Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«В бесконечной вселенной обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума». (Альберт Эйнштейн)

Жизнь с Богом – это накал борьбы

В седьмой главе Послания к Римлянам (7:14-25) апостол Павел изображает человека, раздираемого внутренними конфликтами, благочестивые желания которого раз за разом разбиваются о скалы невозможности, человека, который страстно желает делать доброе, а получается «как всегда». Кто этот человек? Нормальный зрелый верующий или «незрелый»?1 Просто погибший грешник? Или что-то среднее? «Душа, которая уже пробуждена, но находится еще в состоянии греха, знает волю Божию, но не исполняет ее…»?2 Человек, которого «закон пробудил, а благодать еще не преобразила»?3 Может, это «невозрожденный человек в момент своего наивысшего нравственного прозрения»?4 Христианин, живущий под законом? Как назвать человека, который будто бы слишком порабощен грехом, чтобы быть верующим, но в то же время слишком любит все Божье и слишком ненавидит грех, чтобы быть неверующим?5 Не прав ли Мартин Ллойд-Джонс, который пишет, что такие люди «не являются ни возрожденными, ни невозрожденными»?6

Из контекста логично предположить, что Павел продолжает говорить о верующем, даже о себе, хотя, правда, мы не можем объяснить все связанные с этим текстом и Посланием к Римлянам вопросы. Сам апостол Павел останавливается в изумлении. Помните, как он заканчивает 11 главу, завершая тему избрания и спасения? «О бездна богатства, и премудрости, и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» (11:33). Нельзя сказать, что Писание так сложно, непонятно, но в нем много тайн, парадоксов. И еретики, как отметил еще древний богослов Ириней, отвергают парадокс в пользу ложных ясности и точности.7 Но ясно и просто не значит правильно. Далеко не всегда можно получить простые ответы на сложные вопросы. Особенно это верно в отношении апостола Павла, в посланиях которого даже Петр находил нечто «неудобовразумительное» (2 Пет. 3:16).

И жизнь христианина сложна. Да, внешне она может быть тихой и безмятежной, но внутри – буря, конфликт, война. Вполне возможно, что эту борьбу Павел переживал даже тогда, когда писал послание. Можно ли представить стратегически более благоприятный момент для нападок сатаны? Нельзя ли допустить, что сатана боялся тех плодов, которые принесет Послание к Римлянам?8

Жизнь с Богом – это всегда борьба. Религия (вера) «не выводит человека из проблематики греха, но по-настоящему вводит в нее».9 «Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:17). Греховные мысли настигают человека даже на собрании верующих. В нас «ежесекундно совершается выбор между соблазном и верой».10 Как и апостолу, нам приходится усмирять и порабощать тело, дабы, проповедуя другим, самим не остаться недостойными (1 Кор. 9:27). Конечно, характер борьбы меняется время от времени. Часто битвы сменяются затишьем, и мы наслаждаемся миром и покоем. Кроме того, разные верующие по-разному переживают эту борьбу: кто-то побеждает легко и изящно, кто-то отдает последние силы; но, в целом, духовная битва не заканчивается в течение всей жизни.

Но о какой борьбе речь, если мы умерли для греха? Да, это правда. Но духовную жизнь нельзя разложить по полочкам. Посмотрите, как апостол Павел использует слово «мертвый». Мы были мертвы по грехам и преступлениям нашим (Еф. 2:5; Кол. 2:13), потом мы умерли для стихий мира (Кол. 2:20), и уже после всего этого умершие призваны умертвить земные члены (Кол. 3:5), а кроме того, мы ежедневно умираем (1 Кор. 15:31).

Апостол Павел начинает с факта признания греховности нашей природы. «Я плотян…» (Римл. 7:14). Каждый христианин плотян в том смысле, что порочен сам по себе.11 Наша плоть низшая, физическая жизнь12 настроена на грех. В каждом верующем (и ни в ком другом!) присутствуют два принципа: грех и благодать, плоть и дух, закон членов и закон ума. Мы думаем, что можем снять с себя греховность, как грязную одежду. Но как это сделать, если наша греховность – мы сами, если врага видим в зеркале, если грех живет в нас?!

Все грешат. Самый благочестивый, самый лучший из читателей не может похвалиться абсолютной святостью. Иаков признает, что «все мы много согрешаем» (Иак. 3:2). Иоанн усиливает эту мысль: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Иоан. 1:8). Если кто почитает себя совершенным, так только потому, что он или не понимает сущности греха, не понимает, как грех слился со всем существом, так что поступки лишь вершина айсберга, или же сравнивает себя с другими, пусть верующими, а не с Иисусом. Но взгляните на Иисуса, подумайте об этом воплощении доброты и святости, и вам ничего не останется, как только повторить вслед за Петром: «Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный» (Лук. 5:8).

В процессе духовного возрастания накал борьбы не снижается. Напротив, зрелый верующий видит грех там, где раньше его не замечал. Он все больше и больше сознает свое несовершенство! Шотландский толкователь Роберт Холдейн мудро заметил, что «люди сознают себя грешниками прямо пропорционально своему познанию святости Бога и Его закона».13

Но до какой степени христианин может делать злое? Если я не хочу красть, но краду, не хочу лжесвидетельствовать, но обманываю, если живущий во мне грех заставляет делать зло – это нормальный процесс духовного роста? Если я порабощен алкоголем, меня можно назвать верующим? А если у меня привязанность к компьютерным играм? Музыке? Страсть к объедению?.. На каком уровне идет борьба?

Другие тексты Библии вносят определенную ясность. Некоторые поступки, например, категорически неприемлемы. «А блуд, и всякая нечистота, и любостяжание [жадность, страсть к деньгам] не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф. 5:3).

Еще один текст. «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии [?], ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники [грабители] – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6:9-11).

Идет ли речь о борьбе? Только о победе!

А с чем мы боремся? В одном христианском журнале я прочитал список грехов, которым противостоят верующие: боязливость (Нав. 1:9; хотя см. Откр. 21:8), пренебрежение в воспитании детей, уклонение от общения со святыми, оставление собраний, неделание добра, нелюбовность. Другие добавляют к этому раздражение, зависть, ропот, лесть, празднословие, смехотворство, списывание, нарушение ПДД и налогового законодательства, вредные привычки, беспокойство и т. п.

Но, скорее, правильным будет говорить не о каких-то определенных грехах, а об отношении к греху. Является ли грех произвольным, умышленным или нет? Дело в том, что для неверующего грех – образ жизни, его «специальность». Скажем, я могу сделать в кои-то веки книжную полку, но не являюсь столяром, это не мое профессиональное занятие. Так же и с грехом. Верующий может оступиться, но не будет жить в грехе. Грех не его специальность. У христианина другое отношение к греху: он его ненавидит и хочет избавиться от него. Пуританский писатель Томас Уотсон заметил, что один из верных признаков очищения – «это антипатия к греху… Лицемер может оставить грех, но тем не менее любить его». 14 Верующий испытывает отвращение к греху. Одного брата спросили: «Ты все еще грешишь, так что же поменялось?» Он ответил: «Раньше я бегал за грехом, теперь – убегаю от него». Другое дело, не всегда удается убежать, порой мы спотыкаемся… но встаем и снова поднимаемся. А со временем учимся побеждать быстрее. У нас появляются навыки победоносной жизни, и мы восклицаем: «Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим» (Римл. 7:25).

Благодарю за что? Есть уверенность в победе. Христос позволяет от скорби бессилия главы седьмой перейти в торжествующий мир восьмой главы. Сила Евангелия позволяет побеждать грех, если мы взираем на Начальника и Совершителя веры Иисуса (Евр. 12:2). (Проблемы начинаются, когда мы взираем на грех, когда концентрируемся на грехе, когда думаем о грехе. Таким образом мы не побеждаем, а наоборот, привязываемся к греху.)

Спасение и проблема греха

Прочитанный текст поднимает много вопросов. Прежде всего, перед нами проблема греха в жизни верующих. Как совместить грех и победоносную жизнь в Духе? В попытке разрешить парадокс некоторые говорят о моральном совершенстве верующих («перфекционизм»). Перфекционисты часто ссылаются на тексты Библии, говорящие о совершенстве (Матф. 5:48; Еф. 4:13; 1 Фес. 5:23), но слово «совершенный» обычно не означает безупречности, абсолютной моральной чистоты, а соответствие определенным требованиям, полноту. Учение о достижении совершенства здесь, на земле, – опасное заблуждение, поскольку оно пренебрегает библейской истиной и реальностью жизни. Вообще, когда я встречаю человека, который говорит о совершенстве, меня не сильно удивляет тот факт, что потом этот человек впадает в тяжкий грех. Впрочем, не потом. Грех был в начале. Грех гордости, самоправедности, грех осуждения других. В свою очередь, сознание своей греховности смиряет нас, подавляет самонадеянность, ведет к пониманию зависимости от Бога, и мы все больше и больше уповаем на Него.

Надо понимать, что моральное совершенство принадлежит будущему, а сейчас мы в процессе роста, который не может быть завершен «до дня Иисуса Христа» (Филип. 1:6).15 Покаяние (или исповедание грехов) только начало пути с Богом. Далее мы шаг за шагом подчиняем себя Христу, Он все больше завладевает нашим сознанием, мышлением, и мы возрастаем в святости. Спасение во всей его славе здесь, на земле, не завершается. Есть известная богословская формула, которая хорошо описывает эту напряженность, двойственный характер жизни верующих. «Уже, но еще нет». Мы уже спасены, Его благословения переполняют жизнь (Еф. 1), но полнота благ принадлежит будущему.

Конечно, мысль о грехе продолжает тревожить нас. Не только мое прошлое, но и настоящее небезупречно. Только на этой неделе я два раза предавался греху жадности, завидовал успеху брата, не сдержал себя, выполняя обязанности главы дома, и чуть не задремал, читая Библию… Также наблюдался недостаток смирения, два раза я отягчал сердце суетой и один раз (не по своей вине) объедением. (Не будем говорить о моих мыслях.) Могу ли я быть уверенным в спасении? Может ли Господь гарантировать мне спасение?

Слава Богу, благодать предназначена не для праведников, а для грешников. Бог оправдывает, когда мы смиряемся перед Ним, исповедуем грехи, убегаем от греха. Бог трудится во мне, чтобы преобразить мою жизнь в образ Христа. А я участвую в этом труде, как и вы. Ведь мы хорошо знаем свои слабости, свои поражения, знаем, что мешает духовному росту. Может быть, это простое пристрастие к Интернету, или похотливые мысли, или невоздержанный язык, или раздражение. Понесем свои недостатки и грехи Богу в полном осознании того, что мы зависим от Его воли, Его могущества.

А если вы победите грех (привычку, пристрастие), проблема останется. Когда подниметесь на эту вершину, откроется другая. И борьба продолжится, ведь предела совершенству нет. Только Он абсолютно чист, а мы еще в пути, мы еще поднимаемся на вершины.

Пусть Господь благословит нас преображаться в тот же образ – образ Христа.



Стотт Дж. Послание к Римлянам. – Санкт-Петербург: Мирт, 1999, с. 237.

2 Генри М. Толкование на книги Нового Завета. Т. 5. – Gouda. Holland: Dutch Reformed Tract Society, 1999, с. 208.

3 Генри М. Толкование на книги Нового Завета. Т. 5, с. 209.

4 Харчлаа П., ред. Толкование новозаветных посланий и книги Откровение, 1989, с. 160.

5 МакАртур Дж. Толкование книг Нового Завета. Послание к Римлянам, главы 1-8. – Send International, 1980, с. 384.

6 Martyn D. Lloyd-Jones, Romans. The Law: Its Function and Limits (The Banner of Truth Trust and Zondervan, 1973). Стотт Дж. Послание к Римлянам, с. 262.

7 Kenneth Leech, Experiencing God: Theology as Spirituality (New York: Harper&Row, 1985), 25. Малхолланд Р. Приглашение к путешествию. Дорожная карта духовного формирования. – С-Пб.: Вера и святость, Библия для всех, 2009, с. 163.

8 Лукадо М. В деснице благодати. – С-Пб.: Шандал, 2008, с. 166.

9 Барт К. Послание к Римлянам. – Москва: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005, с. 237-238.

10 Барт К. Послание к Римлянам, с. 13.

11 Холдейн Р. Послание к Римлянам. Пояснительный комментарий, 6-10. – Одесса: Христианское просвещение, 2008, с. 138.

12 Толковая Библия. Т. 3. Новый Завет. – Петербург: Издание преемников А. П. Лопухина, 1911-1913, с. 459.

13 МакАртур Дж. Толкование книг Нового Завета. Послание к Римлянам, главы 1-8. – Send International, 1980, с. 397.

14 МакАртур Дж. Толкование книг Нового Завета. Послание к Римлянам, главы 1-8, с. 386.

15 МакАртур Дж. Толкование книг Нового Завета. Послание к Римлянам, главы 1-8, с. 326.





Леонид Михович


http://
krinica.org/

www.gazetaprotestant.ru

Количество просмотров 2036
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна