Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия – необыкновенная книга. Она Живое Существо, побеждающее все ей противостоящее». (Наполеон)

Беспристрастная справедливость Божия в Его судах

«Те, которые не имея закона согрешили, вне закона и погибнут, а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, потому что не все слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут; ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, – в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков чрез Иисуса Христа». (Рим. 2, 12-16)

Это заявление стало решающим наступлением; Павел повел его против самоуверенности иудея и «христианина», а также против моей и твоей самоуверенности, в которой иудей окопался против спасительного благовестия. Поэтому Павел еще усиливает это наступление. Должно быть ясно: грех производит погибель – и только грех, притом в равной степени грех иудея, как и грех язычника. Грех язычника совершается «без закона», но это обстоятельство не делает его невинным и извинительным: «Те которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут». Грех же иудея совершается «под законом», а потому и не является легким и без последствий: «А те, которые под законом согрешили, по закону осудятся». Иудей, однако, возражает и говорит: мы ревностно изучаем Библию, мы исследуем точнейшим образом всякое постановление закона. Каждую субботу мы находимся в синагоге и слушаем закон.

Неужели все это лишено значения? Как знающий Библию, ты должен был бы знать, возражает Павел, что «не слушатели закона праведны пред Богом, а исполняющие закон оправданы будут». Являешься ли ты таким исполнителем? В состоянии ли ты обратить внимание Божие на такие дела?

Но вот проклятие все еще тяготеет над язычниками, и ты, апостол язычников, не можешь воспрепятствовать нам торжествовать! Павел возражает смелыми словами! Оказывается, что нам не нужно напоминать ему, когда он изображает гибель человечества, о том, что в этом человечестве проявлялось порою нечто доброе и благородное. Это известно Павлу; он познакомился лучше нас во время своих путешествий с разными людьми и с разными человеческими обстоятельствами и отношениями, да это известно ему и из его душепастырского опыта. Об этом опыте он и говорит сейчас.

Совершенно верно, у язычников нет закона, они не в состоянии ни изучать его, ни толковать. У них нет никаких школ, нет и книжников. Но мы сами в состоянии уяснить себе из закона, что требованиям закона может удовлетворить лишь одно: исполнение закона! А вот существуют еще язычники, которые «по природе законное делают». Иудею приходится согласиться с тем, что «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они доказывают, что дело закона у них написано в сердцах».

Павел обращает наше внимание на такое положение дел, к которому и мы христиане должны отнестись серьезно. В окружающем нас мире ни в коем случае все не является только тьмой и грехом. Вопрос обстоит совершенно не так, будто человек впервые из Библии узнал, что хорошо и что плохо, а также то, что составляет волю Божию. Правда, Павел вновь высказывается с весьма обдуманной сдержанностью. Он не является представителем «естественного закона». Он совсем не рассуждает так, как мужи просвещения, будто откровение Божие и «закон», собственно, совершенно не нужны, разве лишь для «воспитания человеческого рода» (Лессинг, Гердер), потому что сердце человека обнаруживает, что все это уже по природе начертано в его нравственном сознании, что иудею говорит его закон. Такие мнения широко распространились, они и сегодня господствуют во многих умах и приводят к равнодушному отношению к Библии. Подобных мыслей нет у Павла. Он не говорит: «Они свидетельствуют о том, что закон Божий начертан в их сердцах». К сожалению, таким именно образом очень часто толкуют и читают это место, но толкуют и читают ошибочно. Ведь это же неверно. Сколько ошибочных и мрачных представлений существует в нравственности народов, у которых нет ничего общего с ясной, светлой волей Божией. Как недостает всем этическим воззрениям язычников проникновение в объем закона Божиего. Как далеки даже самые благородные из язычников от правильного понимания «любви», как «полноты закона» (глава 13). Поэтому Павел только и говорит: «Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах». И язычник, человек, не имеющий откровения Божиего, обнаруживает, что в сердце его начертано отдельное дело закона, то или иное, которое он должен выполнить по воле Божией в определенном положении. Не более, но и не менее.

Павел так серьезно относится к действительности этих процессов, что ожидает, что они оправдают себя пред Богом в день Его судов. Поэтому и предложение, которое мы имеем теперь в нашем тексте, нельзя было построить иначе, а только следующим образом: «Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить». Заметим, что выражение «показывают» фактически соответствует юридическому языку того времени. Уже сегодня имеются «свидетели» того, что откроется в тот день, потому что дословно сказано «свидетельствует». Это прежде всего собственная «совесть» человека. Совесть – это глубокое и таинственное явление. Грех называл ее «сопутствующим знанием». Мы носим в себе тайного спутника нашей жизни, который произносит приговор над нашей жизнью. Этот приговор не зависит от наших желаний. Не во власти человека пробудить совесть, но и не во власти его заставить ее молчать. Она является неподкупным свидетелем, голоса которого нельзя не слушать безнаказанно. Вот поэтому Павел настойчиво брал под защиту даже заблуждающуюся совесть (1 Кор. 8, 9-13; 10, 27-29); в совести он усматривал ту инстанцию в человеке, к которой обращено благовестие истины (2 Кор. 4,3). И в нашем тексте приписывается ей серьезная и важная роль.

Нельзя с уверенностью решить, как нам следует далее сформулировать это высказывание. Зависит ли последующее от вступительного начала: «О чем свидетельствует…»? Если да, тогда Павел в следующих словах: «И мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую,» – более подробно опишет процесс действия совести. Когда говорит наша совесть, тогда пробуждаются наши мысли и обвиняют или защищают нас. Нам всем известны эти внутренние диалоги. Они происходят очень глубоко, втайне, в самые тихие часы наших сердец. Часто даже самые близкие и самые любимые нам люди не подозревают о том, что происходит в нас, что обвиняет и что оправдывает нас. Но вот Бог «в день» тот как раз и будет «судить тайные дела человеков». Тогда именно вполне обнаружится все то, что совершалось в нас втайне и окажется «свидетелем» на суде Божием. Слова «одна другую» можно бы понимать в смысле сношения друг с другом. В таком случае можно было бы утверждать, что мы не являемся одинокими отдельными существами, остающимися исключительно наедине с собственной совестью, а находимся в общении друг с другом, в постоянном диалоге друг с другом и обвиняем друг друга и оправдываем друг друга и таким образом свидетельствуем о том, что «дело закона написано у нас в сердцах». Эти беседы людей друг с другом были бы тогда наряду с совестью еще одним «свидетелем», которого Бог может призвать в день Своего суда.

Как бы Павел ни понимал те мысли, которые то обвиняют,то оправдывают друг друга, несомненно наступит день, «когда, по благовестию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа». Слово это вызывает в нас удивление: неужели это весть о суде, которое совершит «благовестие»? Разве суд не является прямой противоположностью «благой вести», разве это слово не вызывает в нас страха и ужаса?

Мы находимся в необозримом движении человеческой истории. Сколько неправды совершено в этом сумбурном мире! Сколько страданий причинила эта неправда! Сколько явной лжи и коварной видимости, но и сколько истинных стремлений и борьбы! Сколько крайне запутанных сплетений добра и зла! Мы не в состоянии воспроизвести ясную и поистине правдивую картину только тех событий, которые мы сами пережили. Как ошибочны были все приговоры, которые произносились в ходе истории земными судами и человеческими книгами над отдельными личностями, над движениями и народами! Но вот наступит день, когда все это окажется явным, когда положен будет конец всякой видимости и лжи, когда обнаружится сокрытое и когда над всей огромной мировой историей произнесется явный и праведный приговор – и это поистине «Евангелие». Не имея этой уверенности, нельзя было бы вынести бремени жизни. И если даже этот день окажется «днем гнева», если в этот день огонь Духа Святого неудержимо пожрет всякое зло, то не следует ли нам с трепетом радоваться этому дню?

Однако с трепетом! Потому что день этот, в который Бог будет судить тайные дела человеков, касается и нас. Пусть суд над Церковью совершится в другой час этого дня, потому что Церковь впоследствии должна принять участие на этом суде на стороне Судьи над миром (1 Кор. 6, 2), Павел с серьезной настойчивостью возвестил как раз коринфянам об этом осуждении всего тайного и сокровенного. «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит сокрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1 Кор. 4, 5). И в этом послании Павел подобным образом напоминает судящим других братьев о серьезности и им предстоящего суда: «А ты что осуждаешь брата твоего? Или ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим. 14, 10 и 12).

Убедимся ли мы также и в том, что на этом суде «слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых Иудею, потом и Еллину» будет участью каждого из них? Не является ли это только теоретическим предположением, только принципиальной конструкцией, потому что фактически нет человека, который творил бы только добро? Павел мыслит иначе. Он убежден, что «дело закона», начертанное в сердцах язычников, как раз и обнаружится в день суда. Нам необходимо еще раз заново прочесть его предложение, касающееся суда. Почему же он подчеркивает, что суд совершится «по его благовествованию»? Об этом суде уже давно говорили пророки. Каждому иудею было оно известно. Однако Павел говорит что-то фактически новое и решающее. Бог будет судить тайные дела чело-веков по его благовествованию. Иисус является Судьей мира. Вот о чем прежде всего возвещает нам проповедь Павла. И Иисус собственными устами сказал нам в Ев. от Матф. 25, 31 и след., как Он совершит суд – суд над «народами».

Неужели они являются пред Ним массой, обреченной на погибель, которая окончательно низвергнется в ад? Ни в коем случае! Иисус уже знает те бесчисленные сонмы из язычников, которые, как «благословенные Отца Его», наследуют Царство. Это то же именно, что Павел имеет в виду в нашем отрывке. Неужели это соблазняет нас? Тот, кто любит Бога и людей, способен только радоваться этими славными перспективами, которые Иисус открыл рабу Своему Павлу.

Но, может быть, Павел как раз погубил то, что он хотел достичь всем этим отрывком – возникновение вопроса о спасении в страхе перед судом? Не скажем ли мы теперь: если дело обстоит таким образом, то, может быть, и иудею, и греку, и мне следует подождать и посмотреть, что же обнаружится на этом суде? Может быть, и я принадлежу к язычникам, в сердцах которых начертано дело закона, и тогда я окажусь в числе «благословенных Отца», которых Иисус поставит одесную? Неужели ты действительно хочешь положиться на это «может быть»? Тогда ты уже сам себе произнес приговор и точно так же пренебрег святой твердостью Божией, направленной против греха, как и благостью Иисуса, которая не оставляет без воздаяния ни одного дела милосердия.

Будем же с радостью ликовать, если в тот день еще очень многие окажутся записанными в книгу жизни и удостоятся блаженства. Ты же и я – оба в состоянии после всего, что прочли о грядущем суде и неумолимом огненном гневе, задаться только единственным вопросом: существует ли действительное спасение для виновных и погибших?


Вернер де Боор




www.gazetaprotestant.ru


Количество просмотров 1806
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна