Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история». (Исаак Ньютон)

О духовной прелести

«..прельстился ли я в тайне сердца моего, и целовали ли уста мои руку мою?» (Иов.31:27).

Наблюдение за современной жизнью дает нам право коснуться вопроса, определенно требующего исследования. Рассуждение над этой темой может быть воспринято неоднозначно, да и употребление самого слова «прелесть» может показаться не совсем понятным. В среде евангельских христиан более употребляемо слово «обольщение», но оно имеет в нашем понимании несколько другую направленность: обман, направленный извне на человека с целью соблазнить, ввести в грех, завоевать, покорить, очаровать, пленить и привязать к себе. Понятие же прелести имеет несколько иной оттенок, хотя и имеет много общего с обольщением.

Слово «прелесть» не является общеупотребительным, а потому заслуживает объяснения и толкования. Прелесть – лесть себе, мечтательность, высокое мнение о своем достоинстве и совершенстве, гордость. Она может быть присуща как группе лиц, так и отдельному человеку. Раньше про такого человека говорили: "Впал в прелесть". Состояние прелести характеризуется тем, что человеку кажется, что он достиг определенных духовных высот в познании, в служении, в общении с Богом. Слово «лесть» обозначает ложь, обман, и люди, находящиеся в «прелести», – это обманутые люди. Прелесть означает самообман, самообольщение. Человек, находящийся в "прелести", уже считает себя достигшим того, к чему только может стремиться ищущий правильной духовной жизни. В этом-то и проявляется самообман. Такие люди часто хвалят сами себя, прямо или косвенно ставят себя в пример. Они бывают многословны, описывая свои достоинства. Писание же предупреждает: «Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, – чужой, а не язык твой (Пр. 27:2).

Из страстей самой страшной является гордость с ее последствиями: самопочитанием, самомнением, самоуверенностью, непослушанием, отсутствием авторитетов и т. п. Вот на таких-то людей легко действовать духам злобы и прививать им «прелесть» в той или иной форме. Это случается почти всегда, когда люди в духовном отношении стоят одиноко, не признавая для себя никаких авторитетов и не желая ни от кого иметь ни руководства, ни совета. Для некоторых из прельстившихся христиан характерно самочинное взятие на себя различных аскетических подвигов – усиленных молитв, поста, всяческого изнурения тела и т.д. По мере роста подвигов в прельстившихся растут гордость и самомнение. Они начинают считать себя близкими к святости и мнить себя находящимися под полным руководством Божиим. Поднимаясь в своих глазах над миром, они начинают видеть других людей маленькими и несовершенными.

И гордость, и самолюбие, и тщеславие – все это разные виды одного основного явления – "обращенности на себя". Гордость есть крайняя самоуверенность, отвержение всего, что не мое. Текст Откр. 20:10 «...а диавол, прельщавший их...» указывает на то, что люди, "впавшие в прелесть", бывают обмануты темной силой. «Ибо ты говоришь: "Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3:17).

Есть несколько видов проявления прелести.

1. Видение себя достигшим великих духовных вершин святости, пробуждения, близости к Богу. Видение в себе наличия и проявления даров, особых подвигов, соблюдения заповедей, молитвенной жизни, постов. Присваивание себе достоинств, данных Богом, или сочинение для себя достоинств несуществующих; например, что способен совершать большие подвиги или что призван учить и руководить людьми.

В других случаях часто внимание бывает обращено только на внешнюю форму: соблюдение благочиния, одеяние, исполнение преданий и т.д., а не на созидание внутреннего содержания по образу: «Христос в вас – тело мертво для греха».

Апостол Павел свидетельствует: «Братья, я не почитаю себя достигшим, а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь...» (Фил.3:13).

2. Видение других более порочными, менее святыми, не понимающими или неправильно толкующими Священное Писание, стоящими на более низком духовном уровне, нуждающимися в покаянии и т.д. Унижение других с тайной целью показать, что на фоне других я выгляжу лучше. Осуждение других также является одним из проявлений прелести: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены...» (Лук.6:37). «...не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1Кор.4:5).

3. Стремление к благодатным душевным переживаниям, к вкушению во время молитвы духовной сладости и восторга или умиления. Возбуждение своего воображения, когда человек видит внутри или вне себя то, чего на самом деле не существует. Это может сопровождаться уверенностью человека в том, что он общается с ангелами или святыми, удостоился видений или даже способен творить чудеса и слышать реально голос Божий. Или в течение молитвы даёт волю блужданию своей фантазии на тему небесного и сладость от этого занятия считает посещением благодати и любви Божией за своё усердие. Самочинное взятие на себя духовных обязанностей и служения, которые не были поручены Богом и церковью. Считается, что в состоянии прелести человек принимает ложь, являющуюся следствием впадения в искушение, за истину. Здесь становятся понятны слова: «Прелесть есть мнение (самомнение), когда человек мнит о себе нечто, будучи ничто».

Все люди находятся в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от нее. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Истина же есть Господь наш Иисус Христос. Наши праотцы прельстились, то есть признали истиною ложь, и, приняв ложь под личиною истины, заразились смертоносным грехом, о чем засвидетельствовала Ева: «...змей обольстил меня, и я ела» (Быт.3:13). В качестве средства для погубления человеческого рода употреблена была падшим ангелом ложь.

Прелесть есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину. Прелесть действует первоначально на образ мыслей, будучи принята, и извратив образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечные ощущения; овладев сущностью человека, она распространяется на всю деятельность его, отравляет самое тело, неразрывно связанное Творцом с душою.

Состояние прелести крайне опасно, требует глубокого покаяния и отвержения. Виды прелести, которым подвергается молящийся, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, оно не сделалось источником, душою, целью молитвы. Покаяние, сокрушение духа, плач – суть признаки, суть свидетельство правильности молитвы; отсутствие их – признак уклонения в ложное направление, признак самообольщения, прелести или бесплодия. Самый же опасный неправильный образ молитвы заключается в том, когда молящийся сочиняет силою воображения своего мечты или картины, заимствуя их, вероятно, из Священного Писания, в сущности же, из своего собственного состояния, этими картинами льстит своему самомнению, своему тщеславию, своему высокоумию, своей гордости, обманывает себя.

Известный русский духовный писатель XIX века Игнатий Брянчанинов, говоря о прелести, напоминает: "Мнящий о себе, что он бесстрастен, никогда не очистится от страстей; мнящий о себе, что он исполнен благодати, никогда не получит благодати; мнящий о себе, что он свят, никогда не достигнет святости. Проще сказать: приписывающий себе духовные делания, добродетели, достоинства, благодатные дары, льстящий себе и потешающий себя мнением, заграждает этим мнением вход в себя Божественной благодати, открывая широко вход греховной заразе. Уже нет никакой способности к духовному преуспеянию у зараженных мнением. Все святые признавали себя не достойными Бога; этим они явили свое достоинство, состоящее в смирении. Все самообольщенные считали себя достойными Бога; этим они явили объявшую их души гордость и бесовскую прелесть. Иные возбуждали свое воображение, разгорячали кровь, производили в себе движения нервные, принимали это за благодатное наслаждение и впали в самообольщение, совершенное омрачение, причислились по духу своему к духам отверженным".

Молодой человек с высшим образованием загорелся Христовой верой. Он принял крещение сам, а с ним и его семья. К сожалению, в его характере сохранились самомнение и самоуверенность. Он стал толковать текст «один у вас Учитель – Христос» (Мтф. 23: 8) так, что ему ни у кого не надо ни учиться, ни советоваться, кроме Самого Господа. Поэтому он не слушал ни служителей, ни своих друзей, ни других христиан. Он поступал самовольно, делая много неправильного, не понимая как следует ни заповедей Христовых, ни учения Церкви. Он расстался со всеми друзьями из христиан и стоял одиноко. Кончил он печально: бросил жену с ребенком и заболел психически.

Нужно помнить, что всякое пренебрежение авторитетом Церкви и непризнание общепринятых в Церкви основополагающих Божьих истин грозят увести христианина от Самого Бога и передать его под влияние темных сил и прелести.

Один служитель Божий пишет: «Каждый человек при своей немощной, греховной природе бывает в большей или меньшей степени подвержен прелести. Ты подумал, что хорошо сказал, хорошо сделал, – вот уже и прелесть. Размечтался о своих дарованиях, способностях – опять прелесть; принял похвалу, усладился ею – и это прелесть! Всякий род духовной прелести есть, однако же, пагубнейшее состояние нашего духа. Оно основывается на духовной гордости человека. Чтобы избежать прелести, надо иметь покаянное чувство, смирение, соединенное со страхом Божиим».

Необходимо быть по-настоящему осторожными, когда мы слышим, даже и с кафедры, часто повторяющееся «я» или свидетельство говорящего, что через него даровано было видение, изгнание бесов, исцеление, откровение, особое понимание Писания или какое другое чудо. По-настоящему святые люди всегда старались скрыть Божье дарование, не разглашать о нем, дабы не впасть в прелесть, не обрести мнение о себе и не взрастить гордыни. Свидетельство об успешном личном опыте духовной жизни, наличие даров и духовных прозрений не является показателем высокой духовной жизни. Только уровень смирения показывает, насколько человек близок к Богу. «Ему должно расти, а мне умаляться», – свидетельствовал Иоанн Креститель (Иоан. 3:30).

Поистине нет ничего выше понимания, что ты – ничто. Апостол советует почитать других выше себя. «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Фил.2:3). Греческое слово, переведенное в этом месте как любопрение, означает честолюбие, соперничество. Это качество присуще человеку, который не стесняется в выборе средств для достижения цели. Он стремится создать впечатление сильного, влиятельного, значимого человека. Слово, переведенное как тщеславие, означает пустое хвастовство, самовосхваление, самовыдвижение. Павел учит нас не поступать столь неблаговидно и неправильно, а быть смиренномудрыми. Слово «смиренномудрие» подчёркивает скромное мышление о себе. Такой человек не важничает не стремится показать, что он – значимая фигура. Наоборот, он почитает других выше себя. Поистине кто ниже, тот и выше. Иисус сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мтф. 18:3-4).

Пример из жизни одного человека Божия. Когда к нему с большим трудом привели бесноватого вельможу, то он собрал всю братию монастыря в церковь на молитву о нем. Больной «с той минуты стал здрав». Этот служитель Божий никогда не совершал молитвы один, делая всех братьев соучастниками чудес Божиих. Так святые скрывали свои дарования, следуя примеру Спасителя. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).

«Прелесть возникает как следствие уклонения от покаянной, трезвой и строгой духовной жизни к жизни мечтательной: к желанию благодатных ощущений со склонностью к чудесности (сновидения, видения, знамения), к восторженности и образности (представление образов) в молитве, к чрезмерным подвигам по неосознаваемому гордостному разгорячению и расчету на свои силы, а не на благодать Божию, действующую только в смирении. Правильное духовное устроение, противоположное прелести, называется трезвением». «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире» (1Петр. 5:8-9).

Начало прелести можно узнать по следующим признакам:

• самонадеянность, самочиние, нежелание подчинять свою волю Божьему Слову, служителям и авторитету церковного сознания;

• устремление на себя – эгоцентризм, эгоизм с отсутствием любви, мягкости и снисходительности к окружающим (за исключением, может быть, наиболее близких по плоти родных). Продвижение своего мнения, настаивание на своем, игнорирование мнения других людей;

• фиксация своего внимания на отдельных положениях (мыслях) из духовной области, которыми обольщенные преимущественно и руководствуются в жизни, пренебрегая основными заповедями Господа и учением Церкви. При этом эти мысли могут быть взяты и из Священного Писания, но в отрыве от общего духа Святого Евангелия.

Как предохранить себя от прелести?

• "Как гордость есть вообще причина прелести, так смирение... служит верным предостережением и предохранением от прелести... Да будет наша молитва проникнута чувством покаяния, да совокупится она с плачем, и прелесть никогда не воздействует на нас" . Нужно почаще молиться: "Господи! Дай мне терпение и великодушие, кротость, смирение и послушание".

• «Не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим.12:3).

• Руководствоваться мнением и советами тех христиан, которые преуспели в духовной жизни, чтобы правильно видеть себя. «Кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов», – говорил христианский писатель, живший в VII веке. Самое радикальное средство от гордости – быть в послушании (родителям, служителям, церкви).

• Необходимо изучать Священное Писание, читать толкования и объяснение Писания духовными людьми.

• Облекитесь во всеоружие Божие, «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12).

• Не торопитесь верить в истинность открытых вами мыслей. Опасайтесь того, чтобы иметь мнения, не согласные с общецерковным сознанием.

• Всегда нужно быть чуткими к мнению друзей и окружающих, принуждать себя выслушивать советы и быть внимательным к чужому мнению. Надо помнить, что Господь часто обличает нас устами наших близких.

• Он Сам предупреждает: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас...» (Мрк.13:5).


А.Сенцов

http://www.nashidni.com


Количество просмотров 3431
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна