Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Новый Завет является величайшей книгой теперь и в будущем для всего мира». (Чарльз Диккенс)

Возложение рук в первоапостольской церкви, его понимание в современных евангельских церквах

«Возложение рук» - это одна из тех тем, которая не вполне исследована в современной церковной практике евангельских христиан-баптистов. В результате в церковной среде к возложению рук могут по-разному относиться: для кого-то это просто факт, к которому уже привыкли как к некой обыденности или традиционной практике; для кого-то – это нечто очень важное, что должно присутствовать в церковной практике. Однако с учётом определенных различий, присутствующих в практике возложения рук, не всегда, порой, ясен смысл и не все, даже утверждённые в вере христиане, могут однозначно ответить о необходимости, важности и смысле возложения рук в современной церкви. Иногда действию возложения рук придают какой-то особый, сакральный и даже мистический смысл, что часто приводит в смущение некоторых христиан. Хотя, если следовать библейскому описанию темы возложения рук, то в послании к Евреям она относится к категории начатков учения Христова:

Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. (Евр 6.1-2).

Как видно из текста, возложение рук в апостольский период было понятием, которое являлось вполне доступным для понимания в среде новообращенных и молодых в вере христиан. Именно поэтому оно отнесено к начаткам учения и, надо полагать, было таким же понятным как, например, учение о крещении, о воскресении мёртвых и о вечном суде.

Таким образом, «возложение рук» было одним из базовых понятий, в то время не вызывавших никаких сложностей для восприятия и практики. Однако сегодня стоит вернуться к рассмотрению этого понятия, с тем, чтобы выявить основные принципы возложения рук, а также важность значения и понимания этого действа в рамках баптистского братства на Украине.

1. Универсальная роль прикосновения рук в различных культурах.


Само по себе прикосновение рук является обычным действием. С одной стороны, это проявляется в рукопожатиях, объятиях, и т.д., что может говорить, скорее, о радости, доброжелательности открытости, расположенности к общению. С другой же стороны, некоторые прикосновения содержат более глубокий смысл и, как правило, используются в специальных, особых случаях, например, когда используются в магических или религиозных обрядах.

Прежде чем приступить непосредственно к изучению материала о возложении рук во времена апостолов, предлагаю рассмотреть практику «прикосновения рук» (а также ее значение), которая встречается в разных культурах. Это даст возможность увидеть, какое значение люди придают рукам и их прикосновению, и как это соотносится с их обыденной жизнью или формирует их религиозное сознание.

Итак, в различных культурах по-разному понималось значение рук и их прикосновение. Стоит заметить, например, что в религиозной сфере священность рук в различных «своих» проявлениях часто принимается как нечто само собой разумеющееся. Так, в современном индуизме различные части рук являются священными в различных проявлениях Вишну. Части тела священны и у других богов, а потому прикосновение к ним является действием, выражающим благодарность божеству.[1]

Выражение «рука Бога» употребляется не только в Библии, но и в Коране, хотя часто это понимается буквально. Поскольку рука означает власть, то боги и герои в индусской мифологии часто представлены с множеством рук. То же самое можно обнаружить в мифологии и религиозном искусстве у древних славян; следы такого представления встречаются и на греческой почве. В христианском искусстве к XII-му веку стала часто изображаться рука, выходящая из облаков и с исходящими от нее лучами солнца, которая символизирует жест благословения Бога Отца.[3] Однако такая символика встречалась ещё в древнем Египте в 1500 г. до н.э., где солнце, как божественный символ, изображено с многочисленными лучами, каждый из которых заканчивается открытой рукой.[4]

Идея относительно священности рук сделала из целования руки человека символ уважения. Среди арабов, например, и в современной европейской традиции, целование руки изображений, образов, богов входит в акт поклонения. Также подача собственной руки для целования человеку, имеет, то же самое значение уважения или поклонения[5].

2. Примеры возложения рук в апостольской церкви.


Далее предлагаю рассмотреть непосредственное значение возложения рук и эту практику в первоапостольской церкви.
2.1. При поставлении на служение.
2.1.1. Иерусалим: избрание диаконов. Деян.6. 6.

Ситуация, возникшая в иерусалимской церкви относительно обеспечения вдов, привела к необходимости принять решение для назначения тех, кто непосредственно будет совершать это служение. После избрания семи диаконов, над ними помолились и возложили руки. Это первое упоминание о возложении рук в книге Деяний.

В данном случае греческую фразу можно перевести так: «… которых они поставили перед апостолами, и помолившиеся, возложили на них руки».

Прежде чем непосредственно рассмотреть вопрос о том, какое значение имеет здесь возложение рук, выясним сначала, кто молился и возлагал руки, - вся община или только апостолы?

Читая этот греческий текст, может показаться, что вся община возлагала руки на семерых, однако, скорее всего, это были апостолы, как видно из контекста. Итак, этих людей привели к апостолам, с тем, чтобы они помолились и возложили на них руки.

При изучении этого отрывка может возникнуть еще один вопрос относительно того, имело ли место наделение чудотворной силой, когда апостолы возложили руки на семерых? С одной стороны, утверждается, что возложение рук в данном контексте ничем не отличается от возложения рук в Деян 13.3. Этим действием автор описывает не более, чем просто объявление и одобрение выбора, сделанного общиной; наделение же Стефана и Филиппа духовными дарами произошло в другое время.[6] С другой стороны (и по этому поводу существуют разные мнения) тексты Деян.6.6 и 13.3 не являются идентичными в том, что касается возложения рук. То, что в 13.3 руки возлагали не апостолы, а церковь, это дает повод указывать на то, что раз в Деян.6.6 внимание акцентировано на возложении рук апостолов, тогда нужно понимать, что это возложение также несло с собой и передачу духовных даров, учитывая дальнейшее служение Стефана и Филиппа.[7]

Но всё же, на мой взгляд, если быть последовательным, необходимо не выпускать из вида ту первоначальную цель, с которой избирались семь диаконов: а именно, чтобы заниматься хозяйственными вопросами, распределением продовольствия в церкви нуждающимся (Деян 6.1-4).

По причине того, что семерым была поручена очень ответственная работа, связанная с распределением денежных сумм в общине, в среде растущего напряжения между эллинистами и евреями, апостолы понимали, что в таком важном деле требуется официальное и публичное назначение избранных служителей. Поэтому здесь, очевидно, прослеживается идея, что семеро должны делать свою работу под авторитетом апостолов. Это видно также из поручительства апостолов стоять за назначенными диаконами, поддерживая их различными способами.[8]

Ясно, то, что цель возложения в нашем случае не состоит в передаче Святого Духа, поскольку обладание Духом было качеством, которым они уже должны были обладать на момент возложения рук.

Большинство комментаторов сходятся во мнении, что корни такого возложения берут свое начало в практике Ветхого Завета. Такое мнение основано, главным образом, на том, что можно проследить некоторые параллели. Так, Брюс указывает на то, что еврейское слово, которое используется для обозначения возложения рук, а также церемония, связанная с этим согласно Мишне, относится также и к избранию членов синедриона. Главная идея заключается в том, что тот, кто проводит церемонию, передает нечто, чем он уже обладает. Что же касается непосредственно семи диаконов, то им через двенадцать апостолов был передан апостольский авторитет.[9]

Эту идею подтверждает и Говард Маршал, находя паралель с отрывком из Числ 27.15-23, где Иисус Навин становится последователем и приемником Моисея через возложение рук.[10]

Согласно утверждению Джеймса Орра, возложение рук совершается, главным образом, для благословения, очищения от греха или от осквернения. Однако в некоторых случаях это действие предполагает отождествление чего-либо с чем-либо, или посвящение кого-либо Богу».[11]

В данном случае возложение рук и молитва были нужны для того, чтобы показать, что эти люди выбраны для выполнения особых обязанностей: заботиться о вдовах и распределять финансы в церкви, а также для того, чтобы попросить Божьего благословения на это начинание. С другой стороны, оно не предназначалось для наделения их Святым Духом, или для назначения их на более высокие должности.

2.1.2. Антиохия: послание миссионеров (Деян.13 гл.).

Отправление Варнавы и Савла на миссионерскую деятельность было непосредственным повелением Бога. А вследствие этого воззвания, антиохийская церковь совершила пост, молитву и возложение рук над ними. Греческую фразу можно перевести так: «Тогда, выдержав пост и помолившись, возложив на них руки отпустили».

Из данного отрывка не следует считать, что речь идёт о рукоположении в современном смысле слова, как посвящение в духовный сан, или предоставление им особых даров для служения, так как:

Варнава и Павел уже были особо одарёнными людьми (Деян 13.1). Как Варнава, так и Павел были ведущими учителями и служителями в церкви. Павел уже был апостолом, призванным непосредственно Христом, а потому никакая группа не могла утверждать, что они рукополагали Павла на апостольское служение (Деян 26.16-19, Галл 1.1). Поэтому возложение рук в данном случае не было связано с рукоположением на служение, ибо Павел и Варнава уже были служителями. Дух Святой избрал Павла и Варнаву для того, чтобы они проповедовали Евангелие, а не для того, чтобы их повысили в должности.
Так же, исходя из текста не видно, чтобы это означало принятие Святого Духа. Они уже были исполнены Святого Духа и имели Его дары (Деян 13.1).

Скорее всего, возложение рук выступало в значении жеста одобрения и благословения всей общиной Павла и Варнаву в их служении, из чего следует, что целая группа людей будет с ними в духе, молясь о них постоянно. Так же, как отмечает Наил, действие возложения рук символически идентифицирует целую общину с их предстоящей деятельностью[12] Говард Маршал, к тому же, замечает, что это возложение, не было возложением для служения на всю жизнь, но было указанием на их апостольство.[13]

Лука ничего не говорит в этом отрывке, что означает здесь возложение рук, но, исходя из контекста, можно утверждать, что это действие связано с отделением в церкви избранных мужей на особое дело. Итак, посредством возложения рук церковь отделила Павла и Варнаву на особое дело, к которому призвал их Святой Дух в ответ на их молитвы.
2.1.3. Икония, Листра: назначение церковных лидеров (Деян 14 гл.).

Задачей в заключительной части служения Павла и Варнавы во втором миссионерском путешествии было назначить руководителей новых церквей в Листре, Иконии. «Назначив же им по церквям пресвитеров, помолившись с постами, они предложили их Господу, в Которого уверовали».

Каково значение греческого слова, которое часто переводят как «назначать»? Слово состоит из двух слагаемых: «рука» и «протягивать», то есть может переводиться «протягивать руку/и». Брюс указывает на то, что этимологический смысл слов означает «выбрать, указывая рукой». Здесь оно используется в значении «назначить» или «утвердить», однако само слово ничего не говорит нам о способе назначения». [14]

Многочисленные комментаторы пытаются объяснить процедуру назначения пресвитеров, уверяя, что значение корня этого слова «протягивать руку» указывает на избрание руководителей народом. Они стремятся доказать, что основатели церкви просто председательствовали на выборах. Но это ошибочное утверждение. «Xeirotoneо» может означать назначение без указания на избрание. Значение слова определяется контекстом, и в этом случае греческие словари соглашаются с тем, что правильным переводом будет именно «назначать». [15]

Павел и Варнава назначили пресвитеров в недавно основанных церквах Южной Галатии, поскольку даже после своего возвращения они не могли оставаться в них бесконечно долго. Если церкви хотели продолжать свою деятельность, преуспевать и возрастать, им необходимо было иметь собственное авторитетное руководство. Это, по видимому, и было причиной назначения служителей в этих церквях Павлом и Варнавой. Лайтфут, например, пишет о том, что «во время своего первого миссионерского путешествия апостолы Павел и Варнава в каждой церкви назначали пресвитеров. Того же правила, несомненно, придерживались во всех остальных церквах, которые открывались позднее. О назначении пресвитеров говорится только здесь, и этого упоминания вполне достаточно для того, чтобы решить, что апостолы всегда поступали подобным образом в сходных обстоятельствах».[16]

Таким образом, здесь мы имеем дело с наиболее ценной информацией, касающейся назначения пресвитеров, которая содержится в Новом Завете.
2.2.Случаи присоединения
2.2.1. Самария: возложение рук на самарян (Деян 8.17).

В данной ситуации, исходя из текста, практика возложения на прямую связана с получением Святого Духа. «Тогда они возлагали руки на них и они получали Духа Святого».

Греческий глагол использованный в данном отрывке, выступая в имперфекте, подчёркивает повторяющееся действие, а это значит, что возложение рук было персональным для каждого в отдельности, т.е. апостолы подходили и на каждого непосредственно возлагали руки. Это не было одноразовым действием, направленным на кого-то одного так, что от него последствия от возложения переходили на других, подобно цепной реакции.

Апостолы Пётр и Иоанн пришли специально в Самарию, чтобы обращённые могли принять Святого Духа. Как объясняет сам Лука, Дух Святой не сходил ни на одного из них после их обращения, и они были всего лишь крещены во имя Господня.

Существует мнение, согласно которому крещение и возложение рук следуют одно за другим, т.е. являются составляющими одного церемониального акта. Боувен, однако, замечает, что если крещение и возложение рук являются неотъемлемыми составляющими одного акта, почему тогда Филипп пропустил часть церемонии, ограничившись только крещением?[17]

Это не единственный пример, когда действие принятия Духа Святого происходит по привычной схеме: крещение и возложение рук. Пример из Деян 19.1-7. С другой стороны, Дух Святой может сойти и до водного крещения как видно, например, в 10. 44-48. Очевидно то, что принятие Духа Святого не связано с водным крещением. Не похоже, что Дух Святой мог передаваться только через возложение рук и только через апостолов. Примером может служить текст Деян 2. 38, когда Дух Святой давался без упоминания о возложении рук, а так же без присутствия кого-то из апостолов (Деян 9.17). Пример с крещением ефиоплянина ясно демонстрирует получение Духа Святого без какого либо церемониала.

Из этого можно сделать вывод, что иногда сошествие на кого-то Святого Духа связано с возложением рук, иногда же - нет. Нередко принятие Духа предшествует крещению, а иногда следует за ним. Дух «дует, где хочет» (Ин 3.8.). Дух не может быть связан никакой человеческой схемой.
2.3. При исцелении
2.3.1. Дамаск: прозрение Павла (9.17).

«Ушел же Анания и вошёл в этот дом и возложивший на него руки сказал: Саул брат, Господь послал меня, Иисус сделанный видимый тебе в пути которым ты приходил, чтобы ты прозрел и ты был наполнен Духом Святым».

Анания сделал так, как повелел ему Господь, и, отбросив все свои сомнения, обратился к Павлу, назвав его братом, и возложил на него свои руки. Это действие можно рассматривать, как имеющее две цели: во-первых, для исцеления слепоты, а во-вторых, - для того, чтобы Савл мог исполниться Святым Духом. Хотя последнее оспаривается, относя исполнение Духом как правило к моменту крещения, с которым обычно и ассоциируется принятие Святого Духа.[18]

В том, что Павел получил Святого Духа непосредственно через возложение рук Анании, - нет ни какой уверенности, поскольку текст Деян 22. 12-16 указывает на то, что Павел мог исполниться Духом и после того, как к нему вернулось зрение. А то, что это произошло без какого бы то ни было высокопоставленного лица, видно из того, что ни Петр, ни Иоанн, ни кто-то другой из апостолов или членов совета пресвитеров не возлагали на Павла руки. На Павла возложил руки всего лишь простой ученик, который тут же исчез со страниц Писания.

Другой момент состоит в том, что ни в коем случае возложение рук в данном тексте не следует понимать как официальное рукоположение: во-первых, Павел был новообращённым, а, во-вторых, Анания не был церковным руководителем и не занимал высокого положения в церкви. Стотт вообще не видит в этом возложении чего-то особенного. Прежде всего, он понимает этот акт как любовь к ослепшему человеку, которому нужна помощь, а возложение рук и молитву он рассматривает как отождествление с объектом молитвы.[19]

Таким образом, будет справедливым предположить, что для исцеления не обязательно возлагать руки. Можно привести случаи из Библии, когда исцеление происходило без физического контакта рук (сравни, например, Деян 3.6). Скорее всего, это связано с тем, что исцеляют не руки сами по себе, но Бог; а Он может это делать независимо от человека и его действий. Используя же человеческие руки, Бог усматривает конкретную цель в каждом отдельном случае.

3. Некоторые важные замечания о возложении рук в пасторских посланиях Павла.


В своих письмах к Тимофею Павел трижды упоминает о возложении рук: два обращения, непосредственно связанных с возложением, он адресует по отношению к самому Тимофею, и одно, касающееся рукоположения других. Как и прежде, предлагаю по отдельности рассмотреть эти тексты.
3.1. Относительно личного рукоположения. 1Тим 4.14; 2Тим1.6.

Итак, вначале рассмотрим текст 1Тим 4.14: «Не пренебрегай которым в тебе даровании, которое было дано тебе через пророчество с возложением рук пресвитерства».

Из контекста видно, что Павел предупреждает Тимофея, указывая на его ответственность перед церковью. Слово «пренебрежение» находится в императиве настоящего времени, который всегда используется в запрещении, т.е. запрещает прекращать уже продолжающееся действие.

Некоторые смущаются переводить, «не продолжай пренебрегать духовным даром, который находится в тебе», делая Тимофея как бы виновным в таком пренебрежении. Но если бы Павел просто предупреждал Тимофея против такого действия, он использовал бы сослагательное наклонение аориста с надлежащим отрицанием. Тимофей, как полагают, в то время был довольно робким и не решительным молодым человеком, и нуждался в периодическом водительстве и руководстве со стороны Павла.[20]

Павел указывает на те официальные эпизоды, которые были связаны с признанием Тимофея и его дара от Бога, то есть произнесения пророчества и возложения рук.

Интересно было бы узнать, что собой представляла «пророческая весть»? Если рассмотреть некоторые пророческие указания как подтверждение призвания Тимофея, то, возможно, это имело форму обещания, увещевания или молитвы. События, описанные в Деян 13.1-3 даёт нам иллюстрацию такого послания. Там Святой Дух указал, чтобы Павел и Варнава были отделены для специального служения. Церковь немедленно ответила с повиновением. Возможно, подобным образом говорили о потенциальной пригодности Тимофея.[21]

Здесь мы видим указание на получение такого дара. Важно здесь то, что это был дар не в смысле амулета или талисмана, который действует сам по себе, без участия его обладателя, но которым можно пренебречь. И важно здесь также то, как этот дар был получен, посредством чего, и от кого.

Поскольку полученный Тимофеем дар был даром от Бога, то пренебрежение этим даром является грехом. Слово «дар» - от греч. - относится здесь к «специальному, внутреннему дару, который характеризовал Тимофея достойным для увещевания и обучения, и который был непосредственно передан Святым Духом.[22]

Хендриксен считает, что это событие произошло в Листре во второй миссионерской поездке Павла. Именно тогда Тимофей через Святого Духа был наделён этим даром.[23]

Дар был передан посредством пророчества, а возложение рук следовало за этим, и было подтверждением этого дара.

Павел также возложил руки на Тимофея 2.Тим 1:6. Это рукоположение символизирует передачу дара от Дающего получающему. В данном случае, это показывает, что действие Святого Духа, посредством чего передаётся специальное покровительство над Тимофем, позволяющее ему выполнять обязанности его важного служения как апостольского представителя.[24]
2.Тим.1.6

«Из-за этой причины напоминаю, чтобы ты разжигал дарование Бога, которое есть в тебе через возложение рук моих».

Этот отрывок можно считать повторением того, что было уже сказано в 1Тим. 4.14.

Фраза «по этой причине» - ссылка на владение той подлинной верой, которая была у его бабушки и матери. Поскольку Тимофей имел подлинную веру, Павел убеждал его разжигать дар.

«Дар», о котором Павел упоминает, был дан Тимофею для служения. Тимофей должен был нести служение среди опасений, ересей, и препятствий его лидерству. Его дар связан с администрированием и организацией, а не евангелизмом. Список обязанностей, упомянутых в 4:2-5 выглядит скорее административным, хотя Павел действительно убеждал его «делать работу евангелиста».[25] Это всё тот же дар, о котором говорится в 1 Тим. 4.14.

Ссылка на «возложение рук» является ссылкой на время, когда дар Тимофея был официально признанным. Павел сосредоточился только на его роли с учетом даров Тимофея, поскольку он хотел подчеркнуть близкие, личные взаимоотношения между собой и Тимофеем. Действие дара не было чисто механически запущено при помощи возложения рук, но зависело от веры и исполнения обязательств его получателя. [26]

Конечно, есть противоположные мнения. Так, Симпсон утверждает, что особый дар Духа был дарован Тимофею в час его посвящения, когда руки Павла были возложены на его голову.[27]

Если принять во внимание, что оба отрывка 1 Тим. 4.14 и 2.Тим.1.6 можно отнести к одному событию, повествующему о возложении рук на Тимофея, тогда в этом случае снова возникает вопрос: кто возлагал руки на Тимофея? Выяснения этого вопроса поможет увидеть порядок или правила, которым следовали в первоапостольской церкви при возложении рук.

Так как в первом случае сказано «с возложением рук пресвитерства», тогда как во втором отрывке Павел говорит: «через возложение рук моих».

Для примирения двух текстов Доуб и Иеремиас предлагают понимать в контексте предыдущих слов как посвящение на пресвитерство, считая конструкцию генитивом цели. Борнкамм и Хэнсон предлагают множество аргументов против позиции Доуба и Иеремиаса, которые являются убедительными и заставляют задуматься. Прежде всего, в Новом Завете слово «пресвитера» всегда используется по отношению к группе старейшин. Этот термин в этом же смысле позже встречается у Игнатия.[28]

Разницу между 1 Тим. 4.14 и 2.Тим.1.6 можно объяснить разницей характера двух писем. Найт объясняет, что первое послание было руководством общины, а второе было апостольским заветом.[29]

Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что «пресвитера» означает группу пресвитеров, ср.: Деяния 6:6; 13:3.

В отношении Павла, который говорит о себе, как о том, кто возлагал руки на Тимофея можно сказать, что он делал это вместе с пресвитерами.
3.2. При возложении рук на других. Тим.5.22

«Руки скоро не на кого возлагай и не имей общего с грехами чужими; тебя самого чистым соблюдай».

Павел предупредил Тимофея относительно опасности поспешных возложений рук. Не смотря на то, что здесь упоминается возложение рук, нет призыва к практике, возложения рук. Но есть намёк на то, что нужно выдержать определённый промежуток времени, перед тем как возлагать руки. Это единственное повеление относительно возложения рук.

Павел указал, что тот, кто участвует в таком поспешном назначении, в последствии будет разделять ответственность за греховные дела недостойных служителей. Здесь прослеживается понятие отождествления, когда рукополагающий отождествляется с рукополагаемым, то есть люди, возлагающие руки на других, разделяют с ними их успехи и неудачи.

Павел также призвал Тимофея к личной чистоте. Греческое слово является наводящим на размышления о владении в настоящем. Если Тимофей искренне будет следовать указаниям Павла, это послужит к тому, что он найдёт лидеров достойных призвания для назначения их в церкви. Осведомлённость Павла о грехах других, возможно, вела его, к тому, чтобы напомнить Тимофею о важности хранения его собственной жизни. «Чистота» содержит в себе отделение от безнравственности и также целеустремленность к достижению цели.[30]

Возложение рук могло использоваться при молитве об исцелении, при благословении для какого-то дела и т.д. Возможно, здесь имеет место и возложение рук при назначении на служение, но категорично это утверждать не следует. Некоторые комментаторы допускают предположение, что «возложение рук» здесь используется как метафора и означает «назначение на должность».[31]

Однако такой взгляд больше кажется крайностью, противоположностью того, что за любым назначением или официальным посвящением пытаются высмотреть обязательное возложение рук. Вполне допустимо, что Павел возлагал руки на Тимофея, и Тимофей делал то же самое, но как бы ни было, нельзя говорить о настоятельной необходимости или требовании всегда возлагать руки, особенно при назначении новых служителей.

4. Выводы о возложении рук в апостольский период.


Итак, рассмотрев примеры, где упоминается возложение рук в первоапостольской церкви, можно сделать следующие выводы:

Оно использовалось:
При поставлении на служение: Деян.6. Деян.13 Деян.14
Случаи присоединения к церкви Деян.8.17. Деян.19.6.
При исцелении Деян.9. 17 28.8
Замечания относительно личного рукоположения. 1Тим. 4.14 2. Тим.1.6
Замечания относительно возложения рук на других. 1Тим.5.22

Таким образом, если рассматривать в отдельности каждый пример, можно отметить что при поставлении на служение возложение рук было нужно, чтобы показать, что эти люди выбраны и отделены для выполнения особых обязанностей.

Однако стоит заметить, что в Деян14.23, где в синодальной версии написано: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви…», следует переводить как «назначившие». Но это не синоним слову «рукоположив», в смысле его современного понимания: посвящение в духовный сан или наделение человека священническими качествами, а также предоставление возможности совершать священнодействия.

При рассмотрении текстов, в которых упоминается возложение рук в смысле присоединения к церкви (например, Деян 8.17, 19.6) стоит отметить, что в данной ситуации результатом возложения рук, исходя из текста, было получение Святого Духа. Но это не было ни целью, ни правилом для получения Святого Духа, так как есть библейские примеры, где получение Святого Духа происходило без возложения рук (2. 38; 9.17). В данном случае можно говорить, что в Деян 8.17 получение Святого Духа самарянами было результатом их приобщения к телу Христова, так как они нуждались в некой уверенности и подтверждении того, что они действительно были приняты в христианское общество. Другими словами, это нужно было для того, чтобы самаряне могли полностью войти в общество христиан в Иерусалиме, которые получили Духа Святого в день пятидесятницы.

Относительно замечаний Павла о возложении рук, следует отметить, что в 1Тим 4.14 Павел напоминает, что дар, данный Тимофею, связан с пророчеством и возложением рук; причем пророчество здесь является средством передачи, а возложение рук подтверждением этого действия. В общем можно считать, что возложение рук здесь также является символизирующим актом отождествления Тимофея и других служителей в их общем труде в церкви. Текст 2.Тим 1.6 является отражением того же самого события, но только имеет другой акцент.

В тексте 1Тим 5.22 Павел говорит уже о важности возложения рук на других. И здесь нужно отметить, что в тексте чётко показана идентификация того, кто возлагает руки с тем на кого их возлагают. При этом на обеих сторонах лежит личная ответственность.

Хотя точно нельзя утверждать, что это предупреждение относится только к назначению и оставлению на служение в церкви, это предупреждение в равной степени может относиться и к другим случаям, где в первоапостольское время, практиковалось возложение рук.

5. Практика возложения рук в поместных церквах ЕХБ Украины.


Предлагаю рассмотреть теперь основные положения относительно возложения рук в церквах ЕХБ.

Согласно вероучению,[32] по этому вопросу в общинах ЕХБ возложение рук практикуется в следующих случаях:
при поставлении на служение;
на крещенных по вере;
на детей;
на больных;
на вступающих в брак.

Все эти примеры относятся к некоторым священнодействиям, которые совершаются в церквях ЕХБ.[33]

Прежде чем приступить непосредственно к рассмотрению каждого случая возложения рук в церквях ЕХБ, обратимся назад к временам, когда союз Евангельских христиан-баптистов только формировался, т.е. когда два союза, евангельские христиане и баптисты стояли на пороге объединения в один союз.

Одной из главных причин, по которым на протяжении 60-ти лет - начиная с 1884 года, когда впервые была официальная попытка объединить русских евангелических христиан и до октября 1944г., когда официально состоялось объединение евангельских христиан и баптистов в один союз - не могли достигнуть согласия, были догматические вопросы, а именно касавшиеся возложения рук. Приведу некоторые из них:

1) следует ли совершать возложение рук на новокрещенного;

2) следует ли рукополагать пресвитеров и диаконов;

3) является ли совершение евхаристии исключительной прерогативой рукоположенного пресвитера.

Евангельские христиане считали все эти обряды необязательными. Среди баптистов во всем мире также не было полного единства по данным вопросам. В частности, германские баптисты строго придерживались обряда возложения рук, а английские, как выяснили евангельские христиане, - нет.[34]

Как указывается в Исповедании, посвящение на служение в баптистских церквах происходит посредством рукоположения. Это твердое баптистское установление не во всех общинах Российской империи принималось безоговорочно. В традиционно баптистском поясе Юга Империи и Кавказа господствовало представление об обязательном рукоположении служителей. В Кратком вероучении, составленном П.М.Фризеном в 1903 году, даже подчеркивается необходимость совершения рукоположения только рукоположенным служителем.[35]

Но в общинах, основанных миссионерами из евангельских христиан северного пробуждения, представление о рукоположении было несколько иным. Учение о рукоположении служителей Церкви в вероучении И. С. Проханова существенно отличалось от баптистских взглядов:

«Рукоположение пресвитеров и диаконов мы понимаем в том же смысле, как и рукоположение при исцелении, крещении, послании на служение в дальние края и т. п., то есть как особого рода торжественную молитву церкви. Оно может совершаться в единении с церковью каждым ... христианином, имеющим веру и залог Духа, как и в случае исцеления». Исходя из этого, участвовать в рукоположении могли и нерукоположенные служители, но при этом отмечалось, что «лучше, если они будут рукоположены». [36]

Также в общинах евангельских христиан допускалось и практиковалось существование не одного, а нескольких пресвитеров, что больше соответствовало английской традиции дарбистов и других свободных христиан, чем правилам традиционного европейского или американского баптизма.[37]

Однако, после полного слияния евангельского и баптистского движений, в общинах возобладала баптистская традиция обязательного рукоположения служителей уже рукоположенными пресвитерами, а также практика возложения рук во всех случаях, которые были перечислены выше, и практикуемые сейчас в церквах Евангельских христиан-баптистов.

Рассмотрим теперь каждый из этих вопросов более подробно.
5.1.Возложение рук при поставлении на служение.

Прежде всего, необходимо отметить, что когда говорят о возложении рук при поставлении на служение в баптистском братстве, чаще всего употребляют слово «рукоположение».

Рукоположение есть установление Божие для строгого соблюдения порядка и благочиния в Церкви, чтобы не многие в ней делались учителями, так как оно ограничивает и возлагает особую ответственность на избранных служителей. [38]

В понятие «поставление на служение» входит избрание церковью пресвитеров, диаконов, миссионеров-благовестников.

При организации и росте помесной церкви соответственно появляется необходимость в руководстве общиной, т.е. выделить из своей среды определенных служителей.

При избрании кандидата следует придерживаться требований, выдвигаемых для служителей в посланиях Павла к Титу и к Тимофею.

Определение и назначение служителей включает в себя следующие действия:
Определение воли Божьей относительно избрания определённого лица на данное служение.[39]
избрание кандидата большинством членов церкви, путём голосования всей общины
рукоположение кандидата,[40] прошедшего испытательный срок служения, то есть официальное признание данного лица служителем Божиим.

Прежде совершения акта рукоположения дается наставление рукополагаемому и его жене в присутствии всего собрания и спрашивается их согласие на служение.

Затем рукополагаемый преклоняет колени, и на него возлагают руки двое или трое братьев. Молится рукополагаемый, а затем совершают молитву рукополагающие пресвитеры.[41]

Основным пониманием молитвы с возложением рук принято считать посвящение человека в духовный сан (в баптистском братстве обычно говорят не как о сане, но как о служении, пресвитерском, диаконском, и т.д.) и призвание Божьего благословения на будущего служителя:

При молитве с возложением рук служитель призывает благословение от Бога на того, над кем он молится. (Быт. 48, 15-16; Числ. 27, 19-23; Деян. 14, 23). Совершающий молитву служитель, возлагая руки, признает, что тот, на кого он возлагает руки, достоин принять благословение и соответствует требованиям Божьим. Поэтому Слово Божье предостерегает от поспешного возложения рук, чтобы не сделаться участником в чужих грехах (1 Тим. 5, 22). «Без всякого же прекословия меньший благословляется большим» (Евр. 7, 7). [42]

Также рукоположение понимается как отождествление новоизбранного служителя и церкви.[43]

Не смотря на то, что возлагают руки только определённые служители, это священнодействие проходит при молитвенном участии всей церкви.

Санников в этом случае замечает:

"Желательно, чтобы в рукоположении принимали участие пресвитеры других поместных церквей. Это объясняется тем, что, хотя каждая поместная церковь отражает в себе Вселенскую Церковь Христову, она не может и не должна существовать обособленно. Все поместные церкви должны находиться в союзе, взаимодействии и единстве. Поэтому рукоположение, совершаемое несколькими ранее рукоположенными служителями братских поместных церквей, свидетельствует о единстве церквей и их совместном труде в деле домостроительства Тела Христова. Происходит духовное отождествление служителя не только со своей церковью, но и подтверждается единство в союзе братских церквей". [44]

Учитывая все сказанное, необходимо сделать вывод, что рукоположение нужно считать недействительным, если оно совершалось вне церкви, без присутствия церкви, членом которой состоял или состоит избранный, и если оно совершалось нерукоположенным служителем.

Также отмечается что возложение рук при поставлении на служение имеет свою внутреннюю, духовную значимость, которую не стоит ни преувеличивать ни преуменьшать.

Сказать, что рукоположение сообщает мудрость, силу, способность для служения – все равно, что сказать, что после возложения рук ничего не происходит. Конечно, возложение рук само по себе как акт не способно добавить мудрости, но оно даёт ответственность, заставляет иначе относиться к своим словам, поступкам. А поэтому в этом случае в некотором смысле рукоположение действительно добавляет и способность нести служение. Рукоположение - это стимул и высокая степень ответственности, но вместе с этим есть и духовные каналы, которые открываются вследствие рукоположения.

Когда человек имеет более глубокую веру, чтобы воспринять от Бога большую благодать, тогда он понимает, что поставлен Богом на это служение в церкви. Так что это не простой вопрос, сводящийся только к технической стороне возложения (возложили руки правильно - значит возложение рук действительно) а с другой стороны ненужно упрощать. На самом деле, не имеет особого значения, как при молитве возлагали руки – так или иначе. Есть внешние знаки, которые нам нужны перед Богом. Они не нужны, но для людей важны какие-то внешние знаки. Без знака человек тоже не может нормально оценивать свою деятельность, ведь мы живём в мире, где духовные и материальные знаки взаимодействуют.[45]
5.2. Возложение рук на принявших крещение.

Библейским обоснованием для возложения рук на крещенных служат следующие тексты: Деян 8:16-17 - возложение рук на самарян после их крещения; Деян.19.6 - возложение рук на уверовавших в Эфесе после их крещения. А также пример крещения Иисуса Христа (Мф.3:16-17), где фактического возложения рук не было, однако сошествие Святого Духа в виде голубя символизировало благословение Божье.

В некоторых вероучениях первостепенным в таких случаях считают молитву:

Цель такой молитвы - призвать Божье благословение на последующую жизнь крещенного, попросить о водительстве Духа Святого и охраны от всякого зла (1Пар.4,10; Пс.24,12; Ин.17:12,20; Рим.8,12).[46]

Санников отмечает, что возложение рук после крещения необходимо совершать не только потому, что так поступала первоапостольская церковь, как об этом свидетельствуют исторические факты первых веков христианства, но и потому, что это определяется сущностью и смыслом рукоположения.[47]

Возложение рук после крещения - логически оправданный знак, наглядно являющий отождествление с поместной общиной, следующий за крещением которое является видимым знаком, свидетельствующим о присоединении к вселенскому Телу - Церкви Христовой.

Пресвитеры поместной церкви, возлагая руки на только что крещеного, тем самым как бы говорят о совершившемся единстве не только с Христом, но и со всем братством Христовым. От имени поместной церкви они как бы объявляют: отныне этот человек имеет те же права, обязанности и полномочия и ответственность, как и любой другой член данного собрания. Разумеется, объявляется тождественность не в смысле служения или дарования, а в отношении одинаковой причастности к Церкви Христовой, к собранию святых.Возложение рук после крещения не средство сообщения крещенным Духа Святого, как это может показаться при поверхностном чтении. Это есть знак отождествления с Церковью, в которой действует Дух Святой. В результате этого отождествления только что крещеный становится равным причастником всего происходящего в Церкви, в том числе и Духа Святого, Который начнет проявляться в нем так, как это будет угодно Господу. Из этого ясно, что возложение рук после крещения следует совершать над всеми принявшими святое водное крещение и только в присутствии церкви и от ее имени.[48]

Стоит так же отметить некоторые существующие по этому поводу замечания служителей. Не следует считать, что молитва с поднятыми руками и возложение рук - одинаковые действия. Матвиев указывает на то, что молитва над крещёнными с поднятыми в верх руками является неправильной, поскольку молитва с вознесёнными или поднятыми вверх руками практикуется при посвящении Богу ново-построенного дома молитвы, а также при молитве благословении народа.[49]

В общем можно сказать, что установление рукоположения, практикующееся в ЕХБ основано на следующих Деян.6. 6. Деян.13 Деян.14 1Тим.5.221Тим. 4.14 2. Тим.1.6.
5.3. Возложение рук при молитве над детьми.

Главным значением возложения рук и молитвы над детьми является испрошение Божьего благословения на ребёнка. Главным библейским подтверждением этого действия является текст (Мф.19,13-15),[50] Марк. 10. 13-16. Подтверждения о необходимости и важности благословения для детей приводятся также и из Ветхого Завета, согласно которому благословение детей практиковалось еще во времена патриархов (Быт. 48:13-16).[51] По учению Иисуса Христа, все дети являются наследниками Царства Небесного независимо от того, возлагались на них руки или нет (Мф.19.14).[52] Однако среди евангельских христиан-баптистов существует и другое мнение.[53]

Само же благословение детей является духовным приобщением: Рукоположение, сопровождающее молитву над детьми, является знаком свидетельства для всех присутствующих о причастности деток к благодати Божией, об их тождественности со всем народом Божиим в отношении благословений. Это действие достаточно совершить над ребенком один раз в жизни, так как оно вводит его в сферу действия божественной милости, и он пребывает в ней до сознательного возраста, который наступает для каждого индивидуально (чаще всего в период от 10 до 14-ти лет).[54]

Форма проведения благословения детей включает в себя необходимость обращения к пастору родителям, родственникам или опекунам с данной просьбой. Обычно благословение детей происходит на общецерковном собрании.

При совершении молитвы благословения родители выходят вперёд со своими детьми. Прежде родителям напоминается об их ответственности перед Богом воспитывать детей в учении и наставлении Господнем, потом первыми молятся родители, выражая Богу свою просьбу о благословении, затем пастор, возлагая руки на ребёнка, произносит молитву.

Церковь присоединяется к этой молитве, в которой просьба, прежде всего, обращена, чтобы Бог дал им богоискательства, чтобы помог им в жизни сделать однажды сознательный выбор в пользу Бога. И хотя, как уже говорилось, дети до сознательного возраста (которые еще не могут нести ответственности за свои поступки) являются наследниками Царства Небесного независимо от того, возлагались на них руки или нет, однако считается, что это благословение дает Богу возможность более щедро проявлять Свою благодать и милость.[55]
5.4. Возложение рук при заключении брачного союза.

Хотя сочетание новобрачных в баптистском братстве не считается таинством, всё же этому действию отводят особое место, поскольку институт брака был установлен Богом ещё в Эдемском саду (Быт.1.8). Однако Бог не только установил брак между мужчиной и женщиной, но и благословил их. Поэтому первостепенной необходимостью при заключении брачного союза является получение Божьего благословения.

Иногда возражают относительно каких-то ненужных церемониалов-благословений и т. д. Подобное относится также и по отношению к браку, поскольку считается, что брак заключается и происходит при плотском соединении мужа и жены. Однако нужно признать, что Бог никогда не делает ненужных дел и не говорит никогда ненужных слов, поэтому если бы вся важность брака состояла только в плотском соединении мужа и жены, то тогда Богу не зачем было бы благословлять первую пару.

Понятие «благословение» в брачной жизни понимается, прежде всего, как то, что Бог будет мудрым наставником для этой молодой семьи и ниспошлет им мудрость для созидания их семьи. Это говорит о том, что принимаемые ими решения будут согласовываться с Богом.

В Новом Завете нигде не упоминается о бракосочетании, нигде не дается никаких советов, предписаний к обрядовой стороне, а потому относительно установления брачной церемонии нет строгого библейского принципа. В церквах ЕХБ главными принципами при брачной церемонии являются обещание верности, которое берется с молодожёнов, наставление молодожёнов и молитва над ними с возложением рук, причём возложение рук имеет свою особенность.

Например, пресвитер возлагает правую руку на голову жениха, а левую - на голову невесты. При этом правая рука символизирует ведущее положение Быт.46. 17-19, которое должен занимать в семье муж. В этом возложении также присутствует факт отождествления.

Возложение рук, с одной стороны, является знаком их духовного отождествления друг с другом, указывающим, что отныне они составляют один дух, а с другой стороны, возложение рук пресвитера указывает на их единение в духе Церкви, их тождественность в Теле Христовом.[56]

Необходимо также сделать оговорку о том, что не при любом бракосочетании служители возлагают руки на жениха и невесту, а только в том случае, если вступают в первый брачный союз и являются членами церкви. Неверующих же не сочетают, а просто дают наставление; и если молятся - то без возложения рук. В равной степени это относится и к вступающим в брак во второй раз.
5.5. Возложение при молитве об исцелении.

Основанием для такой практики являются следующие тексты: «Возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мр.16.18); «Болен ли кто из вас[57], пусть призовет пресвитеров церкви и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне» (Иак.5.14).

Во втором тексте слова «помолятся над ним» понимается как молитва с возложением рук. Конечно, при этом всегда упоминается текст: «рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах».Поэтому, прежде молитвы с возложением рук об исцелении с заболевшими ведётся беседа и при необходимости нужно приводить заболевших людей к исповеданию и наставлению в вере и видеть сердца, готовые в вере получить исцеление. Хотя не все богословы склонны подразумевать под фразой «помолятся над ним» молитву с возложением рук:

Слова «над ним» в четырнадцатом стихе не предполагают какого-то особого молитвенного положения или возложения рук. Скорее они описывают реальную ситуацию, когда больной лежит на постели, а молящиеся располагаются вокруг него, фактически возвышаясь над ним.[58]

На первом месте в деле исцеления следуя тексту, выступает вера: «молитва веры исцелит болящего и если он соделал грехи, простятся ему».

Какую же роль в данном священнодействии исполняет возложение рук?

Через возложение рук Бог ниспосылает силу на исцеление болезней и всякой немощи в людях. Власть возлагать руки для исцеления больных и немощных в Церкви Христовой, Господь дает служителям, исполненным веры и Духа Святого, которые на это служение предаются по призванию Духа Святого с возложением рук священства - епископов.[59]

Санников при этом уточняет: Такое возложение может совершаться неоднократно (в случае разных болезней). Это связано с тем, что оно призвано обновить в духовном естестве заболевшего сознание его сопричастности Телу Церкви, неразрывного единства с Господом.[60]

Другими словами, возложение здесь также связано с отождествлением. Такое значение объясняет вопрос, обязательно ли при исцелении возложение рук, поскольку исцеление болезни может произойти и без возложения рук. Ведь не пресвитеры исцеляют, а Бог совершает всё по Своей воле.

Так же возникают вопросы в тех случаях, когда после молитвы - сразу или спустя какое-то время, исцеление не происходит. При такой ситуации усматривают обычно три причины:
1.Недостаток ведения от Господа, не достаточное посвящение служителей в данном вопросе.
2.Нераскаянный грех больного, или недостаток веры для исцеления.
3.Нет воли Божией на это исцеление. 2Кор.12:9.

Ещё стоит обратить внимание на то, что не обязательно молитвы о больных совершать принародно в зависимости от обстоятельств, но обычно в братстве принято совершать молитву при ограниченном количестве человек, т.е. больной, служители, и молящиеся над ним.

6. Выводы о возложении рук в церках ЕХБ.


Рассмотрев все случаи применения возложения рук в практическом служении евангельских христиан-баптистов теперь мы можем сделать определённые выводы.

В пяти случаях, в практическом служении евангельских христиан-баптистов, где используется возложение, рук, оно включает в себя два фактора: 1) призвание Божьего благословения, где меньший благословляется большим и это словесно выражается через, молитву; и: 2) отождествление того, кого рукополагают. Хотя стоит заметить, что с практической стороны факт отождествления зависит от того, кто возлагает руки и на кого они возлагаются.[61]

Стоит заметить что не все служители поддерживали некоторые случаи возложения рук, например, в отношении рукоположения братьев-благовестников, а также и сегодня не все согласны с практикой, когда в некоторых церквах молятся с возложением рук над людьми, вышедшими на покаяние. Однако допускается то, что церковь имеет право вводить какие-то дополнительные случаи возложения рук, и они должны быть библейски и логически оправданы.

По мнению Санникова, возложение рук – это факт абсолютно библейский, который необходим, но его особенности применения, в частности, практика как это всё действует, требует ещё изучения и развития. [62]


7. Основные замечания о возложении рук и рукоположении.


После рассмотрения случаев, связанных с возложением рук в апостольской церкви и в современных церквах на примере ВСО ЕХБ, прежде всего, становится очевидным, что примеров возложения рук в практике баптистского братства – больше, чем в апостольской церкви. Из этого следует, что практика возложения рук в церквях ЕХБ не ограничена только теми примерами возложения рук, которые представлены во время апостолов.

Это свидетельствует о том, что не все примеры возложения рук на прямую взяты из практики первоапостольской церкви. Некоторые из них содержат только принципы, идеи такой практики, как молитва над крещеными, а другие добавлены с учётом важности в практическом служении церкви, как, например, возложение рук на новобрачных.

Но также необходимо отметить такой факт, когда под какое-то понимание и практику возложения рук подводится якобы обоснование примерами из Писания, а на самом деле это не соответствует самой сути этого понимания.

Это касается вопроса возложения рук при поставлении церковных служителей, которое принято называть «рукоположением».

Современное понимание рукоположения у баптистов - это не просто назначение человека на определённое служение, или поручение человеку определённого дела, но, прежде всего, посвящение в духовный сан с представлением в последствии исключительного права совершать таинства, и священнодействия. По большему счёту - это церковная традиция, которая не имеет подтверждение в Новом Завете.

Важно ещё раз отметить, что в Новом Завете нет чётких указаний, как происходило возложение рук. Также в некоторых случаях трудно определить точное значение возложения рук. И не везде где в Синодальной Библии говорится о возложении рук, это отражает идею этого значения в греческом тексте.

8. Разъяснение вопроса о возложении рук и рукоположении.


Все тексты Библии, в которых ясно говорится о факте возложения рук, можно разделить по лексическому принципу на две группы:

1. Тексты, в которых слово, переведённое как «возложение» (в разных формах), соответствует греческому слову «e0pi/qesiv» (наложение, возложение): 4 стиха: Деян. 8:18; 1 Тим. 4:14; 2 Тим. 1:6; Евр. 6:2;

2. Тексты, в которых слово, переведённое как «возложение» (в разных формах), соответствует греческому слову e0piti/qhmi(класть (на); ставить (на); положить (на); полагать, возлагать): 21 стих: Мф.9:18; 19:13,15; Мк.7:32; 8:23,25; 16:18 Лук.4:40; 13:13; Деян.6:6; 8:17,19; 9:12,17; 13:3; 19:6; 28:3,8; 1Тим.5:22; Откр.1:17.

Во всех этих текстах на греческом в разных формах буквально написано «возложение рук».

Теперь об использовании слова «рукоположение». В Синодальном переводе это слово встречается дважды — в 2 Тим. 1:6 и в Деян. 14:23 — и в обоих случаях такой перевод ничем не обоснован, но обусловлен исключительно принадлежностью переводчиков к православной традиции.

Греческие слова со значением «рукополагать» и «рукоположение» совсем не встречаются в Новом Завете.[63]

А.Строк считает, что термин «рукоположение» относится к области неудачной терминологии, который может ввести людей в заблуждение из-за неправильных представлений. Поэтому, по его мнению, такие неудачные термины следует изъять из употребления.[64]

Относительно текстов 2 Тим. 1:6, и Деян. 14:23:

В первом случае (2 Тим. 1:6) на греческом этот текст ничем не отличается от остальных трёх приведённых мест, где используется одна и та же языковая конструкция.[65]

Во втором случае (Деян. 14:23) «рукоположение», хотя на греческом в этом тексте стоит греческий глагол xeirotone/w (избирать, назначать; дословно — «указывать рукой»). Это слово использовалось во времена Нового Завета при описании факта голосования или избрания, но никак не возложения рук. Оно употребляется также и во 2 Кор. 8:19, где оно совершенно правильно переведено словом «избранный» (от церквей).[66]

Таким образом, нет однозначных фактов обязательного возложения рук на пресвитеров, нет и указания, предписывающего это делать (Титу, например, было сказано поставить, а не «рукополагать»). Кроме того, назначали пресвитеров либо апостолы (Деян. 14:23), либо их представители в конкретной местности (Тимофей и Тит). Нигде не сказано о том, что церковь в этом участвовала, о чём так же свидетельствует тот факт, что ни одной церкви не были указаны принципы избрания пресвитеров.

Назначение пресвитеров в каждом конкретном случае не совершалось просто потому, что «так нужно», но было обусловлено конкретной причиной:

Павел и Варнава избрали пресвитеров в недавно образовавшихся церквах, которые нуждались в духовном попечении (Деян. 14:23);

Тимофею не было предписано обязательно поставить пресвитеров, но только в том случае, если кто-то изъявлял такое желание и соответствовал определённым требованиям (1 Тим. 3 гл.), поскольку мы видим, что в Эфесе, где Павел просил Тимофея остаться (1 Тим. 1:3), уже были пресвитеры (Деян. 20:17); Титу же было повелено поставить пресвитеров в Крите по причине крайней греховности нравов местных жителей (Тит. 1:5–16).

Кроме этих случаев, мы видим, что епископы (они же пресвитеры) были в Филиппах, о чём свидетельствует упоминание, о них апостолом Павлом в обращении к христианам этого города (Фил. 1:1).

Такова общая картина, которую нам представляет Писание относительно использования термина «рукоположение» и обряда возложения рук на пресвитеров. Пресвитеры поставлялись апостолами и их посланниками в тех местах, где не было пророков, говорящих прямое слово от Господа. Это являлось необходимой мерой для устроения Церкви Божьей, для защиты её от лжеучений по причине отсутствия канона Нового Завета в том виде, в котором мы имеем его сейчас.

9. Заключение.


В завершении этого краткого исследования, прежде всего, хотелось бы сказать о том, что тема возложения рук является более обширной, чем мне удалось её раскрыть в данной работе. Это связано с тем, что у этой темы есть ещё много граней, которые достойны рассмотрения, но которые не входили в цель моей работы.

Проделанная работа, прежде всего, оказалась весьма ценной для меня, поскольку я увидел, насколько эта тема неоднозначна, и требует детального рассмотрения.

Итак, можно с уверенностью сказать, что сегодня в практике церквей ЕХБ возложение рук следует больше относить к церковной традиции, нежели к библейской доктрине. Такой вывод основан на том, что о строгой практике возложения рук нет предписаний ни в Библии, ни свидетельств у ранних отцов церкви о систематическом изложении учения о возложении рук на протяжении почти двух веков. Исходя из этого, можно сказать, что евангельские христиане до1944 года стояли на позициях по отношению к применению возложения рук более ближе к евангельскому пониманию, чем их братья баптисты.

Но не следует радикально подходить к изменению каких-то церковных правил или установлений. Также следует согласиться с тем, что есть некоторые практические случаи, которые, не имея библейского подтверждения или указания и являясь просто церковным введением или традицией, однако, проверены временем, и оказались логически состоявшимися, например, форма проведения богослужения.

В том, что только рукоположенные служители имеют исключительное право совершать священнодействия, также есть своя логика, а именно, что в этом случае сохраняется порядок и организованность в церкви. Если, к примеру, на правах всеобщего священства каждый верующий мог бы без ограничений совершать все священнодействия, то что бы из этого получилось - кто-то кого-то где-то крестил, а другой верующий также преподал крещение другим; кому-то захотелось совершить хлобопреломление, благословение детей, новобрачных и т.д. В целом, была бы большая путаница и неразбериха, что вызвало бы ряд проблем, когда каждый бы руководствовался только своим правом как равного во Христе. Но есть первые среди равных, которые ответственны за организацию и руководство внутри общины.

Поэтому, на мой взгляд, не стоит делать каких-то резких и радикальных выводов, например, однозначно отказаться от возложения рук как от ненужной традиции, или из-за недоразумений и суеверий, связанных с возложением рук. Так как возложение рук может быть важным и ценным выражением веры, то отсутствие этого может произвести определённый ущерб.

Действительно, хотя в Новом Завете «возложение рук» выступает как обычай, соблюдение, которое не предписывается соблюдать, например, как пост, тем не менее, первые христиане практиковали возложение рук, потому что это было благословением для них. Поэтому не стоит спешить осуждать как тех, кто по нашему мнению в каких-то случаях сегодня приемлет возложение рук как важный аспект своих личных религиозных убеждений, так и тех кто по своим убеждениям не приемлет возложение рук как важное и необходимое действие. Полагаю, что в этом случае можно предоставить свободный выбор между тем, чтобы совершать возложение рук или воздерживаться от него.

[1] Hastings James. Hand // Encyclopaedia of religion and Ethics. N Y.,1914. V.6. C. 492.

[2] Там же.

[3] Didron A.N. Christian Iconography. London 1886. C. 20

[4] Там же.

[5] Hastings James. Hand // Encyclopaedia of religion and Ethics. N Y.,1914. V.6. C. 492.

[6] Риз Л Гарет. Толковый комментарий: Деяния. Минск., 1996.С.280.

[7] Риз Л Гарет. Толковый комментарий: Деяния. Минск., 1996.С.280.

[8] Строк. А. Руководство церковью. Библейские принципы. С-Пб., 2004.С.247.

[9] Brus. F. F.The acts of apostles. Michigan., 1975.C. 154.

[10] Marshall J. Howard. The acts of apostles. Michigan., 1989. C. 127.

[11] Так согласно выводам Орра в Ветхом Завете возложение рук совершались для того чтобы:
Благословить (Быт 48.14);
Определить жертву Богу (Лев 1.4);
Очистить от греха (Лев 16.21);
Очистить от осквернения (Лев 24.14);
Отождествить действия человека с действиями Бога 4 Цар 13.16.
Отделить людей: дать им особое поручение, возложить обязанности или наделить властью. (Числ 8.10, 14 27.15–23; Втор 34.9).

The International Standard Bible Encyclopaedia, 1955 ed., s.v. «Hands, Imposition of», by James Orr, 2:1335.

[12] Neil W. New Century Commentary. Acts. LONDON 1981. C.154

[13] Marshall J. Howard. The acts of apostles. Michigan., 1989. C. 127.

[14] Brus. F. F.The acts of apostles. Michigan., 1975.C. Здесь следует упомянуть, что слово «назначив» понимается по-разному. Очень часто толкование этого отрывка зависит от того, какой Церкви автор отдает предпочтение. В наше время существуют три формы церковной организации, признаваемой юридическими инстанциями - епископальная, пресвитерианская и конгрегациональная. При епископальной форме правления (например, Римско-Католическая Церковь), когда твердо придерживаются веры в наследование апостольской власти, Деян. 14:23 понимается в том смысле, что апостолы рукоположили некоторых кандидатов на духовное служение и тем самым назначили их на официальные должности. Авторы, ориентирующиеся на пресвитерианскую форму правления, где пресвитеры (как представители народа) дают приказы и указания, считают, что апостолы указывают здесь Церкви, кого избирать в качестве пресвитеров. Авторы, склоняющиеся к конгрегациональной форме правления, где конгрегация имеет голос в решении касающихся ее проблем, понимают этот отрывок как выбор старейшин членами конгрегации - под присмотром апостолов. Риз. Л. Гарет. Толковый комментарий: Деяния. Минск., 1996.С. 70.

[15] Строк. А. Руководство церковью. Библейские принципы. С-Пб., 2004.С. 103.

[16] J. B. Lightfoot, Saint Paul’s Epistle to the Philippians (New York: Macmillan and Co., 1894), page 193. Сходную мысль высказывает также Вильям Рамсей: «… ясно, что во всех новых церквах Павел назначал пресвитеров. Что касается наших предположений относительно точности и методической верности исторического повествования, мы обязаны сделать вывод о том, что этот первый случай должен был послужить образцом процедуры назначения пресвитеров во всех последующих случаях». См.: William Mitchell Ramsay, St. Paul the Traveller and the Roman Citizen, 3rd ed. (Grand Rapids: Baker Book House, 1951), p. 121

[17] Marshall J. Howard. The acts of apostles. Michigan., 1989. C.157.

[18] Polhill B. John. Acts. The New American commentary. Nashville.,1992. C.238.

[19] Стотт. Р. У. Джон. Деяния святых Апостолов. СП-б 1998.С.237.

[20] Wuest S.Kenneth. The pastoral epistles in Greek New Testament. Michigan., 1952. C.75.

[21] Lea D. Thomas. , Griffin The New American commentary. Nashville.,1992. C. 139

[22] Wuest S.Kenneth. The pastoral epistles in Greek New Testament. Michigan., 1952. C.75.

[23] Hendriksen William New Testament commentary I-II Timothy and Titus. Michigan.,1978. C.159

[24] Hendriksen William New Testament commentary I-II Timothy and Titus. Michigan.,1978.C.228.

[25] Lea D. Thomas., Griffin The New American commentary. 1,2 Timothy and Titus. C.188.

[26] Там же.

[27] Simpson E. K. The pastoral epistles. London., 1954. C. 123.

[28] Knight W.George. Michigan.,1992. C.209.

[29] Там же.

[30] Lea D. Thomas., Griffin The New American commentary. 1,2 Timothy and Titus. C.158.

[31] Строк. А. Руководство церковью. Библейские принципы. С-Пб., 2004.С. 251

[32] Матвіїв. В. Священноії пастора. Маріуполь. 1999. С. 142.

[33] Священнодействиями в церквах Евангельских Христиан Баптистов считаются: водное крещение, хлебопреломление (Вечеря Господня), рукоположение служителей, бракосочетание, молитва над больными и детьми, освящение молитвенных домов, погребение. Колесников. Н. А. Христианин! Знаешь ли как должно поступать в доме Божьем ? М. 1999. Т.1. С.41.

War II http://www.sannikov.net/Fresno/Sawansky-Rus.html
[35] Ю.Решетников, C.Санников Обзор истории евангельско-баптистского братства в Украине. Одесса 2000. С. 41

[36] Проханов И.С. О возложении рук и рукоположении. «Христианин», № 6 1924. С.84.

[37] Ю.Решетников,C.Санников Обзор истории евангельско-баптистского братства в Украине. С. 41.

[38] А. Е. Клименко О рукоположении пресвитеров и диаконов. Братский вестник № 1. 1973г.

[39] В данном случае фактором в определении воли Бога является период испытания кандидата, которого предлагает братский церковный совет. Это время ( как правило до одного года ) когда до церковь молится Богу о предложенном кондидате.

[40] рукоположение кандидата осуществляется, как правило, несколькими служителями, являющиеся пасторами и старшими пасторами.

[41] А. Е. Клименко Братский вестник № 1 1973г

. О возложении рук. http://narrowroad.narod.ru/page_v.

[43] Матвіїв. В. Священноії пастора. Маріуполь. 1999. С. 151

[44] Санников С. Возложение рук. С.19.

[45] Интервью с С.В.Санниковым. Декабрь 2005г.

Narrowroad Вероучение Евангельских Христиан Баптистов. О возложении рук. http://narrowroad.narod.ru/page_v.

[47] Интервью с С.В.Санниковым. Декабрь 2005г.

[48] Санников С. Возложение рук. С.19

[49] Матвіїв. В. Священноії пастора. С. 51

[50] В отношении младенцев и детей мы стремимся, также как и во всём, поступать в соответствии с Библией. Мы не крестим их, потому что не видим оснований в Библии для такой практики. По примеру Иисуса Христа мы совершаем молитву благословения над детьми (Мф.19,13-15), а когда они вырастают и сознательно принимают Христа своим Спасителем крестятся по вере водным погружением. Церковь евангельских христиан-баптистов «Благовестие». Внутренний устав церкви. Молитва благословения над детьми. http://chelblagovest.ru/statute.html

[51] Родительская забота о благословении детей проявлялась издревле, она должна волновать родителей и теперь. Благочестивые родители искали того, чтобы их дети получили благословение (Быт. 48:10-20), этому служению они предавали большое значение (Прит.10:22; Быт.27:34;) http://rusbaptist.stunda.org/svdejstv.htm Колесников. Н. А. Христианин! Знаешь ли как должно поступать в доме Божьем ? М. 1999. Т.1. С.41. С. 56.

[52] Санников С. Возложение рук. С.20.

[53] Необходимость специальной молитвы благословения обусловлена тем, что любой ребёнок рождается в мир грешником и чтобы он наследовал жизнь вечную мы совершаем то, что делал Иисус. Мы верим, что благословлённые дети наследуют Царство Божие. Это спасительное благословение действенно только до момента, когда они сами будут способны различать добро и зло, понимать смысл Благой вести и принимать решение принять её или отвергнуть. Церковь евангельских христиан-баптистов «Благовестие». Внутренний устав церкви. Молитва благословения над детьми. http://chelblagovest.ru/statute.html

[54]Санников С. Возложение рук. С.20.

[55] Это дополнительная возможность которую мы открываем для своих детей приблизится к Богу, получить больше милости то есть мы открываем дополнительные каналы для благословения Божьего. Бог всех детей благословляет не зависимо возлагали на них руки или нет но те которые получают благословение в церкви получают дополнительные возможности, но при этом есть и ответственность. Однако здесь не всё до конца ясно, в 1Кор. Павел пишет что дети которые рождаются в семьях где хотя бы одна половина верующая то тогда их дети святы , здесь святость нужно понимать не с смысле безгрешности а имеется ввиду посвящённость Богу с самого детства. Это по аналогии я отношу к моменту благословения в церкви. Т.е. дети в этот момент становятся более святыми , более посвященными, и здесь это имеет большое значение , но на сколько, это вопрос ещё не исследованный. Интервью с С.В.Санниковым. Декабрь 2005г.

[56] Санников С. Возложение рук. С.21

[57] Есть мнение, что в данном контексте не подразумеваются абсолютно все больные: «Хромые, слепые и увеченные не относятся к больным и немощным. Поэтому преданные благодати служители не могут совершать над ними молитвы с возложением рук. Но таковые могут получать исцеление при действии дара веры и даров исцелений, которые даются не через возложение рук священства, а по воле Духа Святого, как Ему угодно. “Иному вера, иному дары исцелений тем же Духом, разделяя каждому особо” (1Кор. 12.9-10). Христианский портал Евангелие. Учение о возложении рук http://www.evangelie.ru/books/Forum1/HTML/000009.html

[58] Строк. А. Руководство церковью. Библейские принципы. С-Пб., 2004.С.95.

Христианский портал Евангелие. Учение о возложении рук http://www.evangelie.ru/books/Forum1/HTML/000009.html

[60] Санников С. Возложение рук. С.21

[61] Здесь важно присутствие субъективного фактора веры с обеих сторон. Возложение рук тем и отличается от обычного прикосновения, ведь можно просто возложить руки на голову какого-то человека и никакого отождествления не произойдёт, потому что возложение рук - это только внешний знак духовного процесса если это так то тогда оказывается что духовный процесс во многом зависит от духовных или не духовных явления, которые есть у того, кто возлагает руки и на кого возлагают руки. То есть должен возникнуть контакт, духовный мост между этими людьми, а возложение рук будет внешним знаком, который это отождествляет.

[62] Интервью с С.В.Санниковым. Декабрь 2005г.

[63] Plummer Аlfred. The Pastoral Epistles N.Y., 1903. С.221

[64] Строк. А. Руководство церковью. Библейские принципы. С-Пб., 2004.С. 252

[65] В украинском Переводе Огиенко и в английском Переводе Короля Иакова, в этом месте написано «через возложение рук», что более точно отражает язык оригинала в данном месте

[66] Роджерс Л. Клеон .Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета. СП-б ., 2001. С.644




Количество просмотров 11445
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна