Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Есть только одна книга – это Библия». (Вальтер Скотт)

Трудный вопрос о противлении злу

Говорят, что любовь должна быть, якобы, обязательно с кулаками и не являться "попустительством злу". Но христиане-миротворцы и не говорят о попустительстве. Они говорят просто об отказе убивать врагов. "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мф. 5:44). И как бы ни пытались некоторые "расшифровать эти стихи, отнеся прощение врагов только к врагам личным, этого толкования из данного стиха все же напрямую никак не следует. Да и вообще, вряд ли он тут может скрываться, потому что враг есть враг, и если он враг, да еще и "наш", то тут невозможно отделить врага "личного" от "общественного"... Не надо приписывать ясным евангельским словам Иисуса Христа тот смысл, которого нет, не надо толковать Писание так, что говорит уже не оно, а "мнение" толкователя, обусловленное земными политическими понятиями о "целесообразности" и мирском "здравом" смысле в ущерб правде Божьей.

Непротивление вооруженному насилию с оружием в руках, с точки зрения мира сего, есть безумие. Следует сказать, что противиться злу, конечно, можно и нужно, но по Писанию, в Духе Святом, то есть не убивая тех, с кем мы спорим, кому противостоим. "Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков, - писал апостол Павел. - Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне" (1Кор. 4:9, 11-12).

В 295 г. молодой Максимилиан стоял перед командующим римской армии в Северной Африке. Максимилиан был христианином и следовал учению Христа. "Я не могу быть солдатом, - заявил Максимилиан, - я не могу делать зло. Я - христианин".

Христиане делали такие заявления в течение многих поколений. Молодого Максимилиана казнили за гражданское неповиновение, потому что он посмел отстаивать взгляды христианской церкви.

Те наши братья, которые служили в советской армии на срочной службе по призыву и хранили себя от нечистого (от оружия, чтобы учиться воевать, и от клятвы), действительно, герои веры. Вспомним Юрия Грачева, автора воспоминаний "В Иродовой бездне", или замученного атеистами в армии Ваню Моисеева. Их геройство в противостоянии миру сему, духам злобы поднебесной, выходящим на брань. Это свидетельство неверующим о Господе нашем, Господе мира и добра. И Бог всегда был с ними, и они ощущали Его рядом. У тех же, кто называет себя христианами и считает возможным убивать на войне, оправдывая это, скорее всего, серьезные проблемы с пониманием Христа, да и вообще Евангелия...

Трудно согласиться и с гипотетическим предположением, что христианин может попасть в ситуацию, когда он "вынужден" воевать. Конечно, такая ситуация вполне возможна, но неверно то, что из нее есть только один выход: непременно воевать, нарушать заповедь "не убий". Если верующий живет верой, пребывает всем своим существом во Христе, он никогда не может быть "вынужден" грешить. Всегда есть возможность выбора, и страх тут не всегда является решающим и определяющим, тем более для христианина. "От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным" (1Кор. 4:2). В Библии есть прекрасный совет Господа: "И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним" (Быт. 4:6-8).

К сожалению, многие христиане предпочитают выбирать легкий путь, путь примирения с грехом, нахождения с ним компромиссов, объяснений обхождения указаний заповеди, тем более, что недостатка в разнообразных оправдателях жизни во грехе явно не ощущается.

Наверное, уже стал хрестоматийным вопрос, когда атеисты спрашивают миролюбивого христианина: "А если будут убивать твоих мать, жену или детей, ты не будешь стрелять во врага?" Ответы на это я слышал самые разнообразные. Кто говорил, что будет молиться, кто честно говорил, что не знает, что сделает, кто говорил, что отступит от своего "пацифизма" и убьет врагов, а потом будет всю жизнь каяться... Примеров всех этих вариантов в истории христианства можно найти десятки. Это трудный вопрос, один из самых тяжелых, вообще, в жизни. Наверное, пока каждый не встретится с такой ситуацией лично, отвечать нельзя, кто как поступит. Откуда мы знаем? Есть подозрение, что мы поступим в этой ситуации так, как мы до этого верили, как Христос скажет в сердце и насколько крепка наша вера.

Этот вопрос из разряда вопросов, на которые, практически, невозможно ответить "просто так". Для этого, наверное, он и задается? И Христу сатана задавал, вроде бы, "правильные" и логичные вопросы, а Иуда выдвигал, вроде бы, разумные предложения по трате денег от продажи миро. Но, все-таки, ответ тут заключается не в том, чтобы мы пытались предположить, как бы действовал христианин в заданной "милитаристами" ситуации.

Не надо никогда влезать в гипотетические истории, которые чей-то лукавый ум пытается нарисовать и заставить нас в нем искать ответ, как не стоит пытаться делать добро в компьютерной игре, в которой разработчик программы предусмотрел только убийства и борьбу за выживание. Наш ответ не логичен в системе координат задающих вопрос, он из "другой игры", из другой "программы". Наше понимание жизни включает Бога, включает веру в Бога, надежду на Него, знание того, что будет не только эта жизнь, но и вечная, уверенность, что мы не должны грешить ни при каких обстоятельствах. В заданных же милитаристами условиях Бог совсем, будто бы, не учитывается. Всё должен решать и делать я сам, по своему личному усмотрению. А где Бог, где Библия, где заповеди, где желание христианина быть верным Богу?

Само моделирование этой ситуации, где заданы просто невероятные стечения каких только возможно жутких компонентов, выглядит, по меньшей мере, глупо. Хочется сказать: "Если бы да кабы, да во рту росли грибы..." Ну, сами посудите. Тут нам задают следующие данности-аксиомы: враг мучает родных. Предполагается, что мы откуда-то это видим. Ну, допустим, видим. Далее. Нам тут же говорится, что мы можем врагов убить, то есть рядом с нами почему-то лежит готовое оружие, уже заряженное, исправное и специально для нас. Ну, допустим, оружие у нас откуда-то взялось, или нам его подарили сочувствующие нам партизаны. Но каким образом в этом сюжете нам гарантировано, что выстрелом мы убьем мучителей, а не заденем заодно и наших близких? Или мы обладаем меткостью Робина Гуда? Или мучители располагаются по отношению к нашим родным на почтительном расстоянии? Исключается ли осечка? И почему? Видите, сколько условий нам уже задано, а неотвеченных вопросов возникает всё больше и больше? А ведь мы еще не выяснили все детали нападения мучителей, их цели, требования, мотивы, от которых может зависеть решение задачи освобождения наших родных. Да нам этого и не хотят дать решить задающие вопрос. Их задача - вынудить нас признать, что наша жизненная позиция (евангельский "пацифизм"), якобы, нежизнеспособна и аморальна. Но с таким же успехом и мы можем ответить, что и их вопрос весьма нечистоплотен и нежизнеспособен, потому что в жизни, обычно, много всего влияет на любую ситуацию: есть Бог, есть вера, есть случайности, которые, впрочем, не случайности, а, как говорил герой одного фильма, знаки Бога нам, людям.

Бесспорно, не все способны проявить мужество и терпимость, сохранить Божью любовь, в том числе и к врагам, тем более - к мучителям наших родных. Возможно, мы хотели бы сами вместо них пострадать. И так многие и делают, предлагая себя взамен заложников, если их захватили, например, террористы. Вспомните наши переживания, когда такие ситуации были в реальности в Москве. Кто-то пытался сам ворваться к бандитам в одиночку и обругать их. Но поплатился жизнью. Кто-то пытался ходить беседовать. Но не смог уговорить бандитов. Кто-то откровенно спасовал, готов был ради своих родных предать всё и всех, требовать от правителей страны выполнить все унизительные для страны требования бандитов, готов был унижаться и даже ходить на демонстрации с плакатами нелепого содержания... Это реальность. И она, как видите, не такая, как в задачках атеистов и милитаристов.

Помню, когда показывали по телевидению заложников и их слезные просьбы к нашим властям не штурмовать, не злить бандитов, дать выкуп, уступить всем их требованиям, я подумал, что, конечно, не дай Бог оказаться в такой ситуации, но если бы в такую ситуацию попал бы, допустим, образцовый патриот и просто мужественный человек, что бы он должен был делать? Первая мысль пришла, что он должен умереть достойно, но ни за что не уступать бандитам. Он не должен жаловаться, что власти, борясь с бандитами, могут убить и его. Если это война, а он на стороне противников бандитов, то ради победы над ними он должен пожертвовать, если потребуется, и своей жизнью. Жертвуют меньшим количеством людей ради спасения большего количества. Как ни жестко это звучит, но только это - достойная патриота точка зрения. Но реальность такова, что требовать такого геройства от людей нельзя, как нельзя осуждать и тех, кто не смог проявить себя таким образом. Но всё-таки...

Правда, жуткая ситуация? И, наверняка, многие хотят гневно спросить: "А ты сам, ты сам готов умирать?" Но ведь именно такая же ситуация предлагается и в вопросе про то, что бы сделал христианин, когда его родных начнут пытать. Можно спросить и задающего трудный вопрос: "А ты точно освободил бы родных? Ты бы всех их сохранил живыми и непострадавшими? Ты можешь это гарантировать? Много ли родных освободили те, кто брал в руки оружие?" Вряд ли кто сможет что-то определенное ответить.

Можно много придумать ситуаций, где наш персонаж непременно должен убить врага - других решений просто не предусмотрено. Но реальная жизнь предлагает свое.

Такие вопросы очень сложны для всех, даже для тех, кто в принципе понимает, что заповедь "не убий" нарушать нельзя никогда. Представьте другую, сконструированную в ответ, ситуацию. Допустим, вы знаете важную государственную тайну. Если вы выдадите ее, сотни или тысячи людей вашей страны или города погибнут. И вот враг вас поймал и хочет узнать эту тайну. Пытает вас, а вы молчите, держитесь. Но вот приводят ваших родных: мать, жену и детей. Пытают уже их, чтобы вы "раскололись". Скажите, как должен поступить в такой ситуации человек?

Ответ ясен, не правда ли? Но почему он такой тяжелый? Ведь не факт, что вы сможете устоять. Но такой же вопрос задают и нам. Соблюдение заповедей Божьих и верность Господу сравнимы с сохранением жизней города и страны, а нарушить заповедь, совершить сознательный грех - то же самое для христианина, что для патриота выдать врагу военную тайну, предать родину. Сколько христиан умирали за веру, за отказ поклоняться идолам. А в неканонической книге Маккавеев описано, как иудейская мать жертвовала жизнью своих детей, но не отрекалась от веры в истинного Бога. Вера превыше всего. Существует не только этот мир, но и тот. Можно сохранить себе или своим родным жизнь тут, но не сохранить ее в вечности... "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф. 10:28). Вот и решайте.

Но лучше, повторим, не жить в виртуальных ситуациях, а жить в реальности, прося у Господа защиты, ограды от искушений сверх наших сил, а в искушении - помощи и чуда. И стойкости. И мужества. И веры. Веры в то, что земной жизнью жизнь не кончается, что с убитыми врагом родными мы встретимся в вечности на небесах у Господа, если сохраним веру нашу до конца, до самой смерти, невзирая ни на что, даже на пытки. И Бог всё это даст молящему.

А бороться со злом можно и нужно. Но так, как это положено христианам, а не язычникам и неверующим. "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15:13). Христианин может и должен жертвовать собой во имя помощи и спасения людей, но, конечно, не с оружием в руках. А как? Например, как Христос, отдать себя на распятие за веру; как апостолы и диакон Стефан, пожертвовать собой, чтобы через вашу смерть Церковь росла. "Кровь есть семя Церкви", - говорил Тертуллиан. Можно перерезать веревку в альпинистской связке, когда ясно, что двое точно соскользнут в пропасть. Можно закрыть своим телом друга, просто человека, даже врага, если в него стреляют или бьют мечом. Это будет настоящим самопожертвованием, "положением души наша за други своя" по-христиански, а не по-ветхозаветному и не по-язычески. Баптист Мартин Лютер Кинг показал наглядно, как можно мирно бороться со злом без оружия. Пример молокан, духоборов, да и близких нам по вере меннонитов также вполне убедителен.

Да, есть на свете трудные вопросы. Даже для верующих. Труден и вопрос о нашем личном отношении к службе в армии и возможности принимать участие в войне, применении нами, христианами, оружия... Да поможет Господь сделать свой выбор еще неопределившимся по этому вопросу христианам согласно Писанию и голосу Духа Святого! Я же искренно верю, что выбор будет не в сторону кровопролития... Бог мира да пребудет со всеми нами!


Игорь КОЛГАРЕВ (Москва, Россия)

http://www.istina.info


Количество просмотров 1540
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна