Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«В бесконечной вселенной обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума». (Альберт Эйнштейн)

Зачем Бог разрушил мои планы?

Я с теми, кто вышел строить и месть
В сплошной лихорадке буден.
Отечество славлю, которое есть,
Но трижды – которое будет.
Я планов наших люблю громадьё,
Размаха шаги саженьи.
Я радуюсь маршу, которым идем
В работу и в сраженья.


В.В. Маяковский («Хорошо!», 1927)

«От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой? Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день».

Соломон (Притчи 20:24; 27:1, X в. до Р.Х.)

Два дня назад мне пришлось второй раз за последние полтора года сдавать билеты в запланированный заранее и при этом неблизкий путь. Это опять произошло в день предполагаемого выезда, соответственно с определенными финансовыми потерями. С поездкой вновь было связано много ожиданий. К ней снова было много приготовлений. И она вновь не состоялась. Кроме того, оба этих долгожданных несостоявшихся путешествия объединяет то, что сорвались они по обстоятельствам, которые принято называть «семейными».

Вполне осознаю, что времени для осмысления произошедшего прошло слишком мало хотя бы потому, что я продолжаю находиться в пока неразрешенной ситуации. Мысли в такое время действительно как скакуны и чаще всего бывают сыроватыми. Очень может быть, что весьма скоро эти строки сам автор станет воспринимать, как анекдотическое, специально обожженное по краям, письмо солдата, начинающееся словами: «Мама, пишу тебе из горящего танка».

И все же. Убежавший от меня сон высвободил время, чтобы изложить мысли меня-сегодняшнего – мне-завтрашнему. А может быть, мое расследование по горящим следам пригодится кому-нибудь из тех, кому не всегда легко находить оптимальный баланс между планированием и осознанием своей человеческой ограниченности.

На память без особого напряжения приходят слова известных песен от «Мечты сбываются и не сбываются» до «Я прийшов – тебе нема» и устойчивые словосочетания вроде «несбыточных планов» и «незапланированной беременности».

А если говорить более серьезно, то следует отметить, что крушение планов – это мощный потенциальный источник внутренних конфликтов, кризиса веры, ропота и ожесточения.

С другой стороны, те же самые обстоятельства могут оказаться катализатором духовного обновления и возможностью выхода на новый уровень отношений с суверенным Вседержителем. Стоит добавить, что в земных условиях даже в жизни отпетого педанта подобные ситуации могут скрываться почти за каждым углом.

Планирование необходимо. Для большинства мыслящих и целеустремленных людей данный постулат является аксиомой. Еще Конфуций говорил: «Кто не изведает далеких дум, тот не избегнет близких огорчений». Весело живущий от сессии до сессии студент-заочник, который в очередной раз имеет на экзамене бледный вид, – одно из самых простых тому доказательств.

Сегодня существует масса книг, тренингов и семинаров по таким дисциплинам как лидерство, менеджмент или управление финансами. Основная их суть – умение планировать свое время и правильно использовать другие ресурсы. Там также вырабатывают навыки целеполагания, а затем наглядно объясняют, что для достижения успеха необходимо усердно работать, терпеливо двигаясь в нужном направлении.

Именно в практике самодисциплины раскрываются личности, способные повести за собой и добиться максимальной эффективности. Однако в обезбоженном виде эта модель начинает производить деятельных строителей Вавилонских башен и предприимчиво-безрассудных богачей из притчи Иисуса. Апостол Иаков обвиняет таких «бизнесменов» в самонадеянности и тщеславии, из-за того, что они забыли, что человек предполагает, а Бог располагает (см. Иак. 4:13-17).

И, тем не менее, планирование необходимо. Другой вариант той же самой аксиомы – закон сеяния и жатвы. Согласно этому закону человек получает то, что на самом деле хочет. Именно поэтому люди узнаются по плодам, а не по высказываемым планам. Иногда истинные желания и намерения человека сокрыты глубоко в подсознании. Вот почему библейская формулировка закона сеяния и жатвы начинается с предупреждения: «Не обманывайтесь…»

Почему же периодически наши планы разбиваются в клочья, если существуют аксиома планирования и закон сеяния и жатвы? Дело в том, что почти для каждого закона существуют исключения. Такие явления как сюрприз, форс-мажор или стихийное бедствие есть разные варианты таких исключений. В искаженной грехом вселенной неожиданностей стало значительно больше, чем было задумано изначально.

Помните, по словам булгаковского Воланда, – человек смертен, а самое печальное, что иногда он внезапно смертен. И даже не знает, что будет делать сегодня вечером. Всякий раз, когда безрассудные и самоуверенные люди вроде председателя МАССОЛИТА Берлиоза или поэта Ивана Бездомного увлекаются гордыней, забывая к своим увлекательным планам добавлять «если Бог позволит», всемогущее Провидение в нужный момент вновь смешивает языки строителей Вавилонских башен и безвременно отнимает жизнь у самонадеянных богачей.

А иногда и отрезает им головы. Трамваем. Или отнимает разум. Михаил Булгаков и Клайв Льюис тысячу раз правы, когда художественно описывают, как тогда злорадно хохочут над безмерной человеческой глупостью бесы.

Когда Владимир Маяковский писал: «Я планов наших люблю громадьё», он и представить себе не мог, каким крахом закончится 70-летнее советское пленение России и иже с нею, этот бесчеловечный эксперимент на людях.

Кстати будет сказано, что даже Советский Союз развалился не только по причине безмерно разгулявшегося людского тщеславия. Советская система руководства в отличие от западной базировалась не на деловых отношениях и стремлении к эффективности. Краеугольный камень тоталитарной системы – управляемость. По мнению многих аналитиков, цепная реакция развала СССР началась с кризиса управления и стратегического планирования. Брежневский застой обернулся горбачевской «катастройкой». Вот яркая иллюстрация тупиковости человеческой мудрости.

Очередная утопия себя не оправдала, поскольку вновь не учла фактора ограниченности и порочности людей вместе с Божьим правом вето на все наши решения. А ведь в том же самом произведении «Хорошо!» Маяковский обмолвился, что «мы только мошки, мы ждем кормежки». Как все запутано порой в человеческом разуме! Поэтому «надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» (Пр. 3:5). В этой связи фраза «Хочешь насмешить Бога – расскажи Ему о своих планах» – не лишена смысла.

Порой, увидев лишь насмешливый хвост ускользнувшей мечты, человек впадает в крайность отчаяния. Александр Деркач очень метко раскрыл это состояние:

«Бессмысленны все планы.
Вперед загадываю я на целый век,
Но то, что будет завтра
Или даже через час со мной – не знаю.
Случай – слепой безумец с бритвою в руке –
Играет мной, и вся судьба моя –
Случайностей нелепых цепь.
Не от моих забот меняется она,
А от того, как выпадают кости…»


Такое отчаяние лишено всякого упования на Бога, а нелогичность его фатальности в том, что весь суд вынесен на основании исключения из существующих законов. Поэтому, немного придя в себя, человек начинает напоминать себе:

«Мир полн сообразности и красоты,
И тайных связей между явлениями.
И каждому событию есть своя причина,
И у каждой причины есть свой Закон.
Если я не в состоянии его постичь,
Это еще не означает, что он не существует».


Как же научиться выдерживать здравый баланс между планированием и готовностью к сюрпризам Бога? Во-первых, недопустимо своими творческими планами теснить исключительный суверенитет Господа. Точно так же как человек не сотворил себя, он не может сохранить себя, простить себя, актуализировать свои планы и надежды. Не случайно Слово Божье методично напоминает об этом всякому человеку.

«Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел» (Пр.28:26). «Человеку [принадлежат] предположения сердца, но от Господа ответ языка» (Пр.16:1). «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126:1). «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим» (Иер. 10:23).

Во-вторых, меня всегда особенно привлекала апостольская духовная проницательность, стопроцентно умеющая определять, что в одном случае запланированное путешествие сорвано Богом, а в другом – кознями дьявола. Ведь только в таком случае можно безошибочно отреагировать: смириться или противостать верою. Если же у кого из нас недостает мудрости, да просит, нимало не сомневаясь: «Боже! Дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу и мудрость отличить одно от другого. Аминь».

Проверено на себе – молитва о душевном покое работает как универсальное средство. И работает она хотя бы потому, что настраивает молящегося правильно реагировать как на осуществляемые планы, так и на неожиданные явления человеческой жизни вплоть до трагедий. А в критической ситуации обнаруживаются порой удивительные вещи.

Например, у заклятого трудоголика может появиться масса времени, чтобы оторваться от суетной круговерти и призадуматься о сыновнем долге или других подлинных ценностях. И человек обнаруживает, что от произошедшей внезапно встряски и остановки он не потерял, а наоборот приобрел. Горячая молитва в трудную минуту – это смирение перед Господним всеведением и целеустремленное упование.

Такую молитву следует использовать не только в реабилитационных центрах и на группах Анонимных алкоголиков, где она и так весьма популярна. Эти золотые слова неплохо бы учить наизусть людям чересчур деятельным и гиперактивным. Вялому же и меланхоличному человеку могу предложить вариант молитвенной подачи своих планов на рассмотрение Богу уже упомянутого нами А. Деркача.

«1. Сказано: Устаешь
Не от того, что сделал,
А от того, что не сделал.
2. Я знаю:
Если хочешь добраться до звезды,
Что сияет над горизонтом,
Нужно просто запомнить направление
И каждый день
Делать в этом направлении
Хотя бы один шаг.
Хотя бы один.
Каждый день.
Один шаг – это нетрудно.
3. Господи.
Помоги мне этот шаг
Сделать сегодня».

И, наконец, третье. Чем дольше я следую за Господом, тем больше убеждаюсь, что современное христианство нередко грешит достаточно серьезным заблуждением. Суть заблуждения состоит в том, что главная цель Христа по отношению к земной жизни человека – сделать его счастливым. Нам надо больше размышлять над словами Иисуса: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24). Эту истину исповедовал и апостол Павел: «Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет» (1 Кор. 15:36). Сораспятие Христу сегодня явно не в моде, поскольку оно чаще всего расстраивает людские планы на активную и бесплодную жизнь.

Итак, мои очередные планы разрушены. И вместо увлекательного путешествия я превратился в медбрата, который в очередной раз в перерывах между своими основными обязанностями философствует и пытается богословски осмыслить происходящее.

Тем не менее, могу с уверенностью отметить, что сожаление о проваленных планах было без особых внутренних сложностей покрыто пониманием правильности выбора. Я благодарен Богу за ту ответственность, которую Он возложил на меня, как на мужа и отца. Думаю, именно эти благодарность и ответственность помогают мне в нужную минуту достаточно быстро сказать себе: «Когда-нибудь в следующий раз» и переключиться на форс-мажорные обстоятельства.

Тем временем вопрос «Зачем?» остается открытым.

Михаил Чернявский

Источник: Евангельская газета "Мирт"

Количество просмотров 2177
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна