размещаем другие объекты любви нашей: наших родных, друзей и т. д. Только такой человек, алтарь сердечного храма которого отдан Христу, принадлежит к единой Вселенской Церкви Христовой и имеет право называться христианином. Но в жизни у нас часто бывает так, что в алтарь нашего сердечного храма прокрадываются незаметно другие объекты любви и вытесняют Христа на второстепенное место. Мы читаем на страницах Библии: "Не делай себе кумира" (Исх. 20, 4); "Дети! храните себя от идолов" (1 Иоан. 5,21).

Не делать себе кумира и хранить себя от идолов - это значит не допускать, чтобы кто-либо или что-либо сместило Христа с первого места в нашем сердце. Чаще всего в алтарь нашего сердечного храма рвется наше собственное "я". И вот здесь Господь путем испытаний идет к нам на помощь. Он нас не хочет насиловать, ибо любовь и насилие несовместимы, но Он отвечает нам на наши молитвы, мы же сами просим Его: "Господи! Занимай первое место в моем сердце; не дай мне отпасть от Вселенской Церкви Твоей". И вот Господь помогает нам: Он наносит удар испытаний по нашему идолу, по нашему "я".

Иоанн Креститель сказал о Христе: "Лопата Его (которой веют хлеб) в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу" (Матф. 3, 12). Что символически означает эта лопата, о которой здесь идет речь? Эта лопата испытаний, которым Христос подвергает христиан. Христос подвергает испытаниям каждого христианина в отдельности, воздвигая перед ним горы затруднений, проверяя его веру, протягивая ему руку помощи и ободряя его, как мы и поем в одном нашем гимне: "Встают ли горы предо мной, "Не бойся!" слышу: "Я с тобой!"

Лопатой раньше веяли пшеницу, чтобы отделить от нее сорняки. Среди христиан также есть "пшеница" и "мякина". "Пшеница" - это искренние, преданные Христу христиане, а "мякина" - это все лжехристиане. Часто бывает трудно отличить истинного христианина от лжехристианина, ибо и лжехристиане умеют очень красиво говорить о Христе. Истинное и ложное христианство обнаруживается лишь в испытаниях. Истинный христианин в испытаниях светит светом Христа, а лжехристианин начинает роптать на Бога. Лопатой испытаний Христос также очищает сердечное гумно каждого христианина в отдельности. Лопата испытаний отбрасывает в сторону мякину самомнения, мякину нечистых мыслей, и на сердечном гумне остается драгоценная пшеница чистых, скромных и святых мыслей.

Мы не должны путать два понятия: спасение и награда. Спасение от возмездия за грехи дается человеку не по его заслугам, а по его вере в искупительную жертву Христа. Но помимо спасения есть еще и награда. Не все спасенные будут иметь одинаковую награду. Степень награды будет зависеть от дел человека после его уверования во Христа. Чем больше христианин прославит Христа светом своих добрых дел, тем большую награду он получит на судилище Христовом, где будут присуждаться награды последователям Христа. Каждая наша победа над грехом, каждое стойко перенесенное испытание увеличивают степень нашей награды, а каждая наша неверность Христу уменьшает степень нашей награды; систематическая же неверность Христу вообще ведет к потере живой веры, а следовательно, к потере не только всех наград, но и к потере спасения от суда за грехи.

Никто из нас, любящих Христа, не гарантирован от ошибок и спотыканий. А ведь каждое наше спотыкание уменьшает степень нашей награды. И вот любящий Отец Небесный берется за розгу испытаний. Он говорит: на Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю" (Откр. 3, 19). Лучше для нас, если Он накажет нас за какую-либо ошибку здесь на земле, чем уменьшит нашу награду в вечности. Небесный Отец за одно дело два раза не наказывает; если розга испытаний за нашу ошибку коснулась нас во время нашей земной жизни и если при этом мы искренне раскаялись в своей ошибке, то степень нашей награды не уменьшится.

Иногда на христианина обрушиваются не только заслуженные удары, но и незаслуженные. Именно такие незаслуженные испытания умножают небесную награду христианина, как и сказал Христос в Ев. Матф. 5, 11 - 12. Если христианина постиг незаслуженный удар, то этот удар он может расценивать как желание Господа увенчать его особой наградой на судилище Христовом. Мы, христиане, являемся наследниками славы Христа, об этом нам свидетельствует Дух Святой, полученный нами в день отдачи сердца Христу: "Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божий. А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться" (Римл. 8, 16 - 17).

На страницах Библии человечество нередко символически сравнивается с морем. Пророк Исайя пишет: "Нечестивые - как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь" (Исайя 5/1 20). В Своей притче о неводе Христос говорит: "Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода" (Матф. 13, 47). Здесь речь идет о человеческом море, то есть о всем человечестве, в которое закинут Богом невод христианства. В книге Откровения мы читаем: "...пред престолом море стеклянное, подобнее кристаллу" (Откр. 4, 6). Почему в книге Откровения говорится о стеклянном море, в то время как во всех других местах Библии речь идет о волнующемся море? Стеклянное море - это значит спокойное море, настолько спокойное, что кажется, будто оно сделано из стекла. Если во время земной истории море человеческое бурлит от ветров испытаний, то в вечности, как нам пророчески рисуется в книге Откровения, море будет как стеклянное, там не будет ветров испытаний.

Без земных переживаний мы не оценили бы покоя в вечных чертога Христа. Все явления мы можем понять и оценить только путем сопоставлений. Мы не поймем, что такое свет, и не оценим его, если не узнаем, что такое тьма. Мы не оценили бы тепла, если бы не испытали холода. Нельзя оценить бессмертия, к которому мы предназначены, не испытав смерти. Пройдя через темные ночи испытаний, мы лучше оценим тот небесный свет, наследниками которого мы являемся. Пройдя через холодные ветры испытаний, мы лучше оценим тепло божественной любви; пройдя через ров смерти, мы лучше оценим сияющие вершины бессмертия.

К сожалению, в истории христианства известны случаи, когда некоторые неразумные христиане сами для себя придумывали испытания. Это есть не что иное, как изуверство в христианстве. Говоря об испытаниях, мы имеем в виду лишь те неотвратимые обстоятельства, которые складываются не по нашей воле. Если мы говорим о пользе испытаний, то не значит ли это, что мы проповедуем терпимое отношение ко всяким бедствиям, которые происходят на земле? Нет! Верующий человек должен быть сторонником мира во всем мире, он должен быть сторонником всякой справедливости, и он, со своей стороны, все должен делать для блага людей. Но есть такие испытания, которые никакими средствами нельзя устранить, доколе существует наш земной мир. Мы можем вести борьбу с болезнями, но устранить совершенно смерть мы не можем. А ведь смерть наших близких - это и есть самое большое и самое распространенное испытание. Но помимо смерти наших близких, у нас могут быть и другие испытания, которые вполне закономерны и естественны для нашей земной жизни.

Из всех этих испытаний христианин извлекает для себя уроки. Испытание, подобно ножу, пронзает душу, но христианин видит этот нож в руках любвеобильного небесного Хирурга, о Котором мы читаем в Библии: "Он причиняет раны, и Сам обвязывает их; Он поражает и Его же руки врачуют" (Иов. 5, 18). Христианин и лжехристианин на первый взгляд могут быть похожи друг на друга, как искусственный цветок похож на натуральный. Но под дождем искусственный цветок раскисает, а натуральный еще больше расцветает. Так и под дождем испытания христианин расцветает еще больше, распространяя благоухание Христово.




К. В. Сомов

Баптистский Вестник, 1962г., №4

www.gazetaprotestant.ru



Количество просмотров 12471
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна