Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!» (Фёдор Достоевский)

Христианская музыка. Что это?

Понятие «христианская» и «нехристианская» музыка приходится слышать часто как от самих музыкантов, так и от людей, далёких от музыки.

Музыка не оставляет равнодушным никого, поэтому она является неотъемлемой частью человеческой жизни.

Много споров происходит вокруг этой темы и когда речь идёт об использовании музыки в церковном служении, и когда мы говорим о концертном исполнении христианского репертуара.
Вопрос: стоит ли разделять музыку на «христианскую» и «нехристанскую»? Не правильнее ли было бы оценивать её прежде всего с точки зрения её художественной значимости (то есть насколько проявляется в ней авторский талант) - независимо от того, вокальная это музыка или инструментальная, а также уровня (или качества) исполнения (бывает так, что хорошую музыку исполняют из рук вон плохо, и наоборот).

Для аналогии можно привести пример из Писания. Все знают, что в Библию помимо пророческих книг входят также книги поэтические. Они являют собой образцы высокой поэзии, потому что написаны талантливыми авторами. Все, кто их читал, согласятся с этим. Примерно то же самое происходит в музыке. Поэтические источники дошли до нас благодаря тому, что были зафиксированы в письме, поэтому сейчас мы имеем возможность наслаждаться и красотой стихов, и черпать из них сокровища премудрости. А вот древние музыкальные образцы мы не можем оценить по той причине, что нотная запись была изобретена намного позже. Но ведь музыка всё равно существовала, и наверняка во всём музыкальном разнообразии древнего мира были и гениальные сочинения, и сочинения попроще.

А какая музыка звучала в храме Соломона –христианская или нет?

В современном мировом музыкальном «социуме» одновременно сосуществует и звучит музыка самая разная, и разобраться в этом шквале звуков бывает непросто не только немузыканту, но и музыканту тоже.

В ХХ веке академическая (или профессиональная) музыка, которая господствовала на концертной эстраде на протяжении нескольких столетий, чрезвычайно «академизировалась», перешла в область элитарности, интеллектуальных поисков и даже, говоря, современным языком, «инноваций» (вспомним, например Скрябинские опыты в области светомузыки). Две мировые войны, сильнейшие социальные потрясения рубежа ХIХ-ХХ столетий буквально перевернули вверх дном сознание человечества. Конечно же, это отразилось на творчестве деятелей искусств, в том числе и на тех, кто творил в области музыкальной. Профессиональные композиторы тоже пытались осмыслить происходящее.

Если мы послушаем музыку Пендерецкого, Шостаковича, Прокофьева, то услышим и даже «увидим» в ней всю панораму трагедии человеческой цивилицации, целенаправленно занимающейся своим самоуничтожением.
В том же ХХ столетии начала развиваться другая музыка, которую сейчас мы называем «популярной». У её истоков лежал джаз.

Уставшее человечество теперь предпочитает слушать музыку более «лёгких» жанров: песня, композиция, мюзикл (ну ещё рок-опера). Королевой эстрады стала песня.

А что происходит в Церкви (имеется в виду протестантская Церковь)? Многие сейчас стремятся музицировать и быть полезными именно в музыкальном служении. Это понятно: музыкальное служение, помимо своей основной цели – прославления Бога и распространения Благой вести, - имеет в себе неисчерпаемые возможности для личного творческого самовыражения, что само по себе для человека очень важно. Тут бы порадоваться: как всё хорошо!

Но хорошо как раз не всегда получается. Есть преткновения, которые подстерегают практически всех – и музыкальных служителей, и их слушателей. Выражается это в высказываниях вроде: «не те песни поёшь», «не ту музыку играешь», «слишком громко поёшь» или «слишком громко играешь» или «эта песня духовная, а та недуховная» и т.д. В результате недовольны и служители, и прихожане. Много случается из-за этого конфликтов, переживаний, разочарований и уходов из Церкви.

В последнее время, правда, церковная аудитория стала менее категоричной в своих оценках, проявляет лояльность к музыкальным служителям, хоть и не везде. Это, наверное, хорошо, потому что даёт больше возможности для творческих поисков, меньше сковывает молодого исполнителя, который и без того в себе не очень бывает уверен.
1-я книга Паралипоменон содержит сведения о том, каким было музыкальное служение в древности. Это важно для формирования представлений о том, каким может быть музыкальное служение сегодня.

Ещё царь Давид уделял музыкальному служению большое внимание. Значительная часть левитов была отделена именно для музыкального служения при храме – всего 4 000 человек. Царь Давид сделал музыкальное служение важной и неотъемлемой частью храмовых обрядов, возвёл его на один уровень со всеми остальными службами при Храме. Давид внёс большой личный вклад в развитие музыкального служения, стал изобретателем музыкальных орудий (инструментов), в частности органа, и автором и исполнителем многих псалмов:
«А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах». 2 Царств 6:5
Он вывел музыкальное служение на высокий уровень (до правления Давида такого подъёма музыкального прославления не было):
«Певцы же, главные в поколениях левитских, в комнатах храма свободны были от занятий, потому что день и ночь они обязаны были заниматься искусством своим. Это главы поколений левитских, в родах своих главные. Они жили в Иерусалиме.» 1 Паралипоменон 9:33-34
25 глава этой же книги содержит интересные подробности об организации самого процесса музыкального служения:
«И отделил Давид и начальники войска на службу сыновей Асафа, Емана и Идифуна, чтобы они провещавали на цитрах, псалтирях и кимвалах, и были отчислены они на дело служения своего…
И дал Бог Еману четырнадцать сыновей и трёх дочерей. Все они под руководством отца своего пели в доме Господнем с кимвалами, псалтирями и цитрами в служении в доме Божием по указанию царя или Асафа, Идифуна и Емана. И было число их с братьями их, обученными петь пред Господом, всех, знающих сие дело, двести восемьдесят восемь. И бросили они жребий о череде служения, малый наравне с большим, учители наравне с учениками».

Давид очень хорошо понимал, какую силу воздействия имеет музыка на слушателя. Возможно, он понял ещё это тогда, когда ему приходилось играть перед Саулом. И уже будучи облачённым государственной властью, сделал музыку важнейшим инструментом как служения в Храме, так и духовного воспитания своего народа.

Каждый музыкальный служитель обязан понимать, что его служение очень ответственное именно из-за силы воздействия, которой обладает музыка. Другими словами, в его руках находится очень мощное оружие. Оно может и созидать, и разрушать.
Музыкальный служитель не имеет права плохо играть или фальшиво петь. А таковых в Церквах много – плохо играющих и фальшиво поющих и непонимающих того, что нельзя списывать на Благодать своё неумение. Некачественное прославление вряд ли имеет созидательную силу. У Давида левиты в специальных комнатах день и ночь упражнялись в своём искусстве. Много ли современных служителей могут то же самое сказать о себе? Что они также усердно работают над своим исполнительским мастерством?

Нет, немного.

Как грибы после дождя возникают всё новые и новые вокально-инструментальные группы, солисты, пытающиеся как-то заявить о себе, а исполнительский уровень у всех примерно один и тот же и - одинаково низкий. Всё время говорят о «рынке» христианской аудиопродукции, о «раскрутке» групп и т.д. Но никто не обсуждает качество музыки и текстов, которое обусловило бы существование этого рынка и конкурентноспособность этой самой продукции. Никто из групп или солистов не подвергается никакой мало-мальски конструктивной критике. А откуда ей взяться?

Если бы христианским музыкантам был сделан вызов, кто осмелился бы, подобно Давиду, выступить и защитить на музыкальном ринге честь Господа? (Мы знаем, что Давид не только умел петь и играл здорово, но был метким стрелком и вообще умным человеком). Хотелось бы увидеть таких смельчаков. Они наверняка найдутся, но смогут ли одержать победу?..
Из этой ситуации, кажется, есть выход. Во-первых, необходимо повышение личной ответственности служителя. Это каждый должен сделать самостоятельно, наедине с Богом и своей совестью.
Нужно объективно оценить себя и спросить: что я умею и чего я не умею? И что нужно сделать, чтобы научиться тому, чего я пока не умею? Какие для этого у меня есть возможности?
И ещё. Может быть, не стоит пытаться внедряться в поп индустрию методом «раскруток» и других подобных приёмов? Может, нужно пойти другим путём, - тем, которым пошёл когда-то Давид? Он старался сделать прославление достойным Того, для которого оно предназначено. Заметьте: не достойным занять место на «рынке», а достойным самого Бога! Возможно, такой взгляд на проблему прославления кое-что подсказал бы всем нам.

Оксана Беленькая специально для www.protestant.ru


Количество просмотров 3405
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна